Автор: Давыденок Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Донецкая СШИ № 17"
Населённый пункт: город Донецк
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через игровую деятельность»
Раздел: дошкольное образование
Обобщение педагогического опыта
Давыденок Наталья Владимировна
Образование: полное высшее, Славянский государственный педагогический университет
Специальность: воспитатель дошкольного отделения, учитель коррекционной школы,
логопед
Место работы: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Донецкая
специальная школа- интернат № 17»
Занимаемая должность: воспитатель д/о
Педагогический стаж работы: 31год
Уровень педагогической деятельности: специалист 1 категории
Педагогическое кредо:
«Детский сад - моя жизнь – заявляю при всех,
Это гордость моя – знаю точно!
Каждый детский успех – это мой успех!
И любви у меня хватит на всех!»
Тема самообразования: «Развитие математических способностей у детей дошкольного
возраста с ОВЗ через игровую деятельность»
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей
способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений,
самовыражению,
самостоятельности.
Эта
развивающая
функция
в
полной
мере
свойственна и математическим играм и новым технологиям.
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-
либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности,
напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно
важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с
ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной
ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Математика
реализует
не
только
мировоззренческие,
но
воспитательные,
культурные и эстетические функции.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего
дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические
представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и
дальнейшей учебной деятельности.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень
важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение
малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать
способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного
процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного
опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной
деятельности.
Содержание образовательной области „Познавательное развитие" направлено на
достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального
развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
• развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• расширение кругозора детей.
Под
математическим
развитием
дошкольников
понимаются
качественные
изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате
формирования
элементарных
математических
представлений,
связанных
с
ними
логических операций.
Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира»
ребенка.
Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к
математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и
занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать
школьную программу.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по
ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с
использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения,
логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и
времени как основы математического развития;
- формирование ориентации в количественных, пространственных и временных
отношениях окружающей действительности;
-
формирование
навыков
и
умений
в
счете,
вычислениях,
измерении,
моделировании, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления;
- формирование простейших графических умений и навыков;
-формирование
и
развитие
общих
приемов
умственной
деятельности
(классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован
уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр,
создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой
игровой занимательный материал: цифровые пазлы,
простейшие варианты игр
«Танграм», «Кубики и цвет», игры с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «На
что похоже», «Собери по цвету», «Сосчитай и напиши». В своей работе применяю
новаторские идеи и педагогические технологии Колесниковой Е.В. , Нищевой Н.В.
Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению,
загадки,
задачи-шутки,
занимательные
вопросы,
лабиринты,
кроссворды,
ребусы,
головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим
содержанием.
Материал,
используемый
для
индивидуальной
работы
и
на
занятиях,
разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-
математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной
основе, магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т.
Многообразие
наглядно-дидактического
материала
используемого
мной
способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий
поддерживала внимание детей на занятиях и привлекала их к выполнению разнообразных
заданий.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе,
помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные
особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить
понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности
ребенка.
На начальном этапе мною был подобран методический материал, максимально
разнообразила развивающую среду в группе, с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных возможностей ребёнка.
Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое
событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике,
на прогулке, в свободной деятельности).
Составила и провела открытые занятия: «Соотнесение цифр 1-3 с числом и
количеством предметов», «Установление соответствия между числом, цифрой и
количеством предметов. Для ориентирования в пространстве использовала в работе
дидактическую игру «Дорога- двухстороннее движение», «Кинотеатр», «Построй дорогу»
по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Помогаю детям
применять математические знания в различных ситуациях, создаем условия, в которых
дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать
поставленную задачу.
Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений.
Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях
семьи
к
занимательному
математическому
материалу.
Для
этого
использовала
разнообразные формы работы с родителями.
Проводила индивидуальные беседы, консультации: «Обучение счету и основам
математики детей дошкольного возраста», «Учим математику дома», мастер-класс «Игра
в развитии математических способностей».