Напоминание

Формы внеклассной работы в детской школе искусств


Автор: Елобогоева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан -Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан -Удэ
Наименование материала: .статья
Тема: Формы внеклассной работы в детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель фортепиано

МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан-Удэ

Елобогоева Наталья Владимировна

Формы внеклассной работы в детской школе искусств

Формы внеклассной работы, применяемые в детской школе искусств можно условно

разделить на две формы работы: коллективную форму и индивидуальную форму работы.

Индивидуальная форма классной и внеклассной работы – это специфическая

особенность обучения в детской школе искусств, в силу чего педагог получает широкие

возможности индивидуального подхода к каждому ученику. Сила педагогического

воздействия авторитетного педагога должна быть здесь использована в полной мере.

Индивидуальная форма внеклассной работы заключается в том, что каждый ученик

находится под постоянным контролем, получает индивидуальные внеклассные задания.

Это могут быть: прослушивание музыкальных записей, посещение филармонического

концерта, прочтение литературы, решение логических музыкальных заданий, и др.

Выбор задач, которые ставятся перед учеником, зависит от психологических

особенностей его характера, наклонностей, увлечений, степени его подвижности. Так,

если у ученика старшего класса наблюдаются педагогические способности, полезно

поручить ему проведение фрагмента урока с учеником младшего возраста. Более того,

можно провести день самоуправления, как это делается в общеобразовательных школах.

Конечно же, косвенное присутствие педагога на таких уроках обязательно. Здесь педагог

наглядно видит, насколько хорошо старший ученик понимает нотный текст и умеет

сравнить «видимое» им в тексте, и слышимое в реальности, как он чувствует игровой

аппарат, и умеет передать словами и наглядным показом понимаемые им задачи.

Также интересной и полезной формой внеклассной работы могут явиться открытые

уроки для учащихся, которые лучше делать тематическими. Темы подсказывает сама

жизнь. Например: как правильно играть комплекс гамм, аккордов и арпеджио, работа над

характером произведения, помогает ли сольфеджио на уроках специальности и т.д.

Учащиеся, присутствующие на таких уроках не только учатся определённым навыкам, и

приобретают новые знания. Они как бы видят себя со стороны, что побуждает их к

определённым положительным действиям, стремлению заниматься осознаннее.

В целом, внеклассная работа содержит в себе большие возможности активизации

учащихся. Так, одной из форм внеклассной работы, активно стимулирующих учебно -

познавательную деятельность учащихся и развитие их творческой состязательности

являются конкурсы различного уровня – от внутриклассных до международных. В

зависимости от статуса конкурса будут преследоваться различные цели и задачи.

Главной целью профессиональных исполнительских конкурсов является выявление и

поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые возможно впоследствии

продолжат музыкальное образование и изберут профессию музыканта своей профессией.

Основной же целью конкурсов школьных, районных, открытых городских, по моему

мнению, является привлечение широкого круга учащихся с различными музыкальными

способностями.

Ни для кого не секрет, что основная масса обучающихся детей - это дети со средними

данными. Но работа с такими детьми также может дать прекрасный результат, который

зависит от профессиональных качеств педагога, умения заинтересовать ребёнка и его

родителей.

Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нём, ребята даже со средними данными

при упорной подготовке, целеустремлённости и грамотной педагогической работе, могут

добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик

и не займёт призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом

задачи, он, несомненно, заслуживает похвалы. Это повысит самооценку ребёнка и

побудит добиваться ещё лучших результатов. После окончания конкурса у таких детей

появляется большое желание заниматься на инструменте и наблюдается значительный

прогресс.

Конкурсы для детей обладают ещё одним существенным преимуществом - они

представляют собой школу, и прежде всего школу для педагогов. Каждый конкурс - не

только смотр, где сравниваются результаты, но одновременно и дискуссионная школа.

Это, бесспорно, самая положительная и к тому же важнейшая сторона детских конкурсов.

Не секрет, что конкурсы детей в определенной степени являются состязанием

преподавателей.

Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности

соревноваться. Но чтобы победить - надо потрудиться. Поэтому возможность участия в

конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте.

Все мы знаем - современные дети в общем мало занимаются по разным причинам:

большая загруженность в школе, лень, плохая организация домашних занятий и т.д.

Участие же в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию:

померяться силами с другими в дружеском состязании и постараться победить, а для этого

необходимо

найти

силы,

время

и,

конечно,

побороть

свою

лень.

Что касается конкурсов, которые проводятся внутри музыкальной школы, то формы

их проведения могут самыми разными. Главное, понимать, для чего нужен конкретный

конкурс, и почему выбрана именно форма конкурса, а далее всё зависит от опыта работы

в этой области школы и от творческой фантазии, заинтересованности и интеллекта

преподавателей.

Из конкурсов, которые возможно имело бы смысл проводить на отделении

фортепиано, и которые были бы своего рода инновацией, можно отметить конкурс

самостоятельно выученной пьесы, где членами жюри могут являться выпускники

прошлого года. Интересны конкурсы обязательной пьесы за ширмой, когда представители

жюри не знают, кто из детей конкретно сейчас играет. Родителям нравятся конкурсы

любимого произведения, когда победитель может быть выбран голосованием зрителей.

Также хочется отметить конкурсы дистанционные, которые в последнее время

набирают популярность. Они

также являются стимулом оттачивать свои навыки и

постоянно

приобретать

новые

знания,

творить

и

совершенствоваться.

Заочные

музыкальные конкурсы позволяет конкурсантам участвовать во Всероссийских и

международных конкурсах, не выезжая за пределы родного города и отправлять на суд

компетентного жюри свои творческие работы. В большинстве их этих конкурсов открыт

доступ к прослушиванию выступлений участников, тем самым каждый желающий может

самостоятельно оценить своё выступление в сравнении с другими конкурсантами, и

сделать соответствующие выводы - в чём он молодец, а где нужно поучиться и

потрудиться. Необходимое техническое условие дистанционных конкурсов - наличие

качественной видеозаписи. К счастью, современная техника позволяет сделать это

довольно просто, и конечно же, польза от просмотра «себя со стороны» на видео очень

ощутима.

В целом, конкурсы для детей, как форма внеклассной работы, очень полезны. Они

помогают

открывать

новые

таланты,

являются

поучительной

и

ненавязчивой

практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к здоровому

соревнованию, расширяют репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость

и становятся праздничными кульминациями в жизни детских

школ искусств.

И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся

ценителями

и

любителями

высокого

искусства,

но

и

учатся

исполнительству

профессионально, что является основной актуальной задачей новых программ обучения

детей.

Жизнь требует, чтобы школа искусств выпускала всесторонне развитых, умеющих

самостоятельно мыслить, глубоко чувствовать, любящих искусство детей, что требует от

педагогов

музыкальных

школ

постоянных

поисков

новых

форм

работы,

совершенствования своего педагогического мастерства и вдохновения. Все мы знаем, что

увлечение – залог успеха в любом деле. И хорошо продуманная, проведённая на высоком

уровне внеклассная работа является одним из основных факторов заинтересованности и

успешности учащихся.



В раздел образования