Напоминание

Типы индивидуальных уроков


Автор: Елобогоева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан -Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан -Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Типы индивидуальных уроков
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель фортепиано

МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан-Удэ

Елобогоева Наталья

Владимировна

Типы индивидуального урока

Помимо форм и методов работы с учащимися педагогу необходимо владеть

методикой проведения различных типов индивидуального урока. Конечно, конкретные

типы уроков на практике встречаются редко, но их характерные черты облегчают

планирование и подготовку к индивидуальному уроку, а также создают благоприятные

предпосылки для творческих находок в момент проведения урока.

Принято выделять 4 основных вида проведения индивидуального урока.

1.

Урок, направленный на приобретение новых знаний и навыков.

Этот урок лучше всего проводить на различном музыкальном материале, решая

одну профессиональную задачу, но в разных вариантах, в различном освещении.

Например, помогая проникнуть в сущность музыки, педагог учит внимательному

изучению нотного текста – строению музыкальной речи или закономерностям исполнения

сложных аккордов. Или это может быть урок, посвященный приемам и средствам речевой

выразительности (интонационные точки фразы, границы мотивов, чередование сильных и

слабых долей, ощущение дыхания и т.д.)

Н. Перельман в своей книге «За роялем» пишет: «В моих занятиях с учеником

бывают уроки педальные, гармонические, полифонические, аппликатурные и т. д. На

каждом из таких уроков одна какая – либо тема оказывается ведущей»

Если тема развернута на уроке широко, носит обобщающий характер, используется

косвенный показ, то безусловно, планирование и подготовка к такому уроку необходима.

2.

Урок, направленный на приобретение навыка самостоятельного выполнения

домашней работы

Целесообразно делить такой урок на 2 составные части:

а) работа над пьесой, изучение которой находится на начальном этапе, где педагог

работает особенно тщательно, детально. При этом работа не ведется такт за тактом, штрих

за штрихом. Выбираются и подолгу отрабатываются лишь важнейшие моменты,

существенные с точки зрения целостного охвата стилевых особенностей сочинения.

б) работа над пьесой, находящейся на стадии завершения, где педагог, поставив

конкретную задачу, рекомендует учащемуся самостоятельно, здесь же, на уроке, добиться

ощутимых результатов. К планированию таких уроков относиться надо особенно

вдумчиво, т.к. воспитание навыков самостоятельности – один из ведущих разделов

педагогики.

3. Урок, направленный на углубление и шлифовку исполнительских навыков

ученика.

Задача этого урока заключается в том, чтобы состоялось исполнение произведения

целиком. Здесь надо педагогу проявить определенную выдержку и не вмешиваться в

исполнение, даже если оно не устраивает. Такой урок очень важен и для педагога, и для

ученика. Педагог видит, как ученик охватывает произведение в целом, каково в его

исполнении соотношение частного и целого, восприятие музыки, чувствует ли он линию

развития пьесы, каковы наиболее типичные недостатки исполнения ученика.

Педагог должен уметь слушать ученика, проникаясь его чувствами и мыслями,

сопереживая музыку вместе с ним.

Для учащегося, который учит дома произведение преимущественно по частям, такой

урок необходим для развития его артистических качеств, для проверки результатов

домашней работы и выявления недостатков своего исполнения самостоятельно или после

наводящих вопросов педагога.

4.

Проблемный урок привлекает особое внимание педагогов и психологов.

Главное в этом методе – систематическое вовлечение ученика в проблемные ситуации.

На таких уроках необходимо создавать условия, при которых учащийся сам подходит к

открытию теоретических, технических и исполнительских проблем. Такие открытия

способствуют воспитанию самостоятельности ученика, проявлению его инициативы.

Педагог направляет ученика, а то и вплотную подводит его к открытию, оставляя ему

последний шаг.

Такой урок требует гибкости, многообразия форм воздействия, учета особенностей

развития каждого ученика. Необходимо проводить урок в форме собеседования,

наводящих вопросов, используя объём знаний учащегося, его интуицию, его способность

к анализу и выводам. Даже если такие уроки требуют большего количества времени по

сравнению с пояснительным методом – время окупится в будущем самостоятельностью

ученика.

Итак, мы представили 4 типа уроков, которые наиболее ярко выражают задачи

музыкальной педагогики.

Также следует сказать о таком виде урока, как открытый урок, когда приглашаются

педагоги из других классов. На таком уроке педагог демонстрирует свою работу, поясняет

методы своих занятий, свои наблюдения и т. д. Открытые уроки имеют важное значение

для обмена педагогическим опытом, для роста методических знаний каждого педагога.

Еще хочется выделить коллективный урок или урок – совещание. На этом уроке

каждый ученик исполняет в присутствии товарищей свое произведение. Ученики –

слушатели высказывают свое мнение о достоинствах и недостатках игры. Эти уроки

воспитывают у обучающихся активное

мышление, приучают критически оценивать

исполнение, а также служат важным методом воспитания навыков публичного

исполнения.

Также существует разделение уроков на технические и художественные. Первые

посвящаются изучению инструктивного материала, вторые –работе над художественным

произведением.

Конечно же, уроки педагога, творчески относящегося к своему делу должны быть

неповторимо разнообразными. Однотипные же уроки ведут к штампу и рутине.

И в заключение хочется процитировать слова Н. Перельмана: «Среди бесконечного

разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить ученика

восхищаться. Тем, что, разумеется, достойно этого. Не нужно омрачать эти уроки

полезными советами. Заразить восхищением! Не думайте, что это просто!»



В раздел образования