Напоминание

Вклад современных российских ученых в развитие физики


Автор: Латыпова Елена Константиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ 4 г.Ленска
Населённый пункт: Ленск
Наименование материала: Разработка урока по физике
Тема: Вклад современных российских ученых в развитие физики
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта внеурочного занятия

Тема: Вклад современных российских ученых в развитие физики

Цель занятия: Формирование представления о современном состоянии российской физики и

вкладе российских ученых в развитие мировой науки.

Задачи занятия:

Образовательные:

o

Познакомить обучающихся с современными направлениями исследований в российской

физике.

o

Изучить достижения конкретных российских ученых в области физики.

o

Сформировать понимание роли физики в современном мире и ее практического

применения.

Развивающие:

o

Развивать навыки поиска, анализа и систематизации информации.

o

Развивать критическое мышление, умение оценивать научные достижения.

o

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе и представлять

результаты своей работы.

Воспитательные:

o

Воспитывать интерес к изучению физики и научных исследований.

o

Формировать чувство гордости за достижения российской науки.

o

Способствовать профессиональной ориентации учащихся в области физики и смежных

наук.

Основные понятия:

Нанотехнологии

Квантовые вычисления

Физика плазмы

Ядерная физика

Космическая физика

Перспективные материалы

Планируемые результаты:

Личностные:

o

Сформированное представление о роли физики в современном мире.

o

Осознание личной ответственности за сохранение и развитие научного потенциала

России.

o

Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

o

Умение самостоятельно планировать и организовывать свою учебную деятельность.

o

Умение находить, анализировать и систематизировать информацию из различных

источников.

o

Умение работать в группе, представлять и защищать результаты своей работы.

Предметные:

o

Знание основных направлений исследований в современной российской физике.

o

Знание достижений конкретных российских ученых в области физики.

o

Понимание практического применения физических знаний в различных областях науки и

техники.

Межпредметные связи:

Информатика (поиск информации)

Химия (изучение свойств материалов)

Биология (биофизика)

Математика (математическое моделирование физических процессов)

История (история развития науки в России)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная работа.

Ресурсы, оборудование:

Компьютеры с доступом в Интернет.

Проектор.

Презентация.

Видеоматериалы о российских ученых и их достижениях.

Раздаточные материалы (карточки с заданиями, биографии ученых).

Содержание занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

1.

Организационный

момент

Приветствие. Проверка

готовности к занятию. Создание

положительного

эмоционального настроя.

Приветствие. Подготовка к

занятию.

2 мин

2. Мотивация и

целеполагание

Задает вопрос: "Что вам

известно о современной

российской физике?".

Демонстрирует короткий

видеоролик о достижениях

российских ученых.

Предлагает сформулировать

тему и цель занятия.

Отвечают на вопрос учителя.

Смотрят видеоролик.

Формулируют тему и цель

занятия

5 мин

3. Актуализация

знаний

Организует фронтальную

беседу по основным

направлениям современной

физики. Предлагает вспомнить

известные имена российских

физиков 19-20 вв.

Участвуют в беседе.

Вспоминают и называют

известных российских

физиков

Василий Владимирович

Петров. Создал мощнейшую

в мире электробатарею, на

которой впервые получил

непрерывную электрическую

дугу и доказал возможность

её применения для сварки,

электрометаллургии и

освещения.

Эмилий Христианович

Ленц. Открыл закон

электромагнитной индукции

(правило Ленца) и закон

Джоуля — Ленца о тепловом

5 мин

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

действии электрического

тока.

Александр Григорьевич

Столетов. Впервые получил

кривую намагничиваемости

железа, открыл первый закон

внешнего фотоэффекта и

изобрёл первый в мире

фотоэлектрический элемент.

Пётр Николавевич Лебедев.

Впервые экспериментально

обнаружил и измерил

давление света.

Пётр Леонидович Капица

Лауреат Нобелевской премии

по физике (1978) за открытие

явления сверхтекучести

жидкого гелия, ввёл в

научный обиход термин

«сверхтекучесть» Известен

также работами в области

физики низких температур,

изучении сверхсильных

магнитных полей и

удержания

высокотемпературной плазмы

Игорь Васильевич

Курчатов. Советский физик,

«отец» советской атомной

бомбы Основатель и первый

директор Института атомной

энергии, главный научный

руководитель атомной

проблемы в СССР, один из

основоположников

использования ядерной

энергии в мирных целях

Лев Давидович Ландау

Учёный, физик, обладатель

Нобелевской премии (1962 г.)

за исследования

конденсированных сред,

гелия

4. Изучение

нового материала

Делит класс на группы

Фундаментальные

исследования

1 группа

Исследование вещества на

уровне субатомных частиц

Учёные изучают протоны,

нейтроны, кварки, нейтрино и

Делятся на группы. Ищут и

анализируют информацию о

российских ученых и их

достижениях. Готовят

презентацию.

20 мин

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

другие частицы, а также

античастицы.

2 группа

Плазменная физика

Изучается поведение плазмы в

условиях высоких температур и

давлений, что важно для

создания термоядерных

реакторов

Прикладные исследования

3 группа

Оптика и лазерная физика

Исследуются нелинейные

оптические явления,

взаимодействие лазерного

излучения с веществом,

волоконная оптика и оптическая

связь

4 группа

Разработка новых материалов

и технологий

Учёные создают

наноструктурированные

материалы с уникальными

свойствами, которые

применяются в электронике,

медицине и энергетике.

5 группа

Создание квантовых

технологий

Российские учёные участвуют в

разработке квантовых

вычислений и квантовой

криптографии

Учитель дает задание: найти

информацию о современных

российских ученых,

работающих в данном

направлении и их достижениях

(используя Интернет и другие

ресурсы). Консультирует

группы, помогает в поиске и

анализе информации.

Предлагает каждой группе

подготовить краткую

презентацию (5-7 минут).

5. Представление

результатов

работы групп

Организует защиту

презентаций каждой группы.

Задает вопросы после каждой

презентации. Оценивает работу

Представляют результаты

своей работы. Отвечают на

вопросы. Слушают

выступления других групп.

20 мин

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

групп.

6. Интерактивный

элемент

Игра "Угадай лауреата".

Подготавливает карточки с

фактами о российских ученых-

лауреатах Нобелевской премии.

Павел Алексеевич Черенков,

Илья Михайлович Франк и

Игорь Евгеньевич Тамм

(1958) — за открытие и

интерпретацию эффекта

Вавилова-Черенкова

Лев Давидович Ландау (1962)

— за пионерские теории

конденсированных сред и

особенно жидкого гелия

Николай Геннадиевич Басов и

Александр Михайлович

Прохоров (1964) — за

фундаментальные работы в

области квантовой электроники,

которые привели к созданию

излучателей и усилителей на

лазерно-мазерном принципе

Пётр Леонидович Капица

(1978) — за открытие явления

сверхтекучести жидкого гелия,

ввёл в научный обиход термин

«сверхтекучесть».

Жорес Иванович Алфёров

(2000) — за разработку

полупроводниковых

гетероструктур, которые нашли

широкое применение в

высокочастотных схемах и

оптоэлектронике.

Алексей Алексеевич

Абрикосов и Виталий

Лазаревич Гинзбург (2003) —

за вклад в теорию

сверхпроводников и

сверхтекучих жидкостей.

Константин Сергеевич

Новосёлов и Андрей

Константинович Гейм (2010)

— за работы по графену —

Играют в игру и учатся

узнавать ученых по их

достижениям.

10 мин

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

двумерному материалу,

открывающему новые

горизонты в мире

материаловедения и

нанотехнологий.

Учащиеся по фактам должны

угадать имя лауреата.

7. Рефлексия и

подведение итогов

Задает вопросы: Что нового вы

узнали сегодня на занятии?

Какие российские ученые вас

особенно впечатлили? Какие

направления современной

физики вам показались

наиболее интересными? Как вы

думаете, какую роль физика

играет в современном мире?

Хотели бы вы заниматься

научными исследованиями в

области физики? Подводит

итоги занятия. Оценивает

работу учащихся. Дает

домашнее задание (по

желанию): подготовить

небольшое эссе о современном

российском ученом-физике,

который вас заинтересовал.

Отвечают на вопросы

учителя. Делятся своими

впечатлениями. Оценивают

свою работу на занятии.

8 мин

Рефлексия собственного занятия:

Что удалось:

o

Удалось заинтересовать учащихся темой занятия и показать, что российская физика

находится на передовых позициях в мире.

o

Учащиеся активно участвовали в работе в группах, успешно находили и анализировали

информацию.

o

Интерактивный элемент оживил занятие и помог лучше усвоить материал.

Что можно улучшить:

o

Необходимо более тщательно подбирать видеоматериалы и презентации, чтобы они были

максимально информативными и интересными для учащихся соответствовали их уровню

подготовки

Выводы:

o

Внеурочные занятия по физике, посвященные современным достижениям российской

науки, могут быть эффективным средством формирования интереса к предмету и

профессиональной ориентации учащихся.

o

Важно использовать разнообразные формы работы и интерактивные элементы, чтобы

сделать занятие более увлекательным и познавательным.



В раздел образования