Автор: Магомедова Гюльнара Зиявутдиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №156
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
Раздел: дошкольное образование
Магомедова Г. З.
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент —
это патриотизм.… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям
наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования
сотен народов и языков на территории России».
В.В. Путин.
По словам С. Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее стать
подлинным патриотом. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы
совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших
звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому
воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день
ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями,
весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду,
улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать
более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Дети должны понять,
что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они
граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети хорошо впитывают впечатления
от картин родной природы, народных традиций, нравов людей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи:
дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых
подвигах, важно прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной,
любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводить ребенка к
пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих
героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов,
улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Дать детям понять, что у каждого
народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные
нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение
для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие,
скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за
справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного
творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют
развитию личности в духе патриотизма.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества
обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-
культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не
знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать
полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением
относящегося к другим народам.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок,
чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
Чем старше становится ребенок, тем больше открывает для себя мир новых
понятий, путь к такому познанию в детском возрасте лежит через игру. В такой форме
лучше усваиваются сложные понятия, закрепляются навыки и умения.
В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и
потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность:
образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно -
литературное творчество.
В группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где
центральное место занимают флаги: Российской Федерации и ее столицы - города
Москвы. В центре имеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами
города Москвы и города Братск, книгами об истории и достопримечательностях русского
и Братского народа, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой
художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки:
«Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела», «Стихи о Родине», альбомы
«Национальные костюмы народов РФ». Мы проводим большую работу по ознакомлению
дошкольников с героическим прошлым Родины.
Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время
которого организуется:
- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.
- занятия «Герои войны – наши земляки»;
- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского
солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;
Неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
- занятия, беседы;
- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герой
войны – наши земляки».
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный
контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно
участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья»,
«Самая лучшая бабушка» и др.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники
приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной
жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории,
традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,
готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических
чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют
интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более
рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с
восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему
живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности
тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции
заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания,
которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому
воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения,
обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими
чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Литература:
1.
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников /
Управление ДОУ. – 2005. – №1.
3.
Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров //
Педагогика. – 1998. – С. 3 – 8.