Напоминание

ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Белова Наталья Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Тюрнясевская СОШ"
Населённый пункт: село Тюрнясво
Наименование материала: Статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




МНЕМОТЕХНИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИНСТРУМЕНТ

РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ

ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Введение:

Современная начальная школа сталкивается с задачей не только

передачи академических знаний, но и формирования у младших

школьников эффективных учебных стратегий, способствующих

развитию их познавательных способностей. Среди ключевых навыков,

определяющих успешность обучения, особое место занимают память

и ассоциативное мышление. Память, как основа усвоения

информации, и ассоциативное мышление, как механизм установления

связей между различными элементами знаний, являются

фундаментом для формирования целостной картины мира и

успешного обучения. В этом контексте мнемотехника – совокупность

приемов и методов, направленных на облегчение запоминания

информации путем создания искусственных ассоциаций –

представляет собой мощный инструмент, способный значительно

повысить эффективность учебного процесса в начальной школе.

Данная статья посвящена исследованию роли мнемотехники в

развитии памяти и ассоциативного мышления младших школьников,

анализу ее теоретических основ, представлению конкретных приемов

и методик, а также обсуждению практических аспектов ее внедрения в

образовательную практику.

Теоретические основы мнемотехники и ее влияние на

когнитивные процессы:

Мнемотехника, берущая свое начало еще в античности, основана на

принципе сознательного использования закономерностей

ассоциативной связи между различными образами, понятиями и

информацией, которую необходимо запомнить. Ее эффективность

обусловлена использованием следующих механизмов:

1. Визуализация: Мнемотехника опирается на способность

человека к созданию ярких, необычных, зачастую абсурдных

зрительных образов. Визуальная информация усваивается и

хранится в памяти более прочно, чем абстрактная.

2. Ассоциативность: Установление связей между новой

информацией и уже имеющимися знаниями, образами, опытом.

Чем более яркой, необычной и эмоционально окрашенной

является ассоциация, тем лучше запоминается информация.

3. Структурирование информации: Мнемотехника помогает

упорядочить информацию, выстроить ее в логическую цепочку

или ассоциативную сеть, что облегчает ее последующее

воспроизведение.

4. Эмоциональная окраска: Использование юмора, необычных

ситуаций, неожиданных сочетаний способствует

эмоциональному вовлечению, что является мощным фактором

для активации памяти.

5. Активация обоих полушарий мозга: Многие мнемонические

техники задействуют как левое (логическое, вербальное), так и

правое (образное, пространственное) полушария головного

мозга, что способствует более глубокому и целостному усвоению

информации.

Влияние мнемотехники на развитие памяти и ассоциативного

мышления:

Применение мнемотехники в начальной школе оказывает комплексное

воздействие на когнитивные функции младших школьников:

1. Развитие памяти:

o

Улучшение запоминания: Мнемонические техники

позволяют значительно повысить скорость и прочность

запоминания как вербальной (слова, стихи, правила), так и

невербальной (изображения, схемы) информации.

o

Развитие долговременной памяти: Освоение

мнемонических приемов формирует устойчивые

ассоциативные связи, которые способствуют

долговременному хранению информации.

o

Тренировка различных видов памяти: Мнемотехника

задействует зрительную, слуховую, двигательную,

образную память.

2. Развитие ассоциативного мышления:

o

Формирование связей: Мнемотехника учит ребенка

находить неочевидные связи между понятиями, явлениями,

словами, что является основой ассоциативного мышления.

o

Гибкость мышления: Необычные ассоциации развивают

гибкость мышления, способность видеть объект или

явление с разных сторон.

o

Креативность: Создание ярких, оригинальных образов

стимулирует творческое мышление.

3. Улучшение концентрации внимания:

o

Фокусировка на образе: Для создания эффективной

мнемонической конструкции требуется сосредоточение на

создаваемом образе и его связи с информацией.

o

Процесс запоминания: Сам процесс активного поиска

ассоциаций и их закрепления тренирует внимание.

4. Стимуляция воображения:

o

Создание ярких образов: Мнемотехника требует

активного воображения для генерации необычных,

запоминающихся образов.

5. Повышение учебной мотивации:

o

Снятие трудностей: Когда ребенок осознает, что

запоминание может быть легким и увлекательным,

снижается страх перед сложной информацией, повышается

уверенность в своих силах.

o

Интерес к процессу: Мнемонические игры и приемы

делают обучение более увлекательным и превращают его

в своеобразную игру.

Основные приемы мнемотехники, применимые в начальной

школе:

Приемы мнемотехники должны быть адаптированы к возрастным

особенностям младших школьников, быть наглядными, игровыми и

доступными.

1. Метод ассоциаций (связывание образов):

o

Суть: Новая информация связывается с уже известными

образами путем создания яркой, необычной, часто

абсурдной ситуации.

o

Применение: Запоминание слов, имен, понятий, правил.

o

Пример (запоминание списка слов): Слова: «лес»,

«стул», «кошка».

Создаем образ: «Огромный стул стоит посреди

густого леса. На сиденье стула сидит большая

пушистая кошка и ловит солнечных зайчиков».

o

Пример (запоминание понятий): Запоминание значения

слова «океан».

Ассоциация: «Представь себе огромный,

бескрайний океан, в котором плавают гигантские

рыбы, а на дне лежат сундуки с золотом».

2. Метод Цицерона (Дворец памяти):

o

Суть: Информация связывается с хорошо знакомым

пространством (квартира, школа, улица), где каждому

объекту или месту присваивается определенная

информация.

o

Применение: Запоминание последовательности событий,

списков, основных пунктов доклада.

o

Пример (запоминание плана урока):

«Прихожая» – начало урока, приветствие.

«Гостиная» – новая тема.

«Кухня» – практическое задание.

«Спальня» – закрепление материала.

«Ванная» – рефлексия, домашнее задание.

3. Метод рифмовки и песен:

o

Суть: Преобразование информации в стихотворную форму

или песню. Ритм и рифма облегчают запоминание.

o

Применение: Запоминание правил (орфографических,

грамматических), исторических дат, формул,

последовательности действий.

o

Пример (орфографическое правило):

«ЧК, ЧН, ЩН – пиши без мягкого знака!» «ЖИ, ШИ – пиши с

буквой И!»

o

Пример (историческая дата): Запоминание даты

основания Москвы (1147 г.) с помощью ассоциации: «11 –

два лебедя плывут, 47 – один кот и семь мышей играют».

4. Метод ключевых слов (методика Корка):

o

Суть: Для запоминания незнакомого слова подбирается

созвучное ему слово из родного языка, а затем создается

образ, связывающий это слово с новым понятием.

o

Применение: Запоминание иностранных слов, сложных

терминов.

o

Пример (запоминание английского слова “cat” - кошка):

Ключевое слово: «Кот».

Образ: «Наш кот сидит на стуле и ест cat-апультино».

o

Пример (термин «фотосинтез»):

Ключевое слово: «Фото».

Образ: «Дерево делает фотографию, на которой

видно, как оно получает энергию от солнца».

5. Метод картинок-алфавитов (или букв-образов):

o

Суть: Каждой букве алфавита соотносится яркий,

запоминающийся образ.

o

Применение: Обучение чтению и письму.

o

Пример:

«А» – арка.

«Б» – барабан.

«В» – ведро.

«Г» – гриб.

«Д» – дом.

o

Далее дети учатся соединять эти образы для чтения слов:

«Кот» – образ «К» (ключ) + образ «О» (облако) + образ «Т»

(топор) – «Ключ, висящий на облаке, протыкает топор».

(Этот пример абсурдный, но чем абсурднее, тем лучше

запоминается).

6. Метод цифровых кодов (цифро-буквенная замена):

o

Суть: Каждой цифре присваивается буква или слог,

образуя ассоциативное слово.

o

Применение: Запоминание числовых данных, дат,

телефонов.

o

Пример (цифро-буквенный код): 1 – один слог (например,

«н» из слова «нос»), 2 – два слога (например, «о-с» из

слова «осина»), 3 – три слога (например, «т-о-п» из слова

«тополь»).

o

Пример (запоминание даты): 1773 г. – «Н» (1) + «О-С» (2)

+ «Т-О-П» (3) – «Нос, осина, тополь». Полученный образ

может быть нелогичным, но запоминающимся.

Интеграция мнемотехники в уроки начальной школы:

Мнемотехника может быть успешно интегрирована в различные

предметные области начальной школы.

1. Русский язык:

o

Орфография: Запоминание правил написания

(безударные гласные, удвоенные согласные,

непроизносимые согласные) с помощью рифмовок,

образов, ключевых слов.

Пример (непроизносимая согласная): «Сердце –

солнечное, но звук в нем спрятан. Пишем серце – вот

так. Д в сердце мы не произносим, но пишем, чтобы

слово было особым». Образ: «Сердце, у которого есть

секретный кармашек, куда спрятана буква Д».

o

Лексика: Запоминание значений слов, синонимов,

антонимов.

o

Словарные слова: Использование образов и рифмовок

для запоминания слов, написание которых не подчиняется

правилам.

o

Имена собственные: Запоминание имен писателей,

исторических деятелей с помощью их портретов и

ассоциаций.

2. Математика:

o

Таблица умножения: Создание историй, связывающих

числа с образами (например, 2х3 = 6: «Два котенка играют

с тремя клубками ниток, и у них получается 6 лапок»).

o

Формулы: Преобразование формул в рифмованные

строки или визуальные образы.

o

Единицы измерения: Запоминание соотношений

(например, 1 метр – это рост человека, 100 сантиметров –

это 100 шагов).

o

Геометрические фигуры: Соотнесение фигур с

окружающими предметами (круг – солнце, квадрат – окно).

3. Окружающий мир:

o

Запоминание названий животных, растений,

стран: Использование метода ключевых слов, ассоциаций

с характерными признаками.

Пример (жираф): «Жираф

очень жирный и радостный». Образ: «Жирный,

радостный жираф ест листья с высокого дерева».

o

Запоминание природных явлений: Причинно-

следственные связи (например, «почему идет дождь»).

o

Исторические даты: Использование метода цифровых

кодов, ассоциаций с событиями.

4. Литературное чтение:

o

Запоминание имен героев, сюжетов: Создание

мысленных «картин» или мини-сценок из прочитанного.

o

Заучивание стихотворений: Использование рифмовок,

ассоциаций с образами, визуализацией текста.

Педагогические подходы и методики:

1. Игровой подход: Мнемонические приемы должны подаваться в

игровой форме, как увлекательные задания, головоломки.

2. Наглядность: Активное использование иллюстраций, рисунков,

пиктограмм, жестов.

3. Постепенность и систематичность: Введение приемов

постепенно, от простых к сложным, с последующим регулярным

закреплением.

4. Осознанность: Обучение ребенка не просто механическому

заучиванию, а пониманию принципов работы мнемотехники,

чтобы он мог применять их самостоятельно.

5. Индивидуализация: Учет индивидуальных особенностей

восприятия каждого ребенка (кто-то лучше запоминает

визуальные образы, кто-то – слуховые ассоциации).

6. Рефлексия: Побуждение ребенка к объяснению, как он

запомнил информацию, какой образ или ассоциацию он

использовал.

Практическая ценность для начальной школы:

Внедрение мнемотехники в начальной школе дает следующие

преимущества:

Повышение академической успеваемости: Улучшение

запоминания учебного материала ведет к повышению

результатов по всем предметам.

Развитие учебных навыков: Формирование умения учиться,

самостоятельно добывать знания.

Стимуляция познавательного интереса: Обучение становится

более увлекательным, снижается страх перед трудностями.

Развитие креативности: Создание необычных ассоциаций

стимулирует воображение и творческое мышление.

Формирование уверенности в себе: Успешное запоминание

сложных тем повышает самооценку ребенка.

Подготовка к дальнейшему обучению: Мнемонические

техники – это универсальные инструменты, которые будут

полезны на протяжении всего образовательного пути.

Примеры мнемонических упражнений для начальной школы:

1. Запоминание списка покупок (метод ассоциаций):

o

Список: молоко, хлеб, яйца, яблоки.

o

Образ: «Молоко разлилось по всему хлебу, на котором

сидит кошка (вместо яйца), а она ест яблоки».

2. Запоминание порядка планет от Солнца (метод ключевых

слов/ассоциаций):

o

Планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,

Уран, Нептун.

o

Ассоциации (каждому

слову): Маленький веселый зайчик мечтает летать среди у

дивительных ночей. (Первые буквы слов образуют начало

названий планет).

3. Запоминание написания словарных слов (метод

образов/рифмовок):

o

Слово «воробьи».

Образ: «Волк роняет бьи-ло» (звук «би» похож на

«било»).

o

Слово «собака».

Рифмовка: «Солнце балует кактус».

4. Запоминание порядка действий при решении задачи (метод

последовательности):

o

Этапы: 1. Прочитать задачу. 2. Найти известные данные. 3.

Найти, что нужно найти. 4. Составить план. 5. Решить. 6.

Проверить.

o

Образ: «Чтение (читаем книгу) – данные (данные в

сундуке) – вопрос (знак вопроса) – план (план дома) –

решение (решение головоломки) – проверка (проверяем

результат)».

Роль педагога и родителей:

Педагог:

o

Ознакомление детей с мнемотехникой, объяснение ее

принципов.

o

Демонстрация приемов, подбор подходящих упражнений.

o

Интеграция мнемотехники в уроки по разным предметам.

o

Создание условий для практики и закрепления навыков.

o

Поощрение самостоятельного применения мнемотехник.

Родители:

o

Поддержка и поощрение ребенка.

o

Совместное выполнение мнемонических упражнений дома.

o

Использование мнемотехники для запоминания

информации, связанной с бытовыми ситуациями (список

покупок, расписание дня).

o

Создание позитивного отношения к обучению.

Заключение:

Мнемотехника является мощным и эффективным инструментом для

развития памяти и ассоциативного мышления у детей начальной

школы. Ее применение позволяет не только улучшить академическую

успеваемость, но и сформировать у младших школьников ценные

учебные навыки, развить креативность, повысить учебную мотивацию

и уверенность в себе. Интеграция мнемонических приемов в учебный

процесс, будь то уроки русского языка, математики, окружающего

мира или литературного чтения, превращает обучение в

увлекательное познавательное приключение. Педагоги и родители,

владеющие техниками мнемотехники и умеющие грамотно применять

их, способны значительно облегчить процесс усвоения знаний для

детей, подготовить их к более сложным образовательным этапам и

сформировать у них позитивное отношение к процессу обучения на

всю жизнь. Освоение мнемотехники – это не просто запоминание, это

обучение искусству запоминания, которое открывает двери к новым

знаниям и возможностям.



В раздел образования