Автор: Дербасова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский дом № 2"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельность педагога детского дома по профилактике употребления воспитанниками ПАВ"
Раздел: среднее образование
«Деятельность
педагога
детского
дома
по
профилактике
употребления
воспи
-
танниками
ПАВ»
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (ПАВ) ПОДРОСТКАМИ.
1.1 Понятие о ПАВ……………………………………………………………….
1.2 Пагубное влияние ПАВ на растущий организм. Последствия употребле-
ния ПАВ…………………………………………………………………………...
1.3 Подростковый возраст – фактор риска развития наркозависимости……..
1.4 Признаки потребления ПАВ подростками………………………………….
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕ-
НИЯ ПАВ……………………………………………………………...
2.1
Особенности
развития
воспитанников
детского
дома,
имеющих
отклонения в поведении ………………….………………………………………
2.2 Роль воспитательного пространства детского дома в профилактике зави-
симого поведения у подростков………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………
4
6
6
6
10
11
13
13
19
25
27
28
2
ВВЕДЕНИЕ
Употребление наркотических и психоактивных веществ является одной из
основных социальных опасностей нашего общества. По данным исследований в
России регулярно употребляют наркотики более 2 млн. человек, периодически
употребляют около 4 млн. человек. Число больных наркоманией достигает 4 ты-
сяч человек . В городе Кемерово согласно статистике наркологического диспан-
сера на учете с диагнозом «Наркомания» состоит 624 человека, из них 13 – под-
ростки.
Проблема наркомании в современной России вызывает особую озабочен-
ность не только из-за катастрофического роста числа наркоманов, но и из-за
темпов, которыми наркомания охватывает все большее и большее количество
людей. Наркотики, так же как и алкоголь, выполняют определенные функции.
Они снимают или ослабляют физическую боль, душевные тревоги. С их помо-
щью человек «уходит» от житейских невзгод и конфликтов. Некоторые употреб-
ляют наркотики, выражая тем самым протест против чего-либо. Особенно угро-
жающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. «За по-
следние пять лет число школьников и студентов, употребляющих наркотики,
возросло почти в 8 раз. Получили распространение «семейная» наркомания и
даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. Число смертных
случаев от употребления наркотиков за последние десять лет увеличилась среди
населения России в 12 раз, а среди детей – в 42 раза [Гаранский, с. 9]. Все
большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери-
одиночки и несовершеннолетние матери – новое явление нашей современности.
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы
судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что может
3
случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми
недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, кото-
рые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о кото-
рых так много говорят все вокруг. Оберегая себя, мы становимся безразличны-
ми к чужим проблемам. Неписаный закон жизни гласит, что чужих проблем не
бывает. Мы живем в одном обществе, и они нас рано или поздно коснутся. Ал-
коголизм, курение, наркомания, СПИД… мы не решим этих проблем, пока не
научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные
сказки тех, кто предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока
остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дур-
мана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует.
А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.
4
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ПОДРОСТКАМИ
1.1 Понятие о ПАВ
К психоактивным веществам относятся:
1. Алкоголь.
2. Вещества, содержащиеся в растениях: табаке, маке, конопле и др.
3. Различные лекарственные средства: в таблетках, ампулах.
4. Пары токсических веществ: клея «Момент», бензина, краски и т.д.
Эти вещества оказываю действие на психику человека, опьяняя, одурма-
нивая его. Все ПАВ делятся на наркотические и токсические вещества. Чем же
отличаются наркотики от токсических веществ? Отличие их в том, что они зане-
сены в официальный список наркотических средств приказом Министерства
здравоохранения, т.е. находятся под особым контролем государства. Изготовле-
ние, хранение, сбыт, склонение к употреблению наркотиков преследуется зако-
ном – лишением свободы от 2-х до 15-ти лет.
1.2
Пагубное
влияние
ПАВ
на
растущий
организм.
Последствия
употребления ПАВ
Злоупотребление ПАВ приводит к развитию наркологических заболева-
ний. Злоупотребление алкогольными напитками вызывает заболевание – алкого-
лизм. Злоупотребление наркотиками – наркоманию. Злоупотребление токсиче-
скими веществами – токсикоманию.
Алкоголизм, наркомания, токсикомания стоят в одном ряду, т.к. каждое
протекает в три стадии:
1 стадия – индивидуальная и психическая зависимость.
5
2 стадия – физическая зависимость.
3 стадия – психоорганический синдром.
Исход любого из этих заболеваний – тяжелая инвалидность и ранняя
смерть. Сознательно стать наркоманом, алкоголиком, токсикоманом вряд ли
кому-нибудь хочется. Каждый, кто сделал первую пробу одурманивающего ве-
щества, успокаивает себя тем, что с ним этого не случится. Первые реакции ор-
ганизма на токсические вещества не всегда бывают радужными, привлекатель-
ными. Иногда они неприятны, болезненны. От первой выкуренной сигареты
возникают спазмы в горле, кашель, слезы, головокружение, тошнота. А первая
проба алкоголя? Чувство дискомфорта: тошнота, рвота, головная боль. При вве-
дении одурманивающего вещества организм человека начинает защищаться,
предупреждает, что эти вещества ему чужды. Но страх прослыть «слабаком»
сильнее, и многие пробуют ПАВ. Лица, заинтересованные в распространении
наркотиков – это наркоманы со стажем, торговцы. Они дают неполную инфор-
мацию о действии ПАВ на организм, описывают только приятное действие,
предлагают испытать то или иное вещество. Приняв порцию ПАВ, человек ис-
пытывает эйфорию, или «кайф». У него приподнятое настроение, ощущается
легкость во всем теле. Испытав это состояние один раз, он вновь и вновь хочет-
ся почувствовать полученный ранее эффект. Появляется влечение. Неприятно-
сти начинаются позже. Сделал укол – все хорошо! Не сделал – все плохо! На
душе мрак, пустота, появляется чувство тревоги, беспричинного страха, неуве-
ренности в себе. Все мысли о том, где достать «зелье». Душевное состояние
прямо зависит от приема ПАВ. Такое состояние называется психической зави-
симостью. Врачи говорят, что развилась первая стадия заболевания. В отличие
от алкоголя, токсические летучие вещества (ингалянты) и наркотики формиру-
ют болезненное влечение гораздо быстрее. Путь от первой рюмки спиртного до
развития алкоголизма у взрослых измеряется годами. Путь же от первого укола,
первого вдыхания токсических веществ или приема первой таблетки до разви-
тия заболевания так короток, что измеряется несколькими неделями или даже
днями. Проходит время и становится ясно, что обычной дозы наркотика для по-
6
лучения прежнего эффекта уже недостаточно. Возникает потребность в деньгах
на приобретение наркотиков. Встает проблема:
- либо отказаться от наркотика,
- либо искать деньги окольными путями, но это приведет к преступлению.
Некоторые наркоманы на этой стадии стремятся вырваться из плена, но, к
сожалению, это удается не всем. Заболевание переходит во вторую стадию, на
которой формируется физическая зависимость от наркотика. В ответ на отмену
наркотика наступает «ломка», как говорят наркоманы. При этом появляется
ощущение боли во всем теле, будто человеку выкручивают мышцы и суставы,
слюно- и слезотечение, чихание, общее недомогание, боли в животе и поносы.
Больные становятся беспокойными, грубыми, раздражительными, агрессивны-
ми. В тяжелых случаях наблюдаются припадки, нарушение сердечно-сосуди-
стой и дыхательной деятельности. Это состояние проходит после приема оче-
редной дозы наркотика, либо после оказания медицинской помощи. На этой
стадии человек становится рабом наркотика, который быстро убивает его. В
подростковом возрасте развитие алкоголизма и наркомании не успевает достичь
III стадии, ребенок просто не доживает до нее. Зато у токсикомана эта стадия
наступает очень быстро. Зависимость от токсического вещества развивается
стремительно. Бывает достаточно 4-5 вдыханий паров бензина или клея. Токси-
команы уходят из дома, бродяжничают, воруют, живут в подвалах. Они грязные,
оборванные. Их лицо, руки, одежда испачканы клеем, краской. От них исходит
стойкий запах химикатов. На III стадии заболевания ПАВ так же глубоко вме-
шиваются во все обменные процессы организма, что не остается ни одного здо-
рового органа.
1) Тело наркомана разрушается:
- нарушается зрение вплоть до слепоты;
- выпадают волосы, ломаются ногти, разрушаются зубы;
- снижается масса тела, мышцы атрофируются;
- затормаживается рост, задерживается половое созревание;
- поражаются печень, почки, сердце;
7
- на теле появляются незаживающие язвы.
2) Страдает защитная функция организма.
Наркоманы подвержены заболеваниям: гепатиту «В» и «С», заражаются
венерическими болезнями по причине неразборчивости в половых связях.
3) В ногу с наркоманией шагает проблема ВИЧ/СПИДа. Эпидемия ВИЧ-
инфекции в России продолжает устойчиво развиваться и затрагивает преимуще-
ственно молодых людей в возрасте до 30 лет.
По данным службы информации Кемеровской области центра по профи-
лактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями за 2016 год по
краю заболеваемость «наркоманией» увеличилось на 40,5 %, «группой риска» –
на 74,7 %. Продолжается активная передача ВИЧ среди потребителей наркоти-
ков.
4) Особое влияние ПАВ оказывают на психику человека:
- ему трудно сосредоточиться;
- нарушается внимание;
- страдает кратковременная память;
- исчезает интерес к учебе, прежним увлечениям.
5) Очень тяжкими являются социальные последствия наркомании:
- наркоманы живут за счет своих родственников. Семья для них – источ-
ник дохода;
- отношения с близкими у них враждебные. Наркоманы эгоистичны и гру-
бы. Они несут из дома все, что можно продать для приобретения очередной
порции наркотика;
- устраивают в квартирах притоны, их семьи рушатся;
- наркоманы совершают преступления. Они идут на кражи, грабежи, наси-
лия, убийства.
В исходе заболевания наркомана ожидает неминуемая смерть. Человек,
который знает всю правду о психоактивных веществах, сможет отказаться от
предложения попробовать их. Он сумеет твердо сказать: «Нет!».
8
1.3
Подростковый
возраст
–
фактор
риска
в
р а звит ии
наркозависимости.
Период развития ребенка от 10-11 до 14-15 лет считается подростковым
возрастом. Он характеризуется специалистами как переходный, сложный, труд-
ный, критический. Это словно второе рождение. В.А. Сухомлинский писал: «И
глаза не те, и голос уже не тот, и – это самое главное, – восприятие окружающе-
го мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы – все каче-
ственно иное». Отсюда – противоречивые действия и поступки, которые вос-
принимаются взрослыми как отклонения от нормы. Подростки не умеют разби-
раться в сложных жизненных ситуациях. Они желают быть хорошими, но не
терпят поучений педагогов и родителей. Они испытывают потребность в совете,
помощи, но не желают обратиться с этим к взрослым. Они мечтательны, испы-
тывают множество потребностей, имеют чувствительное самолюбие. Они про-
являют романтическую восторженность и грубые выходки. Это объясняется
тем, что в организме подростка происходит глубокая гормональная перестрой-
ка. Из-за развития желез внутренней секреции формируются вторичные поло-
вые признаки, в связи с этим формируется интерес к противоположному полу.
Процесс полового созревания сопровождается чрезмерной обидчивостью, раз-
дражительностью,
вспыльчивостью,
резкостью.
Происходит
неравномерный
рост костно-мышечной массы, поэтому наступают временная неуклюжесть, уг-
ловатость, что вызывает у ребенка дискомфорт. Подросток может замкнуться в
себе, или, наоборот, вести себя развязно и вызывающе. Таким образом он пыта-
ется скрыть свое внутреннее состояние.
Употреблению спиртного и наркотиков способствуют следующие особен-
ности поведения, свойственные подростковому возрасту:
Группирование
со
сверстниками
– нормальное свойство подросткового
возраста. Собираясь в группе сверстников, многие не могут придумать интерес-
ного занятия. Рано или поздно такая группа начинает употреблять спиртное,
9
наркотические вещества «для смелости», «для настроения», поиска новых раз-
влечений. Лидером подростковой группы часто становится тот, кто старше дру-
гих, кто имеет опыт употребления ПАВ, или имеет психические отклонения,
или физически сильнее остальных. Группа может объединять подростков по ин-
тересам – занятия спортом, какими-либо хобби. Однако рано или поздно в груп-
пе может появиться новый участник, способный вовлечь других в пьянство или
прием наркотиков.
Реакция
имитации
– стремление подражать кому-либо. Если кто-то из
окружения употребляет спиртное и наркотики, то остальные тоже начинают их
пробовать.
Реакция протеста – одна из наиболее частых в подростковом возрасте.
Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное само-
любие, назло родителям и педагогам.
Реакция эмансипации – борьба подростка за свою самостоятельность, не-
зависимость, самоутверждение. Чем больше подростка контролируют и подав-
ляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых.
Реакция отказа – может быть у подростков, если их ограждают от груп-
пировки в которой они принимали наркотики или алкоголь.
Реакция компенсации – с помощью такого поведения ребенок стремиться
замаскировать свои слабые стороны. Примером может быть раннее начало куре-
ния, употребления спиртного и наркотиков у неуверенных в себе, робких под-
ростков.
Причинами начала употребления спиртного и наркотиков обычно являет-
ся сочетание нескольких факторов: алкоголизм родителей, влияние пьющих ро-
дителей, недостатки воспитания.
1.4 Признаки употребления ПАВ подростками
Согласно В.Б. Альтшулеру и В.Б. Надеждину, признаки потребления ПАВ
подростками делятся на основные и дополнительные [Шилова, с. 40].
10
Основные:
1. Следы от уколов и порезов (особенно на руках);
2. Наличие у ребенка ложек и (или) узких полых трубочек, шприцев и
(или) игл от них;
3. Наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарств или
химических препаратов;
4. Папиросы (особенно «Беломор») в пачках из-под сигарет;
5. Расширенные или суженные зрачки;
6. Нарушение речи, походки, координации движений при отсутствии запа-
ха изо рта.
Дополнительные:
1. Лживость, изворотливость;
2. Проведение времени в «сомнительных» компаниях;
3. Вымогательство и (или) кража денег у окружающих;
4. Нарушение сна;
5.
Телефонные
разговоры
(особенно
зашифрованные)
с
незнакомыми
людьми;
6. Частые беспричинные смены настроения;
7. Внешняя неопрятность;
8. Снижение успеваемости в школе;
9. Пропажа из дома ценных вещей;
10. Сужение круга интересов;
11. Частый беспричинный кашель.
11
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПАВ
2.1 Особенности развития воспитанников детского дома, имеющих
отклонения в поведении.
В детском доме воспитывается 116 детей в 8 разновозрастных группах-
семьях. 46 воспитанников проживают в патронатных семьях.
Возрастной состав детей:
- старше 10 лет – подростки –105 детей.
- мальчиков – 89, девочек – 27.
Качественный состав детей:
- преобладающее большинство детей (более 71 %) – социальные сироты,
т.е. дети-сироты (родители лишены родительских прав) при живых родителях,
25 % – сироты, у 4 % социальный статус не определен.
В детском доме 87 % детей имеют отклонения в физическом и психиче-
ском здоровье. Среди них нет ни одного с первой группой здоровья, вторую
группу имеют 36 % детей.
Характерными чертами поведения детей-сирот являются: тревожность,
агрессия, нарушения в умственном развитии, склонность к нарушениям норм и
правил, по которым живет общество.
Причины расстройств в здоровье, поведении разнообразны.
Во-первых: наследственность детей отягощена алкоголизмом родителей.
62 % детей имеет отклонения в умственном развитии. Во-вторых: дети перегру-
жены отрицательным жизненным опытом, который получили в своих кровных
семьях. В-третьих: каждый ребенок испытал на себе действие такого фактора,
как насильственный отрыв от семьи и помещение его в детский дом. Ребенок в
нормальной семье испытывает безусловную любовь. Его любят еще до рожде-
12
ния. Ребенок детского дома лишен контактов с близкими людьми, особенно с
матерью. Отлучение его от матери порождает базовое недоверие к миру. Отсюда
– страхи, тревога, боязнь испытать неудачу. Идет вечный поиск утерянной мате-
ри, потому что ребенок не может жить без «берегини». Часто утраченную мать
и нереализованную потребность в родительской любви дети заменяют суррога-
тами. Это, прежде всего, вредные привычки. Подростки стремятся преодолевать
свое тяжелое состояние, уходя от решения проблем путем табакокурения – 80
%, принятия алкоголя – 10 %, токсических веществ – 18 %. Случаев употребле-
ния наркотиков в детском доме не зарегистрировано. На учете у нарколога со-
стоит 7 детей употребляющих алкоголь и ПАВ, а так же 8 человек, склонных к
этим вредным привычкам. Обстановка усугубляется тем, что в коллектив детей
постоянно вливаются подростки имеющие опыт употребления ПАВ и алкоголя.
С начала 2016-2017 учебного года в детский дом прибыли 12 воспитанников, из
них употребляют ПАВ 7 человек. Объективной причиной, обусловливающей
вредные привычки детей, являются их психологические особенности. В их чис-
ле:
- недостаточное развитие интеллекта;
- снижение самооценки;
- неразвитость навыков общения;
- повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных при-
чин (травмы, болезнь).
Жизнь ребенка в детском доме строго регламентирована, проходит по ре-
жиму, по расписанию. Так или иначе мы живем в полуизолированном от обще-
ства пространстве. В результате у воспитанников формируются такие черты
как, иждивенчество, безразличие к своей собственной судьбе, перегруженность
отрицательными ценностями и образцами поведения. Четвертый год наши дети
обучаются в городских школах, где возникло много проблем. С одной стороны,
это неготовность учителей принять детей-сирот, незнание особенностей их раз-
вития и поведения. Из-за этого учителя затрудняются строить отношения с
ними. С другой стороны, дети не желают посещать школу и учиться, конфлик-
13
туют с педагогами. Выпускник детского дома испытывает трудности в устрой-
стве семейной жизни. Он восприимчив к отрицательным явлениям среды, не
уверен в своем будущем. Педагоги детского дома работают над тем, как помочь
детям справиться со своими проблемами, выбрать верный жизненный путь.
Наркомания, алкоголизм и т.п. является одной из серьезных проблем
современного общества, которая вызвала острую необходимость в организации
профилактики злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях. Воспи-
танники детских домов, реабилитационных центров находятся в группе риска и
требуют особого внимания и кропотливой работы. Воспитанники детского дома
№ 2 не исключение.
Рассматривая психические особенности детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, специфику интеллектуальной, эмоциональной, лич-
ностной сфер, следует учитывать самое важное и существенное их отличие от
детей, живущих в семье. Последнее заключается в том, что дети-сироты, явля-
ясь в основном «социальными», т. е. сиротами при живых родителях, не имеют
положительного опыта общения в семье. Их «домашний» опыт является скорее
отрицательным. Это приводит к негативным последствиям:
- во-первых,у детей формируется искаженное представление о мире и о
себе, занижена самооценка;
- во-вторых,у них складывается неправильное отношение к жизни, лю-
дям, социуму вообще;
- в-третьих,отсутствует представление о групповых нормах общения.
Не развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослы-
ми в стенах детского дома и за его пределами, нет навыка анализа, оценки и раз-
решения жизненных ситуаций.
Заниженная самооценка, неуверенность в своих силах является одним из
факторов риска употребления ПАВ и существует вероятность, что подросток
может попасть под дурное влияние. Наркотик становится средством защиты от
плохого настроения, от неуверенности в себе, унижения.
14
Одним из наиболее актуальных направлений в воспитательном процессе
МОУ «Детский дом №2» является профилактика самовольных уходов воспи-
танников, противоправного поведения, алкоголизма и наркомании.
Целью профилактической работы является создание условий, обеспечива-
ющих возможность нормального развития воспитанников, а также своевремен-
ное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей опреде-
ленного возраста.
МОУ «Детский дом №2» в своей деятельности по профилактике руко-
водствуется ст. 14 закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ и осуще-
ствляет защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, содержащихся
в нем, а также участвует в пределах своей компетенции в индивидуальной про-
филактической работе с ними.
Так, в детском доме создан совет профилактики правонарушений, в со-
став которого вошли директор детского дома, зам. директора по УВР, мед.се-
стра, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор по делам несовершен-
нолетних (по согласованию). Этот совет организует и ведет в детском доме ра-
боту по профилактике правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, чле-
нами совета планируется и проводится совместная работа с ПДН Отдела МВД
России по Кемеровской области. Также члены совета проводят с воспитанника-
ми индивидуальную и групповую профилактическую работу, направленную на
уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам и правонару-
шениям в подростковой среде.
На всех воспитанников детского дома ведутся карты психолого-педагоги-
ческого сопровождения развития личности, рассчитанные на весь период пре-
бывания несовершеннолетних в детском доме, в которых отражена, в том числе,
и работа по профилактике и коррекции негативных эмоционально-личностных
проявлений, асоциального поведения воспитанников. Ведется банк данных вос-
питанников с их фотографиями, соответствующими возрасту, личными данны-
ми, а также с местами их возможного пребывания в случае самовольного ухода.
15
Информация в банке данных постоянно обновляется. Разработан Порядок дей-
ствий администрации и работников МОУ «Детский дом №2» при установлении
факта самовольного ухода воспитанников. Разработаны Правила внутреннего
распорядка воспитанников.
Рассматривая занятость воспитанников во внеучебное время как фактор
профилактики девиантного поведения, администрация детского дома создаёт
условия для включенности воспитанников в систему дополнительного образо-
вания и спортивных секций на уровне учреждения и поселка. Также воспитан-
ники детского дома под руководством инструктора по труду ежедневно занима-
ются в столярной мастерской.
Для успешной социализации воспитанников, для содержательного про-
дуктивного общения, для научения детей реализовывать себя в рамках тех или
иных социальных ролей в детском доме организована работа детского само-
управления, которое способствует личностному росту воспитанников, развивает
их ответственность и самостоятельность. Совместно с Советом воспитанников
педагогом-организатором ежемесячно проводятся КТД. В каникулярный период
в детском доме работает трудовая бригада, воспитанники, состоящие на учете в
КДНиЗП, работают на благоустройстве поселка, также развито волонтерское
движение – воспитанники оказывают помощь ветеранам, пожилым людям.
Ежегодно в план работы детского дома включаются спортивные меропри-
ятия, систематически организовываются туристические походы, Дни здоровья,
лыжные прогулки, посещение спорткомплекса «Арена». Воспитанники детско-
го дома – постоянные участники районных спортивных состязаний, не только в
составе команды детского дома, но и школы.
В детском доме разработаны различные воспитательные программы с
учетом особенностей социального, психологического развития воспитанников
в конкретном возрасте направленные на формирование у воспитанников нрав-
ственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом
образе жизни; обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего
поведения во взаимоотношениях между несовершеннолетними, которые реали-
16
зуются по следующим направлениям: «Охрана здоровья. Физическое развитие»,
«Знакомство
с
истоками
национальной
культуры»,
«Трудовое
воспитание»,
«Основы гражданского и патриотического воспитания». Воспитатели стараются
создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, воспитывают у них необходи-
мые качества для успешной социализации в обществе такие как: самостоятель-
ность,
ответственность,
добросовестность,
дисциплинированность.
На
это
направлен также реализуемый в детском доме проект «Лестница достижений».
Воспитатели детского дома ежедневно посещают школу с целью выявления
воспитанников, не посещающих или систематически пропускающих по неува-
жительным причинам занятия и для принятия мер по получению ими общего
образования.
Социальные педагоги в рамках реализации программы «Я в правовом об-
ществе» проводят занятия по повышению правовой культуры воспитанников, а
также информируют воспитанников об ответственности за самовольные уходы
и их последствия, проводят индивидуальное правовое консультирование и разъ-
яснительные беседы с воспитанниками, организовывают встречи воспитанни-
ков с сотрудниками ПДН Отдела МВД России по Кемеровской области. Также,
совместно с педагогом-психологом, проводятся занятия с использованием ИКТ,
направленные на профилактику употребления спайсов, наркомании и токсико-
мании.
Педагогом-психологом проводятся занятия по обогащению эмоциональ-
ной сферы воспитанников, развитию интереса и способности к пониманию сво-
его внутреннего мира и эмоций других людей, а также реализуется цикл тре-
нингов для подростков по профилактике асоциального поведения. В рамках
просветительского направления деятельности педагога-психолога с педагогиче-
ским коллективом проводится психологический всеобуч по темам: «Девиантное
поведение как социально-педагогическая проблема», «психологические факто-
ры риска суицидального поведения у детей и подростков», «Профилактика же-
стокого обращения», «Психология кризисных состояний у детей и подростков
детского дома» и др.
17
В каждой группе в течение года проводят беседы о здоровье медицинские
сестры детского дома. В медицинском кабинете оформлен уголок по формиро-
ванию ЗОЖ. Информация, содержащаяся в уголке, направлена на профилактику
распространения вируса гриппа, профилактику табакокурения. Также в уголке
размещены различные памятки: «Не подвергай себя риску инфекции!», «Мы –
за здоровый образ жизни!», «Чтобы простуда не одолела!», «Не приближайся к
пропасти», «Хорошее настроение», «Школьнику о режиме дня», «Молодое по-
коление выбирает жизнь без наркотиков!» и др.
Администрацией детского дома в целях профилактики девиантного пове-
дения воспитанников детского дома организуется взаимодействие с правоохра-
нительными органами, администрацией образовательных учреждений, в кото-
рых обучаются воспитанники, администрацией учреждений культуры и спорта
на основе плана совместных действий.
Полагаем, что все эти меры в комплексе повышают защищенность воспи-
танников за счет развития навыков противостояния негативному влиянию со
стороны сверстников, с помощью пропаганды здорового образа жизни как од-
ной из ценностей общества, а также путем создания альтернативных поведенче-
ских моделей, которые позволяют подросткам самоактуализироваться, не под-
вергая риску собственные жизни.
2.2
Роль
воспитательного
пространства
детского
дома
в
профилактике зависимого поведения у подростков
Цель работы по профилактике употребления ПАВ с детьми-сиротами и
оставшимися без попечения родителей: формирование навыков здоровьесбере-
гающего поведения.
Задачи:
1. Способствовать осознанию воспитанниками понятия вреда ПАВ.
2. Пропагандировать в социальной семье здоровый образ жизни, через
осуществление спортивных и творческих мероприятий.
18
3.
Проводить
своевременную
педагогическую
диагностику
детей
с
проблемами в развитии и обучении.
Профилактическая деятельность в МОУ «Детский дом №2» основана на
комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями администрации
детского дома, воспитателей, педагогов-психологов, медицинских работников,
социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов. Главная зада-
ча совместной работы по предупреждению употребления ПАВ детьми и под-
ростками – ранняя профилактика, что позволяет формировать у воспитанников
знания правил поведения в детском доме, а потом знания правил поведения в
школе, Устава школы, Устава детского дома, недопущения совершения правона-
р у ш е н и й ,
а
т а к
ж е
о т в е т с т в е н н о с т ь
з а
с о в е р ш е н н ы е
правонарушения.
Работа по профилактике употребления ПАВ ведется по принципам:
- личностно-ориентированного подхода к каждому воспитаннику;
- включения в решение задач всех воспитанников семьи.
В
работе
по
профилактике употребления
ПАВ
использую
следующие
формы: индивидуальные беседы с детьми «группы риска», беседы с воспитан-
никами
на
воспитательных
часах,
лекции, деловые
и
ролевые
игры,
игры,
сказки, вовлечение в театральную деятельность, занятия в кружках и спортив-
ных секциях (100% занятость воспитанников), многодневные походы в канику-
лярное время.
В мае 2017 г. воспитанники встречались с медицинским работником дет-
ского дома, по теме «Не» – твои вредные друзья»», на которой ребята узнали не
только о вреде алкоголя и сигарет, но и о последствиях употребления ПАВ.
В июне 2017 г. в рамках областной антинаркотической акции «Классный
час» среди воспитанников детского дома № 2 проведены беседы: «Ответствен-
ность несовершеннолетних за употребление алкоголя в общественных местах»;
информационный час «Давай задумаемся» (воздействие наркотиков и ПАВ на
жизнь и здоровье человека); «Самовольные уходы – в чем опасность»; «Послед-
19
ствия и ответственность»; «Уголовная ответственность за употребление и рас-
пространение наркотических и психотропных веществ».
В июле 2017 г. проведен воспитательный час «Мы за здоровый образ жиз-
ни», так же проведены спортивные мероприятия: среди воспитанников млад-
шего подросткового возраста – «Веселые старты». В данном мероприятии при-
нимали участие две команды «Аскорбинки» и «Витаминки». Победителем ста-
ла команда «Витаминки». Среди воспитанников старшего подросткового воз-
раста проведены соревнования по настольному теннису. Победители награжде-
ны грамотами и сладкими призами. Такие призы способствуют формированию
здоровых вкусовых пристрастий.
В августе воспитанники детского дома № 2 стали участниками встречи с
инспектором ПДН Отдела МВД России по г. Кемерово, «В плену иллюзий» с
использованием презентации «Жить здорово – здорово!.. или…?» Ребятам были
разъяснены
не
только
ответственность
несовершеннолетних за
незаконный
оборот,
распространение
и
использование
наркотических
веществ,
но
и влияние их на жизнь, и здоровье человека.
В сентябре 2017 г. проведены воспитательные часы на тему:
- «Подростки наркотики. Взаимосвязь наркомании и других вредных
привычек»;
- «Признаки наркотического опьянения»;
- «Можно ли избавиться от наркомании»;
В октябре 2017 г. рамках областной акции «Родительский урок» проведе-
ны
профилактические
беседы: «Профилактика
наркотической
зависимости»,
«Курительные смеси «Миксы», «Административная и уголовная ответствен-
ность». С 12 по 18 октября на базе «Детского оздоровительно-образовательного
центра «Сибирская сказка» (Новокузнецкий р-он, с. Костенково) проходил меж-
муниципальный
отборочный
конкурс
среди
отрядов правоохранительной
направленности учреждений интернатного типа Кемеровской области. Шесть
отрядов ЮДП («Омон» г. Прокопьевска, «Убойная сила» г. Прокопьевска, «Пра-
воПорядок» г. Прокопьевска, «Надежде» г. Киселевска, «Эдельвейс» г. Кемеро-
20
ва, «МООП» г. Таштагола) приняли участие в отборочном конкурсе. Победите-
ли выявлялись в четырех номинациях: конкурс «Правовед», «Визитка», «Строе-
вая» и «Творческий». Самым ярким выступление в отборочном конкурсе отря-
дов ЮДП стали творческие номера на тему «Мы выбираем ЗОЖ». Границ твор-
ческим способностям наших ребят не было предела. Победителем данного кон-
курса стал отряд ЮДП «Эдельвейс» г.Кемерово. В общем зачете отряд «Эдель-
вейс» г. Кемерово занял третье место.
В состав команды «Эдельвейс» вошли воспитанники МОУ «Детский дом
№2».
В ноябре 2017 г. организована встреча с инспектором ПДН Отдела МВД
России по г. Кемерово, и проведены беседы: «Употребление ПАВ. Послед-
ствия», «Административная и уголовная ответственность».
В ноябре 2017 г. совместно с воспитателями детского дома проведено ме-
роприятие – эстафета правовых знаний «Знаешь ли ты закон» о вреде наркоти-
ков, влиянии их на здоровье и жизнь людей. Использованы слайды, картинки,
проведен тест-опросник. Итогом этого мероприятия стало обсуждение интере-
сующих ребят вопросов и сделанный ими вывод о необходимости ведения ЗОЖ,
полный отказ от вредных привычек.
Также в ноябре 2017 года была проведена акция «Мы против ПАВ», под-
ростки вместе с воспитателем вышли на улицы Южного с плакатами, брошюра-
ми и листовками, которые раздавали прохожим, рассказывая им о ПАВ.
В декабре
2017
г.
проведен
воспитательный
час
«Будь
бдительным!»,
круглый стол «Смерть на острие иглы» – профилактика наркомании.
Для анализа эффективности работы было проведено тестирование «Как
хорошо вы можете противостоять давлению сверстников?» на выявление уве-
ренного поведения подростков. Тест показал, что 100% воспитанников имеют
прочную позицию по важности здорового образа жизни, проявляют интерес к
собственному организму и заботятся о нем. Усваивают основные жизненные на-
выки необходимые для противостояния возможному давлению со стороны по-
21
требителей ПАВ. Как результат – 0% случаев употребления ПАВ в 2016-2017
учебном году.
Представленный опыт работы доказал свою эффективность и может быть
рекомендован для реализации в других образовательных организациях.
Мы не выбирали детский дом. Как правило, мы попадали сюда не по сво-
ей воле. Но вот, что удивительно, мы попадали в атмосферу теплого семейного
очага, где каждого принимали, пестовали, любили…
Быстро пролетают годы детства, и наступает пора отправляться в свое
самостоятельное путешествие по сложному бушующему «морю» жизни, где да-
леко не всегда полный «штиль». В нем тебя ждут не только ласковые дельфины,
но и свирепые акулы, сладкоголосые сирены, затягивающие в пучину. Как вы-
жить в этом море жизни? Как не утонуть, не затеряться в его просторах? Важно
в трудную минуту не отчаиваться, не боятся и не стесняться прийти или позво -
нить в детский дом, написать письмо. Главное помнить, что вокруг есть люди,
искренне желающие тебе добра и счастья. Человек выбирает многое в своей
жизни самостоятельно. К сожалению, он не может выбирать своих родителей,
время и место рождения. Счастливы те, кто почувствовал родительское тепло и
ласку. Они знают, что всегда найдут поддержку и помощь в родительском доме.
Мы же должны уметь обходиться без родителей, рассчитывать на себя, искать в
себе внутренний запас сил, чтобы выстоять. Перед выходом из детского дома
важно спланировать свою жизнь. Этому поможет следующая схема:
1. Определить главную (стратегическую) цель в жизни (кем я буду, чего
достигну, какой трудовой вклад внесу в общество).
2. Определить задачи, которые надо решить в жизни, чтобы добиться этой
главной цели.
3. Построить цепочку ближних и отделенных конкретных целей (где буду
учиться, первая работа).
4. Продумать пути и средства достижения ближайших жизненных целей
(проба сил, ознакомление, самообразование).
5. Оценить свои личностные возможности.
22
6. Определить возможные внешние препятствия. Определить «запасные
варианты», т.е. варианты поведения в случае неудачи при осуществлении основ-
ного плана.
Конечный
результат
воспитательной
деятельности
в
детском
доме
–
выпускник. В идеале он должен по всем параметрам соответствовать модели
выпускника.
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство тех, кто впервые пробует наркотик, алкоголь или ПАВ, счи-
тают это просто случайностью или любопытством. Специалисты полагают, что
даже разовое потребление наркотика – результат и показатель серьезного вну-
треннего неблагополучия человека. Подсознательно он ищет то, что ему верну-
ло бы внутренний комфорт, и так или иначе находит. Наркотики, алкоголь и
ПАВ притупляют разум, но по-настоящему не решают ни одну проблему. От-
сутствие зависимости от алкоголя и наркотиков в будущем поможет приобрести
хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того, чтобы стать
успешными в жизни, нужно выбирать в друзья тех, кто не употребляет алкоголь
и наркотики. Ребенок должен знать, что наркоманы специально рассказываю о
своем пристрастии только хорошее, что они зарабатывают деньги, вовлекая в
употребление наркотиков новых и новых ребят. Чтобы не стать жертвой нарко-
мании, необходимо придерживаться пяти заповедей.
Заповедь первая.
Прежде чем приобрести порцию «дури», хорошенько подумай – зачем
тебе это надо? (кроме проблем – ничего хорошего).
Заповедь вторая.
Если ты все же из любопытства купил эту дрянь, не поленись донести ее
до унитаза (именно там ее место).
Заповедь третья.
Боже упаси согласиться передать кулек или пакетик с сомнительным со-
держимым даже своему другу (чаще всего так влипают в грязные истории).
Заповедь четвертая.
Каким бы заманчивым ни показалось предложение попробовать «немного
счастья» – откажись! (бесплатным бывает только сыр в мышеловке).
Заповедь пятая.
Если, попробовав «дури», ты не прочь повторить, не забывай – за все надо
платить! (цену ты уже знаешь…).
24
По мнению психологов, предрасположенность к употреблению алкоголя и
наркотиков, связано, прежде всего, с уровнем самоуважения. Ребенок должен
ценить себя, свою индивидуальность, уметь отстаивать свое мнение, не зави-
сеть от других. Правильно организованный досуг вовлекает подростка в дея-
тельность, в которой он всегда имеет возможность пережить успех, увидеть ре-
альный положительный результат. Это ведет к повышению собственной самоо-
ценки. Развивая в себе чувство собственного достоинства, ребенок приобретает
уверенность в себе. Уверенный человек оптимистичней, дружелюбней, откро-
венней, чем неуверенный, вынужденный любым путем доказывать свою значи-
мость.
25
ГЛОССАРИЙ
Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нор-
мального физического и психического развития, вызванные серьезными вро-
жденными или приобретенными дефектами.
Отклоняющееся поведение – это отдельные поступки или система по-
ступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравствен-
ным нормам.
Реабилитация – восстановление пригодности, система медико-педагоги-
ческих мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную
среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психических возможностей.
Социализация – это усвоение индивидуумом социального опыта путем
вхождения в социальную среду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
26
1. Система работы администрации школы по профилактике наркомании:
планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, коор-
динация действий различных структур. /авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград:
Учитель, 2016.
2. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозави-
симости. /Под ред. А.Н. Гаранского. – 2-е изд. – М: БИНОМ. Лаборатория зна -
ний, 2012.
3. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у под-
ростков: Учебное пособие для студентов средн. и высш. пед. учеб. заведений. –
М.: Издательский центр «Академия», 2015.
4. Профилактика аддиктивного поведения школьников: Учебно-методиче-
ское пособие. – СПб.: КАРО, 2016. научный редактор: доктор психологических
наук, профессор А.К. Колеченко.
5. День независимости: Программа профилактики зависимостей среди де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях базового
детского дома. /Механошина Н.Г./ Серия «Для детских домов». – Пермь: Изда-
тельство ПОНИЦАА, 2017.
6. Шилова, Т.А. Социально-педагогическая реабилитация аддиктивной
личности подростка. – М.: МГУС СТИ, 2014.
7. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веще-
ствами несовершеннолетними и молодежью. /Под научной ред. Л.М. Шипицы-
ной и Л.С. Шпилени/ – СПб., 2013.
27