Автор: Лукина Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Школа №2 имени Героя Советского Союза А.И. Еременко г. Алушты
Населённый пункт: Республика Крым
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру
Тема: Мир животных: насекомые
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №2 имени Героя
Советского Союза А. И. Еременко» города Алушты
Конспект урока по окружающему миру
Тема. Мир животных: насекомые (узнавание, называние)
Класс: 1-Б
Учитель начальных классов:
Лукина Ирина Юрьевна
2025 год
Дата: 24.11.2025
Урок № 18 Окружающий мир
1 класс
Тема. Мир животных: насекомые (узнавание, называние).
Цели: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях
строения насекомых и показать их многообразие и красоту, создать условия для формирования у детей
представления о понятии «насекомое»; развивать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать
выводы; воспитывать чувство любви к родному краю, бережного отношения к природе.
Планируемые результаты
Обучающиеся учатся сравнивать части тела различных насекомых,
узнать о их роли в жизни
человека.
приводить примеры насекомых
;
Предметные:
-сравнивать части тела различных насекомых;
-узнавать насекомых в загадках, по рисункам;
-приводить примеры насекомых;
-пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;
-работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
Личностные: формировать умение использовать научную лексику; понимать свою ответственность
за состояние природы.
Формируемые УУД
Регулятивные
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание оценивание
своей работы на уроке,
Познавательные:
- проводить сравнение; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
Коммуникативные:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать, не
перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» (1 ч.), А. А. Плешаков, 1 класс; мультимедийная
презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик,
стрекоза, божья коровка;
Ход урока
1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
- На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего
урока? («Что такое хвоинки?»)
-Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы – это
бусины, которые необходимо закрасить нужным цветом.
ТЕСТ:
1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?
а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка.
(Слайд 1)
2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?
а) сосна;
б) лиственница;
(Слайд 2)
в) кедр.
3. Какое дерево не является хвойным?
а) лиственница;
б) черёмуха;
(Слайд 3)
в) ель.
4. Какое дерево не является лиственным?
а) ель;
(Слайд 4)
б) берёза;
в) осина.
5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.
а) сосна;
(Слайд 5)
б) лиственница;
в) ель.
– Проверим ваши результаты.
(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – зелёный сигнал светофора
;
1-2 ошибки – жёлтый сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.
– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«
Жуки»
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
(машут руками)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,
(повороты в стороны)
Тихо по ветру качаюсь, низко – низко наклоняюсь.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока
- Дорогие ребята, какое сейчас время года? Ответы детей: (осень)
- А совсем недавно было … (ответы детей - лето). (СЛАЙД 6)
- Закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на
зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил
Муравьишка – Вопросик
-Здесь живут его друзья. Сейчас мы с ними познакомимся. (Включается запись звуков пчёл на лугу.)
-А чтобы друзей узнать, разгадаем загадки:
1. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
(Слайд 7)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка)
( Слайд8)
3. Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … (оса)
( Слайд9)
4. Летит – гудит,
Сядет – молчит (шмель)
( Слайд 10)
5. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит (комар)
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза
( Слайд 11)
7. Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет (муха)
( Слайд 12)
– Каким одним словом можно назвать этих животных? Кто они? (Насекомые.)
- Ребята, вы догадались о ком мы будем сегодня говорить на уроке?
-Назовите тему нашего урока. Какие цели поставим перед собой?
УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ… ЗАПОМНИТЬ…
- Мы сегодня будем говорить о насекомых.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела!
4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в
объектах изучения.
- Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока:» Кто такие насекомые!»
- А вот какие задачи мы сегодня будем решать на уроке, давайте прочтем в учебнике на стр.32.
Живут эти животные везде:
на воде и под водой;
на земле и под землей;
в густой траве;
и в старом пне.
- А как же узнать нам насекомое?
1) Работа с учебником стр.32 рисунок
- Посмотрите внимательно и скажите кто изображен на рисунке?
- Как вы думаете, кто здесь насекомое?
( Слайд 13)
- А что бы убедиться, кто был прав, давайте разберемся, кто же такие насекомые?
- Узнать это нам помогут основные признаки, которые есть только у насекомых.
2) Определение признаков насекомых
- Ребята, посмотрите внимательно на доску, выделим основные признаки насекомых.
(Слайд 14)
-Давайте назовем, кто здесь нарисован (дети называют и показывают)
(Слайд 15)
- Посмотрите, внимательно и скажите, какие одинаковые части есть у всех насекомых.
(По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака).
1 признак
«6 ног»
- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с
помощью лапок собирают цветочную пыльцу в «корзиночки» на задних лапках. Богомолы используют
передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные
прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания
- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием ног)
-Давайте с вами внимательно посмотрим и посчитаем сколько ног у насекомых. (Считаем совместно
с детьми)
-Так сколько же ног мы насчитали? (6 ног)
2 признак
- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части
тела насекомых.
- Какие части тела насекомого вы видите? (голова, грудь, брюшко…)
Выставляются таблички.
«голова» «грудь» «брюшко»
- В чём же вы видите особенность строения тела насекомых? (тело разделено)
-Значит, тело насекомого состоит из 3 частей.
3 признак насекомых
(наличие усиков)
-Давайте внимательно посмотрим что есть на голове у насекомых, но нет у других животных? (Усики)
- Как вы думаете, зачем насекомым нужны усики?
- А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки,
когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).
- Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
- Усики характерный признак многих насекомых, который помогает им питаться (появляется табличка
на доске).
-Усики- характерный признак многих насекомых
- А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
*Проведение опыта
- Посмотрите, у меня в руках
губка, шприц, кусачки
.
-Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как
питаются насекомые)
- А сейчас давайте проверим ваши предположения и определим какое отношение эти предметы имеют
к насекомым.( Рассказ сопровождается показом)
- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки
(
Слайд 16)
- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь
( Слайд 17)
- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка
( Слайд 18)
Вот так разнообразно питаются насекомые.
4 признак (наличие двух пар крыльев)
-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других
животных? (6 ног, две пары крыльев, есть усики, строение тела другое)
- Что помогает их передвижению? (крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья? (у птиц) Сколько их? (пара)
- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)
Появляется табличка «две пары крыльев»
- Но у всех ли насекомых есть крылья?
- Есть и такие, у которых их нет (муравьи, тараканы и другие).
(Слайд 19)
- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые» (голова,
грудь, брюшко, 6 ног, усики, 2 пары крыльев)
5.Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений
*РАБОТА в ПАРАХ
Задание-карточка
Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их
проверку по ЭТАЛОНУ.
– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах.
- Поставьте стрелочки к частям тела насекомого.
( слайд20)
*Проверка выполненной работы
- Проверим результат вашей работы.
6.Итоги урока (рефлексия)
- Чем занимались? Что интересного вы увидели?
- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?
-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:
ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.
СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.
КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке.
(Слайд 21)
– Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор. (Дети
комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок.)