Напоминание

Учебная программа подекоративно-прикладной композиции


Автор: Санникова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: МБУДО"ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1 г.ЙОШКАР-ОЛЫ"
Населённый пункт: Йошкар-Ола
Наименование материала: учебная программа
Тема: Учебная программа подекоративно-прикладной композиции
Раздел: дополнительное образование





Назад




Применение Интерактивного метода обучения

декоративно-прикладной композиции в детской

художественной школе

Санникова Елена

Анатольевна-

преподаватель

декоративной и станковой

Интерактивный метод обучения

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс

взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого

происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков,

предусмотренных содержанием обучения.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ

обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения

учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые,

исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-

познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия

учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки

результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства

ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями,

умениями и навыками.

Конечно есть и другие методы обучения, применяемые на практике:

пассивный и активный методы, интерактивный и эвристический и др.

На занятиях по декоративной композиции используются разные

методы обучения, но в основном интерактивный. Как показала

практика, этот метод наиболее эффективен для достижения

поставленных на уроке целей и задач.

Интерактивный метод обучения

Интерактивный метод

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает

взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-

либо. Другими словами, в отличие от активных методов,

интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие

учеников не только с учителем, но и друг с другом и на

доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место

учителя в интерактивных уроках сводится к направлению

деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также

разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и

задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков

являются интерактивные упражнения и задания, которые

выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных

упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся

не только закрепляют уже изученный материал, но и изучают новый.

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ наряду с изучением

изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и

истории искусств, всё большее значение приобретают занятия по

прикладной композиции и работа в материале. Она способствует

развитию мышления, творческого воображения, художественных

способностей учащихся и их эстетическому воспитанию,

приобретению практических навыков.

На уроках декоративной композиции учащиеся знакомятся с

историей развития декоративно-прикладного искусства от

первобытного общества до наших дней. В процессе учебы они

узнают, что произведения декоративно-прикладного искусства

помимо красоты, виртуозности исполнения должны быть и

функциональны.

Процесс эстетического познания детьми произведений

декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДК включает в

себя как восприятие произведений, так и практическую работу

учащихся. На практических занятиях ребята учатся «языку»

условности, обобщения, абстрагирования. Занятия с учащимися

строятся на основе развития у них понимания органического

сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

Уроки ДК развивают эстетический вкус, формирует у учащихся

чувство композиции, учат единству утилитарного и

художественного, прививают аккуратность, прививают любовь и

бережное отношение к историческому наследию декоративно-

прикладного искусства. Полученные на уроках знания помогают

учащимся создавать творческие

работы.

Цели и задачи программы

Развить понимание художественно-выразительных особенностей

языка декоративно-прикладного искусства.

Научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции,

форму, композицию как средства художественной

выразительности в создании декоративных работ.

Овладеть процессом стилизации природных форм в

декоративные.

Научить основам графического дизайна.

Развить навыки работы учащихся с различными материалами и

в различных техниках.

Развитие ремесленных навыков

Применять знания и навыки при создании предметов

декоративно-прикладного искусства.

Предполагаемый в программе тематический план является

примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения,

целесообразность которых диктуется специфическими условиями

работы.

Структура курса

Общее количество часов курса - 346,5

33 учебных недели

Количество часов в неделю и по годам обучения

1 класс

В первом классе даются начальные знания о

предмете

«Декоративная композиция». Учащихся

знакомят с особенностями ,правилами,

приёмами и средствами композиции в

декоративно- прикладном искусстве.

Прививаются навыки работы с красками и

графическими материалами(тушь),

отрабатываются декоративные приёмы

работы с цветом. Изучают возможности этих

изобразительных средств.

Цель- Познакомить учащихся с материалами и

рабочими инструментами, их свойствами и их

использованием , с приемами работы.

Знакомство с организацией рабочего места

учащегося, его подготовкой к работе.

Использовать знания и навыки, полученные

на уроках «Декоративной композиции» на

живописи, рисунке, станковой композиции.

Задачи - знакомство с цветом как с

1 класс

Задание № 2

«пятнография»

Композиция с «пятна»

«линия- цвет-настроение»

Портрет пьеро «грусть»

Эскиз игрушки

Игрушка «дергунчик»

Тональные упражнения

Цветовые упражнения

Чайник «образ»

Объемно-декоративная работа

монотипия

диатипия

Гравюра на картоне

2 класс

Во втором классе углубляются и закрепляются знания и

умения, полученные в первом классе. Дальнейшее

развитие абстрактного мышления. Изучение стилизации ,

знаковости. Знакомство с областями их применения.

Даются понятия о дизайнерском проектировании.

Закрепление понятий :цвет-образ, цвет-настроение.

Совершенствование навыков в работе с графическими

материалами (тушь-перо, тушь-кисть, гель). Учить

добиваться выразительности изображения за счёт пластики

линии, фактуры, пятна.

Общая тема во втором классе – С Т И Л И З А Ц И Я.

Цель – освоить приёмы условного ассоциативного,

абстрагированного изображения объекта (животные,

насекомые, рыбы).

Задачи – от реалистического изображения последовательно

перейти к его стилизации, ассоциативности,

абстрагированию, знаковости. А так же познакомить с

практическим применением стилизации в жизни человека.

Мозаика «репка»

черновик

Стилизация природных форм

Валяние из шерсти

Проект детского городка

Макеты фигур для детской

площадки

«зоопарк»

«Декоративное насекомое».

3 класс

В третьем классе продолжаем формировать и закреплять навыки и

умения, полученные ранее. В этом классе надо обратить внимание

на процесс создания художественного образа.

Тема в третьем классе – Знакомство с народными традиционными

ремёслами. Каркасная кукла.

Цель– уметь воплощать свои идеи и замыслы в законченное

произведение.

Задачи – учить работать с объёмом, с собранным

вспомогательным натурным материалом, применять различные

техники исполнения на практике.

«куколки столбушки»

Пермогорская роспись

Мезенская роспись

Расписные кони

Эскиз на тему «ярмарка»

Работа с каркасом

Продавец шапок

Герои марийских сказок

4 класс

В четвертом классе учащиеся

продолжают знакомство с

видами декоративно-

прикладного искусства, с

основами графического

дизайна, необходимые для

профессионального

ориентирования

учащихся.Закрепляют знания,

умения и навыки предыдущих

лет учебы.

Тема 4 класса

Трансформация природного

мотива в орнаментальную

Зарисовка растения

Этюд гладиолуса

Стилизация гладиолуса

Орнамент в окружности

Орнамент в квадрате

«декоративный натюрморт»

Фактуры природных форм

Керамическая плитка

Растение-фантазия

5 класс

Знания и навыки, полученные в 1, 2, 3,4 классах, должны быть

применены на занятиях курса. Учащимся 5 класса дана

возможность выбора темы и техники исполнения творческого

контрольного задания.

Цель- Проверка знаний, умений и навыков, приобретенных

учащимися за четыре года обучения по данной программе.

Задачи- Научить грамотно вести работу от задумки, идеи до

воплощения в материале. Правильно выбирать наиболее

выразительные средства для реализации задуманного

Примерный тематический план

5 класс (49,5 часов)

Наименование темы

Общее

кол-во

часов

Теоретич

еские

занятия

Практич

еские

занятия

1.

Эскиз-проект по выбранной

теме.

9

1

8

2.

Макет работы

9

-

9

3.

Выполнение в материале

31,5

-

31,5

Эскизы композиций панно

Декоративный натюрморт

Декоративный натюрморт

Декоративный натюрморт

Эскиз для батика

Предполагаемые результаты:

По окончании обучения по данной

программе учащиеся должны знать и

уметь:

Виды декоративно-прикладного

искусства.

Уметь стилизовать природные формы.

Работать с различными материалами и в

разных техниках.

Уметь использовать ритм, линию, силуэт,

цвет, пропорции, форму, как средства

художественной выразительности при

создании образа декоративной вещи.

Различать и узнавать виды

художественных промыслов.

Уметь декорировать формы, предметы и

Список литературы

1.

Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе.

К.: Радянська школа, 1983.

244с.

2.

Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное

пособие для вузов. 3-е изд., испр.

М.: Академия, 2006.

192 с.

3.

Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений.

М.: Издательский центр

«

Академия

»

,

2007.

352 с.

4.

Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд.,

испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

5.

Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей

школе: учебное пособие.

Сумы: СумДПУ, 2009.

122 с.

6.

Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского.

2-е изд., доп. и перераб.

М.: Просвещение, 1988.

С.385-409.

7.

Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа.

1998. М.:Галарт, с.328. ил.

8.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для вузов. 2004.

9.

Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. 2003. С.-П.

Паритет

10.

Величко Н. Роспись. 1999 М. АСТ-ПРЕСС

11.

Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную

декоративную форму. Учебное пособие. М. МГХПУ им. С,Г,Строганова. 2009.-240

с.: илл.

12.

Давыдов С. Батик. Техника.Приёмы.Изделия.Энциклопедия. М.:АСТ-ПРЕСС

КНИГА. 2010. – 184 с. Илл.

13.

Траудэл Хартэл. Ткань и краска.М. ПРОФИЗДАТ. 2002.

14.

Дайн Г, Детский народный календарь. 2010

15.

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни

человека. Учебник для 5 класса. М.: Просвещение 2000.

16.

Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учебное пособие для ВУЗОВ. М.

ВЛАДОС. 2003.

17.

Стили и орнаменты в искусстве :каталог.- М.: АСТ: Астрель, 2010.- 368 с.: илл.

18.

Перелёшина И.А. Батик. От основ к импровезации. СПб,: Паритет, 2008.- 208 с.:

ил.

19.

Гордеева О., Ефимова Л. Кузнецова М. Русские узорные ткани. Гос. Истор. Музей,

М. 2004

20.

Андреева А.Ю. Русский народный костюм. СПб : Паритет, 2005.

21.

Кокарева И. Живописный войлок. Техника.Приёмы.Изделия.Энциклопедия.-М.:

АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.-120с.,илл.

22.

И др.



В раздел образования