Автор: Андреева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 "Колокольчик" пос. Нового"
Населённый пункт: г. Георгиевск, пос. Новый, Ставропольский край
Наименование материала: проект
Тема: "Мои первые книжки"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Мои первые книжки»
Воспитатель: Андреева Елена Викторовна
МБДОУ "Детский сад
№
23 «Колокольчик» пос. Нового"
Актуальность:
В настоящее время возникла проблема: у детей падает интерес к книге.
Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые
во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к
чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст
— время активного становления читателя в ребенке, требующее
внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.
Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной
поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя
любого возраста. В связи с этим мы приняли решение совместно с
родителями создать в группе библиотеку.
Цель проекта: Формирования интереса и потребности в слушании и
восприятии художественного текста.
Задачи:
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за
развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять
детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и
драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
Продолжать формировать интерес к книгам.
Пополнить развивающую среду библиотеки.
Для решения задач используем разнообразные методы: беседы,
наблюдения, анкетирование.
Создана предметно-развивающая среда в группе по художественно-
речевому развитию. Создавая, предметно — развивающую среду
постаралась сделать её информативно богатой, что обеспечивается
разнообразием тематики, многообразием дидактического и
информационного материала. Все компоненты развивающей среды
сочетаются между собой по содержанию, художественному решению,
обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. Подобрана
методическая литература, для продуктивного творчества в совместной,
самостоятельной деятельности, в режимных моментах и в работе с
родителями.
Этап сбора информации:
Книги— Русские народные сказки, потешки, песенки, поговорки,
загадки
Сказки авторов— В.Зотов ; В. Бианки; М. Пришвин ; Б.С. Житков
К.Д.Ушинский; Л. Толстой; Е.А. Благина; К.Д. Бальмонт; В.Е.Чарушин;
С.В. Михалков; К.И. Чуковский; С.Я. Маршак; Н Носов; А Барто; Д.Н.
Мамин-Сибиряк; А.С. Пушкин и др.
Энциклопедии -« От А до Я», «Энциклопедия для маленьких»,
«Правила для маленьких детей», «Все обо всем».
Вопросы для обсуждения.
Что такое библиотека?
Где можно взять книгу?
Где хранятся книги?
Зачем нам нужны книги?
О чем рассказывают книги?
Как вести себя в библиотеке?
Как нужно обращаться с книгой?
Чем мы можем помочь книгам?
Что случится, если не будет книг?
Чтение художественной литературы
Потешки: «Сорока, сорока», «Кисонька-мурысенька», «Идет лисичка
по мосту…», «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Огуречик,
огуречик» и т. д.
Проза: К. Ушинский « Петушок с семьей», « Васька», « Лиса
Патрикеевна», «Уточки»; Д. Биссет « Лягушка в зеркале»; Е. Бехлерова
«Капустный лист», В. Бианки «Ребятам о зверятах», «Мишка-башка»,
«Купание медвежат», « Лис и мышонок», «Лесная газета», «Чей нос
лучше»; М. Пришвин «Журка», «Луговка», Л. Толстой «Пришла весна»;
Й. Чапек (перевод с чешского) « В лесу», Г. Снегирев «Звери наших
лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Е. Чарушин
«Воробей», М. Михайлов «Лесные хоромы».
Поэзия: А.С. А. Кольцов «Дуют ветры»;О. Емельянова «Что растет на
огороде»; Плещеев «Весна», «Сельская песня»; С. Маршак «Детки в
клетке»; В. Берестов «Жаворонок».
загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки.
Сказки: русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Репка»,
«Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), « Лиса и заяц» (обр. В. Даля),
« Кот,петух и лиса» (обр. М. Боголюбской ), «У страха глаза велики…»
(обр. М. Серовой), «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы),
«Волк и козлята (обр. А. Н. Толстого).
Белорусская сказка «Пых»; эскимосская сказка «Как лисичка бычка
обидела»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; украинская
сказка «Коза дереза» (обр. Е. Благининой) и др.
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда
непосредственно входит ребёнок и где впервые знакомится с
творчеством замечательных художников –
И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Васнецова, А Елисеева, Т Маврина, Е.
Рачева и многих других.
Подвижные игры — «Медвежонок потянулся». «У медведя во бору»,
«Волки во рву», «Лиса и куры», «Лиса и зайцы», «Воробушки и кот».
«Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Мышеловка», «Снежки»,
«Снегопад», «Зайка серенький»
Организация дидактических игр: «Чей силуэт», «Расскажи сказку»,
«Герой из какой сказки» и др.
Организация театрализации: «Репка», «Маша и медведь», «Заюшкина
избушка», «Теремок»,
Ожидаемые результаты:
Проект позволит:
Детям:
расширить словарный запас (активный и пассивный);
развить связную логическую речь.
проявить желание бережного отношения к книге;
повысить познавательный интерес;
Формировать интерес к слушанию литературных произведений,
просматриванию картин, иллюстраций.
Педагогам:
Освоить практический принцип обучения, через проведение
консультаций, открытых мероприятий, повысить уровень
педагогической компетентности в области художественно-речевого
развития.
Обогатить предметно-развивающую среду необходимым
оборудованием, пополнить учебно-методическую базу в данном
направлении.
Родителям:
повысится уровень знаний в области художественно-речевого развития.
Начнут применять полученные знания и умения в семье,
организовывать досуг с детьми по работе с книгой.
Работа выстроена по трем этапам.
Подготовительный этап.
Анкетирование;
Индивидуальные беседы;
Консультации.
наблюдение
Данная диагностика проведена, с целью выявления есть ли у детей
домашняя библиотека, читают ли им дома книги и отношения к книге в
семье.
Из анкетирования и наблюдения мы выявили:
Отсутствие в семье детских библиотек,
книги читают редко,
не знают, какие произведения подобрать по возрасту детей,
как правильно выбрать книгу для ребенка.
Основной этап:
На этом этапе большую роль сыграла развивающая среда и личный
пример взрослых. Важно было создать такую обстановку, чтобы у
детей появилось желание посмотреть книгу, иллюстрации, сюжетные
картинки, обыграть любимого героя.
Проектная деятельность: Изготовление книжек-малышек «Здравствуй
сказка», «Расскажи сказку», «Любимый сказочный герой» с – целью,
повысить компетентность родителей по работе с детскими
произведениями.
Изготовление закладок для книг;
Организация «Книжкиной больницы»;
Создание развивающей среды в библиотеки в группе — цель
воспитывать интерес к окружающему миру, художественному слову;
Консультации «Роль книги в семье», «Как создать детскую библиотеку
дома», «Как выбрать книгу для ребенка», — цель повысить интерес к
чтению детской художественной литературе.
Практическая мастерская «Семья и книга» — цель способствовать
творческому потенциалу через выразительное чтение детской
литературы.
Родители становились активными участниками проекта, читателями
групповой библиотеки, планировали и организовывали общие
мероприятия, обменивались информацией о развитии ребёнка в
областях художественно-речевого развития. Задавали интересующие
вопросы, консультировались по проблемным вопросам.
Заключительный:
Данная диагностика проводилась с целью выявления изменений в
речевом развитии ребенка в семье, повышение компетентности
родителей.
Анкетирование « Организация домашнего чтения в семье»,
консультации «Чему учит книга» — цель повысить компетентность
родителей в области художественно — речевого развития.
Совместное планирование мероприятий по речевому развитию.
Большой интерес детей и родителей вызвали литературные гостиные,
театрализованные представления по мотивам прочитанных книг.
Мероприятия оказались полезными, как для детей, так и для
сплоченности родительского коллектива.
Анкета для родителей.
1. Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты:
Читаете ли вы ребёнку книги? Какие?
2. Как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть
время?
3. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе?
4. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?
5. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?
6. Книги, каких жанров имеются в Вашей детской библиотеке?
7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о
природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет
определённых предпочтений.
8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех произведениях, которые
прочитали в детском саду? (перечислите).
9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?
10. Какие последние произведения вы прочитали?
11. Читаете ли вы сами литературу? Какую?
Спасибо.
По итогам проекта было проведенно интегрированное НОД по ОО
развитию речи во второй младшей группе.
Тема: «Игра – инсценировка по сказке «Теремок».
Образовательная область: «Социально – коммуникативная»
Форма проведения: игра – инсценировка по сказке «Теремок».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»;
«Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие»;
«Социально - коммуникативное развитие»
Цель: обогащение речевого потенциала у детей через речевое развитие.
Задачи:
·0
Формировать у детей умение ориентироваться на поверхности
листа бумаги;
·1
Закрепить знание геометрических фигур и цветов;
·2
Развивать умение при сравнении предметов выделять параметр
высоты;
·3
Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость.
·4
Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать
содержание сказки, запоминать действующих лиц;
·5
Умение пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при
помощи метода моделирования; интонационно выразительно,
воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа;
·6
Продолжать развивать умение детей отгадывать загадки;
·7
Словарная работа: закрепить умение образовывать слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка-лисонька,
лисичка-сестричка);
·8
Развивать мыслительные операции, воображение, внимание,
память, творческие способности.
·9
Воспитывать отзывчивость у детей, умение сопереживать и
понимать героев сказки;
·10
Обучать детей закрашивать поверхность листа последовательно
проводить линии.
·11
Закреплять умение правильно пользоваться кистью, салфеткой,
промывать кисть.
·12
Развивать у детей эстетическое восприятие.
·13
Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Предварительная работа:
·14
Чтение русской народной сказки «Теремок» и рассматривание
иллюстраций;
·15
Инсценировка русской народной сказки «Теремок» с помощью
театра на фланелеграфе и настольного театра; Проведение игр и
упражнений: «Теремок», «Скажи ласково», «Что изменилось?», «Какой
формы? Каким цветом?»; «Что бывает круглым (квадратным,
треугольным, прямоугольным)?»; «Что бывает зеленым?» (красным,
желтым и т.п.).
Материалы и оборудование: Заяц – бибабо; белый лист размером А3,
квадрат, треугольник, 6 разноцветных полосок различных по величине
для образца воспитателя; красивая коробочка; маски животных к сказке
«Теремок», листы бумаги (½ альбомного листа) и нарисованного на нём
свечой силуэт теремка, гуашевые разноцветные краски (разведенные в
специальных баночках), кисточки № 3, салфетки.
Ход НОД:
Дети приветствуют гостей и становятся полукругом на ковре.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь
отгадать ее, и тогда вы узнаете, кто к нам придёт в гости:
Летом сер, зимою бел,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети: Зайчик.
Воспитатель: К нам в гости придёт не простой зайчик, а сказочный.
Скажите, пожалуйста, в каких сказках есть герой Зайчик? («Колобок»,
«Теремок», «Заюшкина избушка» и др.)
Зайчик: Здравствуйте, ребятки. (Плачет)
Воспитатель: Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось?
Зайчик: Злая ведьма заколдовала моих друзей из сказки «Теремок»,
превратила их в разноцветные полоски.
Воспитатель: Заинька, а как мы можем тебе помочь?
Зайчик: Надо выложить по порядку полоски кто за кем приходил в
теремок, и рассказать сказку.
Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей?
Дети пересаживаются за стол, на котором приготовлены атрибуты
для воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, у вас на столе лежит
лист, на котором мы будем собирать по порядку сказочных героев.
Воспитатель: Но сначала, давайте построим домик из геометрических
фигур. А рядом с домиком будем выставлять героев сказки. Скажите
стены нашего домика на какую геометрическую фигуру похожи?
Дети: Квадрат.
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожа крыша?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Кто первым пришел в теремок? Как вы думаете, в какую
полоску превратилась мышка? (Какая это фигура?) Какого цвета эта
полоска? Почему полоска серая?
Дети: Мышка, прямоугольник, серая, потому – что мышка серая.
Прикладываем полоску (прямоугольник) рядом с домиком, чтобы на
белом листе уместились все герои.
Воспитатель: Кто пришел после мышки? Как вы думаете, в какую
полоску превратилась лягушка? Какого цвета эта полоска? Почему она
зеленая?
Прикладываем полоску рядом с мышкой.
Дети: Лягушка, прямоугольник, зелёная, потому – что лягушка
зелёного цвета.
Данная работа проводится по каждому герою.
Воспитатель: Одинаковые или разные полоски по высоте? Какая самая
низкая полоска? А какая самая высокая? Есть ли полоски одинакового
цвета? Какого цвета одинаковые полоски? Какие герои превратились в
эти полоски?
Дети: Разные, серая, коричневая, да, серого, мышка, лягушка, зайчик,
лисичка, мишка.
Зайчик: Ребятки, вы молодцы! Правильно выстроили полоски. Давайте
мы с вами поиграем, вы тоже превратитесь на время в маленьких
зайчиков.
Проводится игра «Зайка беленький сидит…». (под музыкальное
сопровождение)
Звучит музыкальный инструмент.
Воспитатель: Ой, что это такое? Что за звуки?
Воспитатель выносит красивую коробку, открывает и достает маски
сказочных героев.
Воспитатель: У нас есть и мышка – норушка, и лягушка – квакушка, и
зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, мишка косолапый.
Воспитатель: Дети, давайте все вместе расскажем сказку «Теремок».
Дети: Давайте!
Воспитатель: Давайте наденем маски и превратимся в героев сказки
«Теремок».
Воспитатель: Стоит в лесу Теремок. Прибежала к Теремку мышка –
норушка. (Ребёнок подходит к теремку)
Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет «Пи – пи, пи – пи»? Никто не
живет.
Воспитатель: И стала в нём жить мышка.
Прискакала к теремку лягушка – квакушка.
Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет ква-ква? Пустите меня в дом!
– Иди! – отвечает мышка.
Воспитатель: Прискакал зайчик – побегайчик.
Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? Пустите меня в теремок!» -
«Иди!»
Воспитатель: Прибежала к Теремку лисичка – сестричка.
Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? Пустите меня в теремок!» -
«Иди!»
Воспитатель: Последним притопал косолапый медведь и зарычал:
Дети: «Э-э-э-й! Пустите меня в теремок!» - «Иди!».
Воспитатель: Лез, лез медведь, никак не залезет. Говорит:
Дети: «Я лучше на крыше жить буду!»
Воспитатель: Полез он на крышу! – и развалил теремок!
Все звери разбежались: Никого не осталось.
(Дети садятся стол).
Воспитатель: Дети, давайте мы с вами нарисуем теремки для наших
зверят, а зайчик отнесёт их героям сказки, у вас на столах лежат
волшебные листочки. Их можно раскрасить разноцветными красками.
(Дети подходят к листочкам, на которых свечой нарисован теремок, и
кисточкой наносят гуашь на лист.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой замечательный теремок у нас
получился! Теперь героям сказки «Теремок» есть, где жить! Молодцы,
ребята!
Рефлексия:
Воспитатель: Дети скажите из каких геометрических фигур мы
строили домик? Какие герои хотели жить в «Теремке»? Кто развалил
«Теремок»? Молодцы ребята!