Напоминание

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в среднем звене


Автор: Васадзе Галина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа №104"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в среднем звене
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ: ФОРМИРОВАНИЕ

НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА ЧЕРЕЗ ОСОЗНАННОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

Введение:

Владение орфографической грамотностью является одним из

краеугольных камней речевой культуры личности и необходимым

условием успешного освоения образовательной программы. Среднее

звено школы – период, когда обучающиеся сталкиваются с

усложнением грамматического материала, расширением лексического

запаса и, как следствие, увеличением количества орфографических

вызовов. К сожалению, многие учащиеся среднего звена продолжают

испытывать трудности с орфографией, что может быть связано не

только с недостаточным знанием правил, но и с отсутствием

сформированного навыка орфографической зоркости – умения быстро

и точно выделять в слове или тексте орфографически значимые

позиции. Развитие орфографической зоркости не только способствует

снижению количества ошибок, но и формирует осознанное отношение

к языку, развивает внимание, память и аналитическое мышление.

Данная статья посвящена актуальным вопросам развития

орфографической зоркости на уроках русского языка в среднем звене,

анализу ее сущности, значению, а также представлению комплекса

методов, приемов и стратегий, направленных на ее

целенаправленное формирование.

Сущность орфографической зоркости и ее значение:

Орфографическая зоркость – это способность учащегося быстро и

точно находить в слове или предложении орфограмму (букву,

написание которой требует проверки по правилу или словарю), а

также умение определить тип орфограммы и применить

соответствующее правило. Это комплексный навык, включающий:

1. Орфографическое внимание: Способность концентрироваться

на написании слов, замечать потенциально сложные места.

2. Орфографическая память: Усвоение написания слов,

требующих запоминания (словарные слова), а также прочно

усвоенных правил.

3. Орфографическое мышление: Способность анализировать

структуру слова, выделять корень, приставки, суффиксы,

окончания; умение применять правила, сравнивать, обобщать.

4. Орфографическая практика: Автоматизм применения правил,

умение безошибочно писать слова, опираясь на знание

орфограмм.

Значение орфографической зоркости:

Снижение количества ошибок: Самое очевидное следствие –

повышение грамотности письма.

Формирование осознанного письма: Учащийся пишет не

механически, а осмысленно, понимая, почему именно так

пишется то или иное слово.

Развитие самоконтроля: Умение замечать свои ошибки и

самостоятельно их исправлять.

Экономия времени: Быстрое выявление орфограмм позволяет

избежать длительных раздумий над каждым словом.

Повышение учебной мотивации: Грамотное письмо вызывает

удовлетворение и повышает уверенность в своих силах.

Особенности развития орфографической зоркости в среднем

звене:

Среднее звено (5-9 классы) – период, когда обучающиеся

сталкиваются с новыми, более сложными орфографическими темами:

Чередующиеся гласные в корне слова.

Непроизносимые согласные.

Правописание приставок (на -з/-с, неизменяемые).

Правописание суффиксов и окончаний глаголов и

существительных.

Слитное, раздельное и дефисное написание различных

частей речи (наречий, предлогов, союзов, прилагательных).

Правописание сложных слов.

Сложные случаи пунктуации (влияющие на орфографию).

На этом этапе ошибки могут быть связаны не только с незнанием

правил, но и с неверным определением морфем, ошибочным

выделением корня, неправильным применением правил к конкретным

словам, а также с недостаточным объемом словарных слов. Поэтому

развитие орфографической зоркости должно быть направлено на

решение этих специфических проблем.

Методы и приемы развития орфографической зоркости:

Развитие орфографической зоркости – это систематическая,

целенаправленная работа, требующая применения разнообразных

методов и приемов.

1. Орфографический анализ слова:

o

Суть: Последовательное выделение в слове

орфографически значимых частей (морфем) и определение

типа орфограммы.

o

Методика:

«Составь слово из частей»: Ученикам предлагаются

вырезанные морфемы (корень, приставка, суффикс,

окончание) разных слов, из которых нужно составить

слова и объяснить написание.

«Морфологический разбор с орфографическим

акцентом»: При разборе слова по составу уделяется

особое внимание проверке орфограмм в каждой

морфеме.

«Найди ошибку в слове»: Ученикам предлагаются

слова с намеренными ошибками, которые им

необходимо найти и исправить, объяснив правило.

«Расшифруй слово»: Предлагается слово,

написанное с пропусками, которое нужно

восстановить, опираясь на знание правил.

2. Визуализация орфограмм:

o

«Орфографические ловушки»: Выделение орфограмм в

тексте или в отдельных словах с помощью цветных

карандашей, подчеркиваний, рамочек.

o

«Светофор»: Использование сигнальных карточек

(красная – ошибка, зеленая – правильно) для мгновенной

обратной связи при работе с орфограммами.

o

«Орфографические пятна»: Предложение слов, где одна

буква написана другим цветом, чтобы привлечь к ней

внимание.

3. Работа со словарными словами:

o

Метод ассоциаций: Использование мнемотехник для

запоминания написания слов, не подчиняющихся

правилам.

o

«Слово дня/недели»: Ежедневное или еженедельное

знакомство с новым словарным словом, его значением,

этимологией (если возможно) и написанием.

o

«Слово-перевертыш»: Предложение слов, написание

которых нужно запомнить, в зеркальном отображении или с

перемешанными буквами.

o

«Запомни и напиши»: Многократное написание слова с

проговариванием по слогам, по буквам.

4. Игровые формы работы:

o

«Орфографические цепочки»: Продолжение цепочки

слов, объединенных общим орфографическим правилом.

o

«Найди пару»: Подбор слов с одинаковым

орфографическим явлением.

o

«Шифровки»: Задания, где буквы заменяются цифрами

или символами, и ученикам нужно расшифровать слово,

применяя орфографические правила.

o

«Ребусы и кроссворды»: Составленные с учетом

изучаемых орфограмм.

o

«Орфографическое лото»: Карточки с орфограммами и

карточки со словами, где нужно найти соответствие.

o

«Турнир грамотеев»: Соревнование между командами по

знанию орфографии.

5. Работа с текстом:

o

«Орфографическая разминка»: Предложение короткого

текста, где ученикам нужно найти и подчеркнуть слова с

определенной орфограммой.

o

«Диктант с комментированием»: Ученик не только пишет,

но и комментирует написание каждого слова, объясняя

правило.

o

«Списывание с заданием»: Списывание текста с

последующим нахождением и выделением орфограмм,

объяснением их написания.

o

«Редактирование текста»: Предложение текста с

ошибками, которые нужно найти и исправить.

6. Применение цифровых технологий:

o

Интерактивные тренажеры: Программы для отработки

орфографических правил, словарных слов.

o

Онлайн-диктанты: Возможность получить мгновенную

обратную связь.

o

Создание собственных «орфографических

карт»: Использование программ для визуализации правил

и ассоциаций.

Педагогические подходы и стратегии:

1. Осознанность: Главная цель – не механическое запоминание, а

понимание принципов, лежащих в основе написания слов.

Ученик должен понимать, почему пишется именно так.

2. Систематичность: Орфографическая зоркость формируется

постепенно, через регулярные упражнения и повторение.

3. Индивидуализация: Учет особенностей каждого ученика, его

типичных ошибок. Работа над теми орфограммами, которые

вызывают наибольшие трудности.

4. Комплексность: Применение разнообразных методов и

приемов, воздействующих на разные аспекты восприятия и

мышления.

5. Позитивное подкрепление: Похвала за успехи, создание

ситуации успеха, отсутствие излишнего давления.

6. Активное включение учащихся: Стимулирование

самостоятельного поиска решений, обсуждения, обмена

мнениями.

Примерные упражнения для развития орфографической

зоркости:

«Найди лишнее слово»:

o

Предлагается ряд слов, одно из которых отличается

орфографически (например, «солнце», «сердце»,

«радостный», «чувство» – слова с непроизносимой

согласной; «лимон», «лимончик», «лимонный»,

«лимонница» – слова, где разные орфограммы).

«Собери слово»:

o

Из набора букв или слогов нужно собрать слова, обращая

внимание на орфографически сложные места.

«Орфографическая зарядка»:

o

Учитель называет орфограмму (например, «ЧК»), ученики

быстро пишут слова с этой орфограммой.

«Сортировщик слов»:

o

Предлагается набор слов, которые нужно распределить по

группам в зависимости от изучаемой орфограммы

(например, слова с проверяемыми безударными гласными

в корне, слова с непроверяемыми гласными).

«Графический диктант с орфографическим акцентом»:

o

При выполнении графического диктанта, учитель

акцентирует внимание на словах с изучаемой

орфограммой, просит учеников проговаривать правило или

выделять букву.

«Составь предложение с заданным словом/орфограммой»:

o

Стимулирует осмысленное использование слов с

определенными орфограммами.

Роль педагога:

Педагог играет ключевую роль в развитии орфографической зоркости.

Его задача – не просто научить правилам, а научить применять их,

развить умение «видеть» орфограмму. Это требует:

Глубокого знания орфографии: Понимания всех нюансов и

исключений.

Владения разнообразными методиками: Умения подбирать

адекватные приемы для разных орфограмм и разных учащихся.

Терпения и последовательности: Орфографическая зоркость

формируется постепенно.

Создания мотивирующей среды: Поощрение, поддержка,

отсутствие излишнего давления.

Диагностики: Отслеживание прогресса каждого ученика,

выявление типичных ошибок.

Заключение:

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в

среднем звене – это сложный, но достижимый процесс, который

является залогом грамотного письма и успешного обучения.

Формирование умения быстро и точно выделять орфограммы,

применять правила и осознанно писать слова позволяет не только

снизить количество ошибок, но и развить у обучающихся

аналитическое мышление, внимание, память и ответственное

отношение к языку. Применение разнообразных, систематических

методов и приемов, включая орфографический анализ, визуализацию,

игровые формы, работу с текстом и использование цифровых

технологий, под руководством опытного педагога, способно сделать

процесс освоения орфографии увлекательным и результативным.

Орфографическая зоркость – это не врожденный дар, а

приобретенный навык, который может и должен быть развит у каждого

ученика, открывая перед ним двери к уверенному владению русским

языком.



В раздел образования