Напоминание

Игровые и практико ориентируемые методыразвития математического мышления младших школьников


Автор: Фармагей Ольга Сергеевна
Должность: Учитедь начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 19 им.М.Р. Янккова
Населённый пункт: г.Заполярный, Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые и практико ориентируемые методыразвития математического мышления младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




ИГРОВЫЕ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ

РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Фармагей Ольга Сергеевна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №19 им. М.Р. Янкова"

Мурманская область, г. Заполярный

Аннотация. Формирование математического мышления у младших

школьников через игровые и практико-ориентированные методы является

актуальной задачей. Исполнение таких методов повышает мотивацию и

помогает в усвоении практических навыков через игровые элементы и

жизненные

ситуации.

Это

содействует

развитию

логического

и

творческого мышления, а также формирует устойчивые знания и умения,

критически важные для дальнейшего образования.

Ключевые слова:

развитие математического мышления, младшие

школьники, игровые и практико-ориентированные методы, интеграция

образовательных подходов, организация учебного пространства, мотивация

к математике.

Развитие

математического

мышления

у

младших

школьников

является одной из ключевых задач современной начальной школы. В

условиях стремительного развития цифрового общества и возрастания

требований к умению анализировать, моделировать и решать практические

задачи, формирование математического мышления приобретает особую

значимость. Именно в младшем школьном возрасте закладываются базовые

когнитивные

структуры,

которые

впоследствии

обеспечат

успешное

овладение более сложными математическими понятиями и навыками. В этом

контексте игровые и практико-ориентированные методы представляют собой

эффективные инструменты, способствующие не только усвоению учебного

материала, но и развитию умений логического рассуждения, творческого

подхода и самостоятельного поиска решений. Игровой компонент повышает

мотивацию и интерес к математике, снижая психологический порог

восприятия, в то время как практико-ориентированные задания формируют

связь между учебой и реальной жизнью, делая процесс обучения более

осмысленным. Таким образом, интеграция этих методов способствует

всестороннему

развитию

младших

школьников

и

способствует

формированию устойчивых предпосылок для дальнейшего образования.

Понятийное поле математического мышления включает в себя

совокупность

умственных

операций

и

действий,

направленных

на

понимание, анализ, синтез, обобщение и применение математических знаний

и умений. В младшем школьном возрасте мышление характеризуется

переходным этапом от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее

к словесно-логическому уровню. Формирование математического мышления

в этот период связано с освоением таких качеств, как аналитичность,

абстракция, сортировка информации и установление закономерностей.

Исследования в области возрастной психологии подтверждают, что игра и

практическая деятельность выступают мощными средствам стимуляции

когнитивного развития. Игра способствует развитию памяти, внимания и

воображения, а взаимодействие с предметной средой через практическую

деятельность формирует у детей умение применять знания в конкретных

ситуациях. Учитывая это, эффективное обучение математике в начальных

классах должно строиться на комплексном использовании игровых и

практико-ориентированных

приемов,

стимулирующих

когнитивные

процессы на разных уровнях.

Игровые

методы

являются

многообразными

и

функционально

разнонаправленными. К основным видам игр, используемых в обучении

математике младших школьников, относятся дидактические, логические и

ролевые игры. Дидактические игры ориентированы на закрепление и

систематизацию учебного материала через целенаправленные учебные

действия: например, карточные игры на сложение и вычитание, пазлы с

геометрическими фигурами. Логические игры развивают аналитическое

мышление

и

умение

строить

рассуждения,

представлены

задачами-

головоломками, шахматными задачами и играми типа «Судоку». Ролевые

игры предполагают вовлечение детей в смоделированные социальные

ситуации, где математические действия необходимы для достижения игровой

цели, например, игра «Магазин» с подсчетом покупок и сдачи. Цели игровых

методов включают повышение интереса к математике, формирование

навыков

коллективной

работы,

развитие

любознательности

и

самостоятельности в решении задач. Механизмы развития математических

умений через игру основаны на активном вовлечении детей, опоре на

игровые правила и стимуляции эмоциональной активности, что способствует

лучшему усвоению материала и формированию устойчивых знаний.

Практико-ориентированные методы предполагают использование в

обучении заданий и проектов, которые отражают реальные жизненные

ситуации, способствуют осмысленному применению математических знаний

и развитию творческого начала. Эти методы включают работу с измерениями

(например, измерение длины и массы предметов из окружающей среды),

проектные

задания

(создание

макетов

и

моделей

с

использованием

геометрических фигур), а также экспериментирование (наблюдение и

составление таблиц, анализ результатов простых опытов). Формы практико-

ориентированного обучения могут быть индивидуальными, групповыми и

коллективными, что создает условия для развития коммуникативных

навыков и умения работать в команде. Приемы включают постановку

проблемных задач, обучение через практическое моделирование и анализ

конкретных ситуаций, что способствует глубокому осмыслению учебного

материала и формированию умений, применимых в повседневной жизни.

Такой подход обеспечивает не только освоение теоретических знаний, но и

развитие самостоятельности, критического мышления и навыков решения

нестандартных задач.

Объединение

игровых

и

практико-ориентированных

методов

позволяет добиться синергетического эффекта в развитии математического

мышления

младших

школьников.

Совмещение

игровых

сценариев

с

практическими заданиями усиливает мотивацию, так как дети вовлекаются в

деятельность, которая одновременно увлекательна и осмысленна. Например,

сюжетные дидактические игры с элементами реальных жизненных ситуаций

способствуют

закреплению

математических

знаний

в

эмоционально

насыщенной атмосфере. Такой подход поддерживает творческое мышление

за счет предоставления учащимся пространства для самостоятельного поиска

решений и экспериментирования. Повышение мотивации через игровые

компоненты напрямую способствует более глубокому усвоению теории, а

практическое применение знаний формирует прочные умения и навыки.

Таким

образом,

поэтапное

внедрение

интегрированных

методик

оптимизирует образовательный процесс и делает его более адаптивным к

индивидуальным особенностям учащихся, что существенно повышает

эффективность обучения.

Для успешной реализации игровых и практико-ориентированных

методов крайне важна соответствующая организация учебного пространства

и обеспечение необходимыми материалами. Класс должен быть оборудован

многофункциональными учебными зонами, где могут проводиться как

коллективные игры, так и индивидуальная практика с моделями и

наглядными пособиями. Важно наличие подвижных и модульных элементов

мебели,

позволяющих

быстро

трансформировать

пространство

под

различные

формы

работы.

Учебные

материалы

должны

включать

дидактические игры, наборы геометрических фигур, счетные палочки,

измерительные инструменты и конструкторы, а также материалы для

проектной

деятельности.

Педагогам

рекомендуется

систематически

обновлять

и

пополнять

ассортимент

пособий,

учитывая

возрастные

особенности учеников и учебные цели. Создание среды, благоприятной для

самостоятельного

экспериментирования

и

игры,

способствует

формированию активной позиции учащихся в процессе познания, а также

развитию коммуникативных и организационных навыков.

Эффективность

игровых

и

практико-ориентированных

методов

требует объективной оценки и мониторинга. Ключевыми критериями служат

уровень сформированности логического и творческого мышления, навыки

применения математических знаний в практических ситуациях, а также

степень мотивации и вовлеченности учащихся. Для системного контроля

используются

разнообразные

инструменты:

наблюдение

за

процессом

деятельности, анализ результатов выполнения игровых и практических

заданий, проведение диагностических тестов и устных опросов. Особое

значение имеет сбор обратной связи от учеников, родителей и педагогов, что

позволяет адекватно корректировать методический подход. Регулярный

анализ позволяет выявлять достижения и проблемные зоны, а также

адаптировать учебный процесс с учетом индивидуальных потребностей и

особенностей развития каждого ребенка. Такой комплексный подход

обеспечивает

высокий

уровень

результативности

и

способствует

устойчивому развитию математического мышления.

В качестве практического примера успешной реализации игровых

методов

можно

рассмотреть

использование

дидактической

игры

«Математическое путешествие». В ней предусматривается комплекс заданий

по темам «Сложение и вычитание», «Геометрические фигуры», который

организован

в

формате

командного

соревнования.

Дети

выполняют

практические действия: решают логические загадки, арифметические задачи,

собирают

фигуры

из

элементов

конструктора.

Такая

организация

способствует развитию командного взаимодействия, логического мышления

и закреплению базовых математических навыков. Наблюдения показали, что

после серии игр повышается интерес к предмету, улучшатся качество

выполнения заданий и увеличивается активность участия детей в учебном

процессе. Методика легко адаптируется под различные уровни подготовки и

может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Дополнительно приведем пример интеграции игровых и практико-

ориентированных подходов через проектный метод. В рамках занятия дети

создавали макет школьного двора, используя геометрические фигуры и

измерительные инструменты. Процесс был оформлен как приключенческая

игра с распределением ролей: конструкторов, дизайнеров, исследователей.

Такой подход усиливал интерес и включенность, стимулировал применение

арифметических операций при расчете площади и периметра, а также

развивал творческое и логическое мышление. Результатом стало не только

освоение новых знаний, но и развитие умений работать в команде,

планировать деятельность и критически оценивать свои решения.

Таким образом, использование игровых и практико-ориентированных

методов в обучении математике младших школьников является ключевым

фактором

формирования

эффективного

математического

мышления.

Теоретическая база, разнообразие игровых форм, практическая ориентация

материалов

и

продуманная

организация

учебного

пространства

в

совокупности позволяют создать условия для глубокого и устойчивого

освоения

математических

знаний.

Мониторинг

эффективности

и

систематический

анализ

результатов

дают

возможность

адаптировать

педагогические

подходы

к

индивидуальным

потребностям

учеников,

обеспечивая развитие их творческого и логического потенциала в процессе

обучения.

Список литературы

1.

Билял Э. А. Методические основы развития пространственного

мышления у младших школьников на уроках математики // Проблемы

современного педагогического образования. 2023. №81-2.

2.

Сидоров А. В., Сидорова Н. Н. Использование игровых методов

при обучении математике в начальной школе // Международный журнал

гуманитарных и естественных наук. 2023. №2-1 (77).

3.

Тарасова А. П., Шаталова Е. В., Миронова О. Е. Дидактические

игры на уроках математики как средство развития логического мышления

младших школьников // ДМ. 2023. №58.



В раздел образования