Автор: Санникова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: МБУДО"ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1 г.ЙОШКАР-ОЛЫ"
Населённый пункт: Йошкар-Ола
Наименование материала: учебная программа
Тема: Учебная программа подекоративно-прикладной композиции
Раздел: дополнительное образование
Применение Интерактивного метода обучения
декоративно-прикладной композиции в детской
художественной школе
Санникова Елена
Анатольевна-
преподаватель
декоративной и станковой
Интерактивный метод обучения
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс
взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого
происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков,
предусмотренных содержанием обучения.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ
обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения
учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые,
исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-
познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия
учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки
результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства
ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями,
умениями и навыками.
Конечно есть и другие методы обучения, применяемые на практике:
пассивный и активный методы, интерактивный и эвристический и др.
На занятиях по декоративной композиции используются разные
методы обучения, но в основном интерактивный. Как показала
практика, этот метод наиболее эффективен для достижения
поставленных на уроке целей и задач.
Интерактивный метод обучения
Интерактивный метод
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает
взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-
либо. Другими словами, в отличие от активных методов,
интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие
учеников не только с учителем, но и друг с другом и на
доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место
учителя в интерактивных уроках сводится к направлению
деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также
разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и
задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков
являются интерактивные упражнения и задания, которые
выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных
упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся
не только закрепляют уже изученный материал, но и изучают новый.
Пояснительная записка
Пояснительная записка
В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ наряду с изучением
изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и
истории искусств, всё большее значение приобретают занятия по
прикладной композиции и работа в материале. Она способствует
развитию мышления, творческого воображения, художественных
способностей учащихся и их эстетическому воспитанию,
приобретению практических навыков.
На уроках декоративной композиции учащиеся знакомятся с
историей развития декоративно-прикладного искусства от
первобытного общества до наших дней. В процессе учебы они
узнают, что произведения декоративно-прикладного искусства
помимо красоты, виртуозности исполнения должны быть и
функциональны.
Процесс эстетического познания детьми произведений
декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДК включает в
себя как восприятие произведений, так и практическую работу
учащихся. На практических занятиях ребята учатся «языку»
условности, обобщения, абстрагирования. Занятия с учащимися
строятся на основе развития у них понимания органического
сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
Уроки ДК развивают эстетический вкус, формирует у учащихся
чувство композиции, учат единству утилитарного и
художественного, прививают аккуратность, прививают любовь и
бережное отношение к историческому наследию декоративно-
прикладного искусства. Полученные на уроках знания помогают
учащимся создавать творческие
работы.
Цели и задачи программы
Развить понимание художественно-выразительных особенностей
языка декоративно-прикладного искусства.
Научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции,
форму, композицию как средства художественной
выразительности в создании декоративных работ.
Овладеть процессом стилизации природных форм в
декоративные.
Научить основам графического дизайна.
Развить навыки работы учащихся с различными материалами и
в различных техниках.
Развитие ремесленных навыков
Применять знания и навыки при создании предметов
декоративно-прикладного искусства.
Предполагаемый в программе тематический план является
примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения,
целесообразность которых диктуется специфическими условиями
работы.
Структура курса
Общее количество часов курса - 346,5
33 учебных недели
Количество часов в неделю и по годам обучения
1 класс
В первом классе даются начальные знания о
предмете
«Декоративная композиция». Учащихся
знакомят с особенностями ,правилами,
приёмами и средствами композиции в
декоративно- прикладном искусстве.
Прививаются навыки работы с красками и
графическими материалами(тушь),
отрабатываются декоративные приёмы
работы с цветом. Изучают возможности этих
изобразительных средств.
Цель- Познакомить учащихся с материалами и
рабочими инструментами, их свойствами и их
использованием , с приемами работы.
Знакомство с организацией рабочего места
учащегося, его подготовкой к работе.
Использовать знания и навыки, полученные
на уроках «Декоративной композиции» на
живописи, рисунке, станковой композиции.
Задачи - знакомство с цветом как с
1 класс
Задание № 2
«пятнография»
Композиция с «пятна»
«линия- цвет-настроение»
Портрет пьеро «грусть»
Эскиз игрушки
Игрушка «дергунчик»
Тональные упражнения
Цветовые упражнения
Чайник «образ»
Объемно-декоративная работа
монотипия
диатипия
Гравюра на картоне
2 класс
Во втором классе углубляются и закрепляются знания и
умения, полученные в первом классе. Дальнейшее
развитие абстрактного мышления. Изучение стилизации ,
знаковости. Знакомство с областями их применения.
Даются понятия о дизайнерском проектировании.
Закрепление понятий :цвет-образ, цвет-настроение.
Совершенствование навыков в работе с графическими
материалами (тушь-перо, тушь-кисть, гель). Учить
добиваться выразительности изображения за счёт пластики
линии, фактуры, пятна.
Общая тема во втором классе – С Т И Л И З А Ц И Я.
Цель – освоить приёмы условного ассоциативного,
абстрагированного изображения объекта (животные,
насекомые, рыбы).
Задачи – от реалистического изображения последовательно
перейти к его стилизации, ассоциативности,
абстрагированию, знаковости. А так же познакомить с
практическим применением стилизации в жизни человека.
Мозаика «репка»
черновик
Стилизация природных форм
Валяние из шерсти
Проект детского городка
Макеты фигур для детской
площадки
«зоопарк»
«Декоративное насекомое».
3 класс
В третьем классе продолжаем формировать и закреплять навыки и
умения, полученные ранее. В этом классе надо обратить внимание
на процесс создания художественного образа.
Тема в третьем классе – Знакомство с народными традиционными
ремёслами. Каркасная кукла.
Цель– уметь воплощать свои идеи и замыслы в законченное
произведение.
Задачи – учить работать с объёмом, с собранным
вспомогательным натурным материалом, применять различные
техники исполнения на практике.
«куколки столбушки»
Пермогорская роспись
Мезенская роспись
Расписные кони
Эскиз на тему «ярмарка»
Работа с каркасом
Продавец шапок
Герои марийских сказок
4 класс
В четвертом классе учащиеся
продолжают знакомство с
видами декоративно-
прикладного искусства, с
основами графического
дизайна, необходимые для
профессионального
ориентирования
учащихся.Закрепляют знания,
умения и навыки предыдущих
лет учебы.
Тема 4 класса –
Трансформация природного
мотива в орнаментальную
Зарисовка растения
Этюд гладиолуса
Стилизация гладиолуса
Орнамент в окружности
Орнамент в квадрате
«декоративный натюрморт»
Фактуры природных форм
Керамическая плитка
Растение-фантазия
5 класс
Знания и навыки, полученные в 1, 2, 3,4 классах, должны быть
применены на занятиях курса. Учащимся 5 класса дана
возможность выбора темы и техники исполнения творческого
контрольного задания.
Цель- Проверка знаний, умений и навыков, приобретенных
учащимися за четыре года обучения по данной программе.
Задачи- Научить грамотно вести работу от задумки, идеи до
воплощения в материале. Правильно выбирать наиболее
выразительные средства для реализации задуманного
Примерный тематический план
5 класс (49,5 часов)
№
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
Теоретич
еские
занятия
Практич
еские
занятия
1.
Эскиз-проект по выбранной
теме.
9
1
8
2.
Макет работы
9
-
9
3.
Выполнение в материале
31,5
-
31,5
Эскизы композиций панно
Декоративный натюрморт
Декоративный натюрморт
Декоративный натюрморт
Эскиз для батика
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения по данной
программе учащиеся должны знать и
уметь:
Виды декоративно-прикладного
искусства.
Уметь стилизовать природные формы.
Работать с различными материалами и в
разных техниках.
Уметь использовать ритм, линию, силуэт,
цвет, пропорции, форму, как средства
художественной выразительности при
создании образа декоративной вещи.
Различать и узнавать виды
художественных промыслов.
Уметь декорировать формы, предметы и
Список литературы
1.
Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе.
—
К.: Радянська школа, 1983.
—
244с.
2.
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное
пособие для вузов. 3-е изд., испр.
—
М.: Академия, 2006.
—
192 с.
3.
Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений.
—
М.: Издательский центр
«
Академия
»
,
2007.
—
352 с.
4.
Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд.,
испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
5.
Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей
школе: учебное пособие.
–
Сумы: СумДПУ, 2009.
–
122 с.
6.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского.
—
2-е изд., доп. и перераб.
—
М.: Просвещение, 1988.
—
С.385-409.
7.
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа.
1998. М.:Галарт, с.328. ил.
8.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для вузов. 2004.
9.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. 2003. С.-П.
Паритет
10.
Величко Н. Роспись. 1999 М. АСТ-ПРЕСС
11.
Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную
декоративную форму. Учебное пособие. М. МГХПУ им. С,Г,Строганова. 2009.-240
с.: илл.
12.
Давыдов С. Батик. Техника.Приёмы.Изделия.Энциклопедия. М.:АСТ-ПРЕСС
КНИГА. 2010. – 184 с. Илл.
13.
Траудэл Хартэл. Ткань и краска.М. ПРОФИЗДАТ. 2002.
14.
Дайн Г, Детский народный календарь. 2010
15.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. Учебник для 5 класса. М.: Просвещение 2000.
16.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учебное пособие для ВУЗОВ. М.
ВЛАДОС. 2003.
17.
Стили и орнаменты в искусстве :каталог.- М.: АСТ: Астрель, 2010.- 368 с.: илл.
18.
Перелёшина И.А. Батик. От основ к импровезации. СПб,: Паритет, 2008.- 208 с.:
ил.
19.
Гордеева О., Ефимова Л. Кузнецова М. Русские узорные ткани. Гос. Истор. Музей,
М. 2004
20.
Андреева А.Ю. Русский народный костюм. СПб : Паритет, 2005.
21.
Кокарева И. Живописный войлок. Техника.Приёмы.Изделия.Энциклопедия.-М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.-120с.,илл.
22.
И др.