Напоминание

"Формирование дружеских взаимоотношений в процессе социализации дошкольников в различных аспектах"


Авторы: Ярцева Марина Александровна, Иванова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 64
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование дружеских взаимоотношений в процессе социализации дошкольников в различных аспектах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование дружеских взаимоотношений в процессе

социализации дошкольников в различных аспектах

Дружеские отношения – это необходимое условие общего психического

развития

личности

ребенка-дошкольника.

Это

условие,

при

котором

потребность в общении со сверстниками становится основной социальной

потребностью старшего дошкольника. Обратим внимание, что общение со

сверстниками

играет

важнейшую

роль

в

жизни

дошкольника

старшего

возраста.

Дружеские

отношения

являются

необходимым

условием

формирования

общественных

качеств

личности

ребенка,

проявления

и

развития

начал

коллективных

взаимоотношений

детей

в

любом

виде

деятельности.

Дружба

в

структуре

дружеских

отношений

выступает

феноменом

нравственного воспитания, характеризуется содержательными взаимосвязями

и

эмоциональными

привязанностями,

выступает

в

качестве

важного

морального

чувства,

стимулирующего

становление

коллективных

взаимоотношений.

Кроме

того,

не

менее

важной

характеристикой,

отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, выступающая, по

нашему

мнению,

и

как

независимая,

самостоятельная

нравственная

категория, и как составляющая в структуре понятия «дружба».

Отечественный

психолог

Н.В.

Иванова

отмечает

в

этой

связи,

что

дружеские отношения, так же как и близкое им понятие «межличностные

отношения»

это

многообразная

и

относительно

устойчивая

система

избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между

членами

контактной

группы.

Эти

связи

определяются,

в

основном,

совместной деятельностью и ценностными ориентациями. Они находятся в

процессе

развития

и

выражаются

в

общении,

совместной

деятельности,

поступках и во взаимооценках членов группы.

В

отдельных

случаях,

когда

отношения

не

носят

действенного

характера,

они

ограничиваются

сферой

только

скрытых

переживаний.

Несмотря

на

то,

что

межличностные

отношения

« я вля ют с я » ,

актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей,

сама реальность их существования значительно шире.

Особый интерес в русле нашего исследования заслуживает работа Т.А.

Марковой,

посвященная

воспитанию

дружеских

отношений

старших

дошкольников. Мы не можем не согласиться с автором в том, что дружеские

отношения

могут

выступать

определенной

формой

общения,

имеющей

нравственную

направленность.

Кроме

того,

можно

утверждать

и

то,

что

появление

избирательных

отношений

между

детьми

не

может

быть

обусловлено лишь наличием детского коллектива, однако, все же интенсивнее

они развиваются в силу общественного характера воспитания в детском саду.

Т.А. Маркова считает, что применительно к старшему дошкольному

возрасту,

структура

дружеских

отношений

условно

представляются

в

следующем виде:

1)

эмоциональная

и

интеллектуально-моральная

сторона

дружеских

отношений. Она включает в себя предпочтение, симпатию, привязанность,

которые

проявляются

уже

в

раннем

дошкольном

возрасте

как

интимное

чувство между отдельными детьми. Также сюда автор относит и чуткость,

отзывчивость, стремление, побуждение преодолеть личное желание в пользу

другого (других), общность интересов и переживаний (игровых, учебных,

трудовых и бытовых). Необходимо учитывать общность целей (в группе

детей, целей, поставленных перед всеми детьми воспитателем или самими

детьми

с

его

помощью,

самостоятельно),

желание

помочь

своему

другу,

товарищу по группе, вести себя по правилам дружбы, исправить поведение, а

также чувство справедливости (равное положение);

2)

деятельностная

сторона

дружеских

отношений

включает

в

себя

выражение

дружеских

отношений

в

действиях,

поступках,

в

поведении,

деятельности, словесное (улыбка, радостное оживление, соответствующие

жесты, сочувствие и содействие; умение ограничить свои желания в пользу

друга, поступиться чем-либо (имеющим привлекательность, необходимость)

для другого, для нескольких детей в процессе бытовых отношений, в игре и

т.п. Важное условие – забота, помощь и взаимопомощь (действием, словом);

взаимная

выручка,

защита,

добросовестное

плане

ответственности)

выполнение

поручения,

обязанности,

игровых

обязательств,

правил;

сообщение

товарищу

правил,

объяснение;

умение

(стремление)

отстоять

свою правоту, настоять на том, чтобы товарищ-друг поступил правильно;

подчинение

сверстнику,

когда

требование

его

справедливо,

известная

объективность оценки и самооценки

Надо обратить внимание, что рассматривая дружеские отношения как

эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону, а также выражение

дружеских отношений в действиях, поступках, в поведении, Т.А. Маркова,

вместе с тем, не затрагивает самого понятия «дружба».

В

психолого-педагогической

литературе

«дружба»

определяется

в

качестве устойчивого чувства, содержательных взаимосвязей между детьми,

избирательной эмоциональной привязанности и др.

Избирательная парная дружба, дружеские отношения и группировки

детей 6-7 лет, состоящие из нескольких человек, строятся на следующих

основаниях:

1)

общение

по

игровым

интересам,

в

которых

выделяются

определенные «игровые» качества детей: умение хорошо строить, придумать

игру, выполнять правила;

2) общение на основе познавательных интересов (рассказывают друг

другу о том, что знают, о содержании книг, спрашивают, спорят, наблюдают

за животными, насекомыми);

3)

в

связи

с

определенными

личностными

проявлениями

детей

(организатор, добрый, не дерется, не отнимает игрушки, охотно оказывает

помощь, умеет подчиняться, мягкий, податливый, справедливо разрешает

споры, конфликты);

4)

на

основе

трудовых

интересов

(любят,

интересуются,

например,

работой на огороде, в цветнике, любят мастерить игрушки);

5) группировки на основе внешних побудительных причин: ребенок

принес

новую

игрушку,

книжку,

значок

(такого

рода

группировки

неустойчивы, быстро распадаются);

6)

группировки

с

явно

выраженным

отрицательным

содержанием

взаимоотношений

(потихоньку

говорят

о

недозволенном,

нарушают

установленное в группе правило, придумывают плохую игру).

Анализ

исследований

и

данных

теоретических

материалов

и

педагогической

практики

свидетельствует

о

том,

что

основой

дружеских

отношений становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом.

Кроме того, ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес,

чем от других сверстников, более доверительного общения и интимности.

Наши данные подтверждают вывод о том, что с одними из товарищей по

группе он дружен, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет

выраженную антипатию.

Часто именно эти отношения в коллективе являются определяющими в

формировании характерологических черт личности отдельного человека. Так,

чувствуя

недоброжелательное,

без

сочувствия

отношение

к

себе

членов

коллектива и не зная причины такого отношения, ребенок становится или

замкнутым, сдержанным, или, напротив, раздражительным, агрессивным. А

доброжелательное отношение к нему со стороны товарищей, проникнутое

сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими

радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут,

делает

человека

жизнерадостным,

счастливым,

создает

оптимистическое

настроение.

В целом, актуальность исследования дружеских отношений старших

дошкольников

обусловлена

необходимостью

анализа

различных

планов

развития личности ребенка, среди которых межличностные отношения со

сверстниками

занимают

важное

место.

Дружеские

отношения

можно

рассматривать как такую форму близких и личностно значимых отношений, в

которой наиболее полно раскрывается возрастное своеобразие отношений со

сверстниками и их роль в психическом развитии.

Таким

образом,

мы

пришли

к

выводу,

что

в

старшем

дошкольном

возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в контексте игры, но ее

психологическое содержание сильно изменяется с возрастом. На протяжении

старшего

дошкольного

возраста

происходит

постепенное

выделение,

развитие и упрочение собственно дружеских отношений, и игра остается

лишь деятельностью, в контексте которой эти отношения развертываются.

Основным

содержанием

развития

дружеских

отношений

в

этом

возрасте

является

формирование

стойкой

привязанности

к

сверстнику

с

участием

эмоциональных

и

личностных

компонентов,

а

также

осознание

этой

привязанности.

Проведенный

анализ

позволяет

утверждать,

что

возникновение

и

развитие дружеских отношений может рассматриваться в качестве одного из

звеньев, обеспечивающих целостность развития эмоционально-личностной

сферы при переходе от дошкольного к младшему школьному и далее к

подростковому возрасту.



В раздел образования