Автор: Селюкова Людмила Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Кондровская средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: Калужской области Дзержинского района города Кондрово
Наименование материала: Интегрированный урок ( математика - окружающий мир).
Тема: "Водные богатства"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кондровская средняя общеобразовательная школа №2»
Интегрированный урок "Водные богатства".
( окружающий мир- математика)
Подготовил учитель начальных классов
Селюкова Людмила Юрьевна,
стаж работы 19 лет,
квалификационная категория -соответствие.
2025г
Интегрированный урок "Водные богатства ".
( окружающий мир- математика)
Цели: познакомить детей с водоёмами нашей страны, научить определять части реки,
закрепить вычислительные навыки.
Оборудование: физическая карта России, картины с изображением прудов, рек, озёр, морей,
океанов, карточки с заданиями, таблицы самых крупных рек и озёр, кроссворды.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальные задания.
а)Подпиши части холма и горы.
б) Установи соответствие при помощи стрелок.
2. Фронтальный опрос:
-Какие ты знаешь формы земной поверхности?
-Какие бывают равнины?
-Что такое овраг?
- В чём отличие холма и горы?
3. Дай определение:
Равнины- ............
Горы-...............
III. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки.
1. Кругом вода, а с питьём беда. ( Море.)
2.Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рамка зелёная. ( Пруд или озеро.)
3.Под осинку на песок,
уронили поясок.
И лежит. да не поднять.
И бежит, да не поймать. ( Ручей.)
4.Лежит среди леса
Под зелёной завесой,
Водица да грязь
Под неё забралась,
Даже волка ноги
Не найдут дороги! ( Болото.)
5.Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный… ( Океан.)
6. Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится… (Река)
- Чем похожи отгадки?
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
-Прочитайте тему урока в учебнике на стр. 82.( Водные богатства)
- Как вы думаете, почему водоёмы называют богатством?
- Как учебные задачи мы ставим на уроке? Предположите.
- на уроке мы узнаем, чем отличается один водоём от другого, как называются части реки,
совершим путешествие по водоёмам России.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа в парах.
- На доске расположены картинки с водоёмами: река, ручей, море, пруд, озеро, океан, канал,
болото, водохранилище.
- Рассмотрите картинки и обсудите в парах, чем отличается один водоём от другого.
Заполните таблицу, лежащую у себя на столах.
Отличительные признаки водоёмов.
река
ручей
море
пруд
озеро
океан
канал
болото
водохранилищ
е
2.Беседа о видах водоёмах.
-Проверим ваши заполненные таблицы и подкорректируем.
Отличительные признаки водоёмов.
река
постоянный водный поток значительных размеров, с постоянным течение
ручей
водный поток, бегущий струёй и берёт начало из глубины земли
море
большое водное пространство с горько- солёной водой
пруд
искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения,
орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы
озеро
замкнутый в берегах большой естественный водоём
океан
огромный водоём, заполненный горько- солёной водой
канал
искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных
маршрутов или для перенаправления потока воды
болото
это чрезмерно увлажненный участок почвы
водохранилищ
е
искусственный водоём, образованный в долине реки с помощью
плотины для накопления и хранения воды в целях её использования в
хозяйстве.
3. Работа по учебнику.
-Откройте текст в учебнике на стр. 82 и прочитайте.
- Что нового вы ещё узнали?
- Какие водоёмы называют искуственные, а какие естественные?
- В тексте о каких водоёмах шла речь? Описание какого водоёма вы читали? (1- пруд, 2-
озеро, 3- канал).
4. Выполнение задания в рабочей тетради. №1 стр.34
5.Беседа. Работа по учебнику.
Рассмотрите в учебнике схему реки. Найдите название каждой части.
- Как называется начало реки?
- Что такое русло?
-Как называется место впадение реки в другой водоём?
6. Самостоятельная работа.
Выполнение задания в рабочей тетради №2, 3 стр.34.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Закрепление вычислительных навыков.
- Расшифруй слова. Для этого реши примеры и расположите ответы в порядке убывания.
й
36-8
е
57+7
н
63-7
и
55-7
е
24+7
с
78-44
а
34+8
г
45+6
л
83-7
в
69+11
о
86-9
у
25-8
р
13-8
м
34-9
а
40-6
- Что обозначают названия, которые у вас получились?
( Волга, Енисей Амур)
-Где протекают эти реки? Найди на карте России?
- Какие ещё крупные реки вы увидели?
2.Рассказ о крупных реках России. ( слушаем аудиозапись).
Река Волга находится на европейской территории России. Из всех рек Европы она имеет
самую большую длину и бассейн. Её длина 3530 км.
Берёт своё начало Волга на Валдайской возвышенности, недалеко от деревни Волговерховье.
Из достоверной информации известно, что начало великой реке даёт ключ (родник). Впадает
в Каспийское море, образует дельту. Исток находится на высоте 228 м, а устье ниже уровня
моря на 28 м. Она относится к бассейну внутреннего стока, так как не связана с океаном.
В Волгу впадает 200 рек разной величины. Самые крупные водотоки: Ока, Кама.
Волга – равнинная река, поэтому имеет спокойный характер течения. Нет на реке ни порогов
ни водопадов.
Река Лена-одна из самых крупных рек России.Она берёт своё начало недалеко от озера
Байкал,а впадает в море Лаптевых.Эта река расположена в Восточной Сибири и тянется на
4400 км.с юга на север. Название реки происходит из эвенкийского языка, что в переводе
означает "Большая река".Эта река течёт по естественному руслу.На ней нет ни плотин, ни
гидроэлектростанций, ни запруд.Это очень чистая река.
От других рек России Лена отличается тем,что около семи месяцев в году она скована
льдом, толщиной около метра.Такой лёд образуется на реке из-за малоснежной зимы и очень
низкими.
Амур — самая большая река на Дальнем Востоке. Кроме того она является одной из самых
длинных в России и одной из самых крупных рек в Китае (по своей длине уступает только
Хуанхэ и Янцзы). Проходит р. Амур по территории Российской Федерации и вдоль
российско-китайской границы. Длина р. Амур составляет 2824 км, а площадь бассейна 1 855
000 км², благодаря чему она является четвертой среди крупнейших рек России и десятой в
мире. Протекает Амур через территорию 3-х государств:
Образуется р. Амур от слияния двух рек: Аргунь и Шилка, именно они и являются ее
истоком. Что касается устья, то тут мнения ученых разошлись, одни считают, что Амур через
Татарский пролив впадает Охотское море, другие же, что в Японское. В некоторых
учебниках упоминается, что река впадает в Амурский лиман — верхнюю часть Татарского
пролива. Это утверждение также является верным.
Енисей — одна из крупнейших рек на Земле. Истоками этой реки считаются две малых
речки: Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). Длина реки 3487 км.
Бий-Хем начинается у подножия пика Топографов, на Юго-Западном склоне Восточного
Саяна, на высоте 2380м. Его путь лежит в озеро Кара-Балык. На этом пути длиной всего в 31
км река опускается на 800 м. Бий-Хем не только втекает в указанное озеро, но и вытекает из
него.Течёт Енисей в основном по территории Красноярского края.
По площади своего бассейна равного 2580 тыс. км2 река занимает 2-е место среди рек России
(после
Оби)
и седьмое
место
среди
рек
мира.
Обь - крупная река России, располагающаяся в Западной Сибири. Она берёт своё начало в
Алтайском крае, и, протекая почти через всю страну с юга на север, впадает в Карское море.
Длина самой реки составляет примерно 3650 км. Но протяжённость её речной системы
(вместе с притоком Иртыш) - 5410 км. Что интересно, длина главного притока, Иртыша,
больше длины Оби - 4248 км. Но когда вспоминают о крупных реках, упоминают обычно
только Обь, поскольку приток является лишь её частью.
Площадь речного бассейна составляет примерно 3 млн км
2
, хотя может незначительно
колебаться.
Это
самый
высокий
показатель
в
стране,
из-за
чего
Обь
часто
называют крупнейшей рекой России. По протяжённости речной системы, кстати, Обь также
занимает лидирующую позицию.
Своё начало река берёт на высоте 160 метров, а вот устье находится уже почти на уровне
моря - 0,8 метров. То есть, уклон реки составляет около 4 сантиметров на 1 километр длины.
Соответственно, и скорость течения не очень высокая - от 3 до 6 км/ч.
3. Решение задач.
Сравните длины рек из прослушанного текста.Расположите длину каждой реки по убванию
и узнайте самую длинную реку России.
Самые крупные реки России
№
Река
Длина
1
Лена
4400км
2
Обь
3650км
3
Волга
3530км
4
Енисей
3487км
5
Амур
2824км
4. Знакомство с озёрами России.
Самые крупные и известные озёра России.
№
Название озера
Площадь
Глубина
Солёность
Тип озера
1
Каспийское море
376000
1024
С
Бессточное
2
Байкал
31000
1642
П
Сточное
3
Ладожское
17700
230
П
Сточное
4
Онежское
9720
127
П
Сточное
С- солёное, П- пресное.
5. Знакомство с морями России.
- Рассмотрите карту и выпишите самые крупные моря России.
6. Знакомства с известными морями России.
Самые известные моря России.
Берингово море - самое глубокое и самое большое по площади.
Азовское море- самое мелководное и маленькое.
Чукотское- самое чистое море.
Чёрное море- самое тёплое.
Балтийское море- самое пресное.
Карское море- самое холодное.
7. Решение задачи.
-Когда аквалангисты исследовали дно моря, то заметили 9 осьминогов, каракатиц на 3
больше, чем осьминогов, а морских звёзд столько, сколько каракатиц и осьминогов вместе.
Сколько морских звёзд увидели аквалангисты?
- Запишите условие и решение в тетрадь.
Осьминогов-9шт.
Каракатиц-? на 3 шт.больше.
Морс.звёзд- ? осмин.+ каракат.
1) 9+3=12(шт.) - каракатиц.
2) 12+9= 21(шт.)- морских звёзд.
Ответ: 21 морская звезда.
VII. Рефлексия.
Разгадайте кроссворд. Он у вас у каждого на листочках. Поменяйтесь листочками и оцените
работу друг друга.
С помощью "смайлика" покажите своё настроение в конце урока. (Дети поднимают
опознавательные знаки).
VIII. Итог:
-Что нового узнали на уроке?
- Все ли учебные задачи мы выполнили?
-Что такое исток реки?
- Какие вы знаете искусственные водоёмы?
- Какие вы знаете естественные водоёмы?
Домашнее задание:
Учебник: стр. 82-83
Раб. тетрадь: стр. 34-35. Выучить известные реки, моря и озёра России.