Автор: Орлова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Благовещенский детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края
Наименование материала: Конспект НОД с ИКТ
Тема: "Путешествие в Страну Азбуки"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка развивающего занятия
по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Путешествие в Страну Азбуки» (с использованием ИКТ)
Возраст детей: 6 лет.
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания детей о буквах и звуках, умение различать гласные и согласные
звуки
.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове, выделять звук
в начале, середине и в конце слова.
• Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
Развивающие:
• Развивать зрительное восприятие, внимание, память, умение находить ошибку в
тексте.
• Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой
системе языка.
• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.
• Обеспечивать двигательную активность детей для повышения умственной
работоспособности детей.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.
• Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять
игровые правила;
• Желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Интеграция
образовательных
областей:
«Речевое
развитие»,
«Социально
-
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приёмы: игровой приём, скороговорки, артикуляционная гимнастика,
анализ слов, физкультминутка.
Предварительная работа: игры по обучению грамоте: «Найди букву», «Подбери
звуковую схему», «Найди место звука в слове» и др.; составление предложений из
заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
План занятия:
1.Вводная часть: организационный момент. Гимнастика для язычка.
2. Основная часть. Физкультминутка.
3. Заключительная часть: оценка проделанной работы. Рефлексия.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Вводная часть: организационный момент
СЛАЙД 1
Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Приветствие: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости.
Давайте поздороваемся.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
Улыбнёмся мы друзьям,
Улыбнёмся мы гостям.
На занятии не зевать,
На все вопросы отвечать.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель: Это стихотворение о том, что нужно стараться говорить красиво и
правильно. Этому мы учимся на наших занятиях по обучению грамоте.
Дети садятся.
Воспитатель:
Ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное электронное
письмо. Давайте прочитаем его. СЛАЙД 2
«Здравствуйте ребята, группы «Теремок»!
Я Королева Азбуки! Сегодня я приглашаю вас в гости, в свою Страну Азбуку! Я
знаю, что вы скоро пойдёте в школу, и мне так хочется узнать, чему вы научились на
занятиях по обучению грамоте.
В моей стране вас ждут интересные задания,
которые вам будут задавать мои помощники и которые вы должны выполнить. Я
надеюсь, что вы обязательно справитесь. За каждое правильно выполненное задание
вы получите букву, а потом из этих букв составите волшебное слово. Желаю вам
удачи!"
Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы отправится в Страну Азбуки?
А чтобы было легче выполнять задания, давайте сделаем весёлую гимнастику для
наших губ и язычка. СЛАЙД 3
Мы наш ротик разминаем
И к зарядке приступаем
Если выполним зарядку
Звуки будут все в порядке.
Губки улыбаются
Зарядка начинается….
СЛАЙД
4
«Качели»
- Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт раз – два, кончик языка поочерёдно
упирается сначала в верхние, а потом в нижние зубы (внутренней стороны). Челюсть
не двигать.
СЛАЙД
5
«Накажем непослушный язычок»
На губу язык кладу,
Пя - пя - пя произношу,
Мышцы расслабляются,
Лопатка получается.
Ты лопаточку держи,
До пяти, до десяти…
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая
его губами, произносить звуки: «па-па-па», а потом покусать зубами: «пя-пя-пя».
СЛАЙД
6
«Почистим верхние зубки»
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним
зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой.
2.Основная часть
Воспитатель: Молодцы! Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У нас есть
волшебный экран, который поможет нам оказаться в Стране Азбуки. Закрываем глаза
и произносим слова: «Раз-два-три в Страну Азбуки нас веди!» СЛАЙД
7
Воспитатель: Вот мы и попали в Страну Азбуки, где живёт сама Королева Азбуки и
множество её помощников, с которыми мы увидимся в процессе занятия.
Воспитатель: Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв?
Дети: звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.
Воспитатель: На какие две группы делятся звуки?
Дети: Гласные и согласные звуки.
Воспитатель: А чем отличаются гласные звуки от согласных, нам Даша и Арсений
расскажут стихотворения.
Арсений, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение о
гласных звуках.
Гласные тянутся в песенке плавной.
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и рычать.
Воспитатель: Правильно, звуки мы называем гласными, которые тянутся, поются,
воздух при их произношении проходит свободно.
СЛАЙД
8
Давайте некоторые
произнесём.
Воспитатель: А Даша нам расскажет стихотворение о согласных звуках:
А согласные – согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не могут они петь.
Воспитатель: Согласными мы называем те звуки, при произношении которых
нам мешают губы, зубы, язык СЛАЙД
9
Воспитатель: СЛАЙД 10 А вот и первое задание от Феи Динь - Динь, помощницы
Королевы Азбуки "Определи какой это звук? Для этого вам нужно пройти и сесть за
столы. Давайте договоримся, каким цветом мы будем отмечать звуки. Гласные звуки -
красным цветом, а согласные - синим.
- Я вам буду показывать слайды с картинками. Вы должны этот звук узнать и
определить, к какой группе он относится, к гласным или согласным, подняв
соответствующую карточку.СЛАЙДЫ 11,12,13,14,15,16,17
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием СЛАЙД 1
8
«Буква Ш»
(появляется на экране буква Ш). А вот и первая заработанная буква - Ш (раздаю всем
детям букву Ш)
Воспитатель: СЛАЙД 19
Мудрая тётушка Сова приготовила следующее задание, с
которым я думаю, вы обязательно справитесь «ПОЙМАЙ ЗВУК»
- Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л или ЛЬ – мы хлопаем в
ладоши, если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.
Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.
(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, МИР, ЛЕЙКА, БОКАЛ,
ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, ПЕНАЛ, МАРТ) – спрашивать у
детей, где стоит звук. Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились СЛАЙД
20
«Буква
К» (появляется на экране буква К) и получаем следующую букву - К (раздаю всем
детям букву К)
Воспитатель: СЛАЙД 21 Сейчас давайте отдохнём, Весёлый Панда приготовил для
вас разминку (выходим на
ковёр
)
Физкультминутка «
В школу осенью пойду»
СЛАЙД
22
В школу осенью пойду (дети шагают на месте)
Там друзей себе найду (дети здороваются друг с другом)
Научусь читать, писать (наклоны головы в сторону)
Быстро правильно считать (поочерёдно загибают пальцы)
Я таки ученым буду, (руки вверх)
Что свой садик не забуду. (обнимают себя)
Хоть зарядка коротка, (наклоны влево, вправо)
Отдохнули мы слегка.
Воспитатель: ну что, отдохнули? Тогда продолжаем наше путешествие. СЛАЙД 23
А сейчас задание от Незнайки, помощника Королевы Азбуки. Нам нужно быть очень
внимательными, ведь он ведь всегда всё путает. Вот и задание предлагает он нам
«Звуки потерялись». Давайте исправим ошибки и всё расставим на свои места.
«Звуки потерялись» СЛАЙД 24
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом,
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква - озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
СЛАЙД 25
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
СЛАЙД 26
Мы собирали васильки.
На головах у нас — щенки (венки).
СЛАЙД 27
На пожелтевшую траву
Роняет лев сою листву (лес).
СЛАЙД 28
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
СЛАЙД 29
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы постарались, все звуки расставили на свои места
и получаете следующую букву О. СЛАЙД
30
«Буква О» (появляется на экране буква
О) (раздаю всем детям букву О)
Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы очень хорошо работаете, и мы видим следующее
задание на экране "Составь по схемам предложение" СЛАЙД
31
У Королевы Азбуки
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он задание со схемами в подарок вам принёс
Вы ж проявите своё умение
Составьте со словами предложения!
СЛАЙД 32 Воспитатель: Что вы видите на экране? (схемы предложений)
Воспитатель: Ребята,
какое
сейчас
время
года?
(ответы
детей).
Правильно, осень. СЛАЙД 33
Воспитатель: Учёный гном просит, чтобы вы составили предложения со словом
«ОСЕНЬ». Но прежде чем начать, давайте вспомним, что такое предложение? (это 2,
3, 4 и более слов, которые связаны по смыслу или дружат между собой)
Наша речь состоит из предложений.
Какие бывают предложения? (Простые и сложные)
Что
означает
горизонтальная
чёрточка? (слово).
Что
означает
вертикальная
чёрточка? (начало предложения и пишется с заглавной буквы).
Что ставим в конце предложения? (точка, восклицательный, вопросительный знак).
Воспитатель: Я вам сейчас раздам карточки с картинками, а вы по схеме должны
составить предложения со словом «Осень». Дети составляют.
1. ___. (Осень.)
2. ___ ___. (Поздняя осень.)
3. ___ ___ ___. (Осень дарит дары.)
4. ___ ___! (Здравствуй осень!)
5. ___ ___ ___? (Вы любите осень?)
Воспитатель Молодцы, ребята! И с этим заданием справились и получаете
следующую букву - букву Л. СЛАЙД
34
"Буква Л" (раздаю всем букву Л)
Воспитатель: И последнее задание от Королевы Азбуки «Повтори скороговорку»
СЛАЙД 35 Она очень любит скороговорки, потому, что они помогают красиво и
правильно говорить. СЛАЙД 36
Дети шумною толпой,
После школы шли домой.
Может шли, а может нет,
Торопились на обед.
Давайте произнесём скороговорку, нужно постараться быстро и четко произносить
слова. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Воспитатель:
Молодцы ребята! Королева Азбуки дарит вам последнюю букву-
букву А СЛАЙД
37
Буква "А" (раздаю всем букву А)
Воспитатель: Ребята, мы собрали все буквы, а теперь давайте из этих букв составим
слово (за столами дети из полученных букв составляют слово ШКОЛА).
СЛАЙД 3
8
"ШКОЛА"
Воспитатель: Сколько букв в слове «ШКОЛА»? Сколько звуков? (5 букв и 5 звуков)
Сколько слогов? (2 слога «ШКО - ЛА»)
Молодцы ребята!
Ну, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну
Азбуки, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза и произнесём
слова: «Раз-два-три в группу нашу нас веди!»
Заключительная часть: оценка проделанной работы. Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по стране Азбуки?
Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
Что вызвало трудности?
Ребята, Королеве Страны Азбуки и всем её жителям понравилось, как вы выполнили
все задания, и вам за это от них сюрприз
(Воспитатель раздаёт детям угощение)
СЛАЙД 3
9
Спасибо за внимание!