Напоминание

"Подготовка младших школьников к олимпиадам"


Автор: Жукова Зоя Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Октёмская СОШ им П.И.Шадрина"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус с Октёмцы
Наименование материала: статью
Тема: "Подготовка младших школьников к олимпиадам"
Раздел: начальное образование





Назад




ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить»

Сократ

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,

способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей

являются олимпиады. Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к

знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и

активно развиваются склонности, способности, таланты.

Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей

степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат

развитию творческой инициативы ребенка.

Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться

основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год... К концу первого

года обучения в начальной школе накапливается достаточно материала для проведения

олимпиады. Уровень развития учащихся к этому моменту позволяет каждому ученику

участвовать в олимпиаде, если он этого пожелает. Поэтому любой второклассник может

участвовать в олимпиаде и эту возможность ему следует предоставить.

Содержание

олимпиады

для

каждого

года

обучения

должно

соответствовать содержанию программы этого года обучения.

Подготовка к любой олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически

каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или

задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на сообразительность.

Что же надо делать для подготовки к олимпиадам учителю?

1) Выявить талантливых детей

Талантливые дети, это дети, которые справляются с заданиями быстрее других. Это

можно увидеть во время уроков, бесед, праздников, игровых программ, экскурсий. У

талантливых детей широкий кругозор, развитое понятийное мышление, креативное

мышление, развитая монологическая речь – это показатели, которые позволяют говорить

о хорошем умственном потенциале младшего школьника.

2) Вовлечение детей в олимпиадную деятельность

Начальная школа дает возможность каждому ребенку проявить себя на уровне

школы, улуса, Республики и России.

На первом этапе олимпиадного движения обычно участвуют все дети класса.

Каждый ребенок пробует свои силы, и каждый получает похвалу за смелость,

находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход к соревнованиям способствует

высокой активности детей и желанию поучаствовать ещё раз.

Во время занятий логикой на уроках математики,

информатики дети с

удовольствием выполняют задания на смекалку. Учитель для себя выстраивает рейтинг

выполнения олимпиадных заданий, выявляет десятку лидеров, которым по силам

сразиться в интеллектуальном раунде со своими сверстниками из других классов. Когда

ребёнку предлагают поучаствовать

в олимпиаде школьного уровня, он начинает

понимать, что является представителем своего класса и что это большая ответственность.

Результаты выступлений (школьный тур) непременно вывешиваются на доске

объявлений.

Все дети видят результаты победителя и свои результаты.

Победителей школьного тура олимпиад ждёт следующая, более трудная и

ответственная ступень - улусный тур. Между школьным и районным турами проходит 1-

1,5 месяца. Это время учитель должен использовать как можно продуктивнее. Школьный

тур выявляет проблемы, пробелы в подготовке учащихся к олимпиаде. Их устранением и

занимается педагог, который готовит ребенка к участию в следующем туре соревнований.

С победителями школьного тура олимпиад проводятся индивидуальные занятия, на

которых отрабатывается типология олимпиадных заданий; решаются нестандартные

задачи логического характера, способствующие общему интеллектуальному развитию

ребёнка; составляются собственные задания логического характера; отрабатываются пути

выхода из нестандартных ситуаций в решении заданий повышенной сложности.

Заниматься только «натаскиванием» младшего школьника на решение олимпиадных

заданий, не развивая интеллект в целом, бессмысленно и пагубно для ребёнка.

Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года, а

так же должна быть индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого

обучающегося.

Участие в улусном туре олимпиад должно преподноситься ребёнку не как успех

или провал, а как интересное мероприятие, общение со сверстниками, проба своих сил.

Ребенок должен понимать, что данное соревнование - шаг к покорению вершин знаний.

Ребенка должны поддерживать все: родители, педагоги, друзья. Независимо от

того, получает ученик приз или нет, он должен ощущать себя победителем, ведь даже

если он не одержал победу над другим, он одержал её над собой вчерашним.

При таком подходе учащиеся начальной школы будут охотно соглашаться

выступать на олимпиадах более высокого уровня: регионального, республиканского.

Похвала учителя, родителей, признание одноклассников и вера в ребёнка – залог успеха.

С первых дней учебы задача учителя - показать малышам радость познания мира,

убедить, что силу уму придают упорный труд и тренировки. Только такая активная

позиция ученика начальной школы приучает его ум к постоянному поиску. Только

правильное поведение взрослых людей, окружающих ребёнка, поможет ему без паники,

легко и интересно, участвовать

и побеждать в интеллектуальных олимпиадах и

творческих конкурсах.

А что же даёт участие или победа в олимпиаде?

В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Всем известно, что

олимпиадные задания – это нестандартные задания повышенной сложности, для

успешного выполнения которых необходимо не сумма конкретных знаний учащегося, а

его способность логически мыслить. В будущем это поможет нынешним школьникам

решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже

с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под

разным углом.

Ещё

одним

важным моментом является способность

правильно применить

знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно

использовать.

Решение

олимпиадных

заданий

отлично

тренирует

ту

самую

нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и

усвоенные знания в самых разных сферах.

Так же участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе,

повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода

стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни.

Учитель начальных классов

Октёмской СОШ им П.И.Шадрина

Жукова З.П.



В раздел образования