Напоминание

«Формы организации совместной детской деятельности при обучении безопасности в быту и окружающем мире»


Автор: Деревянко Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37»
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: семинар - практикум
Тема: «Формы организации совместной детской деятельности при обучении безопасности в быту и окружающем мире»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №37»

Семинар - практикум

«Формы организации совместной детской деятельности при

обучении безопасности в быту и окружающем мире»

г. Оренбург

Актуальность проблемы - безопасность жизнедеятельности с

каждым годом становится все более очевидной. Проблема защиты

от опасностей возникла одновременно с появлением человека на

земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди

пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились

и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с

интенсивным

движением

транспорта

на

городских

улицах,

развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей,

обогащенностью жилища людей техникой.

Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и

совершенствовал

технические

средства

с

целью

обеспечить

безопасность и комфортность своего существования, а в результате

оказался перед лицом различных угроз.

Очевидно,

что

в

современных

условиях

необходима

тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при

которых как в природном окружении, так и в быту возможно

возникновение ситуаций опасности.

Дошкольный возраст - один из наиболее благоприятных

периодов, в котором формируется человеческая личность, и

закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный

возраст

характеризуется

повышенной

любознательностью

и

попыткой

узнать

окружающий

мир

самостоятельно.

Недостаточное

воспитательное

воздействие,

как

самих

родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского

травматизма.

У детей дошкольного возраста недостаточная готовность к

самосохранению, слабо развито умение анализировать ситуацию и

поступки, они не способны прогнозировать последствие своих

действий.

Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций,

недостаточно

запретить

ему

дотрагиваться

до

потенциально

опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо

расширять представления дошкольников об этих предметах, о

несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно

пользоваться бытовыми приборами в присутствии взрослых.

Необходимо

разъяснить

детям,

что

опасности

могут

подстеречь их не только на улице, но и дома.

Но как научить детей остерегаться опасностей, не подавив при

этом в них естественной любознательности и доверия к миру.

Особое

внимание

необходимо

уделять

организации

образовательного процесса с дошкольниками по формированию

безопасности в быту и окружающем мире.

Легче всего это сделать в совместной игровой деятельности, в

игре самым естественным образом формируются коммуникативные

навыки - умение слушать, вести диалог, строить монолог,

аргументировать свое суждение.

Для того что бы добиться наилучшего результата, я использую

разные формы работы с детьми, такие как:

сюжетно-ролевые игры, «Я потерялся»; «В городском

транспорте»; и тд.(1слайд)

компьютерные презентации, с помощью которых дети

быстрее воспринимают материал, (в младшем возрасте я

использую серию мультфильмов «Аркадий Паровозов»,

«Смешарики: Азбука безопасности »с поучительными

сюжетами как вести себя в экстремальных ситуациях.)

(В старшем возрасте: презентации авторские: номера

телефонов экстренной помощи. Правило поведения при

пожаре, безлопастное поведение на воде и др.) (2 слайд)

дидактические

пособия:

(ЛЕПБУК

правило

безопасного поведения в быту (планирую сделать по

каждому

разряду

(правило

дорожного

движения;

поведения лесу и на природе, пожарная безопасность),

(Д/игры). (3слайд)

Одним

из

эффективных

способов

обучения

навыкам

безопасного поведения является метод моделирования.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность

воспитателя

и

дошкольника,

направленная

на

создание

и

использование

моделей,

основано

на

принципе

замещения

реальных объектов предметами, схематическими изображениями,

знаками.

Модель используется в качестве заместителя изучаемой

системы, способствует запоминанию полученной информации,

является обобщённым отражением знаний.

Модели условно делятся на три группы:

1.

Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и

особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных

объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции

(макет

«дорожного

движения»,

«правило

пожарной

безопасности» и др. )

2.

Предметно-схематические

модели. Здесь

выделенные

в

объекте познания существенные компоненты и связи между

ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и

графических знаков.

3.

Графические модели. Они передают обобщенно (условно)

признаки, связи и отношения явлений. Примером такой

модели может быть календарь погоды, который ведут дети,

используя специальные значки-символы для обозначения

явлений в неживой и живой природе.

Процесс создания и использования этих моделей - есть

моделирующая деятельность. Используются разные виды моделей,

но цель у них одна: помочь воспитанникам запомнить правила

безопасного поведения.

Через предметные модели воспроизводятся конструктивные

особенности,

пропорции.

Знаки

и

предметы

для

пожарной

безопасности,

(например

огнетушители,

моделирующие

в

миниатюре.)

С помощью графических моделей обобщаются действия для

безопасного поведения дошкольников. Так, используя графические

схемы,

ребята

изображают

план

групповой

комнаты,

план

кукольного уголка, бытовые приборы, обусловливают знаками, где

может их подстерегать опасность.

Вместе с родителями воспитанников составляют схемы

маршрута (путь из дома в детский сад, дом – парк, магазин). Дети

учатся ориентироваться на территории детского сада и во дворе

своего дома, знакомятся с названиями общественно-бытовых

зданий в ближайшем окружении.

Изображают символами объект например огонь, добавляют

знаки для выражения пользы или вреда, опасности – безопасности,

способы

безопасности,

при

этом

действия

сопровождают

рассказом, делают выводы и умозаключения, формируя правила

безопасного поведения.

С детьми младшего дошкольного возраста используются

модели,

имеющие

сходство

с

реальными

предметами,

персонажами,

для

обыгрывания

проблемных

ситуаций:

пожароопасные предметы; предметы, требующие осторожного

обращения; пожар, скорая помощь контакты с животными,

С воспитанниками средней группы применяются модели с

минимумом деталей, но используя знаки, символы.

В

старшем

дошкольном

возрасте

внедряется

приём

мнемотехника, используя мнемотаблицы – схемы, в которых

заложена определенная информация с целью подведения детей к

формулированию

правил

безопасного

поведения

по

темам:

взаимосвязь и взаимодействие в природе, съедобные и несъедобные

грибы, здоровье и болезнь, витамины и полезные продукты,

безопасное поведение на улице; знаешь ли ты свой адрес, телефон и

можешь ли объяснить, где живешь?; опасные ситуации: контакты с

незнакомыми людьми дома.

С помощью игровых персонажей (мальчика с собакой,

девочки с бантом) обыгрывается ситуация, как дети выходят из

дома и идут через дорогу в ближайший магазин, соблюдая все

дорожные правила. Ситуации постепенно усложняться: действие

происходит в различное время года, на пути детям встречаются

другие

персонажи,

вводятся

разнообразные

ограничения

(строительные работы, велосипедист).

Используя опорные схемы, дети самостоятельно добывают

информацию, проводят исследование, применяют полученные

знания и правила на практике. Главное – не усвоение ребенком

достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание

ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья

человека.

Работа

с

опорными

схемами,

символами

это

лишь

небольшая

часть

работы

с

детьми,

она

не

заменит

непосредственного общения с ребёнком. Всегда главным есть и

остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

И сегодня я хочу предложить Вам в практике применить один

из вариантов «Моделирования».

1.

Макет – как я уже говорила это предметная модель.

(Для этого вам нужно будет разделиться на две равные команды,

первая команда идет за первый стол, вторая за второй стол. На

каждом из столов лежат конверты, в них задания.)

1. Команда: Изготовить макет – безопасность в природе.

2. Команда: Изготовить макет – безопасность в быту

Приступаем к выполнению задания.

Таким образом, использование наглядного моделирования в

работе с детьми стимулирует интерес дошкольников, ускоряет

процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы

работы с памятью. Применяя моделирование, мы учим детей

видеть главное, систематизировать полученные знания.

Одним

из

эффективных

способов

обучения

навыкам

безопасного поведения является метод моделирования, который

содержит

в

своей

структуре

триаду

компонентов,

обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация

и анализ конкретной ситуации.

И сегодня я хочу предложить Вам в практике применить один

из вариантов «Моделирования».

1.

Макет

(Для этого вам нужно будет разделиться на две равные команды,

первая команда идет за первый стол, вторая за второй стол. На

каждом из столов лежат конверты, в них задания.)

Приступаем к выполнению задания.

2. Игровая ситуация

(А теперь каждая команда по своему макету с играет мини сценку )



В раздел образования