Автор: Каюда Галина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Ясеновская школа №2 им. Д.В. Лазутина"
Населённый пункт: ЛНР, г. о. город Ровеньки, пгт. Ясеновский
Наименование материала: Программа для 6 класса
Тема: "Адаптированная рабочая программа ООО для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) по учебному предмету "Адаптивная физкультура"
Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Луганская Народная Республика
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской
Народной Республики
«Ясеновская школа № 2 им. Д. В. Лазутина»
СОГЛАСОВАНО
Завуч по УВР
________________________
Шипилова Н.В.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Беляева Л.А.
Приказ № _______
от «30» 08 2025
Адаптированная рабочая программа ООО для обучающегося с
умеренной умственной отсталостью (вариант 2)
по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
на 2025-2026 учебный год
6 класс
Составила программу:
Каюда Г.С., учитель начальных классов
Ровеньки
2025
1.
Пояснительная записка
Адаптированная
рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая
культура» в 6 классе образовательной области «Физическая культура» составлена на
основе документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2014 г. № 1599. «Об утверждении
ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286- 15. Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по АООП для обучающихся с ОВЗ»
4. Письмо
Минобрнауки РФ от 11.03.2016 3 ВК-452/ 07 «О введении ФГОС ОВЗ»
5. Примерная программа обучения детей
с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития по предмету
«Физическая культура» Автор
И.М. Бгажнокова
(М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011г.)
Цель программы обучения:
всестороннее
развитие
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре,
коррекцию
недостатков
психофизического
развития,
расширение
индивидуальных
двигательных возможностей, социальную адаптацию
Общие задачи курса:
1.
Коррекция нарушений физического развития;
2.
Формирование двигательных умений и навыков;
3.
Развитие двигательных способностей в процессе обучения;
4.
Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
5.
Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения
доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
6.
Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических
упражнений;
7.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
8.
Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
9.
Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведе-
ний по физической культуре;
10.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
11.
Воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости),
навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
- обогащение чувственного опыта;
- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
2
-
формирование
навыков
общения,
предметно-практической
и
познавательной
деятельности
Место учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в учебном плане.
Занятия по предмету «Адаптивная физическая культура» проводятся 1 раз в неделю,
34 часа реализуемых в год
В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных
занятий на 2025 -2026 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 учебные
недели и 34 учебных часа; ( 34ч для самостоятельной работы)
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Адаптивная физическая культура»
Личностные результаты освоения АООП:
1) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
5) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
6) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7)
развитие
этических
чувств,
проявлениедоброжелательности,эмоционально-
нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
Уровни предметных результатов: минимальный и достаточный. Минимальный уровень
является обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их
применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строе-
вых команд;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки,
спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития
мышц туловища;
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег,
ходьба, прыжки и др.;
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
3
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах дви-
гательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных
правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в
повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-
спортивных мероприятия
3.Содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
В 6 классе - 34 ч. (1 ч. в неделю)
Часы самостоятельной работы - 34ч. (1 ч. в неделю)
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» содержит следующие разделы:
«Дыхательные упражнения», «Ходьба и упражнения в равновесии», «Быстрый шаг »,
«Общеразвивающие упражнения», «Ползание, подлезание», «Передача и ловля мяча»
Общеразвивающие упражнения (по образцу с педагогом)
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев.
Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Круговые движения руками в
исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз).
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения.
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад).
Повороты туловища вправо (влево).
Круговые движения прямыми руками вперед (назад).
Приседание.
«Ходьба и упражнения в равновесии»
Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег в умеренном (медленном, быстром)
темпе.
Ползание, подлезание
Ползание на четвереньках. Подлезание под препятствия на четвереньках.
Передача предметов
Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне).
Ловля мяча около груди и над головой.
4
4. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура» - 34 ч.(1ч в неделю)
1 четверть – 8 ч
Кол-во
ч.
Тема радела/ урока
Дата
проведе
ния
1-2
3-4
Комплекс дыхательных упражнений .
Игра «Пастушок дудит в рожок».
Комплекс дыхательных упражнений . Игра «Перышки», «Косари».
2
2
5-6
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох
через нос (рот), выдох через рот (нос) во время бега.
Игра «Понюхаем цветы»
2
Ходьба и упражнения в равновесии (6ч.)
7
Ходьба по заданным направлениям.
Игра «День. Ночь»
1
8
Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на
внутреннем и внешнем своде стопы.
Игра «Совушка»
1
9
Ходьба но носках, на пятках. Чередование бега и ходьбы по сигналу.
Игра «Веревочка»
1
10
Ходьба по заданным меткам. Игра « Бег по кочкам»
1
11-12
Медленный бег с сохранением осанки. Игра «Пингвины»
Медленный бег с сохранением осанки. Игра «Кошка и мышки»
1
1
Быстрый шаг (4ч)
13-14
Быстрый шаг в колонне за учителем. Игра «Удочка»
2
15
Быстрый шаг
в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игра
«Пятнашки»
1
16
Быстрый шаг
в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игра
«Пятнашки»
1
17
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Игра «Найди своё место»
1
18
Общеразвивающие упражнения с предметами (флажками)
1
19
Круговые движения кистью. Игра на географию тела
1
20
Общеразвивающие упражнения с предметами
( гимнастическими палками)
1
21
Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».
Игра «Самолёты»
1
22
Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз).
Игра «Стой, кто идёт?»
1
23
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты,
круговые движения. Игра «Кузнечики»
1
24-25
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад).
Игра «Кузнечики», «Кенгуру»
2
26
Повороты туловища вправо (влево).
Игра на географию тела.
1
27
Повороты туловища вправо (влево).
1
5
Игра на географию тела
28
Круговые
движения
прямыми
руками
вперед
(назад).
Игра
«Самолеты»
1
29
Приседание. Игра «Попрыгунчики –воробышки»
1
30
Ползание на четвереньках по прямой линии.
Игра «У медведя во бору»
1
31
Подлезание на четвереньках под верёвку.
Игра «Самый ловкий»
1
Передача и ловля мяча (3ч)
32-34
Передача и ловля большого мяча(резиновый или надувной) Игра «
Найди предмет»
3
Часы самостоятельной работы - 34ч (1 ч. в неделю)
№
урока
Тема
К-во
часов
Дыхательные упражнения -9ч.
1
Произвольный вдох /выдох. Игра «Эхо»
Дыхательная гимнастика.
1
2-3
Комплекс дыхательных упражнений .
Игра «Пастушок дудит в рожок».
Комплекс дыхательных упражнений. Игра «Перышки», «Косари».
2
4-5
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос
(рот), выдох через рот (нос) во время бега.
Игра «Понюхаем цветы»
2
Ходьба и упражнения в равновесии -12 ч.
6-7
Ходьба по заданным направлениям.
Игра «День. Ночь»
2
8-9
Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем
и внешнем своде стопы.
Игра «Совушка»
2
10-11
Ходьба на носках, на пятках. Чередование бега и ходьбы по сигналу. Игра
«Веревочка»
Ходьба по заданным меткам. Игра « Бег по кочкам»
2
12
Медленный бег с сохранением осанки. Игра «Пингвины»
Медленный бег с сохранением осанки. Игра «Кошка и мышки»
1
Быстрый шаг -12 ч.
13
Быстрый шаг в колонне за взрослым. Игра «Удочка»
1
14
Быстрый шаг в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игра «Пятнашки»
1
15
Коррекционная игра «Найди себе пару»
1
16
Упражнения в равновесии
1
17
Комплекс ОРУ с обручем
1
18
Коррекционная игра «Передай кубик»
1
19
Комплекс ОРУ с гантелями. Коррекционная игра «Мяч водящему».
1
Общеразвивающие упражнения – 12 ч.
20
Сюжетные ОРУ. Игра «Охотники и зайцы». Коррекционная игра «Части тела».
1
21
Перебрасывание мяча друг другу в парах снизу. Игра «Перестрелка»
1
22
Коррекционная игра «Зайчики-пальчики».
1
23
Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «С кочки на кочку»
1
6
24
Комплекс ОРУ без предметов.
1
25
Дыхательные упражнения «Воздушный шар», «Окно-дверь». Игра «Ловишки-
хвостики».
1
Ползание, подлезание -11ч.
26
Коррекционные упражнения для формирования правильной осанки и свода
стопы
1
27
Приседание. Игра «Попрыгунчики –воробышки»
1
28
Ползание на четвереньках по прямой линии.
Игра «У медведя во бору»
1
29
Подлезание на четвереньках под верёвку.
Игра «Самый ловкий»
1
Передача и ловля мяча -12 ч
30
Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками. Игра «Бой петухов»
1
31
Коррекционная игра «У медведя во бору».
1
32
Удары мяча об пол, стоя на месте
1
33
Броски мяча об пол и ловля двумя руками.
1
34
Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками.
Сюжетные ОРУ. Игра «Охотники и зайцы».
1
5. Система оценки достижения планируемых результатов.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной
индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной
компетенции обучающихся.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и
умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Итоговые результаты образования
за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики.
7