Автор: Елобогоева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан -Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан -Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Типы индивидуальных уроков
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель фортепиано
МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан-Удэ
Елобогоева Наталья
Владимировна
Типы индивидуального урока
Помимо форм и методов работы с учащимися педагогу необходимо владеть
методикой проведения различных типов индивидуального урока. Конечно, конкретные
типы уроков на практике встречаются редко, но их характерные черты облегчают
планирование и подготовку к индивидуальному уроку, а также создают благоприятные
предпосылки для творческих находок в момент проведения урока.
Принято выделять 4 основных вида проведения индивидуального урока.
1.
Урок, направленный на приобретение новых знаний и навыков.
Этот урок лучше всего проводить на различном музыкальном материале, решая
одну профессиональную задачу, но в разных вариантах, в различном освещении.
Например, помогая проникнуть в сущность музыки, педагог учит внимательному
изучению нотного текста – строению музыкальной речи или закономерностям исполнения
сложных аккордов. Или это может быть урок, посвященный приемам и средствам речевой
выразительности (интонационные точки фразы, границы мотивов, чередование сильных и
слабых долей, ощущение дыхания и т.д.)
Н. Перельман в своей книге «За роялем» пишет: «В моих занятиях с учеником
бывают уроки педальные, гармонические, полифонические, аппликатурные и т. д. На
каждом из таких уроков одна какая – либо тема оказывается ведущей»
Если тема развернута на уроке широко, носит обобщающий характер, используется
косвенный показ, то безусловно, планирование и подготовка к такому уроку необходима.
2.
Урок, направленный на приобретение навыка самостоятельного выполнения
домашней работы
Целесообразно делить такой урок на 2 составные части:
а) работа над пьесой, изучение которой находится на начальном этапе, где педагог
работает особенно тщательно, детально. При этом работа не ведется такт за тактом, штрих
за штрихом. Выбираются и подолгу отрабатываются лишь важнейшие моменты,
существенные с точки зрения целостного охвата стилевых особенностей сочинения.
б) работа над пьесой, находящейся на стадии завершения, где педагог, поставив
конкретную задачу, рекомендует учащемуся самостоятельно, здесь же, на уроке, добиться
ощутимых результатов. К планированию таких уроков относиться надо особенно
вдумчиво, т.к. воспитание навыков самостоятельности – один из ведущих разделов
педагогики.
3. Урок, направленный на углубление и шлифовку исполнительских навыков
ученика.
Задача этого урока заключается в том, чтобы состоялось исполнение произведения
целиком. Здесь надо педагогу проявить определенную выдержку и не вмешиваться в
исполнение, даже если оно не устраивает. Такой урок очень важен и для педагога, и для
ученика. Педагог видит, как ученик охватывает произведение в целом, каково в его
исполнении соотношение частного и целого, восприятие музыки, чувствует ли он линию
развития пьесы, каковы наиболее типичные недостатки исполнения ученика.
Педагог должен уметь слушать ученика, проникаясь его чувствами и мыслями,
сопереживая музыку вместе с ним.
Для учащегося, который учит дома произведение преимущественно по частям, такой
урок необходим для развития его артистических качеств, для проверки результатов
домашней работы и выявления недостатков своего исполнения самостоятельно или после
наводящих вопросов педагога.
4.
Проблемный урок привлекает особое внимание педагогов и психологов.
Главное в этом методе – систематическое вовлечение ученика в проблемные ситуации.
На таких уроках необходимо создавать условия, при которых учащийся сам подходит к
открытию теоретических, технических и исполнительских проблем. Такие открытия
способствуют воспитанию самостоятельности ученика, проявлению его инициативы.
Педагог направляет ученика, а то и вплотную подводит его к открытию, оставляя ему
последний шаг.
Такой урок требует гибкости, многообразия форм воздействия, учета особенностей
развития каждого ученика. Необходимо проводить урок в форме собеседования,
наводящих вопросов, используя объём знаний учащегося, его интуицию, его способность
к анализу и выводам. Даже если такие уроки требуют большего количества времени по
сравнению с пояснительным методом – время окупится в будущем самостоятельностью
ученика.
Итак, мы представили 4 типа уроков, которые наиболее ярко выражают задачи
музыкальной педагогики.
Также следует сказать о таком виде урока, как открытый урок, когда приглашаются
педагоги из других классов. На таком уроке педагог демонстрирует свою работу, поясняет
методы своих занятий, свои наблюдения и т. д. Открытые уроки имеют важное значение
для обмена педагогическим опытом, для роста методических знаний каждого педагога.
Еще хочется выделить коллективный урок или урок – совещание. На этом уроке
каждый ученик исполняет в присутствии товарищей свое произведение. Ученики –
слушатели высказывают свое мнение о достоинствах и недостатках игры. Эти уроки
воспитывают у обучающихся активное
мышление, приучают критически оценивать
исполнение, а также служат важным методом воспитания навыков публичного
исполнения.
Также существует разделение уроков на технические и художественные. Первые
посвящаются изучению инструктивного материала, вторые –работе над художественным
произведением.
Конечно же, уроки педагога, творчески относящегося к своему делу должны быть
неповторимо разнообразными. Однотипные же уроки ведут к штампу и рутине.
И в заключение хочется процитировать слова Н. Перельмана: «Среди бесконечного
разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить ученика
восхищаться. Тем, что, разумеется, достойно этого. Не нужно омрачать эти уроки
полезными советами. Заразить восхищением! Не думайте, что это просто!»