Автор: Чернухина Наталья Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: -ГБОУ ЛНР "Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника луганской Народной Республики Виталия Парсанова"
Населённый пункт: г. Краснодон
Наименование материала: статья
Тема: Использование комнатных растений как натуральных учебных пособий при изучении биологии.
Раздел: среднее образование
Использование комнатных растений как натуральных учебных пособий при
изучении биологии.
Каждый школьный предмет имеет свои особенности преподавания, обусловленные объектом и
предметом их изучения, а также методами познания конкретной науки. Именно эти особенности
лежат в основе специфических принципов преподавания биологии.
Помочь учителю развивать творческие способности и интересы учащихся, прививать любовь к
живому природному окружения помогут натуральные учебные пособия, находящиеся в любом
предметном кабинете - комнатные цветы.
Использование комнатных растений на уроке биологии дает возможность перенести знания
учащихся с репродуктивного на творческий уровень. Развивает умение использовать
приобретённые знания для объяснения явлений, процессов, происходящих в живой природе,
осознать и систематизировать их. Натуральные научно – наглядные пособия требуют
определенного участия в их содержании, это является практическим опытом, для которого
находимо получать новую информацию о правилах содержания комнатных растений их
различных источников, которую учащиеся находят сами и делятся между собой.
Использование живых объектов при условии, если они педагогически направлены и
организованы, позволяют учителю изучить индивидуально - психологические особенности
учащихся и вызывать у них интерес к изучению биологии. Поэтому можно утверждать, что это для
детей школьного возраста использование комнатных цветов как наглядных пособий является и
обучением, и работой, и серьезной формой воспитания. При этом учащиеся приобретают знания
не для того что бы выучить и запомнить. Приобретённые в школе знания, умения и навыки
необходимы, прежде всего, для того что бы учащиеся могли ими воспользоваться в практической
деятельности. Используя на уроках разнообразные комнатные растения, учитель ставит перед
собой определённые дидактические цели - изучение нового материала по теме урока,
закрепление знаний, выработка практических умений и навыков обращения с комнатными
растениями, развития логического мышления, воспитание бережного отношения к природной
среде.
В школьном возрасте особое значение имеет развитие органов чувств, природа является
важнейшим фактором развития органов сенсорной системы. Её красота и гармония является
основой развития эстетических чувств и представления. Комнатные растения предоставляют этот
богатый материал учителю. Также они исполняют большую познавательную и воспитательную
роль, являются частью материальной базы при изучении предмета. Ряд понятий и явлений из
школьной программы можно показать и объяснить, используя комнатные растения, имеющиеся в
кабинете биологии или в школе.
Из большого разнообразие современных комнатных растений, необходимо отбирать те которые
отвечают следующим условиям:
1.
Можно использовать в учебном процессе, не вызывают аллергию, не содержат
токсические или ядовитые вещества.
2.
Широко распространены, доступны в приобретении.
3.
Неприхотливы в выращивании.
4.
Хорошо размножаются вегетативным способом.
Как правило, отбирают типичные растения, на примере которых можно объяснить многие
процессы происходящих в живой природе, например растения, имеющие характерные
морфологические признаки органы (строение корневой системы, форма листьев, стеблей, цветов).
Для характеристики систематических единиц подбирают представителей семейств, родов, видов
которые изучаются в курсе биологии (однодольные, двудольные, споровые…)
Очень важно подобрать такие растения, которые можно использовать для демонстраций
физиологических исследований или проведения наблюдений (перемещение воды по стеблю,
фотосинтез, транспирация…)
Тему урока
Термины и понятия
Комнатные растения
Отдел
Папоротникообразные
Споры, спорангии,
размножение спорами,
спорофит, гаметофит, вайи
Нефролепис возвышенный
Кочедыжник гнездовой
Вегетативные органы.
Видоизмененный корень
Корневые клубни
Хлорофитум кучерявый
Бегония клубневидная
Корни прицепки
Плющ обыкновенный
Воздушные корни
Монстера деликатесная
Побег и его строение
Побег , узел, междоузлие,
пазушная почка, лист, конус
наростиния
Фуксия гибридная
Колеус блюме
Пеларгония зональная
Толстянка древовидная
Стебель
Прямостоящий
Бегония металлическая
Вьющийся
Эпипремнум золотистый
Ползучий
Камнеломка Арендса
Травянистый
Арундинария
Древесный
Розан китайский
Видоизмененный побег
Корневище
Сансевиерия
трехполосная
Лукавица
Зефирантес Кандида
Усики
Циссус ромбический
Клубень
Бегония Рекс лиственная
Лист
Черешковый
Бегония пятнистая
Бальзамин султанский
Сидящий
Алое Вера
Простой
Фикус эластичный
Сложный
Циссус
ромбический
Листорасположение
Поочередное, спиральное
Фикус Бенджамина
супротивное
Традесканция пурпурная
Мутовчатое
Традесканция Рэо
Покров листа
Восковый налет
Плющ восковой
Функция листа
Фотосинтез , дыхание
Пеларгония зональная
Бегония клинолистная
Видоизмененные листья
Колючки
Кактусы
Строение цветка
Цветоножка, цветоложе,
чашечка, чашелистик,
лепестки, пестик, тычинки,
веночек
Пеларгония крупноцветна
Сросшелепестные цветы
Гибискус комнатный
Вегетативное размножение
Корневищем
Сансевиерия
трехцветная
Выводковыми почками
Каланхоэ Блоссфельда
Корневыми отростками
Калла эфиопская
Стеблевыми побегами
Традесканция триколорт
Листковими живцями
Бегония
Сансевиерия
Разделением куста
Аспарагус циперус
Достигнутые успехи порождают уверенность в желании учащихся интересоваться более широким
материалом, который изучают вне школьной программы. Таким образом использование
комнатных растений во внеклассной работе помогает привлечь внимание учащихся в изучении
предмета.