Напоминание

Интегративное обучение детей в ДОУ


Автор: Черашева Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №121"
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: Доклад
Тема: Интегративное обучение детей в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современная педагогическая технология – интегративное обучение детей дошкольного

возраста».

Интеграция — это объединение отдельных составных частей с помощью определенных

действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект.

Интегрировать — соединять, объединять, переплетать, спаивать, вставлять, внедрять.

Приведем пару примеров:

1. Сборка кусочков, пазлов в цельную картину.

2. Соединение разных наук в один факультет: теория музыки и дирижирование хором -

теоретико-дирижерский факультет, биология и химия – Биолого-химический факультет.

3. Соединяя разные сигналы органов чувств, человеческий мозг создаёт картину – вкус еды,

температуру окружающей среды и тд.

Дошкольный возраст – это время познания мира и себя. Именно в этот период дети с

особым рвением проявляют свои возможности и способности в абсолютно разных ситуациях,

решают задачи и накапливают умения. Интегрированный подход заложит прочный фундамент

познаний и научит воспринимать мир более широко и разнообразно.

В обучении интеграция помогает собрать разносторонние знания в единую систему, даёт

возможность сформировать целостное понятие об окружающем мире, помогает преодолеть

барьер между теоретическим и практическим восприятием.

Преимущества интегрированной технологии развития:

- повышает мотивацию, формирует познавательный интерес

- способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета или явления с

разных сторон

- способствует раскрепощению ребёнка в творчестве

- позволяет систематизировать занятия

- расширяет рамки индивидуальной работы с ребёнком в рамках групповых занятий.

Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ К. Ю. Белая рекомендует:

— определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать

созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

— проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого

наиболее важна;

— учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

— определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;

— выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например,

тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с

ним;

— продумать развивающие задачи;

— использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с

конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в

активную речь детей номинативной и понятийной лексики);

— учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать

большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный,

раздаточный, игровой);

— использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные

ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.);

— учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и

проведения интегрированных занятий.

Примеры сочетания разных образовательных областей в интегрированное занятие:

— музыка + познание (математика);

— коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;

— коммуникация (речь) + музыка + изобразительная деятельность (рисование) +

художественная литература;

— познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;

— познание (математика) + изобразительная деятельность;

— здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная

литература, музыка и другие;

— познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) +

изобразительная деятельность + коммуникация (общение, речь).

Методики проведения и структура обычного и интегрированного занятий существенно

отличаются друг от друга.

Требования к структуре интегрированного занятия:

— четкость, компактность, сжатость учебного материала;

— продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы

на каждом занятии;

— взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на

каждом занятии;

— большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;

— систематичность и доступность изложения материала;

— необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Задачи для педагога на интегрированном занятии:

- Подчинить всё занятие авторскому замыслу (исходя из интересов и возможностей детей)

- Стимулировать детскую активность

Формы проведения интегрированного занятия:

- Занятие - игра

- Занятие - беседа

- Занятие - салон

- Занятие - путешествие

- Занятие - праздник

- Занятие - проект

- Занятие – эксперимент

Примерная структура интегрированного занятия:

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к

поиску ее решения (Например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не

будет воды?»).

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного

вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.). Параллельно идет работа

по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая

игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее

усвоенной.

Специфика анализа интегрированного занятия по С. В.Кульневичу:

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково

сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных разделов (парциальных

программ) в процессе интеграции?

3. Направление в объем интегрируемых разделов,в чем он выражается:

— в создании нового раздела (программы);

— цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

— единичных интегративных занятий.

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:

5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на

предмет (объект, явление?

7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному

занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа

или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов

и воспитанников (разумность сочетания).

9. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление

сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и

содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими

материалах.

10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей

единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура

суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Интегрированная технология образования, это возможность бесконечной творческой

реализации, совершенствования педагога и крайне интересная форма развития и образования

для детей.



В раздел образования