Напоминание

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»


Автор: Магомедова Гюльнара Зиявутдиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №156
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Магомедова Г. З.

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент —

это патриотизм.… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям

наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования

сотен народов и языков на территории России».

В.В. Путин.

По словам С. Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохранное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее стать

подлинным патриотом. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы

совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших

звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому

воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день

ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями,

весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду,

улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать

более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Дети должны понять,

что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они

граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети хорошо впитывают впечатления

от картин родной природы, народных традиций, нравов людей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи:

дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых

подвигах, важно прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной,

любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводить ребенка к

пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих

героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов,

улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Дать детям понять, что у каждого

народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные

нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение

для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.

Обсуждая с детьми содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие,

скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за

справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного

творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют

развитию личности в духе патриотизма.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества

обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-

культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не

знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать

полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением

относящегося к другим народам.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок,

чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

Чем старше становится ребенок, тем больше открывает для себя мир новых

понятий, путь к такому познанию в детском возрасте лежит через игру. В такой форме

лучше усваиваются сложные понятия, закрепляются навыки и умения.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и

потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность:

образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно -

литературное творчество.

В группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где

центральное место занимают флаги: Российской Федерации и ее столицы - города

Москвы. В центре имеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами

города Москвы и города Братск, книгами об истории и достопримечательностях русского

и Братского народа, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой

художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки:

«Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела», «Стихи о Родине», альбомы

«Национальные костюмы народов РФ». Мы проводим большую работу по ознакомлению

дошкольников с героическим прошлым Родины.

Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время

которого организуется:

- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.

- занятия «Герои войны – наши земляки»;

- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского

солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;

Неделя Памяти, включающая:

- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;

- занятия, беседы;

- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герой

войны – наши земляки».

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный

контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно

участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:

- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья»,

«Самая лучшая бабушка» и др.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники

приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной

жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории,

традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,

готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических

чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют

интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более

рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с

восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему

живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности

тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции

заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания,

которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому

воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения,

обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими

чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Литература:

1.

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников /

Управление ДОУ. – 2005. – №1.

3.

Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров //

Педагогика. – 1998. – С. 3 – 8.



В раздел образования