Автор: Матвевнина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 20" г. Усинска
Населённый пункт: Республики Коми
Наименование материала: проект
Тема: "Четыре стихии"
Раздел: дошкольное образование
Четыре стихии
Выполнила:
Матвевнина Н.А
г.Усинск 2023г.
Название
проекта
Вид проекта
Длительность
Участники
проекта
Области
«Четыре стихии»
Творческий, познавательно-
исследовательский
Краткосрочный
Дети старшей группы (4-5 лет),
воспитатели, родители
Социально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие,
познавательное развитие, речевое развитие,
физическое развитие.
Земля, воздух, вода, огонь... Четыре стихии, которые лежат по некоторым представлениям в
основе и человека, и мироздания. Из древне люди считали, что ими руководят боги, которым
необходимо поклоняться. Позже – почитали и уважали эти могучие явления. В настоящее время, в
эпоху науки и прогресса, человечество сумело сделать массу открытий, но обуздать и понять до
конца эти четыре составляющих мира пока не под силу никому.
Формирование в дошкольном возрасте элементарных представлений и понятий о воде, огне, земле
и воздухе – основа физических, химических, географических, алгебраических, геометрических и
других знаний в будущем. Умение ориентироваться в понятиях, осознание свойств явлений и
отношений обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически
правильной. Знания о роли стихий в жизни человека расширяют кругозор, развивают
познавательный интерес.
Цель проекта: Помочь понять значение каждой стихии
для
жизни
человека,
способствовать
формированию
представлений, знаний о неживой природе.
Задачи проекта:
•
Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде, земле, воздухе и
огне в процессе совместной деятельности.
•
Создать условия для самостоятельной деятельности в уголках группы.
•
Возбудить интерес к стихиям Земли. Привить к ним уважительное
отношение.
•
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;
•
Воспитывать уважительное отношение к миру, природе.
•
Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в
связи с человеком;
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
- Поисковая работа по подбору дидактического,
иллюстративного, литературного, аудио и видео материала
(ИКТ)
- Подготовка материалов для организации творческой
деятельности детей, детской лаборатории.
- Оформление холла ДОУ, оснащение РППС в группе по теме
(альбомы, картотеки, буклеты)
Основной
Стихия «Вода»
- Беседы с детьми: «Вода – это жизнь», «Что мы знаем о воде?», «Где можно встретить воду?», «Почему
мы должны беречь воду?», «Круговорот воды в природе»
- НОД по ОБЖ «Правила поведения на воде».
- Творческая работа «Вода в природе и в жизни живых существ».
- Дидактические игры: «Зачем нам вода?», «Где есть вода?», «Состояние воды в природе»
- Словесные игры: «Какой бывает вода?», «Четыре стихии», «Льдинки, снежинки, сосульки».
- Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Что это такое?», «Хорошо –
плохо».
- Подвижные игры: «Ручеек», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется»,
- Экспериментирование: проведение опытов с водой
- Изучение энциклопедий «Чудеса света», «Новая детская энциклопедия»,
- Чтение художественной литературы : А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», Б. Житков «Наводнение»,
русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка», К. Чуковский «Мойдодыр»,
- ИКТ презентации, видеофильмы о воде.
Стихия «Земля»
- Беседы с детьми: «Кормилица наша – земля», «Как образовалась почва», «Растительный мир Коми
края»
- Рассматривание коллекции полезных ископаемых, пород земли.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Что растет на земле»
- Отгадывание загадок про землю
- Творческие работы «Земля»
- Подвижные игры: «Выше ноги от земли»
- Экспериментирование: проведение опытов с землёй в лаборатории
- Чтение художественной литературы: «Как хлеб пришел на стол»
- ИКТ презентации, видеофильмы о земле.
Стихия «Воздух»
- Беседы с детьми: «Воздух. Для чего он нужен?», «Воздух – невидимка», «Воздух и его роль в
жизни человека», «Природная стихия – воздух. Свойства воздуха»
- Рассматривание иллюстраций о ветре (ураган, вихрь, тайфун, торнадо и др.)
- Творческие работы по теме «Воздух»
- Подвижные игры: «Я ветерок», «Ветер и ветерок».
- Музыкально-звуковые картины «Веселый ветер», «Ураган»
- Экспериментирование: проведение опытов с воздухом
- Чтение художественной литературы :Л. Николаенко «Бумажная вертушка», М. Карем «Никто не
видел ветер», Г. Остер «Эхо»
- ИКТ Презентации о воздухе, видеофильмы
Стихия «Огонь»
- Беседы с детьми: «Как появился огонь», «Огонь – друг, огонь – враг»,
«Профессия-пожарный»
- НОД по ОБЖ «Пожароопасные предметы», «Телефон 01»
- Рассматривание иллюстраций об огне.
- Работа с родителями «Уютный огонёк»
- Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед», «Туристы», «Пожарные»
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно…», «Холодно-горячо»
- Экспериментирование: проведение опытов с огнём
- Чтение художественной литературы :Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»,
С.Я.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»
Воздух-условие
жизни на Земле
Лаборатория юных натуралистов
Как прекрасен этот мир
посмотри…
Творческая
мастерская
Эй, ручей-ручеёк,
далеко ли ты
потёк?
Творческая
мастерская
Уютный огонёк- наш дружок
Чудо земли-хлеб
Снег, как состояние
воды
Не играй, дружок, со
спичкой. Помни ты,
она мала,
Но от спички-
невелички может
дом сгореть дотла.
Свежий воздух и
вода-наши лучшие
друзья
У костра в кружок
мы сели, песню
звонкую запели
Результат проекта:
-
сформированы знания у детей о неживой природе, о пользе и
вреде, которые могут принести стихии людям;
- систематизированные знания о стихиях, об их значениях в
жизни человека;
- создана и оснащена РППС по теме;
- использованы ИКТ;
- все участники проекта получили много положительных
эмоций.
Спасибо за внимание