Напоминание

ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК ОДНОГО ИЗ КОМПОНЕНТОВ КУРСА ИГРОТЕРАПИИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР


Автор: Дерябина Ольга Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №48"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК ОДНОГО ИЗ КОМПОНЕНТОВ КУРСА ИГРОТЕРАПИИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

КАК ОДНОГО ИЗ КОМПОНЕНТОВ КУРСА ИГРОТЕРАПИИ

НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВНИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Дерябина Ольга Владимировна,

учитель-логопед высшей категории

МБДОУ «Детский сад № 48»,

город Нижний Новгород

По данным исследований И. В. Данилова, И. М. Черепанова, Р. Е. Левиной,

В. И. Селивёрстова, Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой и др., в дошкольном

возрасте происходит процесс интенсивного формирования речевого дыхания, а

также координированной системы речевых движений (дыхания, артикуляции,

фонации) и мышления. В клинической картине тяжёлых нарушений речи

неизменно

присутствуют

расстройства

дыхания.

Неречевое

дыхание

дошкольников с ТНР, «как правило, поверхностное, ритм его недостаточно

устойчив» (2, с. 62). Во время речеведения нарушается взаимодействие между

дыханием и фонацией: перед вступлением в речь дети делают недостаточный

по объёму вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-

смыслового отрезка сообщения; нередко они говорят на вдохе, либо в фазе

полного выдоха. В то же время, за счёт аритмичного сокращения мышц

дыхательного отдела речевое дыхание становится прерывистым или даже

судорожным.

Поэтому

возникает

острая

необходимость

нормализации

физиологических

и

психолингвистических

механизмов

регуляции

коммуникативной деятельности у дошкольников. А организация системы

работы, поиски приёмов и методик логопедической коррекции тяжёлых

нарушений речи не утратили своей актуальности.

Особая

роль

в

комплексе

коррекционных

мероприятий

отводится

формированию речевого дыхания, которое имеет принципиальное значение для

реализации

плавного

речеведения

в

процессе

коммуникативного

взаимодействия. Поскольку известно, что «плавность речи – это целостное

непрерывное артикулирование интонационно–логически завершенного отрезка

высказывания в процессе одного непрерывного выдоха» (2, с. 170). По

утверждению В. В. Цвынтарного, «во время речевой тренировки нужно

запрограммировать три основных момента: дыхание, ритм и голосоведение»

(6, с. 49). Следовательно, формирование речевого дыхания должно являться

важной составляющей темпо-ритмической организации речевого общения у

дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи.

На наш взгляд, ведущим средством динамического коррекционного

воздействия на речевое дыхание дошкольников с ТНР является игротерапия.

Целесообразность

применения

её

в

коррекционно-развивающей

работе

очевидна: во-первых, она соответствует основному виду деятельности детей

дошкольного возраста – игровой; во-вторых, в ней представлено единство

психологической природы игры и общения, что обеспечивает практику

формирования правильных речедвигательных стереотипов в естественных для

дошкольников условиях; в-третьих, в игре дети могут выражать себя свободно,

независимо от своих речевых возможностей; в-четвёртых, игровые ситуации

позволяют подбирать речевой материал с учётом лингвистических факторов и

варьировать его в зависимости от состояния и развития дыхательной функции

ребёнка и группы в целом; в-пятых, игротерапия способствует более плавному

перенесению скорректированных и вновь приобретённых речевых навыков из

игрового поля в реальную жизнь.

Наряду с обучающей функцией, планомерная реализация курса игротера-

пии позволяет преодолеть проблемы, обусловленные нарушенной дыхательной

функцией, и решает спектр оздоровительных задач, оказывая при этом положи-

тельное влияние на управляющие дыханием нервно-регуляторные механизмы:

• тренируется диафрагма, создавая так называемую дыхательную опору

голосообразования;

• усиливается

вентиляция

бронхов,

легочной

ткани;

увеличивается

жизненная емкость легких;

• повышается усвояемость кислорода тканями;

• развивается подвижность и выносливость голосовых связок;

• формируется ритмичность физиологического дыхания с оптимальной

пластичностью дыхательных движений;

• вырабатывается новый динамический стереотип речевого дыхания

(быстрый, глубокий вдох и удлиненный, замедленный речевой выдох);

• устанавливается оптимальный по силе, звучанию, мелодике голос;

• нормализуются темпо-ритмические показатели речеведения.

Учитывая закономерности процесса овладения речевым дыханием в норме,

последовательная реализация курса игротерапии предполагает систему работы

по его формированию у дошкольников с ТНР в процессе предметно-

практической игровой деятельности и условно разделяется на три этапа:

1.

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата

(постановка диафрагмально–рёберного дыхания и формирование длительного

выдоха через рот).

2.

Формирование длительного фонационного выдоха.

3.

Формирование речевого выдоха.

Специфика поэтапной работы по развитию речевого дыхания в процессе

речевого общения, описание игр и упражнений в порядке прохождения

тематических циклов представлены в авторском методическом пособии (4).

В данной статье в качестве динамических упражнений (связаны с

плавными движениями головы, рук, туловища, ног) мы более подробно

рассмотрим применение парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой с

целью выработки дыхательной опоры, тренировки мышц диафрагмы, гортани и

носоглотки, увеличения жизненной ёмкости лёгких. Цикл игровых упражнений

представлен в виде занимательных приключений ёжика Нюх-Нюха и его друзей

и

сопровождается

сюжетными

рифмовками.

Перед

началом

освоения

комплекса упражнений необходимо научить детей шумному, краткому,

носовому вдоху (как хлопок в ладоши): вместе с ёжиком Нюх-Нюхом шумно

нюхать цветы, конфеты, фрукты и т.д. А уже с начала прохождения

тематического цикла «Осень» можно постепенно и последовательно овладевать

основным комплексом упражнений, будучи участниками приключений ёжика

Нюх-Нюха и его друзей. Сюжетную линию, которой объединены упражнения,

при необходимости можно варьировать, изменять. Это позволит включать

упражнения

А.Н.

Стрельниковой

в

работу

при

прохождении

каждого

последующего тематического цикла на протяжении всего учебного года.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать правила:

1. Вдох – громкий, короткий, активный, резкий. Недопустимо тянуть вдох,

чтобы взять в себя побольше воздуха. Вдох осуществлять только носом (крылья

носа при этом соединяются).

2. Выдох

абсолютно

пассивный,

как

результат

вдоха

уходит

самопроизвольно. Выдох лучше производить через рот. Во время гимнастики

рот д. б. слегка приоткрыт. Недопустимо фиксировать внимание на выдохе.

3. Вдохи носом делаются только одновременно с движениями. Движения

обеспечивают короткому вдоху достаточный объём и глубину.

4. Задавать темп и ритм «вдохов – движений»: выполнять упражнения

вместе с детьми, на вдох хлопать в ладоши или считать вслух. Дошкольникам

совместные действия помогают лучше.

5. Производить по четыре вдоха – движения подряд, затем пауза 3-5

секунд. Количество таких «порций» индивидуально. Во время отдыха – паузы,

о дыхании не думать: дышать, как дышится.

Игровой комплекс можно выполнять как полностью, так и в виде

отдельных упражнений.

Освоив упражнения, можно сочетать движения с произнесением звуков,

слогов на выдохе: голова опущена, спина круглая; на лёгком поклоне вперёд

произносить гласные, сочетания гласных, согласные, открытые слоги, закрытые

слоги

(«ворчалки»,

«шипелки»,

«сопелки»,

«кряхтелки»,

«звенелки»,

«фырчалки», «бубнилки» и т.п. ёжика Нюх-Нюха и его друзей). Порядок

введения согласных звуков (р, л, м, н, в, ф, з, с, ц, ж, ш, ч, щ, б, п, д, т, г, к, х)

определяется

индивидуальными

звукопроизносительными

возможностями

ребёнка.

По мере освоения произнесения согласных звуков, можно вводить слоги с

ними: ми, ме, ма, му; мим, мем, мам, мум; три, тре, тра, тру и др.

Мнемотаблицы и рифмовки, разработанные к комплексу упражнений

дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой, помогают дошкольникам

установить

связь

между

названием

и

характером

движений

данного

упражнения. На первых этапах они служат наглядной и слуховой опорой при

освоении детьми игрового образа упражнения. На последующих этапах

облегчают припоминание и воспроизведение упражнения.

Таким образом, успешному осуществлению коррекционно-развивающей

работы

по

данному

направлению

способствует

реализация

комплекса

парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой как одной из составляющих

динамического коррекционного воздействия на речевое дыхание дошкольников

с тяжёлыми нарушениями речи.

Список источников:

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития

речевого

дыхания

у

дошкольников

с

нарушениями

речи.

/

под

ред.

Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.

2. Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М.: ЭКСМО-

Пресс, 2001. – 320 с.

3. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.:

Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

4. Дерябина О. В. Использование игротерапии в процессе коррекционно-

развивающей работы при поэтапном формировании речевого дыхания у

дошкольников с ТНР как важнейшей составляющей темпо-ритмической

организации речевого общения. – Н. Новгород: ГБПОУ «Нижегородский

Губернский колледж», 2024. – 162 с.

5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.

6. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. – М.: Центр–Полиграф,

2002. – 111 с.

7. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. –

М.: Айрис–Пресс, 2008. – 112 с.



В раздел образования