Напоминание

"Реализация этнокультурной составляющей в образовательной программе МБОУ "Нижненарыкарская СОШ" путем создания Центра этнотуризма, культуры и спорта народа манси на базе школьного краеведческого музея "Нявремыт"


Автор: Комаревцева Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нижненарыкарская СОШ"
Населённый пункт: дер. Нижние-Нарыкары, Октябрьский район
Наименование материала: инновационный проект
Тема: "Реализация этнокультурной составляющей в образовательной программе МБОУ "Нижненарыкарская СОШ" путем создания Центра этнотуризма, культуры и спорта народа манси на базе школьного краеведческого музея "Нявремыт"
Раздел: начальное образование





Назад




Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры

Управление образования и молодёжной политики Октябрьского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижненарыкарская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Нижненарыкарская СОШ»

_____________ В.А. Воробьёв

Инновационный проект

«Реализация этнокультурной составляющей в образовательной

программе МБОУ «Нижненарыкарская СОШ» путем создания

Центра этнотуризма, культуры и спорта народа манси на базе

школьного краеведческого музея «Нявремыт»»

д. Нижние Нарыкары

2022

Содержание

1.

Паспорт проекта…………………………………………………3

2.

Пояснительная записка проекта………………………………..7

3.

Содержание проекта……………………………………………10

4.

Целевая аудитория инновационного проекта………………...14

5.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

реализации проекта……………………………………………..15

6.

Календарный план проекта…………………………………….16

2

Паспорт проекта

Название проекта

Реализация этнокультурной составляющей в

образовательной

программе

МБОУ

«Нижненарыкарская СОШ» путем создания Центра

этнотуризма, культуры и спорта народа манси на базе

школьного краеведческого музея «Нявремыт»

Руководитель

школы

Воробьев Владимир Анатольевич – директор МБОУ

«Нижненарыкарская СОШ»

Составитель

проекта

Попова Галина Станиславовна – заместитель директора

по учебной работе

Цель проекта

Целью проекта является создание Центра

этнотуризма, культуры и спорта народа манси в д.

Нижние Нарыкары на базе школьного краеведческого

музея «Нявремыт» для реализации этнокультурной

составляющей в образовательной программе МБОУ

«Нижненарыкарская СОШ».

Задачи проекта

1.

Создание

условий

для

развития

творческих

возможностей ребенка, приобщения к богатству

национальной культуры, укладу жизни народа

манси, его истории, языку, литературе, духовным

целям и ценностям.

2.

Вовлечение

родителей

(законных

представителей)

учащихся

МБОУ

«Нижненарыкарская СОШ» в образовательное

пространство инновационного проекта.

3.

Приобщение детей к культурному наследию

народа манси.

4.

Формирование

культуры

межнационального

3

общения

средствами

музейной

педагогики,

научно

исследовательской

проектной

деятельности;

5.

Приобщение жителей д. Нарыкары к изучению

культурного

наследия

народа

манси,

национальных видов спорта и этнотуризма.

Срок реализации

проекта

5 лет

Этапы

реализации

проекта

I этап - организационный (2022-2023 учебный год):

-

создание

вариантов

проектов

в

рамках

инновационного

проекта

с

этнокультурной

составляющей и их апробация.

-

повышение

эффективности

образовательного

процесса через реализацию регионального компонента;

II этап

этап

реализации

проекта (2023-2026

учебный год):

- внедрение в практику обучения новых методов,

направленных

на достижение

качественно

новых

образовательных результатов;

- изменение сложившихся стереотипов педагогической

деятельности

педагогов,

преобразование

стиля

их педагогического мышления, перевод педагогической

деятельности

к творческому

проектированию

педагогического процесса и качества образования;

-

формирование

детско-взрослого

сообщества

в

условиях проектно – исследовательской деятельности

всех участников инновационного проекта.

- формирование у учащихся чувства патриотизма,

уважения

к

своей

малой

Родине

и

народам,

4

проживающим здесь.

Использование

в

реализации

образовательных

программ музейных экспонатов.

III

этап

— контрольно-диагностический:

- внешняя экспертиза продуктов проекта.

- внедрение инновационного продукта в массовую

практику.

Прогнозируемые

результаты

I этап - организационный (2022-2023 учебный год):

-

создание

вариантов

проектов

в

рамках

инновационного

проекта

с

этнокультурной

составляющей и их апробация.

-

повышение

эффективности

образовательного

процесса через реализацию регионального компонента;

II этап – этап реализации проекта (2023-2026 учебный

год):

- внедрение в практику обучения новых методов,

направленных

на

достижение

качественно

новых

образовательных результатов;

- изменение сложившихся стереотипов педагогической

деятельности

педагогов,

преобразование

стиля

их

педагогического мышления, перевод педагогической

деятельности

к

творческому

проектированию

педагогического процесса и качества образования;

-

формирование

детско-взрослого

сообщества

в

условиях проектно – исследовательской деятельности

всех участников инновационного проекта.

- формирование у учащихся чувства патриотизма,

уважения

к

своей

малой

Родине

и

народам,

проживающим здесь.

Использование

в

реализации

образовательных

5

программ музейных экспонатов.

III этап — контрольно-диагностический:

- внешняя экспертиза продуктов проекта.

- внедрение инновационного продукта в массовую

практику.

Пояснительная записка

В настоящее время патриотическому воспитанию уделяется большое

значение

т.к.

нередки

попытки

переписать

историю

и

«отменить»

российскую культуру в целом. А патриотизм, как известно начинается с

6

малого, с любви к родному краю и родной природе, а также людям, с

которыми ты живешь рядом.

Актуальность данного проекта заключается в том, что

современное

образование требует приобщения обучающихся к национальной культуре с

учетом общечеловеческих ценностей и мирового опыта. В связи с этим

важную роль в передаче национальной культуры детям большую роль

играют учреждения образования. В школе дети могут развивать свои

потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и

получают возможность полноценной организации свободного времени.

В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес

к национальной культуре, традициям народной педагогики, фольклору,

духовно-нравственным ценностям. В рамках реализации национального

проекта «Образование» и ряде государственных законов («Концепция

государственной политики РФ (1996)» «Национальная доктрина образования

РФ (2000)», «Декларация прав ребенка (1998), Концепция модернизации

российского образования на период до 2010 года») намечены меры по

возрождению

национального

самосознания

личности

исходя

из

приоритета общечеловеческих ценностей. Определяющая задача образования

- формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как

человека

культуры.

Культура

формирует

духовную

жизнь

ребенка,

закладывая

основы

интеллектуального

и

эмоционального

развития, воспитывая потребности

и

способности.

Этнокультурное

воспитание

как целостный процесс

передачи

культурных

ценностей,

традиций, социальных норм того этноса, представителем которого человек

является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью

многомерного процесса становления личности ребенка. Использование

традиций и обычаев в воспитании национального самосознания позволяет

оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое,

физическое развитие.

7

Изучение проблемы национального самосознания обусловлено общей

тенденцией развития современного российского образования в направлении

углубления его регионализации, ориентации образования на этнокультурные

потребности и образовательные интересы различных национальностей.

Значимость данного проекта для развития системы образования

заключается

в

том,

что

Стандарты

нового

поколения

предъявляют

обновленные требования к организации учебно-воспитательного процесса,

актуализируя

вопрос

об

использовании

технологий,

обеспечивающих

формирование у обучающихся умений самостоятельно добывать новые

знания, находить необходимую информацию, делать выводы. Общая

дидактика и методика преподавания в рамках учебного предмета построены

так, что организация образовательного процесса конкретного предмета

должна осуществляется на основе развития у обучающихся умений и

навыков саморазвития и самостоятельности в принятии тех или иных

решений. Поэтому в настоящее время в рамках реализации ФГОС наиболее

актуальным является вопрос об использовании в обучении проектных

технологий,

которые

способствуют

формированию

познавательной

активности, самостоятельности в нахождении необходимой информации и

принятии решений.

В контексте этнокультурного образования педагогические технологии

позволяют

в

процессе

проектной

деятельности

изучать

объекты

этнокультурного

наследия,

организовывать

экскурсии,

работать

с

краеведческим материалом, изучать народный фольклор, историю народа

манси и своей малой родины и т.д.

Проектные технологии вообще, и этноориентированные в частности,

способствуют

развитию

критического

мышления,

познавательных,

творческих навыков, формируют умения ставить задачу и искать пути ее

решения, самостоятельно находить нужную информацию, презентовать

результаты своей деятельности, работать в сотрудничестве, а значит,

8

содействуют

формированию

толерантного

сознания

и

гармонизации

межнациональных отношений.

Содержание проекта

9

В соответствии с новыми стандартами этнокультурное образование в

нашей организации реализуется, во-первых, через введение в учебный план

специальных дисциплин этнокультурной направленности (таких, как родной

язык

и

литература),

во-вторых,

через

интеграцию

этнокультурного

компонента в содержание традиционных предметов (например, таких, как

история, музыка, литература), в-третьих, – во внеучебной деятельности

(через работу кружков, фольклорных коллективов, музейную педагогику и

т.д.).

Целью проекта является создание Центра этнотуризма, культуры и

спорта

народа

манси

в

д.

Нижние

Нарыкары

на

базе

школьного

краеведческого

музея

«Нявремыт»

для

реализации

этнокультурной

составляющей в образовательной программе МБОУ «Нижненарыкарская

СОШ».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижне

нарыкарская

средняя

общеобразовательная

школа»

расположено

в

Октябрьском районе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, в

сельском поселении Перегрёбное на территории деревни Нижние Нарыкары.

Перед школой стоит важная и сложная задача воспитания

обучающихся в духе мира и уважения всех народов, формирования умений

общаться

и

сотрудничать

с

людьми

разных

национальностей,

вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур

других народов без потери своей самобытности.

Таким образом, проблема подготовки выпускников к жизни в

многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает

одно из приоритетных мест среди проблем современного образования.

Данный

проект

ориентирован

на

поликультурный

контингент

учащихся и родителей, поэтому на всех предметах и во внеурочной

деятельности

осуществляется

диалог

культур,

реализуемый

через

содержание программного материала, уклад школьной жизни, организацию

поликультурного общения.

10

Разработка и последующая реализация проекта осуществляется в

тесном взаимодействии с общественностью, родителями, и с мотивирующей

позицией педагогического коллектива МБОУ «Нижненарыкарская СОШ».

Такое взаимодействие обеспечивает общественную составляющую проекта и

расширяет его выход на жителей д. Нижние Нарыкары.

Инновационный

проект

является

приложением

к

основной

образовательной

программе

общего

образования

на

трёх

уровнях:

начального, основного и среднего.

Инновационный проект разработан на пять лет. Он состоит из

краткосрочных проектов, разработанных и интегрированных педагогами

МБОУ «Нижненарыкарская СОШ» в предметные области и внеурочную

деятельность.

Каждый проект предполагает разработку инновационного продукта,

направленного на создание и развитие на базе школьного краеведческого

музея «Нявремыт» Центра этнотуризма, культуры и спорта народа манси д.

Нижние Нарыкары.

В течение пяти лет данный проект может корректироваться на

усмотрение педагогического совета школы.

Для

достижения

поставленных

целей

используется

технология

проектного обучения. Смысл использования данной технологии заключается

в

организации

исследовательской

деятельности на

краеведческом

материале. Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то

есть

такое,

при

котором

все

знания

извлекаются

из

практической

самостоятельности и личного опыта ребенка. Деятельность учащихся

направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и

значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить

полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Выбранная как метод обучения - проектная методика отличается

кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектами,

деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути

11

креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает

высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за

выполнение каждого задания по разработке проектов. Выполненный проект

может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации,

альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации

проектов: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль., экспозиция и

т.д. Главным результатом работы над проектами будут актуализация

имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их

творческое применение в новых условиях.

В течение нескольких лет на базе школьного краеведческого музея

«Нявремыт» ведется работа по восстановлению и сохранению культуры

народа манси. Формы работы различны: работа с музейными экспонатами,

встречи со старожилами села, экскурсии по родному краю и т.д.. Учащиеся

школы не только описывают музейные экспонаты, но изучают и исследуют

их. Учащиеся разрабатывают проекты, выступают на школьных и районных

конференциях с результатами исследований. Лучшие работы поощряются

грамотами. Результаты

работы

школы

отражены

в

деятельности

краеведческого музея. В музее собран богатейший материал по этнографии,

это «живая» история края. Экспозиции музея помогают в изучении истории

деревни, обрядов, национального быта и культуры народа манси. Дети не

просто ходят в музей, они живут в исторической среде. Здесь проходят

уроки, заочные путешествия, конференции, встречи с интересными людьми.

Музей оживает в каждом школьном празднике.

Задача данного проекта в области формировании социальной

культуры:

формирование

российской

гражданской

идентичности,

включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива,

территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской

гражданской нации не только у обучающихся, но и у родителей;

Д. Нижние Нарыкары является местом проживания народов манси в

течение многих лет, и, на наш взгляд, создание Центра этнотуризма,

12

культуры и спорта народа манси на базе школьного краеведческого

музея

«Нявремыт»

является

важнейшим

условием

сохранения

культуры, обычаев этого народа на территории нашего населенного

пункта.

13

Целевая аудитория инновационного проекта

1.

Обучающиеся

вовлечение

в

системную

проектно

исследовательскую деятельность по этнокультурному образованию;

2.

Родители – реализация программ, направленных на решение проблем

по вопросам воспитания и этнокультурного образования детей;

3.

Руководящие и педагогические работники – будет реализован пакет

программ

повышения

квалификации;

предложен

комплект

методических рекомендаций.

4.

Социальные партнёры

– будет разработан пакет документов,

регламентирующих взаимодействие сетевых партнеров: МБУК ДК

«Родник»

д.

Нижние

Нарыкары,

МАУ

БРДК

«Структурное

подразделение Игримский центр ремесел ДПТиНК», «Шеркальский

этнографический музей», МБУ ДО «Игримский центр творчества»,

НКО

«Зимнее

Алешкино»,

БУ

«Игримский

политехнический

колледж».

14

Кадровое обеспечение:

1.

Создание условий для повышения квалификации, подготовки и

переподготовки специалистов, участвующих в реализации проекта.

2.

Привлечение педагогов и специалистов.

3.

Создание творческой группы.

Информационное:

1.

Формирование банка данных по реализации проекта.

2.

Мониторинговые мероприятия.

3.

Мероприятия по информированию общественности о ходе реализации

проекта.

Материально-техническое обеспечение:

1.

Использование музейных экспонатов.

Финансовое обеспечение:

1.

Реализация

инновационного

проекта опирается

на существующую

материально-техническую

базу

школы

и обеспечивается

за счет

бюджетного финансирования и внебюджетных средств.

15

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

реализации проекта:

1.

Мониторинговые итоговые результаты, в том числе, результаты

участия в олимпиадах, конкурсах, проектной, учебно-исследовательской

деятельности и др.

2.

Анкетирование, опрос родителей, педагогов, детей, социальных

партнеров.

3.

Статистика с сайта.

4.

Мониторинг

активности

представителей

общественности

в

организации поддержки по реализации проекта.

5.

Мониторинг активности педагогов в интернет пространстве,

анализ

использующихся

интернет

-

ресурсов

при

реализации

инновационного проекта.

6.

Мониторинг количества обучающихся, принимающих участие в

реализации проекта.

7.

Мониторинг количества педагогов, принимающих участие в

проекте.

16

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по

теме проекта:

1.

Проект «Создание цикла картин по мифологии народа манси».

2.

Проект «Музыка финно – угорских народов».

3.

Проект «Создание альбома – раскраски о культуре народа манси

для детей дошкольного возраста».

4.

Проект

«Создание

объемных

композиций

по

картинам

художников Югры».

5.

Проект

«Создание

сборника

стихов

жителей

д.

Нижние

Нарыкары на трех языках: русский, английский, мансийский».

6.

Проект «Создание сборника «Литературное наследие Югры» на

трех языках: русский, мансийский, английский».

7.

Проект «Создание видеоурока «Метание тынзяна на хорей».

8.

Проект «Создание видеоурока «Тройной национальный прыжок».

9.

Проект «Культура и быт народа манси в д. Верхние Нарыкары и

Нижние Нарыкары, Мулигорте».

10.

Проект «История одной семьи».

11.

Проект «Значение орнамента в национальной одежде народа

манси».

12.

Проект «Игрушки наших дедов».

13.

Проект «Портал в другой мир».

14.

Проект Создание мультимедийной экспозиции по творчеству

художников Югры».

15.

Проект «Создание видеоэкскурсии «История одного народа» на

трех языках: русский, английский, мансийский».

16.

Проект «Создание видеоурока «Бег с палкой».

17.

Проект «И все мы – россияне».

18.

Проект «Использование бисера мансийскими женщинами».

17

19.

Проект «История одного экспоната».

20.

Проект «Югра в лицах».

21.

Проект «Создание мультипликационного фильма об истории

народа манси на трех языках: русский, английский, мансийский».

22.

Проект «Создание видеоурока «Перетягивание палки».

23.

Проект «История деревни».

24.

Проект «Моделирование современной одежды с использованием

мансийских орнаментов».

18

Календарный план инновационного проекта

«Реализация этнокультурной составляющей в образовательной программе МБОУ «Нижненарыкарская СОШ»

путем создания Центра этнотуризма, культуры и спорта народа манси на базе школьного краеведческого музея

«Нявремыт»»

Этап

Сроки

Ответствен

ные

Участники

Инновационный продукт

(результат)

1.

Разработка

краткосрочных и

долгосрочных

проектов

Сентябрь 2022 –

декабрь 2022

учебный год

Учителя -

предметник

и

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Краткосрочные проекты

2.

Реализация проектов

Январь – май

2022-2026 год

2.1.

Направление «Искусство народа манси»:

2.1.1.

Проект «Создание

цикла картин по

мифологии народа

манси»

Январь – май

2022-2023

учебный год

Пакина

М.В.,

учитель

музыки

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Мультимедийная экспозиция для

школьного музея

2.1.2.

Проект «Музыка

финно – угорских

народов»

Сентябрь 2023 –

октябрь 2024 года

Пакина

М.В.,

учитель

музыки

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Цикл видеоуроков

2.1.3.

Проект «Портал в

другой мир»

Сентябрь 2024 –

май 2025 года

Пакина

М.В.,

учитель

Учителя –

предметники,

учащиеся,

Театральная постановка по

мифологии народа манси

19

музыки

родители

2.1.4.

Проект «История

одного экспоната»

Сентябрь 2025 –

май 2026 года

Пакина

М.В.,

учитель

музыки

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Экспозиция в школьном музее

2.2.

Направление «Художественное творчество»

2.2.1

Проект «Создание

альбома – раскраски

о культуре народа

манси для детей

дошкольного

возраста»

Январь 2023 –

май 2023 года

Яркина

В.В.,

учитель

МХК

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Альбом – раскраска о культуре

народа манси для детей

дошкольного возраста

2.2.2.

Проект «Создание

объемных

композиций по

картинам

художников Югры»

Сентябрь 2023 –

май 2024 года

Яркина

В.В.,

учитель

МХК

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Объемные композиции

2.2.3.

Проект Создание

мультимедийной

экспозиции по

творчеству

художников Югры»

Сентябрь 2024 –

май 2025 года

Яркина

В.В.,

учитель

МХК

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Мультимедийная экспозиция для

школьного музея

2.2.4

Проект «Югра в

лицах»

Сентябрь 2025 –

май 2026 года

Яркина

В.В.,

учитель

МХК

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Выставка в школьном музее «Югра

в лицах»

2.3.

Направление «Языковедение»

20

2.3.1.

Проект «Создание

сборника стихов

жителей д. Нижние

Нарыкары на трех

языках: русский,

английский,

мансийский»

Январь 2023 –

май 2023 года

Карсканова

Н.Ф.,

учитель

английского

языка

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Сборник стихов жителей д. Нижние

Нарыкары на трех языках: русский,

английский, мансийский

2.3.2.

Проект «Создание

сборника

«Литературное

наследие Югры» на

трех языках: русский,

мансийский,

английский»

Сентябрь 2023 –

май 2024 года

Карсканова

Н.Ф.,

учитель

английского

языка

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Сборник «Литературное наследие

Югры» на трех языках: русский,

мансийский, английский»

2.3.3.

Проект «Создание

видеоэкскурсии

«История одного

народа» на трех

языках: русский,

английский,

мансийский».

Сентябрь 2024 –

май 2025 года

Карсканова

Н.Ф.,

учитель

английского

языка

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Видеоэкскурсия «История одного

народа» на трех языках: русский,

английский, мансийский».

2.3.4.

Проект «Создание

мультипликационног

о фильма об истории

народа манси на трех

языках: русский,

английский,

Сентябрь 2025 –

май 2026 года

Карсканова

Н.Ф.,

учитель

английского

языка

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Мультипликационный фильм

21

мансийский»

2.4.

Направление «Физическая культура: национальные виды спорта»

2.4.1.

Проект «Создание

видеоурока

«Метание тынзяна на

хорей»

Январь 2023 –

май 2023 года

Селезнев

С.Г.,

учитель

физической

культуры

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Видеоурок ««Метание тынзяна на

хорей»

2.4.2.

Проект «Создание

видеоурока «Тройной

национальный

прыжок»

Сентябрь 2023 –

май 2024 года

Селезнев

С.Г.,

учитель

физической

культуры

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Видеоурок «Тройной

национальный прыжок»

2.4.3.

Проект «Создание

видеоурока «Бег с

палкой»

Сентябрь 2024 –

май 2025 года

Селезнев

С.Г.,

учитель

физической

культуры

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Видеоурок «Бег с палкой»

2.4.4.

Проект «Создание

видеоурока

«Перетягивание

палки»

Сентябрь 2025

года – май 2026

года

Селезнев

С.Г.,

учитель

физической

культуры

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Видеурок «Перетягивание палки»

2.5.

Направление «История»

2.5.1.

Проект «Культура и

быт народа манси в

д. Верхние Нарыкары

и Нижние Нарыкары,

Января 2023 –

май 2023 года

Глушкова

В.А.,

учитель

истории и

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Видеоурок

22

Мулигорте»

обществозн

ания

2.5.2.

Проект «История

одной семьи»

Сентябрь 2023 –

май 2024 года

Глушкова

В.А.,

учитель

истории и

обществозн

ания

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Мультимедийная экспозиция по

истории семей деревни

2.5.3.

Проект «И все мы –

россияне»

Сентябрь 2024

года – май 2025

года

Глушкова

В.А.,

учитель

истории и

обществозн

ания

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Альбом с описанием предмета –

символа культуры каждого народа,

проживающего на территории д.

Нижние Нарыкары.

2.5.4.

Проект «История

деревни»

Сентябрь 2025 –

май 2026 года

Глушкова

В.А.,

учитель

истории и

обществозн

ания

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Видеоэкскурсия

2.6.

Направление «Декоративно – прикладное творчество»

2.6.1.

Проект «Значение

орнамента в

национальной

одежде народа

манси»

Январь 2023 –

сентябрь 2023

года

Карпенко

Л.Н.,

учитель

родного

языка и

технологи

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Альбом – раскраска для детей

младшего школьного возраста

23

2.6.2.

Проект «Игрушки

наших дедов»

Сентябрь 2023 –

май 2024 года

Карпенко

Л.Н.,

учитель

родного

языка и

технологи

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Мультимедийная экспозиция

игрушек народа манси

2.6.3.

Проект

«Использование

бисера мансийскими

женщинами»

Сентябрь 2024 –

май 2025 года

Карпенко

Л.Н.,

учитель

родного

языка и

технологи

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Изделия из бисера с описанием

технологии изготовления

2.6.4.

Проект

«Моделирование

современной одежды

с использованием

мансийских

орнаментов»

Сентябрь 2025 –

2026 год

Карпенко

Л.Н.,

учитель

родного

языка и

технологи

Учителя –

предметники,

учащиеся,

родители

Альбом

24



В раздел образования