Автор: Морозова Татьяна Леонидовна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУДО "ЦВР "Подросток"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА – КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Раздел: дополнительное образование
21.11.2025
Методист секции «Торговое дело» ОПП
Морозова Татьяна Леонидовна
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА – КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ
БЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Единая методическая тема: совершенствование педагогической деятельности
через профессиональное развитие, самореализацию педагога и повышение его
методической активности на основе личностно-ориентированной парадигмы образования.
Основными характеристиками современного мира сегодня выступают такие его
качества, как развитие, изменчивость, динамизм, новизна. И если совсем недавно
полученное человеком образование позволяло ему достаточно комфортно чувствовать
себя в окружающем мире относительно долгое время, то в настоящий момент ситуация
кардинально изменилась. Мир развивается настолько динамично и непредсказуемо, что
знания, которые человек получает сегодня, завтра могут быть уже не востребованы, т.е.
процесс получения знаний и их устаревания происходит практически одновременно. В
таких условиях работа педагога усложняется многократно, и единственный выход из этой
ситуации постоянно заниматься самообразованием, т.е. принцип «образование через всю
жизнь», должен стать главным в профессиональной деятельности любого современного
педагога.
Мы будем опираться на два основных понятия – «профессионализм» и
«компетентность». Профессионализм – это особое свойство систематически, эффективно
и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. От
профессионализма стоит отличать такое понятие, как «компетентность». Компетентность
входит в профессионализм в качестве основного элемента, но данные понятия не
тождественны.
Компетентность
– это наличие знаний и опыта, необходимых для
эффективной деятельности в заданной предметной области.
По своему объему понятие «профессионализм» шире, так как включает в себя и
особый взгляд на жизнь (мировоззрение), и особую систему отношений к себе, к своей
работе, к другим людям. Одним словом, компетентность – это одна из основных, но не
единственная составляющая профессионализма.
Таким образом, если мы называем педагога профессионально компетентным, это
значит, что он осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне и
демонстрирует стабильные положительные результаты. Основу его деятельности в
первую очередь составляют сформированные педагогические компетенции: предметная,
методическая, психолого-педагогическая.
От профессиональной подготовки современных педагогов напрямую зависит и
качество современного образования. Требования, предъявляемые сегодня обществом и
социальным заказом родителей и будущих работодателей к современному выпускнику,
очень высоки. Основные характеристики, которым должен соответствовать выпускник
современной школы, прописаны в новом федеральном образовательном стандарте. Вот
некоторые из них.
Нынешний выпускник – это человек креативный и критически мыслящий, осознающий
ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни;
-
подготовленный
к
осознанному
выбору
профессии,
понимающий
значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Профессия педагога имеет свою особенность: педагог работает с учащимся, а
значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем
совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в
педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения
профессионализма.
Какие же механизмы могут организовать деятельность педагога, направленную на
развитие профессиональных педагогических компетенций?
Профессиональный рост педагога включает в себя несколько аспектов: развитие
теоретических знаний, улучшение практических навыков, внедрение инновационных
методов обучения и воспитания, а также активное участие в методической и
исследовательской деятельности.
Одним из основных инструментов профессионального роста является повышение
квалификации педагогов. Это могут быть как традиционные курсы, семинары, тренинги,
так и участие в онлайн-курсах, вебинарах и программах дистанционного обучения.
Современные технологии позволяют педагогам выбирать наиболее подходящие для себя
формы
повышения
квалификации,
что
способствует
индивидуализации
их
профессионального роста (вариативность в том числе). Важно, чтобы программа
повышения квалификации не только обновляла знания педагогов, но и развивала навыки
применения новых технологий, методов обучения и воспитания.
Грамотно
выстроенная
система
методической
работы
в
образовательном
учреждении.
При
этом
первоначальное
выявление
уровня
профессиональной
компетентности
педагога
через
диагностирование,
тестирование
и
пр.
позволит
определить пути совершенствования профессиональных навыков педагога. С первой
минуты появления молодого педагога необходимо предусмотреть помощь педагогов-
наставников на этапах разработки учебных занятий, индивидуальные консультации,
посещение учебных занятий, помощь в выстраивании корректных взаимоотношений с
обучающимися, родителями и коллегами. Далее необходимо определить те самые
механизмы развития профессионализма учителя. В рамках методической системы
образовательного учреждения и муниципалитета предусмотрены различные мероприятия,
позволяющие педагогам изучить передовой педагогический опыт, представить свои
разработки, посетить учебные занятия.
Современное образование требует от учителя умения работать с различными
инновационными технологиями. Эти технологии могут включать в себя использование
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), дистанционных образовательных
платформ, а также внедрение интерактивных методов обучения, таких как проектная
методика, проблемное обучение и другие.
Помимо знаний и навыков, педагог должен обладать определенными личностными
качествами, такими как терпимость, эмпатия, умение работать в команде, способность к
саморазвитию и рефлексии. Эти качества важны для установления доверительных
отношений с учащимися, создания комфортной образовательной среды и эффективной
работы с родителями.
Развитие этих личных качеств также является частью профессионального роста.
Методисты должны помогать педагогам развивать эмоциональный интеллект, управлять
стрессом, мотивировать учащихся и работать с их индивидуальными потребностями. Это
можно
осуществлять
через
участие
в
тренингах,
мастер-классах
по
психолого-
педагогической подготовке, а также через наставничество и консультации.
Одним из важнейших аспектов профессионального роста педагога является
самоанализ и рефлексия своей работы. Это позволяет педагогу оценивать собственные
достижения и недостатки, выявлять проблемы в педагогической практике и искать пути
их решения. Важно, чтобы педагог учился не только принимать критику, но и
самостоятельно анализировать свою деятельность, что способствует улучшению качества
преподавания.
Повышению уровня профессионализма педагога также способствует его участие в
профессиональных конкурсах, например, «Сердце отдаю детям».
Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности
педагога – это самообразование. Сегодня используются самые разнообразные формы
организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй
специальности,
профессиональная
переподготовка,
непрерывное
повышение
квалификации. Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается
саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на
образовательном процессе.
Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий
продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования педагога
обязательно прописывается список результатов, которые должны быть достигнуты за
определенный
срок.
Например,
повышение
качества
успеваемости,
разработка
методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного
уровня, разработка дидактических материалов и пр.
В заключение можно отметить, что профессиональный рост педагога является
важнейшим условием для обеспечения качества образования. Совершенствование
педагогических знаний и навыков, внедрение инновационных методов, развитие
личностных качеств — все это способствует повышению качества учебного процесса и
улучшению результатов обучающихся. В результате постоянного профессионального
развития педагогов создаются условия для формирования качественного и эффективного
образовательного процесса, что в конечном итоге ведет к успешному обучению и
воспитанию учащихся.