Автор: Польская Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ N13 "Незабудка"
Населённый пункт: Город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Первые шаги к грамоте
Раздел: дошкольное образование
Первые шаги к грамоте
Учить ребенка читать нужно не с изучения букв, а со знакомства со звуками.
Взрослые должны хорошо ориентироваться в том, что букву мы видим и
пишем, ее можно нарисовать, вырезать из бумаги, вылепить из пластилина.
Звук мы произносим и слышим. Прежде чем начать работу по выделению
какого-либо звука из слова или последовательному вычленению звуков,
необходимо убедиться, что дети верно соотносят это слово с конкретным
предметом. Большинство заданий начинается со слов рассмотреть и показать
на картинке тот или иной предмет.
Способу вычленения звука из слова дети учатся постепенно. Вначале
взрослый сам произносит слово, выделяя изучаемый звук, дети копируют
указанный им способ произношения. Если не получается изолированно
произнести звук, который они выделили при произнесении слова, тогда
взрослый называет его сам.
Упражняясь, дети учатся слышать и называть звук, выделяемый из слова
взрослым, а затем и самостоятельно произносят слова, интонационно
выделяя заданный звук и воспроизводят его.
Терминология «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые
согласные», «мягкие согласные» вводится, как обобщение собственного
сенсорного опыта ребенка. Важно, чтобы каждый ребенок не только услышал
изучаемый звук, но и сам воспроизвел его.
Основная задача подготовки к обучению грамоте состоит в том, чтобы
научить детей определять последовательность звуков в слове. Формирование
полноценного звукового анализа и синтеза осуществляется в определенной
системе. Сначала дети последовательно выделяют каждый звук в слове на
основе громкого проговаривания и заполняют по порядку фишками
соответствующего цвета клетки условно графической схемы звукового
состава слова. Обозначив звуки цветными фишками, дети проверяют
правильность выполненного задания – «читают» по схеме
проанализированное ими слово. После того, как дети научились
последовательно выделять в слове звуки, им предлагается анализировать
звуковой состав слов уже без графической схемы.
Важно, чтобы каждый ребенок выполнил по порядку все задания.
Подготовка к обучению грамоте включает в себя и развитие речи
ребенка.
Большое внимание уделяется организации словесного высказывания детей.
Работая по дидактическому материалу необходимо специально учить детей
говорить достаточно громко, не торопясь, литературно правильно,
интонационно выразительно, давать полные и краткие ответы на вопросы.
Речь взрослого также должна быть четкой и выразительной, необходимо
выслушивать ответы детей, не перебивая их, улавливать в высказываниях
ребенка достоинства и погрешности.
Работа с данным дидактическим материалом предусматривает наличие
следующей развивающей среды:
фишки для обозначения звуков – красные, синие, зеленые (квадраты или
кружки);
длинные полоски для обозначения предложения (их форма указывает, что
при письме любое предложение начинается с заглавной буквы)
I__________
короткие полоски для обозначения отдельных слов – без подъема:
I_________ ________
индивидуальная касса для хранения фишек и полосок;
альбом для рисования, тетрадь в клетку, ручка, набор цветных карандашей,
фломастеров или ручек с красным, синим, зеленым стержнями, разрезная
азбука.
У педагога:
цветные фишки, аналогичные тем, которые имеются у детей, но большего
размера;
полоски для обозначения предложений и слов (также большего размера);
наборное полотно для схем звукового состава слов и для полосок,
обозначающих предложения и слова;
касса для хранения фишек и полосок;
цветные мелки;
набор букв.
В конце каждого задания используйте забавный колобок, он поможет
оценить насколько хорошо ваш ребенок справился с заданием (колобок
улыбается – ребенок хорошо справился с заданием, колобок с прямым ртом –
ребенок выполнил задание с небольшими ошибками, колобок с уголками губ
опущенными вниз – ребенок испытывал затруднения или не мог выполнить
задание).
Уважаемые взрослые! Дайте возможность вашим детям в общении с
вами познать наш прекрасный русский язык, научите его радоваться успехам
в освоении грамоты.
Успехов вам и вашим детям!