Автор: Кондратова Элеонора Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: с. Мирное Хабаровский край
Наименование материала: конспект мастер - класса для воспитателей
Тема: "Шумовые инструменты из бросового материала"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад село Мирное
Конспект Мастер - класса
« Шумовые инструменты из бросового материала»
Составитель :
Музыкальный руководитель
Кондратова Элеонора Владиировна
с .Мирное
2017
Цель мастер – класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер –
класса в процессе освоения опыта работы по изготовлению шумовых
музыкальных инструментов из бросового материала.
Задачи:
- Приобщение педагогов к изготовлению самодельных музыкальных
инструментов;
- расширить представления педагогов о многообразии самодельных
шумовых музыкальных инструментов;
- пробудить интерес участников к созданию собственных игрушек для детей
дошкольного возраста;
- показать приёмы и способы изготовления шумовых инструментов из
бросовых материалов.
Предварительная работа педагога:
- изготовление шумовых инструментов из бросового материала;
- подбор музыкального материала;
- разработка слайдов презентаций.
Оборудование:
Презентация Microsof Office Power Point , ноутбук , видео проектор, экран,
музыкальный центр, канцелярские товары, бросовый материал.
План мастер – класса :
- Теоретический этап «Названия шумовых инструментов из бросового
материала. Многообразие самодельных шумовых музыкальных
инструментов»
- Практический этап : «Изготовление шумовых инструментов из
бросового материала».
- Рефлексия
Ход проведения мастер – класса :
1 Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги ! Я рада приветствовать вас в
этом уютном зале. Надеюсь , что сегодня мы с вами проведём
время с пользой. Нужно ли тратить драгоценное время на
изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда
можно приобрести готовые – современные, яркие, разные ? Сейчас
их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведём речь не
о скрипке и фортепиано, а о шумовых инструментах , впервые
введённых в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.
Сколько выдумки и фантазии в «пошумелках», сделанных руками
педагогов, родителей и детей из разных баночек, трубочек ,
стаканчиков, дощечек.
Дети очень любят такие инструменты за яркость,
оригинальность, простоту в их изготовлении и использовании. Они
заставляют ребёнка по новому услышать мир звуков. Звуков вокруг
нас много, и они такие разные.
Каждый звук может стать музыкой , надо только настроиться
её услышать. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную
жизнь в обычные бытовые звуки: « Марш деревянных кубиков», «
Полька цветных фломастеров», « Вальс волшебной кисточки».
Детей привлекает не только звучание и вид инструментов , но
и то . что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них
звук. Использование самодельных шумовых инструментов при
музицировании позволяет ребёнку сочетать игру с пением и с
движениями , способствует развитию двигательной активности и
чувства ритма. Играя на самодельных музыкальных инструментах,
дети понимают все, что окружает нас , звучит , и каждый звук
может стать музыкой.
Всё в нашей жизни подчиняется определённому ритму. День
сменяется ночью, лето сменяет весну и т.д.
В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие ,
мозговая деятельность, так же подчинена разным ритмам.
И в музыке тоже есть ритм. Который считается одним из
центральных основополагающих элементов.
Если чувство ритма не совершенно. То у ребёнка слабо развита
речь, она не выразительна, либо слабо интонирована. Развитие
чувства ритма способствует развитию речи , помогает лёгкому
запоминанию стихотворений , развиваются интеллектуальные
способности ребёнка. Одной из самых увлекательных форм
музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для
ребёнка является рассказывание сказок – шумелок.
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании
даже самой простой , давно известной ребёнку сказки откроет
увлекательный мир музыкального творчества. Благодаря
использованию инструментов история и сказка становится более
интересной и яркой.
Сейчас мы сами попробуем озвучить сказку.
Предлагаю педагогам выбрать инструменты и даю время
проверить звучание . Во время использования импровизации
использую жесты и мимику, говорю медленно и выразительно ,
выдерживаю паузы. Вступление подсказываю взглядом , жестом.
Также мимикой и жестами подсказываю громкость и скорость
игры.
« Трусливый заяц»
Жил – был в лесу заяц – трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а
Ёжик в кустах вдруг как зашуршит ( шуршат)
Испугался заяц , и бежать . ( барабанит пальцами)
Бежал . бежал и присел на пенёк отдохнуть,
А дятел на сосне как застучит ( стучит кубиками)
Бросился заяц бежать ( барабан)
Бежал. Бежал, забежал в самую чащу,
А там сова крыльями как захлопает ( трещотки)
Побежал заяц из леса в поле ( барабан)
Но вдруг налетел ветер ( дует на лист бумаги)
Раздался гром, прямо над головой бедного зайца ( гремелка)
Полил сильный дождь ( шум дождя)
Заяц от страха забился под лист лопуха 1
Дождь быстро закончился ( шум дождя)
Заяц что есть силы помчался к реке ( барабан)
А на берегу речки лягушка сидела ( гусли из карандашей)
Увидела она зайца и прыгнула в воду ( звонарики)
Обрадовался заяц , что лягушка его испугалась и смело поскакал
обратно в лес ( барабан)
Обращаю внимание на то, из чего изготовлены инструменты.
Данные музыкальные инструменты не требуют больших
финансовых затрат , необходимо только приложить свою выдумку
и фантазию.
Сегодня я предлагаю вам изготовить из бросового материала
шумовые музыкальные инструменты и поиграть на них. Всё
необходимое для творчества у нас есть , осталось лишь приложить
ваше старание и фантазию.
2 Практическая часть
Необходимый материал для работы:
Ножницы . клей , скотч, фольга, цветная бумага , цветные ленты
разной длины , крупа ( рис, горох), бросовый материал:
пластмассовые яйца от киндер сюрпризов, суши палки,
пластмассовые банки из под сладкой ваты , банки из под
майонеза , пластмассовые бутылки из под йогурта.
Основная часть мастер – класса
( 12 мин):
Уважаемые педагоги , предлагаю вам попробовать сделать своими
руками музыкальные шумовые и ударные инструменты. Для этого
понадобятся коробочки, палочки, верёвочки – одним словом
бросовый материал, который найдётся в каждом доме.
Сделаем мы с вами 3 музыкальных инструмента.
Барабан
Колотушка
Маракас
Видите, задание большое – инструментов много и что бы работа
шла быстрее предлагаю объединиться в пары , а для этого
возьмите по коробочке на столе и посмотрите что в ней , там есть
необходимый материал.
Инструкция по изготовлению музыкального инструмента.
«Барабан»
Для изготовления потребуется : круглая продолговатая банка из
под чипсов типа « Принглс», суши – палки , цветной скотч, цветная
самоклеящаяся бумага ( скотч широкий).
Банку обклеить цветными полосками из самоклеящейся бумаги. С
помощью широкого скотча приклеить широкую тесьму ( померить
нужную длину, примотать с помощью круговых движений. Суши –
палки декорировать цветным скотчем инструмент готов.
«Колотушка»
Для изготовления потребуются : круглая продолговатая банка из
под чипсов типа «Принглс». Суши – палки, пуговица( бусина), нитки
( леску), цветная самоклеющееся бумага.
Банку декорировать цветной бумагой, цветным скотчем. В
продолговатой части банки ( из картона ) по середине с помощью
ножниц сделать отверстие ,в него просунуть суши палки.
Скотчем обмотать просунутую часть , а затем часть с другой
стороны таким образом закрепив палки.
С помощью большой иголки проткнуть продолговатую часть с
другой стороны и просунуть нитку с пуговицей на конце ( это
«язычок», который будет стучать по крышке , то по донышку банки).
Суши – палки можно так же декорировать цветным скотчем.
« Маракас»
Для изготовления потребуются : длинная бутылочка из под
йогурта . цветная самоклеющаяся бумага , крупа ( рис, горох), скотч.
Обклеиваем бутылку бумагой , засыпаем рис или горох, закрываем
крышкой .Обклеиваем крышку скотчем , чтобы крупа не
высыпалась.
Ну вот наши инструменты готовы и мы сейчас их испытаем. Сейчас
прозвучит музыка и каждый раз по показу дирижёра – будет
звучать ваш музыкальный инструмент.
« Музыканты мы сейчас»
Музыка Г. Вихарёвой
Посмотрите – ка на нас,
Музыканты мы сейчас.
Маракасы вот у нас,
Вот – они какие ( играют маракасы)
Посмотрите – ка на нас ,
Музыканты мы сейчас.
Барабаны взяли,
Громко заиграли !( играют на барабанах)
Посмотрите – ка на нас
Музыканты мы сейчас,
Колотушки – вот они , звонкие какие !(играют на колотушках)
Посмотрите – ка на нас ,
Музыканты мы сейчас,
Дружно с музыкой живём,
Никогда, не устаём ! ( играют все на инструментах)
Вот умолкли инструменты , слышу я со всех сторон, раздались
аплодисменты музыканты на поклон.