Напоминание

Стратегии работы с детьми РАС дошкольного возраста


Автор: Вороцянко Ольга Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ Молоковская СОШ
Населённый пункт: пгт Молоково, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Стратегии работы с детьми РАС дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой

группу нейробиологических нарушений развития, характеризующихся

стойкими трудностями в социальной коммуникации и взаимодействии,

а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения,

интересов или видов деятельности. Дошкольный возраст является

критически важным периодом для раннего вмешательства и

поддержки детей с РАС. В этот период мозг ребенка пластичен, что

позволяет более эффективно формировать базовые навыки,

необходимые для дальнейшей социальной адаптации и обучения.

Эффективная работа с детьми дошкольного возраста с РАС требует

комплексного, индивидуализированного подхода, основанного на

научных данных и учитывающего уникальные потребности каждого

ребенка.

Данная статья посвящена обзору ключевых стратегий работы с

детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного

возраста. Будут рассмотрены основополагающие принципы

коррекционной работы, подробно проанализированы наиболее

эффективные методики и подходы, а также определены важные

аспекты взаимодействия специалистов, родителей и самого ребенка.

Основное внимание будет уделено практической применимости

предлагаемых стратегий в условиях детского сада,

специализированных центров и семейного окружения.

1. Понимание природы РАС и индивидуальных особенностей

ребенка

Прежде чем перейти к конкретным стратегиям, крайне важно

подчеркнуть необходимость глубокого понимания природы РАС и, что

не менее важно, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Аутистический спектр чрезвычайно широк, и каждый ребенок с РАС

уникален. Их сильные стороны, трудности, интересы и сенсорные

особенности могут значительно различаться.

Диагностика и оценка: Постановка диагноза РАС

осуществляется на основе наблюдения и оценки поведенческих

проявлений. После постановки диагноза проводится

комплексная оценка развития ребенка, включающая оценку его

коммуникативных навыков (вербальных и невербальных),

социальных навыков, когнитивных способностей, игровой

деятельности, сенсорной чувствительности и навыков

самообслуживания. Эта оценка является отправной точкой для

разработки индивидуального плана коррекционной работы.

Индивидуальный подход: Формирование стратегий работы

должно базироваться на результатах первичной оценки. Не

существует универсального подхода, подходящего для всех

детей с РАС. Например, один ребенок может иметь выраженные

трудности с вербальной коммуникацией, но обладать хорошими

визуальными навыками, тогда как другой может быть

вербальным, но испытывать значительные проблемы с

пониманием социальных сигналов. Стратегии должны быть

гибкими и адаптироваться по мере прогресса ребенка.

Сильные стороны и интересы: Важно выявлять и

использовать сильные стороны ребенка и его специфические

интересы. Часто дети с РАС обладают исключительной памятью,

вниманием к деталям, способностью к систематизации. Эти

сильные стороны могут быть использованы как мотивирующий

фактор и основа для формирования новых навыков. Например,

если ребенок увлечен поездами, можно использовать эту тему

для обучения счету, чтению или навыкам социального

взаимодействия.

2. Фундаментальные принципы коррекционной работы

Эффективная работа с детьми с РАС дошкольного возраста

основывается на ряде фундаментальных принципов, которые

пронизывают все применяемые методики.

Структурирование среды и предсказуемость: Дети с РАС

часто испытывают тревогу в условиях неопределенности и

хаоса. Создание четко структурированной среды, как

физической, так и временной, помогает снизить эту тревогу и

повысить предсказуемость. Это включает в себя:

o

Визуальные расписания: Использование картинок или

символов для обозначения последовательности событий в

течение дня, недели или конкретного занятия. Это

помогает ребенку понять, что произойдет дальше, и

подготовиться к изменениям.

o

Организация пространства: Четкое зонирование

помещения (например, зона для игр, зона для занятий,

зона отдыха) с использованием визуальных границ.

o

Рутины: Установление предсказуемых рутин для

различных видов деятельности (например, приветствие,

начало занятия, переход к следующему этапу).

Поэтапное обучение (дискретное обучение): Этот принцип

предполагает разбиение сложных навыков на мелкие, легко

усваиваемые шаги. Каждый шаг отрабатывается до полного

усвоения, прежде чем перейти к следующему. Это позволяет

ребенку не перегружаться и успешно осваивать новые знания и

умения.

Позитивное подкрепление: Этот принцип является одним из

наиболее действенных в работе с детьми с РАС. Он заключается

в поощрении желаемого поведения с целью увеличения его

частоты. Подкрепление может быть:

o

Социальным: Похвала, улыбка, аплодисменты.

o

Материальным: Любимая игрушка, лакомство.

o

Активным: Возможность заняться любимой

деятельностью. Важно, чтобы подкрепление было

немедленным, соответствовало усилию ребенка и было

индивидуально значимым.

Постепенное угасание нежелательного поведения: В отличие

от прямого наказания, этот подход направлен на игнорирование

или минимизацию внимания к нежелательному поведению, при

одновременном усилении желательных альтернатив. Это не

означает полное отсутствие реакции, но подразумевает, что

нежелательное поведение не получает подкрепления.

Перенос навыков: Важной задачей является обеспечение того,

чтобы навыки, освоенные в одном контексте (например, на

индивидуальном занятии), могли быть успешно перенесены и

применены в других ситуациях (в группе, дома, в общественных

местах). Это достигается путем постепенного усложнения

условий обучения и использования разнообразных стимулов.

Сенсорная интеграция: У многих детей с РАС есть особенности

сенсорной обработки (гипер- или гипочувствительность к звукам,

свету, прикосновениям, запахам). Стратегии должны учитывать

эти особенности, создавая сенсорно-безопасную среду и

предлагая ребенку сенсорные опыты, которые помогают ему

регулировать свое состояние.

3. Основные методики и подходы

Существует ряд научно обоснованных методик, которые эффективно

применяются в работе с дошкольниками с РАС.

Прикладной анализ поведения: ПАП является одним из

наиболее изученных и широко используемых подходов. Он

основан на принципах бихевиоризма и фокусируется на

изменении поведения через систематическое применение техник

обучения и подкрепления. Ключевые компоненты ПАП включают:

o

Дискретное обучение: Как уже упоминалось, разбиение

навыка на мелкие шаги, систематическая подача стимула,

ожидание ответа, предоставление подкрепления (при

правильном ответе) или коррекции (при неправильном

ответе), а затем пауза перед следующим шагом.

o

Обучение в естественной среде: Интеграция учебных

целей в естественные игровые и повседневные ситуации.

Вместо строгих дискретных проб, обучение происходит в

контексте игры, что способствует лучшей мотивации и

более естественному освоению навыков.

o

Улучшение коммуникации: Использование ПАП для

обучения вербальной и невербальной коммуникации,

включая просьбы, названия предметов, ответы на вопросы.

Системы альтернативной и дополнительной коммуникации

(САДК): Для детей с выраженными трудностями вербальной

речи САДК становятся основным инструментом общения.

o

Система обмена изображениями: Дети учатся

обмениваться картинками с изображением желаемого

предмета или действия, чтобы выразить свою потребность.

Этот метод очень эффективен для развития инициативной

коммуникации.

o

Жестовая речь: Использование жестов для общения, как

части общей системы коммуникации.

o

Коммуникативные доски/планшеты: Использование

досок с картинками или символами, которые ребенок может

указывать для выражения своих мыслей.

Структурированное обучение: Этот подход акцентирует

внимание на визуальной поддержке, структурировании среды и

обучении самостоятельности. TEACCH помогает детям с РАС

лучше понимать мир вокруг себя, предсказывать события и

выполнять задачи самостоятельно.

o

Физическое структурирование: Четкое зонирование и

организация пространства.

o

Визуальные расписания: Планирование дня с помощью

картинок.

o

Визуальные рабочие системы: Инструкции в виде

картинок или последовательности шагов для выполнения

конкретной задачи.

o

Индивидуализированные схемы обучения: Адаптация

учебного материала к потребностям ребенка.

Социальные истории: Краткие, написанные от первого лица

истории, которые описывают социальную ситуацию, ожидания и

соответствующее поведение. Они помогают детям с РАС понять

социальные правила, намерения других людей и научиться

адекватно реагировать в различных ситуациях.

Игровые подходы: Игра является естественным и наиболее

эффективным способом обучения для дошкольников.

Специализированные игровые подходы, адаптированные для

детей с РАС, могут помочь в развитии:

o

Совместной игры: Обучение навыкам присоединения к

игре других детей, обмена игрушками, соблюдения правил

игры.

o

Имитационной игры: Подражание действиям других,

использование игрушек в соответствии с их назначением

(например, кормить куклу).

o

Творческой игры: Развитие воображения, ролевой игры.

4. Развитие ключевых навыков

Целенаправленная работа с детьми с РАС дошкольного возраста

направлена на развитие целого комплекса навыков, необходимых для

полноценной жизни.

Коммуникативные навыки:

o

Развитие вербальной речи: Для вербальных детей –

расширение словарного запаса, формирование фраз,

вопросов, ответов, навыков поддержания диалога.

o

Развитие невербальной коммуникации: Понимание и

использование зрительного контакта, жестов, мимики,

интонации.

o

Функциональная коммуникация: Обучение ребенка

выражать свои потребности, желания, эмоции, избегать

неприятных ситуаций с помощью доступных средств.

Социальные навыки:

o

Понимание социальных сигналов: Умение распознавать

эмоции других людей по выражению лица, тону голоса.

o

Взаимодействие со сверстниками: Обучение навыкам

игры, сотрудничества, обмена, решения конфликтов.

o

Понимание правил социального

взаимодействия: Очередность, соблюдение личного

пространства.

Навыки самообслуживания:

o

Гигиенические навыки: Приучение к горшку, мытье рук,

чистка зубов.

o

Навыки одевания/раздевания: Самостоятельное

надевание и снятие одежды, обуви.

o

Приемы пищи: Самостоятельное пользование столовыми

приборами, правильное поведение за столом.

Когнитивное развитие и навыки обучения:

o

Внимание и концентрация: Развитие способности

удерживать внимание на задаче.

o

Память: Развитие кратковременной и долговременной

памяти.

o

Навыки решения проблем: Развитие логического

мышления, умение находить выход из простых ситуаций.

o

Игровая деятельность: Развитие способности к

разнообразным видам игры, имитационной, ролевой.

Сенсорная регуляция:

o

Обучение стратегиям саморегуляции: Использование

сенсорных инструментов (утяжеленные одеяла, наушники,

жевательные игрушки), техник релаксации.

o

Создание сенсорно-дружелюбной среды: Минимизация

триггеров, предоставление альтернатив.

5. Роль семьи в работе с детьми РАС

Семья играет критически важную роль в процессе коррекционной

работы с детьми с РАС. Тесное сотрудничество специалистов и

родителей является залогом успешности.

Партнерство и сотрудничество: Родители – эксперты по

своему ребенку. Их вовлеченность, понимание целей и методов

коррекционной работы, а также их активное участие в домашних

занятиях значительно повышают эффективность всей

программы.

Последовательность: Важно, чтобы стратегии, применяемые в

детском саду или центре, последовательно применялись и дома.

Единообразие подхода помогает ребенку лучше усваивать

новые навыки и избегать путаницы.

Обучение родителей: Специалисты должны проводить

обучение родителей, помогая им освоить эффективные

стратегии взаимодействия с ребенком, понимание его

поведения, а также научить применять методы коррекции в

домашних условиях.

Эмоциональная поддержка: Родители детей с РАС часто

сталкиваются с эмоциональными трудностями. Важно, чтобы они

получали поддержку, как от специалистов, так и от других

родителей. Группы поддержки для родителей могут стать

ценным ресурсом.

Использование домашних ресурсов: Родители могут

использовать повседневные домашние ситуации для отработки

навыков, которые ребенок осваивает на занятиях. Например,

приучение к горшку, развитие речи во время еды, игры.

6. Создание инклюзивной среды в дошкольном учреждении

Инклюзивное образование, при котором дети с РАС обучаются вместе

со сверстниками без особенностей развития, становится все более

распространенным. Это требует создания специфических условий:

Подготовленность персонала: Педагоги, воспитатели,

ассистенты должны проходить обучение по работе с детьми с

РАС, знать их особенности и уметь применять соответствующие

методики.

Визуальная поддержка: Использование визуальных

расписаний, правил, инструкций в группе.

Структурирование пространства: Адаптация игровой зоны,

зоны для занятий с учетом потребностей детей с РАС.

Социальные истории: Использование социальных историй для

детей без особенностей развития, чтобы помочь им лучше

понять сверстников с РАС и научиться взаимодействовать с

ними.

Индивидуальная поддержка: При необходимости,

предоставление ассистента или тьютора для ребенка с РАС.

Формирование толерантности: Работа с группой детей

направлена на формирование понимания и принятия различий

между людьми.

7. Мониторинг прогресса и коррекция программ

Работа с детьми с РАС – это динамичный процесс, требующий

постоянного мониторинга прогресса и внесения корректировок в

индивидуальные программы.

Регулярная оценка: Проведение регулярных оценок развития

ребенка для отслеживания его прогресса по всем ключевым

направлениям.

Ведение записей: Тщательное документирование занятий,

поведенческих наблюдений, успехов и трудностей.

Сотрудничество с командой: Регулярные встречи

специалистов (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов)

и родителей для обсуждения прогресса ребенка и корректировки

программы.

Гибкость: Готовность адаптировать стратегии и методики в

зависимости от меняющихся потребностей ребенка и его

реакции на обучение.

Заключение

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

дошкольного возраста требует глубоких знаний, профессионализма,

терпения и, что самое важное, индивидуального подхода. Применение

научно обоснованных стратегий, таких как прикладной анализ

поведения, структурированное обучение, системы альтернативной

коммуникации, а также активное вовлечение семьи и создание

инклюзивной среды, позволяет достичь значительных успехов в

развитии этих детей.

Раннее вмешательство, основанное на понимании уникальности

каждого ребенка, его сильных сторон и потребностей, является

ключом к формированию у него базовых навыков, необходимых для

успешной социализации, обучения и в конечном итоге – полноценной

жизни. Сотрудничество между специалистами, родителями и самим

ребенком, построенное на доверии и взаимном уважении, является

фундаментом для построения эффективной программы поддержки,

способствующей раскрытию потенциала каждого ребенка с РАС.

Инвестиции времени и усилий в работу с дошкольниками с РАС имеют

долгосрочные положительные последствия, способствуя их

интеграции в общество и повышению качества их жизни.



В раздел образования