Напоминание

Мир животных: насекомые


Автор: Лукина Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Школа №2 имени Героя Советского Союза А.И. Еременко г. Алушты
Населённый пункт: Республика Крым
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру
Тема: Мир животных: насекомые
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №2 имени Героя

Советского Союза А. И. Еременко» города Алушты

Конспект урока по окружающему миру

Тема. Мир животных: насекомые (узнавание, называние)

Класс: 1-Б

Учитель начальных классов:

Лукина Ирина Юрьевна

2025 год

Дата: 24.11.2025

Урок № 18 Окружающий мир

1 класс

Тема. Мир животных: насекомые (узнавание, называние).

Цели: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях

строения насекомых и показать их многообразие и красоту, создать условия для формирования у детей

представления о понятии «насекомое»; развивать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать

выводы; воспитывать чувство любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Планируемые результаты

Обучающиеся учатся сравнивать части тела различных насекомых,

узнать о их роли в жизни

человека.

приводить примеры насекомых

;

Предметные:

-сравнивать части тела различных насекомых;

-узнавать насекомых в загадках, по рисункам;

-приводить примеры насекомых;

-пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;

-работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Личностные: формировать умение использовать научную лексику; понимать свою ответственность

за состояние природы.

Формируемые УУД

Регулятивные

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

-выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание оценивание

своей работы на уроке,

Познавательные:

- проводить сравнение; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в

соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные:

-включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать, не

перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» (1 ч.), А. А. Плешаков, 1 класс; мультимедийная

презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик,

стрекоза, божья коровка;

Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

- На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего

урока? («Что такое хвоинки?»)

-Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы – это

бусины, которые необходимо закрасить нужным цветом.

ТЕСТ:

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) колючка;

б) иголка;

в) хвоинка.

(Слайд 1)

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

а) сосна;

б) лиственница;

(Слайд 2)

в) кедр.

3. Какое дерево не является хвойным?

а) лиственница;

б) черёмуха;

(Слайд 3)

в) ель.

4. Какое дерево не является лиственным?

а) ель;

(Слайд 4)

б) берёза;

в) осина.

5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.

а) сосна;

(Слайд 5)

б) лиственница;

в) ель.

– Проверим ваши результаты.

(Критерии оценивания теста:

нет ошибок – зелёный сигнал светофора

;

1-2 ошибки – жёлтый сигнал светофора;

3 ошибки и более – красный сигнал светофора.

– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«

Жуки»

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

(машут руками)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

(повороты в стороны)

Тихо по ветру качаюсь, низко – низко наклоняюсь.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока

- Дорогие ребята, какое сейчас время года? Ответы детей: (осень)

- А совсем недавно было … (ответы детей - лето). (СЛАЙД 6)

- Закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на

зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил

Муравьишка – Вопросик

-Здесь живут его друзья. Сейчас мы с ними познакомимся. (Включается запись звуков пчёл на лугу.)

-А чтобы друзей узнать, разгадаем загадки:

1. На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)

(Слайд 7)

2. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

( Слайд8)

3. Я поменьше, чем пчела,

А зовут меня … (оса)

( Слайд9)

4. Летит – гудит,

Сядет – молчит (шмель)

( Слайд 10)

5. Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит (комар)

6. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик (стрекоза

( Слайд 11)

7. Целый день летает,

Всем надоедает;

Ночь настанет,

Тогда перестанет (муха)

( Слайд 12)

– Каким одним словом можно назвать этих животных? Кто они? (Насекомые.)

- Ребята, вы догадались о ком мы будем сегодня говорить на уроке?

-Назовите тему нашего урока. Какие цели поставим перед собой?

УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ… ЗАПОМНИТЬ…

- Мы сегодня будем говорить о насекомых.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела!

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в

объектах изучения.

- Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока:» Кто такие насекомые!»

- А вот какие задачи мы сегодня будем решать на уроке, давайте прочтем в учебнике на стр.32.

Живут эти животные везде:

на воде и под водой;

на земле и под землей;

в густой траве;

и в старом пне.

- А как же узнать нам насекомое?

1) Работа с учебником стр.32 рисунок

- Посмотрите внимательно и скажите кто изображен на рисунке?

- Как вы думаете, кто здесь насекомое?

( Слайд 13)

- А что бы убедиться, кто был прав, давайте разберемся, кто же такие насекомые?

- Узнать это нам помогут основные признаки, которые есть только у насекомых.

2) Определение признаков насекомых

- Ребята, посмотрите внимательно на доску, выделим основные признаки насекомых.

(Слайд 14)

-Давайте назовем, кто здесь нарисован (дети называют и показывают)

(Слайд 15)

- Посмотрите, внимательно и скажите, какие одинаковые части есть у всех насекомых.

(По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака).

1 признак

«6 ног»

- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с

помощью лапок собирают цветочную пыльцу в «корзиночки» на задних лапках. Богомолы используют

передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные

прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием ног)

-Давайте с вами внимательно посмотрим и посчитаем сколько ног у насекомых. (Считаем совместно

с детьми)

-Так сколько же ног мы насчитали? (6 ног)

2 признак

- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части

тела насекомых.

- Какие части тела насекомого вы видите? (голова, грудь, брюшко…)

Выставляются таблички.

«голова» «грудь» «брюшко»

- В чём же вы видите особенность строения тела насекомых? (тело разделено)

-Значит, тело насекомого состоит из 3 частей.

3 признак насекомых

(наличие усиков)

-Давайте внимательно посмотрим что есть на голове у насекомых, но нет у других животных? (Усики)

- Как вы думаете, зачем насекомым нужны усики?

- А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки,

когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).

- Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

- Усики характерный признак многих насекомых, который помогает им питаться (появляется табличка

на доске).

-Усики- характерный признак многих насекомых

- А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

*Проведение опыта

- Посмотрите, у меня в руках

губка, шприц, кусачки

.

-Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как

питаются насекомые)

- А сейчас давайте проверим ваши предположения и определим какое отношение эти предметы имеют

к насекомым.( Рассказ сопровождается показом)

- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

(

Слайд 16)

- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

( Слайд 17)

- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

( Слайд 18)

Вот так разнообразно питаются насекомые.

4 признак (наличие двух пар крыльев)

-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других

животных? (6 ног, две пары крыльев, есть усики, строение тела другое)

- Что помогает их передвижению? (крылья)

- У животных, какой группы тоже есть крылья? (у птиц) Сколько их? (пара)

- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары крыльев»

- Но у всех ли насекомых есть крылья?

- Есть и такие, у которых их нет (муравьи, тараканы и другие).

(Слайд 19)

- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые» (голова,

грудь, брюшко, 6 ног, усики, 2 пары крыльев)

5.Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений

*РАБОТА в ПАРАХ

Задание-карточка

Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их

проверку по ЭТАЛОНУ.

– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах.

- Поставьте стрелочки к частям тела насекомого.

( слайд20)

*Проверка выполненной работы

- Проверим результат вашей работы.

6.Итоги урока (рефлексия)

- Чем занимались? Что интересного вы увидели?

- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:

ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.

СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.

КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке.

(Слайд 21)

– Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор. (Дети

комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок.)



В раздел образования