Напоминание

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через игровую деятельность»


Автор: Давыденок Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Донецкая СШИ № 17"
Населённый пункт: город Донецк
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через игровую деятельность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение педагогического опыта

Давыденок Наталья Владимировна

Образование: полное высшее, Славянский государственный педагогический университет

Специальность: воспитатель дошкольного отделения, учитель коррекционной школы,

логопед

Место работы: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Донецкая

специальная школа- интернат № 17»

Занимаемая должность: воспитатель д/о

Педагогический стаж работы: 31год

Уровень педагогической деятельности: специалист 1 категории

Педагогическое кредо:

«Детский сад - моя жизнь – заявляю при всех,

Это гордость моя – знаю точно!

Каждый детский успех – это мой успех!

И любви у меня хватит на всех!»

Тема самообразования: «Развитие математических способностей у детей дошкольного

возраста с ОВЗ через игровую деятельность»

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей

способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений,

самовыражению,

самостоятельности.

Эта

развивающая

функция

в

полной

мере

свойственна и математическим играм и новым технологиям.

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-

либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности,

напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно

важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с

ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной

ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

Математика

реализует

не

только

мировоззренческие,

но

воспитательные,

культурные и эстетические функции.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего

дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические

представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и

дальнейшей учебной деятельности.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень

важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение

малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать

способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного

процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного

опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной

деятельности.

Содержание образовательной области „Познавательное развитие" направлено на

достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального

развития детей через решение следующих задач:

• сенсорное развитие;

• развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной)

деятельности;

• формирование элементарных математических представлений;

• расширение кругозора детей.

Под

математическим

развитием

дошкольников

понимаются

качественные

изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате

формирования

элементарных

математических

представлений,

связанных

с

ними

логических операций.

Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира»

ребенка.

Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к

математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и

занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать

школьную программу.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по

ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с

использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения,

логического мышления.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и

времени как основы математического развития;

- формирование ориентации в количественных, пространственных и временных

отношениях окружающей действительности;

-

формирование

навыков

и

умений

в

счете,

вычислениях,

измерении,

моделировании, общеучебных умений;

- овладение математической терминологией;

- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления;

- формирование простейших графических умений и навыков;

-формирование

и

развитие

общих

приемов

умственной

деятельности

(классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован

уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр,

создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой

игровой занимательный материал: цифровые пазлы,

простейшие варианты игр

«Танграм», «Кубики и цвет», игры с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «На

что похоже», «Собери по цвету», «Сосчитай и напиши». В своей работе применяю

новаторские идеи и педагогические технологии Колесниковой Е.В. , Нищевой Н.В.

Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению,

загадки,

задачи-шутки,

занимательные

вопросы,

лабиринты,

кроссворды,

ребусы,

головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим

содержанием.

Материал,

используемый

для

индивидуальной

работы

и

на

занятиях,

разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-

математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной

основе, магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т.

Многообразие

наглядно-дидактического

материала

используемого

мной

способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий

поддерживала внимание детей на занятиях и привлекала их к выполнению разнообразных

заданий.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе,

помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные

особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить

понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности

ребенка.

На начальном этапе мною был подобран методический материал, максимально

разнообразила развивающую среду в группе, с учётом возрастных, психологических и

индивидуальных возможностей ребёнка.

Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое

событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике,

на прогулке, в свободной деятельности).

Составила и провела открытые занятия: «Соотнесение цифр 1-3 с числом и

количеством предметов», «Установление соответствия между числом, цифрой и

количеством предметов. Для ориентирования в пространстве использовала в работе

дидактическую игру «Дорога- двухстороннее движение», «Кинотеатр», «Построй дорогу»

по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Помогаю детям

применять математические знания в различных ситуациях, создаем условия, в которых

дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать

поставленную задачу.

Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений.

Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях

семьи

к

занимательному

математическому

материалу.

Для

этого

использовала

разнообразные формы работы с родителями.

Проводила индивидуальные беседы, консультации: «Обучение счету и основам

математики детей дошкольного возраста», «Учим математику дома», мастер-класс «Игра

в развитии математических способностей».



В раздел образования