Напоминание

"Мои первые книжки"


Автор: Андреева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 "Колокольчик" пос. Нового"
Населённый пункт: г. Георгиевск, пос. Новый, Ставропольский край
Наименование материала: проект
Тема: "Мои первые книжки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Мои первые книжки»

Воспитатель: Андреева Елена Викторовна

МБДОУ "Детский сад

23 «Колокольчик» пос. Нового"

Актуальность:

В настоящее время возникла проблема: у детей падает интерес к книге.

Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые

во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к

чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст

— время активного становления читателя в ребенке, требующее

внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.

Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной

поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя

любого возраста. В связи с этим мы приняли решение совместно с

родителями создать в группе библиотеку.

Цель проекта: Формирования интереса и потребности в слушании и

восприятии художественного текста.

Задачи:

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за

развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять

детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и

драматизировать небольшие отрывки из народных сказок

Продолжать формировать интерес к книгам.

Пополнить развивающую среду библиотеки.

Для решения задач используем разнообразные методы: беседы,

наблюдения, анкетирование.

Создана предметно-развивающая среда в группе по художественно-

речевому развитию. Создавая, предметно — развивающую среду

постаралась сделать её информативно богатой, что обеспечивается

разнообразием тематики, многообразием дидактического и

информационного материала. Все компоненты развивающей среды

сочетаются между собой по содержанию, художественному решению,

обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. Подобрана

методическая литература, для продуктивного творчества в совместной,

самостоятельной деятельности, в режимных моментах и в работе с

родителями.

Этап сбора информации:

Книги— Русские народные сказки, потешки, песенки, поговорки,

загадки

Сказки авторов— В.Зотов ; В. Бианки; М. Пришвин ; Б.С. Житков

К.Д.Ушинский; Л. Толстой; Е.А. Благина; К.Д. Бальмонт; В.Е.Чарушин;

С.В. Михалков; К.И. Чуковский; С.Я. Маршак; Н Носов; А Барто; Д.Н.

Мамин-Сибиряк; А.С. Пушкин и др.

Энциклопедии -« От А до Я», «Энциклопедия для маленьких»,

«Правила для маленьких детей», «Все обо всем».

Вопросы для обсуждения.

Что такое библиотека?

Где можно взять книгу?

Где хранятся книги?

Зачем нам нужны книги?

О чем рассказывают книги?

Как вести себя в библиотеке?

Как нужно обращаться с книгой?

Чем мы можем помочь книгам?

Что случится, если не будет книг?

Чтение художественной литературы

Потешки: «Сорока, сорока», «Кисонька-мурысенька», «Идет лисичка

по мосту…», «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Огуречик,

огуречик» и т. д.

Проза: К. Ушинский « Петушок с семьей», « Васька», « Лиса

Патрикеевна», «Уточки»; Д. Биссет « Лягушка в зеркале»; Е. Бехлерова

«Капустный лист», В. Бианки «Ребятам о зверятах», «Мишка-башка»,

«Купание медвежат», « Лис и мышонок», «Лесная газета», «Чей нос

лучше»; М. Пришвин «Журка», «Луговка», Л. Толстой «Пришла весна»;

Й. Чапек (перевод с чешского) « В лесу», Г. Снегирев «Звери наших

лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Е. Чарушин

«Воробей», М. Михайлов «Лесные хоромы».

Поэзия: А.С. А. Кольцов «Дуют ветры»;О. Емельянова «Что растет на

огороде»; Плещеев «Весна», «Сельская песня»; С. Маршак «Детки в

клетке»; В. Берестов «Жаворонок».

загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки.

Сказки: русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Репка»,

«Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), « Лиса и заяц» (обр. В. Даля),

« Кот,петух и лиса» (обр. М. Боголюбской ), «У страха глаза велики…»

(обр. М. Серовой), «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы),

«Волк и козлята (обр. А. Н. Толстого).

Белорусская сказка «Пых»; эскимосская сказка «Как лисичка бычка

обидела»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; украинская

сказка «Коза дереза» (обр. Е. Благининой) и др.

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда

непосредственно входит ребёнок и где впервые знакомится с

творчеством замечательных художников –

И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Васнецова, А Елисеева, Т Маврина, Е.

Рачева и многих других.

Подвижные игры — «Медвежонок потянулся». «У медведя во бору»,

«Волки во рву», «Лиса и куры», «Лиса и зайцы», «Воробушки и кот».

«Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Мышеловка», «Снежки»,

«Снегопад», «Зайка серенький»

Организация дидактических игр: «Чей силуэт», «Расскажи сказку»,

«Герой из какой сказки» и др.

Организация театрализации: «Репка», «Маша и медведь», «Заюшкина

избушка», «Теремок»,

Ожидаемые результаты:

Проект позволит:

Детям:

расширить словарный запас (активный и пассивный);

развить связную логическую речь.

проявить желание бережного отношения к книге;

повысить познавательный интерес;

Формировать интерес к слушанию литературных произведений,

просматриванию картин, иллюстраций.

Педагогам:

Освоить практический принцип обучения, через проведение

консультаций, открытых мероприятий, повысить уровень

педагогической компетентности в области художественно-речевого

развития.

Обогатить предметно-развивающую среду необходимым

оборудованием, пополнить учебно-методическую базу в данном

направлении.

Родителям:

повысится уровень знаний в области художественно-речевого развития.

Начнут применять полученные знания и умения в семье,

организовывать досуг с детьми по работе с книгой.

Работа выстроена по трем этапам.

Подготовительный этап.

Анкетирование;

Индивидуальные беседы;

Консультации.

наблюдение

Данная диагностика проведена, с целью выявления есть ли у детей

домашняя библиотека, читают ли им дома книги и отношения к книге в

семье.

Из анкетирования и наблюдения мы выявили:

Отсутствие в семье детских библиотек,

книги читают редко,

не знают, какие произведения подобрать по возрасту детей,

как правильно выбрать книгу для ребенка.

Основной этап:

На этом этапе большую роль сыграла развивающая среда и личный

пример взрослых. Важно было создать такую обстановку, чтобы у

детей появилось желание посмотреть книгу, иллюстрации, сюжетные

картинки, обыграть любимого героя.

Проектная деятельность: Изготовление книжек-малышек «Здравствуй

сказка», «Расскажи сказку», «Любимый сказочный герой» с – целью,

повысить компетентность родителей по работе с детскими

произведениями.

Изготовление закладок для книг;

Организация «Книжкиной больницы»;

Создание развивающей среды в библиотеки в группе — цель

воспитывать интерес к окружающему миру, художественному слову;

Консультации «Роль книги в семье», «Как создать детскую библиотеку

дома», «Как выбрать книгу для ребенка», — цель повысить интерес к

чтению детской художественной литературе.

Практическая мастерская «Семья и книга» — цель способствовать

творческому потенциалу через выразительное чтение детской

литературы.

Родители становились активными участниками проекта, читателями

групповой библиотеки, планировали и организовывали общие

мероприятия, обменивались информацией о развитии ребёнка в

областях художественно-речевого развития. Задавали интересующие

вопросы, консультировались по проблемным вопросам.

Заключительный:

Данная диагностика проводилась с целью выявления изменений в

речевом развитии ребенка в семье, повышение компетентности

родителей.

Анкетирование « Организация домашнего чтения в семье»,

консультации «Чему учит книга» — цель повысить компетентность

родителей в области художественно — речевого развития.

Совместное планирование мероприятий по речевому развитию.

Большой интерес детей и родителей вызвали литературные гостиные,

театрализованные представления по мотивам прочитанных книг.

Мероприятия оказались полезными, как для детей, так и для

сплоченности родительского коллектива.

Анкета для родителей.

1. Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты:

Читаете ли вы ребёнку книги? Какие?

2. Как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть

время?

3. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе?

4. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

5. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

6. Книги, каких жанров имеются в Вашей детской библиотеке?

7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о

природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет

определённых предпочтений.

8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех произведениях, которые

прочитали в детском саду? (перечислите).

9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

10. Какие последние произведения вы прочитали?

11. Читаете ли вы сами литературу? Какую?

Спасибо.

По итогам проекта было проведенно интегрированное НОД по ОО

развитию речи во второй младшей группе.

Тема: «Игра – инсценировка по сказке «Теремок».

Образовательная область: «Социально – коммуникативная»

Форма проведения: игра – инсценировка по сказке «Теремок».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»;

«Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие»;

«Социально - коммуникативное развитие»

Цель: обогащение речевого потенциала у детей через речевое развитие.

Задачи:

·0

Формировать у детей умение ориентироваться на поверхности

листа бумаги;

·1

Закрепить знание геометрических фигур и цветов;

·2

Развивать умение при сравнении предметов выделять параметр

высоты;

·3

Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость.

·4

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать

содержание сказки, запоминать действующих лиц;

·5

Умение пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при

помощи метода моделирования; интонационно выразительно,

воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа;

·6

Продолжать развивать умение детей отгадывать загадки;

·7

Словарная работа: закрепить умение образовывать слова с

уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка-лисонька,

лисичка-сестричка);

·8

Развивать мыслительные операции, воображение, внимание,

память, творческие способности.

·9

Воспитывать отзывчивость у детей, умение сопереживать и

понимать героев сказки;

·10

Обучать детей закрашивать поверхность листа последовательно

проводить линии.

·11

Закреплять умение правильно пользоваться кистью, салфеткой,

промывать кисть.

·12

Развивать у детей эстетическое восприятие.

·13

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Предварительная работа:

·14

Чтение русской народной сказки «Теремок» и рассматривание

иллюстраций;

·15

Инсценировка русской народной сказки «Теремок» с помощью

театра на фланелеграфе и настольного театра; Проведение игр и

упражнений: «Теремок», «Скажи ласково», «Что изменилось?», «Какой

формы? Каким цветом?»; «Что бывает круглым (квадратным,

треугольным, прямоугольным)?»; «Что бывает зеленым?» (красным,

желтым и т.п.).

Материалы и оборудование: Заяц – бибабо; белый лист размером А3,

квадрат, треугольник, 6 разноцветных полосок различных по величине

для образца воспитателя; красивая коробочка; маски животных к сказке

«Теремок», листы бумаги (½ альбомного листа) и нарисованного на нём

свечой силуэт теремка, гуашевые разноцветные краски (разведенные в

специальных баночках), кисточки № 3, салфетки.

Ход НОД:

Дети приветствуют гостей и становятся полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь

отгадать ее, и тогда вы узнаете, кто к нам придёт в гости:

Летом сер, зимою бел,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: К нам в гости придёт не простой зайчик, а сказочный.

Скажите, пожалуйста, в каких сказках есть герой Зайчик? («Колобок»,

«Теремок», «Заюшкина избушка» и др.)

Зайчик: Здравствуйте, ребятки. (Плачет)

Воспитатель: Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось?

Зайчик: Злая ведьма заколдовала моих друзей из сказки «Теремок»,

превратила их в разноцветные полоски.

Воспитатель: Заинька, а как мы можем тебе помочь?

Зайчик: Надо выложить по порядку полоски кто за кем приходил в

теремок, и рассказать сказку.

Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей?

Дети пересаживаются за стол, на котором приготовлены атрибуты

для воспитателя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, у вас на столе лежит

лист, на котором мы будем собирать по порядку сказочных героев.

Воспитатель: Но сначала, давайте построим домик из геометрических

фигур. А рядом с домиком будем выставлять героев сказки. Скажите

стены нашего домика на какую геометрическую фигуру похожи?

Дети: Квадрат.

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожа крыша?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Кто первым пришел в теремок? Как вы думаете, в какую

полоску превратилась мышка? (Какая это фигура?) Какого цвета эта

полоска? Почему полоска серая?

Дети: Мышка, прямоугольник, серая, потому – что мышка серая.

Прикладываем полоску (прямоугольник) рядом с домиком, чтобы на

белом листе уместились все герои.

Воспитатель: Кто пришел после мышки? Как вы думаете, в какую

полоску превратилась лягушка? Какого цвета эта полоска? Почему она

зеленая?

Прикладываем полоску рядом с мышкой.

Дети: Лягушка, прямоугольник, зелёная, потому – что лягушка

зелёного цвета.

Данная работа проводится по каждому герою.

Воспитатель: Одинаковые или разные полоски по высоте? Какая самая

низкая полоска? А какая самая высокая? Есть ли полоски одинакового

цвета? Какого цвета одинаковые полоски? Какие герои превратились в

эти полоски?

Дети: Разные, серая, коричневая, да, серого, мышка, лягушка, зайчик,

лисичка, мишка.

Зайчик: Ребятки, вы молодцы! Правильно выстроили полоски. Давайте

мы с вами поиграем, вы тоже превратитесь на время в маленьких

зайчиков.

Проводится игра «Зайка беленький сидит…». (под музыкальное

сопровождение)

Звучит музыкальный инструмент.

Воспитатель: Ой, что это такое? Что за звуки?

Воспитатель выносит красивую коробку, открывает и достает маски

сказочных героев.

Воспитатель: У нас есть и мышка – норушка, и лягушка – квакушка, и

зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, мишка косолапый.

Воспитатель: Дети, давайте все вместе расскажем сказку «Теремок».

Дети: Давайте!

Воспитатель: Давайте наденем маски и превратимся в героев сказки

«Теремок».

Воспитатель: Стоит в лесу Теремок. Прибежала к Теремку мышка –

норушка. (Ребёнок подходит к теремку)

Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет «Пи – пи, пи – пи»? Никто не

живет.

Воспитатель: И стала в нём жить мышка.

Прискакала к теремку лягушка – квакушка.

Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет ква-ква? Пустите меня в дом!

– Иди! – отвечает мышка.

Воспитатель: Прискакал зайчик – побегайчик.

Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? Пустите меня в теремок!» -

«Иди!»

Воспитатель: Прибежала к Теремку лисичка – сестричка.

Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? Пустите меня в теремок!» -

«Иди!»

Воспитатель: Последним притопал косолапый медведь и зарычал:

Дети: «Э-э-э-й! Пустите меня в теремок!» - «Иди!».

Воспитатель: Лез, лез медведь, никак не залезет. Говорит:

Дети: «Я лучше на крыше жить буду!»

Воспитатель: Полез он на крышу! – и развалил теремок!

Все звери разбежались: Никого не осталось.

(Дети садятся стол).

Воспитатель: Дети, давайте мы с вами нарисуем теремки для наших

зверят, а зайчик отнесёт их героям сказки, у вас на столах лежат

волшебные листочки. Их можно раскрасить разноцветными красками.

(Дети подходят к листочкам, на которых свечой нарисован теремок, и

кисточкой наносят гуашь на лист.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой замечательный теремок у нас

получился! Теперь героям сказки «Теремок» есть, где жить! Молодцы,

ребята!

Рефлексия:

Воспитатель: Дети скажите из каких геометрических фигур мы

строили домик? Какие герои хотели жить в «Теремке»? Кто развалил

«Теремок»? Молодцы ребята!



В раздел образования