Напоминание

"Водные богатства"


Автор: Селюкова Людмила Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Кондровская средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: Калужской области Дзержинского района города Кондрово
Наименование материала: Интегрированный урок ( математика - окружающий мир).
Тема: "Водные богатства"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кондровская средняя общеобразовательная школа №2»

Интегрированный урок "Водные богатства".

( окружающий мир- математика)

Подготовил учитель начальных классов

Селюкова Людмила Юрьевна,

стаж работы 19 лет,

квалификационная категория -соответствие.

2025г

Интегрированный урок "Водные богатства ".

( окружающий мир- математика)

Цели: познакомить детей с водоёмами нашей страны, научить определять части реки,

закрепить вычислительные навыки.

Оборудование: физическая карта России, картины с изображением прудов, рек, озёр, морей,

океанов, карточки с заданиями, таблицы самых крупных рек и озёр, кроссворды.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальные задания.

а)Подпиши части холма и горы.

б) Установи соответствие при помощи стрелок.

2. Фронтальный опрос:

-Какие ты знаешь формы земной поверхности?

-Какие бывают равнины?

-Что такое овраг?

- В чём отличие холма и горы?

3. Дай определение:

Равнины- ............

Горы-...............

III. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки.

1. Кругом вода, а с питьём беда. ( Море.)

2.Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рамка зелёная. ( Пруд или озеро.)

3.Под осинку на песок,

уронили поясок.

И лежит. да не поднять.

И бежит, да не поймать. ( Ручей.)

4.Лежит среди леса

Под зелёной завесой,

Водица да грязь

Под неё забралась,

Даже волка ноги

Не найдут дороги! ( Болото.)

5.Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный… ( Океан.)

6. Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится… (Река)

- Чем похожи отгадки?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

-Прочитайте тему урока в учебнике на стр. 82.( Водные богатства)

- Как вы думаете, почему водоёмы называют богатством?

- Как учебные задачи мы ставим на уроке? Предположите.

- на уроке мы узнаем, чем отличается один водоём от другого, как называются части реки,

совершим путешествие по водоёмам России.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа в парах.

- На доске расположены картинки с водоёмами: река, ручей, море, пруд, озеро, океан, канал,

болото, водохранилище.

- Рассмотрите картинки и обсудите в парах, чем отличается один водоём от другого.

Заполните таблицу, лежащую у себя на столах.

Отличительные признаки водоёмов.

река

ручей

море

пруд

озеро

океан

канал

болото

водохранилищ

е

2.Беседа о видах водоёмах.

-Проверим ваши заполненные таблицы и подкорректируем.

Отличительные признаки водоёмов.

река

постоянный водный поток значительных размеров, с постоянным течение

ручей

водный поток, бегущий струёй и берёт начало из глубины земли

море

большое водное пространство с горько- солёной водой

пруд

искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения,

орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы

озеро

замкнутый в берегах большой естественный водоём

океан

огромный водоём, заполненный горько- солёной водой

канал

искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных

маршрутов или для перенаправления потока воды

болото

это чрезмерно увлажненный участок почвы

водохранилищ

е

искусственный водоём, образованный в долине реки с помощью

плотины для накопления и хранения воды в целях её использования в

хозяйстве.

3. Работа по учебнику.

-Откройте текст в учебнике на стр. 82 и прочитайте.

- Что нового вы ещё узнали?

- Какие водоёмы называют искуственные, а какие естественные?

- В тексте о каких водоёмах шла речь? Описание какого водоёма вы читали? (1- пруд, 2-

озеро, 3- канал).

4. Выполнение задания в рабочей тетради. №1 стр.34

5.Беседа. Работа по учебнику.

Рассмотрите в учебнике схему реки. Найдите название каждой части.

- Как называется начало реки?

- Что такое русло?

-Как называется место впадение реки в другой водоём?

6. Самостоятельная работа.

Выполнение задания в рабочей тетради №2, 3 стр.34.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Закрепление вычислительных навыков.

- Расшифруй слова. Для этого реши примеры и расположите ответы в порядке убывания.

й

36-8

е

57+7

н

63-7

и

55-7

е

24+7

с

78-44

а

34+8

г

45+6

л

83-7

в

69+11

о

86-9

у

25-8

р

13-8

м

34-9

а

40-6

- Что обозначают названия, которые у вас получились?

( Волга, Енисей Амур)

-Где протекают эти реки? Найди на карте России?

- Какие ещё крупные реки вы увидели?

2.Рассказ о крупных реках России. ( слушаем аудиозапись).

Река Волга находится на европейской территории России. Из всех рек Европы она имеет

самую большую длину и бассейн. Её длина 3530 км.

Берёт своё начало Волга на Валдайской возвышенности, недалеко от деревни Волговерховье.

Из достоверной информации известно, что начало великой реке даёт ключ (родник). Впадает

в Каспийское море, образует дельту. Исток находится на высоте 228 м, а устье ниже уровня

моря на 28 м. Она относится к бассейну внутреннего стока, так как не связана с океаном.

В Волгу впадает 200 рек разной величины. Самые крупные водотоки: Ока, Кама.

Волга – равнинная река, поэтому имеет спокойный характер течения. Нет на реке ни порогов

ни водопадов.

Река Лена-одна из самых крупных рек России.Она берёт своё начало недалеко от озера

Байкал,а впадает в море Лаптевых.Эта река расположена в Восточной Сибири и тянется на

4400 км.с юга на север. Название реки происходит из эвенкийского языка, что в переводе

означает "Большая река".Эта река течёт по естественному руслу.На ней нет ни плотин, ни

гидроэлектростанций, ни запруд.Это очень чистая река.

От других рек России Лена отличается тем,что около семи месяцев в году она скована

льдом, толщиной около метра.Такой лёд образуется на реке из-за малоснежной зимы и очень

низкими.

Амур — самая большая река на Дальнем Востоке. Кроме того она является одной из самых

длинных в России и одной из самых крупных рек в Китае (по своей длине уступает только

Хуанхэ и Янцзы). Проходит р. Амур по территории Российской Федерации и вдоль

российско-китайской границы. Длина р. Амур составляет 2824 км, а площадь бассейна 1 855

000 км², благодаря чему она является четвертой среди крупнейших рек России и десятой в

мире. Протекает Амур через территорию 3-х государств:

Образуется р. Амур от слияния двух рек: Аргунь и Шилка, именно они и являются ее

истоком. Что касается устья, то тут мнения ученых разошлись, одни считают, что Амур через

Татарский пролив впадает Охотское море, другие же, что в Японское. В некоторых

учебниках упоминается, что река впадает в Амурский лиман — верхнюю часть Татарского

пролива. Это утверждение также является верным.

Енисей — одна из крупнейших рек на Земле. Истоками этой реки считаются две малых

речки: Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). Длина реки 3487 км.

Бий-Хем начинается у подножия пика Топографов, на Юго-Западном склоне Восточного

Саяна, на высоте 2380м. Его путь лежит в озеро Кара-Балык. На этом пути длиной всего в 31

км река опускается на 800 м. Бий-Хем не только втекает в указанное озеро, но и вытекает из

него.Течёт Енисей в основном по территории Красноярского края.

По площади своего бассейна равного 2580 тыс. км2 река занимает 2-е место среди рек России

(после

Оби)

и седьмое

место

среди

рек

мира.

Обь - крупная река России, располагающаяся в Западной Сибири. Она берёт своё начало в

Алтайском крае, и, протекая почти через всю страну с юга на север, впадает в Карское море.

Длина самой реки составляет примерно 3650 км. Но протяжённость её речной системы

(вместе с притоком Иртыш) - 5410 км. Что интересно, длина главного притока, Иртыша,

больше длины Оби - 4248 км. Но когда вспоминают о крупных реках, упоминают обычно

только Обь, поскольку приток является лишь её частью.

Площадь речного бассейна составляет примерно 3 млн км

2

, хотя может незначительно

колебаться.

Это

самый

высокий

показатель

в

стране,

из-за

чего

Обь

часто

называют крупнейшей рекой России. По протяжённости речной системы, кстати, Обь также

занимает лидирующую позицию.

Своё начало река берёт на высоте 160 метров, а вот устье находится уже почти на уровне

моря - 0,8 метров. То есть, уклон реки составляет около 4 сантиметров на 1 километр длины.

Соответственно, и скорость течения не очень высокая - от 3 до 6 км/ч.

3. Решение задач.

Сравните длины рек из прослушанного текста.Расположите длину каждой реки по убванию

и узнайте самую длинную реку России.

Самые крупные реки России

Река

Длина

1

Лена

4400км

2

Обь

3650км

3

Волга

3530км

4

Енисей

3487км

5

Амур

2824км

4. Знакомство с озёрами России.

Самые крупные и известные озёра России.

Название озера

Площадь

Глубина

Солёность

Тип озера

1

Каспийское море

376000

1024

С

Бессточное

2

Байкал

31000

1642

П

Сточное

3

Ладожское

17700

230

П

Сточное

4

Онежское

9720

127

П

Сточное

С- солёное, П- пресное.

5. Знакомство с морями России.

- Рассмотрите карту и выпишите самые крупные моря России.

6. Знакомства с известными морями России.

Самые известные моря России.

Берингово море - самое глубокое и самое большое по площади.

Азовское море- самое мелководное и маленькое.

Чукотское- самое чистое море.

Чёрное море- самое тёплое.

Балтийское море- самое пресное.

Карское море- самое холодное.

7. Решение задачи.

-Когда аквалангисты исследовали дно моря, то заметили 9 осьминогов, каракатиц на 3

больше, чем осьминогов, а морских звёзд столько, сколько каракатиц и осьминогов вместе.

Сколько морских звёзд увидели аквалангисты?

- Запишите условие и решение в тетрадь.

Осьминогов-9шт.

Каракатиц-? на 3 шт.больше.

Морс.звёзд- ? осмин.+ каракат.

1) 9+3=12(шт.) - каракатиц.

2) 12+9= 21(шт.)- морских звёзд.

Ответ: 21 морская звезда.

VII. Рефлексия.

Разгадайте кроссворд. Он у вас у каждого на листочках. Поменяйтесь листочками и оцените

работу друг друга.

С помощью "смайлика" покажите своё настроение в конце урока. (Дети поднимают

опознавательные знаки).

VIII. Итог:

-Что нового узнали на уроке?

- Все ли учебные задачи мы выполнили?

-Что такое исток реки?

- Какие вы знаете искусственные водоёмы?

- Какие вы знаете естественные водоёмы?

Домашнее задание:

Учебник: стр. 82-83

Раб. тетрадь: стр. 34-35. Выучить известные реки, моря и озёра России.



В раздел образования