Напоминание

"Путешествие в Страну Азбуки"


Автор: Орлова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Благовещенский детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края
Наименование материала: Конспект НОД с ИКТ
Тема: "Путешествие в Страну Азбуки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка развивающего занятия

по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Путешествие в Страну Азбуки» (с использованием ИКТ)

Возраст детей: 6 лет.

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

• Закрепить знания детей о буквах и звуках, умение различать гласные и согласные

звуки

.

• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове, выделять звук

в начале, середине и в конце слова.

• Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

Развивающие:

• Развивать зрительное восприятие, внимание, память, умение находить ошибку в

тексте.

• Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой

системе языка.

• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.

• Обеспечивать двигательную активность детей для повышения умственной

работоспособности детей.

Воспитательные:

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.

• Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять

игровые правила;

• Желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Интеграция

образовательных

областей:

«Речевое

развитие»,

«Социально

-

коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы: игровой приём, скороговорки, артикуляционная гимнастика,

анализ слов, физкультминутка.

Предварительная работа: игры по обучению грамоте: «Найди букву», «Подбери

звуковую схему», «Найди место звука в слове» и др.; составление предложений из

заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

План занятия:

1.Вводная часть: организационный момент. Гимнастика для язычка.

2. Основная часть. Физкультминутка.

3. Заключительная часть: оценка проделанной работы. Рефлексия.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Вводная часть: организационный момент

СЛАЙД 1

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Приветствие: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости.

Давайте поздороваемся.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятии не зевать,

На все вопросы отвечать.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

Воспитатель: Это стихотворение о том, что нужно стараться говорить красиво и

правильно. Этому мы учимся на наших занятиях по обучению грамоте.

Дети садятся.

Воспитатель:

Ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное электронное

письмо. Давайте прочитаем его. СЛАЙД 2

«Здравствуйте ребята, группы «Теремок»!

Я Королева Азбуки! Сегодня я приглашаю вас в гости, в свою Страну Азбуку! Я

знаю, что вы скоро пойдёте в школу, и мне так хочется узнать, чему вы научились на

занятиях по обучению грамоте.

В моей стране вас ждут интересные задания,

которые вам будут задавать мои помощники и которые вы должны выполнить. Я

надеюсь, что вы обязательно справитесь. За каждое правильно выполненное задание

вы получите букву, а потом из этих букв составите волшебное слово. Желаю вам

удачи!"

Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы отправится в Страну Азбуки?

А чтобы было легче выполнять задания, давайте сделаем весёлую гимнастику для

наших губ и язычка. СЛАЙД 3

Мы наш ротик разминаем

И к зарядке приступаем

Если выполним зарядку

Звуки будут все в порядке.

Губки улыбаются

Зарядка начинается….

СЛАЙД

4

«Качели»

- Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт раз – два, кончик языка поочерёдно

упирается сначала в верхние, а потом в нижние зубы (внутренней стороны). Челюсть

не двигать.

СЛАЙД

5

«Накажем непослушный язычок»

На губу язык кладу,

Пя - пя - пя произношу,

Мышцы расслабляются,

Лопатка получается.

Ты лопаточку держи,

До пяти, до десяти…

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая

его губами, произносить звуки: «па-па-па», а потом покусать зубами: «пя-пя-пя».

СЛАЙД

6

«Почистим верхние зубки»

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним

зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

2.Основная часть

Воспитатель: Молодцы! Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У нас есть

волшебный экран, который поможет нам оказаться в Стране Азбуки. Закрываем глаза

и произносим слова: «Раз-два-три в Страну Азбуки нас веди!» СЛАЙД

7

Воспитатель: Вот мы и попали в Страну Азбуки, где живёт сама Королева Азбуки и

множество её помощников, с которыми мы увидимся в процессе занятия.

Воспитатель: Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв?

Дети: звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.

Воспитатель: На какие две группы делятся звуки?

Дети: Гласные и согласные звуки.

Воспитатель: А чем отличаются гласные звуки от согласных, нам Даша и Арсений

расскажут стихотворения.

Арсений, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение о

гласных звуках.

Гласные тянутся в песенке плавной.

Могут заплакать и закричать,

Но не желают свистеть и рычать.

Воспитатель: Правильно, звуки мы называем гласными, которые тянутся, поются,

воздух при их произношении проходит свободно.

СЛАЙД

8

Давайте некоторые

произнесём.

Воспитатель: А Даша нам расскажет стихотворение о согласных звуках:

А согласные – согласны:

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не могут они петь.

Воспитатель: Согласными мы называем те звуки, при произношении которых

нам мешают губы, зубы, язык СЛАЙД

9

Воспитатель: СЛАЙД 10 А вот и первое задание от Феи Динь - Динь, помощницы

Королевы Азбуки "Определи какой это звук? Для этого вам нужно пройти и сесть за

столы. Давайте договоримся, каким цветом мы будем отмечать звуки. Гласные звуки -

красным цветом, а согласные - синим.

- Я вам буду показывать слайды с картинками. Вы должны этот звук узнать и

определить, к какой группе он относится, к гласным или согласным, подняв

соответствующую карточку.СЛАЙДЫ 11,12,13,14,15,16,17

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием СЛАЙД 1

8

«Буква Ш»

(появляется на экране буква Ш). А вот и первая заработанная буква - Ш (раздаю всем

детям букву Ш)

Воспитатель: СЛАЙД 19

Мудрая тётушка Сова приготовила следующее задание, с

которым я думаю, вы обязательно справитесь «ПОЙМАЙ ЗВУК»

- Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л или ЛЬ – мы хлопаем в

ладоши, если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.

Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.

(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, МИР, ЛЕЙКА, БОКАЛ,

ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, ПЕНАЛ, МАРТ) спрашивать у

детей, где стоит звук. Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились СЛАЙД

20

«Буква

К» (появляется на экране буква К) и получаем следующую букву - К (раздаю всем

детям букву К)

Воспитатель: СЛАЙД 21 Сейчас давайте отдохнём, Весёлый Панда приготовил для

вас разминку (выходим на

ковёр

)

Физкультминутка «

В школу осенью пойду»

СЛАЙД

22

В школу осенью пойду (дети шагают на месте)

Там друзей себе найду (дети здороваются друг с другом)

Научусь читать, писать (наклоны головы в сторону)

Быстро правильно считать (поочерёдно загибают пальцы)

Я таки ученым буду, (руки вверх)

Что свой садик не забуду. (обнимают себя)

Хоть зарядка коротка, (наклоны влево, вправо)

Отдохнули мы слегка.

Воспитатель: ну что, отдохнули? Тогда продолжаем наше путешествие. СЛАЙД 23

А сейчас задание от Незнайки, помощника Королевы Азбуки. Нам нужно быть очень

внимательными, ведь он ведь всегда всё путает. Вот и задание предлагает он нам

«Звуки потерялись». Давайте исправим ошибки и всё расставим на свои места.

«Звуки потерялись» СЛАЙД 24

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом,

И — хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

СЛАЙД 25

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

СЛАЙД 26

Мы собирали васильки.

На головах у нас — щенки (венки).

СЛАЙД 27

На пожелтевшую траву

Роняет лев сою листву (лес).

СЛАЙД 28

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

СЛАЙД 29

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы постарались, все звуки расставили на свои места

и получаете следующую букву О. СЛАЙД

30

«Буква О» (появляется на экране буква

О) (раздаю всем детям букву О)

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы очень хорошо работаете, и мы видим следующее

задание на экране "Составь по схемам предложение" СЛАЙД

31

У Королевы Азбуки

Помощников не счесть

Средь них один чудесный Гномик есть

Он задание со схемами в подарок вам принёс

Вы ж проявите своё умение

Составьте со словами предложения!

СЛАЙД 32 Воспитатель: Что вы видите на экране? (схемы предложений)

Воспитатель: Ребята,

какое

сейчас

время

года?

(ответы

детей).

Правильно, осень. СЛАЙД 33

Воспитатель: Учёный гном просит, чтобы вы составили предложения со словом

«ОСЕНЬ». Но прежде чем начать, давайте вспомним, что такое предложение? (это 2,

3, 4 и более слов, которые связаны по смыслу или дружат между собой)

Наша речь состоит из предложений.

Какие бывают предложения? (Простые и сложные)

Что

означает

горизонтальная

чёрточка? (слово).

Что

означает

вертикальная

чёрточка? (начало предложения и пишется с заглавной буквы).

Что ставим в конце предложения? (точка, восклицательный, вопросительный знак).

Воспитатель: Я вам сейчас раздам карточки с картинками, а вы по схеме должны

составить предложения со словом «Осень». Дети составляют.

1. ___. (Осень.)

2. ___ ___. (Поздняя осень.)

3. ___ ___ ___. (Осень дарит дары.)

4. ___ ___! (Здравствуй осень!)

5. ___ ___ ___? (Вы любите осень?)

Воспитатель Молодцы, ребята! И с этим заданием справились и получаете

следующую букву - букву Л. СЛАЙД

34

"Буква Л" (раздаю всем букву Л)

Воспитатель: И последнее задание от Королевы Азбуки «Повтори скороговорку»

СЛАЙД 35 Она очень любит скороговорки, потому, что они помогают красиво и

правильно говорить. СЛАЙД 36

Дети шумною толпой,

После школы шли домой.

Может шли, а может нет,

Торопились на обед.

Давайте произнесём скороговорку, нужно постараться быстро и четко произносить

слова. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Воспитатель:

Молодцы ребята! Королева Азбуки дарит вам последнюю букву-

букву А СЛАЙД

37

Буква "А" (раздаю всем букву А)

Воспитатель: Ребята, мы собрали все буквы, а теперь давайте из этих букв составим

слово (за столами дети из полученных букв составляют слово ШКОЛА).

СЛАЙД 3

8

"ШКОЛА"

Воспитатель: Сколько букв в слове «ШКОЛА»? Сколько звуков? (5 букв и 5 звуков)

Сколько слогов? (2 слога «ШКО - ЛА»)

Молодцы ребята!

Ну, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну

Азбуки, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза и произнесём

слова: «Раз-два-три в группу нашу нас веди!»

Заключительная часть: оценка проделанной работы. Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по стране Азбуки?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

Ребята, Королеве Страны Азбуки и всем её жителям понравилось, как вы выполнили

все задания, и вам за это от них сюрприз

(Воспитатель раздаёт детям угощение)

СЛАЙД 3

9

Спасибо за внимание!



В раздел образования