Напоминание

Развивающие игры как инструмент формирования навыков саморегуляции у гиперактивных детей.


Автор: Салахиева Илюза Рамилевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Высокогорский детский сад "Шаян"комбинированного вида
Населённый пункт: Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Развивающие игры как инструмент формирования навыков саморегуляции у гиперактивных детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор:

Салахиева И.Р

Педагог-психолог.

Развивающие игры как инструмент формирования навыков

саморегуляции у гиперактивных детей.

Аннотация:

В

статье

рассматривается

проблема

формирования

навыков саморегуляции у детей с синдромом дефицита внимания и

гиперактивности (СДВГ). Обосновывается эффективность использования

развивающих игр в коррекционной работе педагога-психолога. Представлена

классификация игр, направленных на развитие произвольного внимания,

контроля импульсивности, управления эмоциями и планирования действий.

Даны конкретные методические рекомендации по их применению в условиях

образовательного учреждения.

Ключевые

слова:

саморегуляция,

СДВГ,

гиперактивность,

импульсивность,

развивающие

игры,

педагог-психолог,

произвольное

внимание, эмоциональный контроль, коррекционная работа.

Введение: Актуальность проблемы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одна из

наиболее распространенных причин нарушений поведения и трудностей в

обучении у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевыми

проявлениями

СДВГ

являются

дефицит

внимания,

двигательная

расторможенность и импульсивность. За этими внешними симптомами

скрывается

глубинная

проблема

несформированность

навыков

саморегуляции.

Саморегуляция

это

способность

человека

управлять

своими

познавательными

процессами

(вниманием,

мышлением),

эмоциями

и

поведением для достижения поставленных целей. Для гиперактивного

ребенка задача «сидеть спокойно», «слушать внимательно» или «сначала

подумать,

потом

сделать»

является

практически

невыполнимой

без

специально организованной помощи.

Традиционные методы воздействия (увещевания, наказания, строгие

требования)

часто

оказываются

неэффективными

и

лишь

усиливают

тревожность и негативизм у ребенка. В этой связи наиболее органичным и

естественным для детского возраста методом коррекции выступает игра.

Именно в игре создаются безопасные условия для отработки необходимых

навыков, а мотивация к участию является внутренней и непосредственной.

Почему именно игра? Теоретическое обоснование

Игра для ребенка – это не просто развлечение, это ведущая

деятельность, в которой формируются психические новообразования. В

контексте работы с гиперактивными детьми развивающие игры решают

несколько критически важных задач:

Снижение сопротивления и тревожности. Игровой формат снимает у

ребенка страх перед неудачей и оценкой взрослого. Он воспринимает

деятельность не как коррекционное занятие, а как увлекательный процесс.

Мотивация. Правильно подобранная игра сама по себе является

мощным стимулом для ребенка приложить усилия, чтобы соблюдать правила

и достичь цели (победить, получить звание).

Моделирование реальных ситуаций. В игре ребенок сталкивается с

необходимостью контролировать свои импульсы, удерживать внимание,

следовать

инструкциям

и

справляться

с

фрустрацией

теми

же

требованиями, что предъявляет к нему жизнь в школе и дома.

Обратная связь. Последствия действий в игре (проигрыш, штрафное

очко, одобрение партнеров) наглядны и понятны, что помогает ребенку

самостоятельно осознать связь между своим поведением и результатом.

Классификация развивающих игр и методика их применения

Подбор игр должен осуществляться системно, с учетом дефицитарных

функций ребенка с СДВГ. Предлагается следующая классификация игр,

направленных на ключевые компоненты саморегуляции.

1. Игры на развитие произвольного внимания и контроля импульсов

Эти игры учат ребенка переключаться, концентрироваться на задаче и

подавлять первое, часто неверное, импульсивное действие.

«Морские волны» (Л.С. Светлова)

Цель:

развитие

концентрации

и

переключения

внимания,

двигательного контроля.

Ход игры: Дети сидят на стульях. Каждой команде (или каждому

ребенку) присваивается слово-сигнал: «Штиль» – сидеть тихо, «Волны» –

поднять и плавно покачать руками, «Шторм» – интенсивно трясти руками,

вставая с места.

Усложнение: Психолог показывает одну команду, а называет другую.

Задача ребенка – выполнить именно то, что он видит, а не то, что слышит.

Это мощное упражнение на торможение импульсивной реакции.

«Съедобное – несъедобное» (модифицированная версия)

Цель: тренировка реакции торможения.

Ход игры: Классический вариант известен всем. Для усложнения

можно ввести несколько правил: на «съедобное» – хлопнуть в ладоши, на

«несъедобное» – топнуть ногой, а на определенное слово (например,

«апельсин») – не делать ничего (что требует особого контроля).

Графические диктанты и лабиринты

Цель:

развитие

устойчивости

внимания

и

умения

следовать

инструкции.

Ход игры: Ребенку дается задание «2 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево» и

т.д. Лабиринты требуют постоянного удержания цели и прослеживания пути,

что тренирует усидчивость.

2. Игры на развитие эмоциональной регуляции и управления гневом

Гиперактивные дети часто эмоционально лабильны, им трудно

распознавать и адекватно выражать свои чувства.

«Коврик злости»

Цель: обучение приемлемым способам выражения гнева.

Ход игры: В кабинете психолога лежит небольшой коврик. Когда

ребенок чувствует, что злится и готов взорваться, ему предлагается потопать

на этом коврике, пока гнев не уйдет. Можно использовать другие techniques:

порвать старую газету, помять пластилин, нарисовать свою «злючку» и затем

смять рисунок.

«Эмоциональный театр»

Цель: развитие эмоционального интеллекта, умения распознавать и

воспроизводить эмоции.

Ход игры: Дети по очереди вытягивают карточку с названием эмоции

(радость, грусть, удивление, злость, страх) и без слов показывают ее.

Остальные угадывают. Можно усложнить: показать, как эта эмоция

проявляется в разных ситуациях («злость, когда сломалась любимая

игрушка» vs «злость, когда тебя дразнят»).

«Дыхательные путешествия»

Цель: обучение техникам самоуспокоения через дыхание.

Ход игры: Предложите ребенку представить, что его живот – это

воздушный шарик. На счет 1-2-3-4 он медленно «надувает» его (вдох), на

счет 1-2-3-4-5-6 – медленно «сдувает» (выдох). Можно использовать образы:

«представь, что ты задуваешь свечи на торте» или «дыши, как сонное

солнышко, которое медленно встает и садится».

3. Игры на развитие навыков планирования и самоконтроля

Эти

игры

требуют

от

ребенка

удержания

сложных

правил,

прогнозирования последствий своих действий и выработки стратегии.

«Да» и «Нет» не говорите»

Цель: развитие самоконтроля речи и торможения автоматических

ответов.

Ход игры: Психолог задает ребенку хитрые вопросы, провоцирующие

на ответы «да» или «нет». Задача ребенка – ответить, не используя этих слов.

Например: «Ты любишь мороженое?» – «Конечно, оно вкусное!».

Настольные игры с правилами (ходы, стратегия)

Цель: формирование умения соблюдать очередность, предвидеть

результат, принимать проигрыш.

Примеры: «Дженга», «Черепашьи бега», простые стратегии типа

«Крестики-нолики» или «Морской бой». Крайне важно сначала играть по

упрощенным правилам, добиваясь их соблюдения, и лишь потом переходить

к полному варианту.

«Секретное задание»

Цель:

тренировка

волевой

регуляции,

умения

действовать

по

внутреннему плану.

Ход игры: Ребенку дается «секретное» задание, которое он должен

выполнить в течение дня (или занятия), никому о нем не говоря. Например:

«Твоя секретная миссия – первым войти в класс и разложить всем книжки на

парты». Это упражнение учит удерживать цель и контролировать свое

поведение для ее достижения.

Рекомендации

для

педагога-психолога

по

организации

игрового

процесса

От простого к сложному. Начинайте с игр с одним-двумя правилами,

постепенно увеличивая их количество и сложность.

Дозируйте нагрузку. У гиперактивного ребенка ограничен ресурс

внимания. Продолжительность одной игры не должна превышать 10-15

минут на начальном этапе.

Четкость

и

наглядность

правил.

Правила

должны

быть

сформулированы кратко, ясно и повторены несколько раз. Используйте

зрительные опоры – картинки, схемы, пиктограммы.

Позитивное подкрепление. Хвалите ребенка не за результат («ты

победил»), а за усилие («как здорово ты сегодня сдерживался!», «я видела,

как ты старался сосредоточиться»).

Рефлексия. После игры обязательно обсудите с ребенком: что было

трудно? Как ему удалось справиться? Что он может использовать в

следующий раз? Это закрепляет полученный опыт.

Сотрудничество с родителями и учителями. Ознакомьте взрослых с

играми, которые вы используете. Это позволит им применять аналогичные

приемы в домашних и учебных условиях, обеспечивая единый подход.

Заключение

Формирование навыков саморегуляции у гиперактивного ребенка –

долгий и кропотливый процесс, требующий терпения и систематичности.

Развивающие игры в арсенале педагога-психолога являются не просто

приятным дополнением, а мощным, научно обоснованным инструментом

коррекции.

Через

игровую

деятельность

ребенок

в

безопасной

и

принимающей атмосфере учится управлять своим вниманием, поведением и

эмоциями, приобретая тем самым ключевой ресурс для успешной адаптации

в школе и в жизни. Систематическое и грамотное применение игровых

технологий позволяет превратить коррекционный процесс из скучной

обязанности в увлекательное путешествие, где каждый маленький успех

становится шагом к большой победе над собой.

Список литературы:

Безруких

М.М.

Дети

с

синдромом

дефицита

внимания

и

гиперактивностью.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Гиперактивные дети: психолого-

педагогическая помощь.

Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у

детей.

Ярославцева И.В. Игротерапия в коррекции эмоционально-волевой

сферы детей с СДВГ.



В раздел образования