Автор: Черашева Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №121"
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: Доклад
Тема: Интегративное обучение детей в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
«Современная педагогическая технология – интегративное обучение детей дошкольного
возраста».
Интеграция — это объединение отдельных составных частей с помощью определенных
действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект.
Интегрировать — соединять, объединять, переплетать, спаивать, вставлять, внедрять.
Приведем пару примеров:
1. Сборка кусочков, пазлов в цельную картину.
2. Соединение разных наук в один факультет: теория музыки и дирижирование хором -
теоретико-дирижерский факультет, биология и химия – Биолого-химический факультет.
3. Соединяя разные сигналы органов чувств, человеческий мозг создаёт картину – вкус еды,
температуру окружающей среды и тд.
Дошкольный возраст – это время познания мира и себя. Именно в этот период дети с
особым рвением проявляют свои возможности и способности в абсолютно разных ситуациях,
решают задачи и накапливают умения. Интегрированный подход заложит прочный фундамент
познаний и научит воспринимать мир более широко и разнообразно.
В обучении интеграция помогает собрать разносторонние знания в единую систему, даёт
возможность сформировать целостное понятие об окружающем мире, помогает преодолеть
барьер между теоретическим и практическим восприятием.
Преимущества интегрированной технологии развития:
- повышает мотивацию, формирует познавательный интерес
- способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета или явления с
разных сторон
- способствует раскрепощению ребёнка в творчестве
- позволяет систематизировать занятия
- расширяет рамки индивидуальной работы с ребёнком в рамках групповых занятий.
Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ К. Ю. Белая рекомендует:
— определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать
созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
— проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого
наиболее важна;
— учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
— определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;
— выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например,
тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с
ним;
— продумать развивающие задачи;
— использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с
конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в
активную речь детей номинативной и понятийной лексики);
— учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать
большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный,
раздаточный, игровой);
— использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные
ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.);
— учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и
проведения интегрированных занятий.
Примеры сочетания разных образовательных областей в интегрированное занятие:
— музыка + познание (математика);
— коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;
— коммуникация (речь) + музыка + изобразительная деятельность (рисование) +
художественная литература;
— познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;
— познание (математика) + изобразительная деятельность;
— здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная
литература, музыка и другие;
— познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) +
изобразительная деятельность + коммуникация (общение, речь).
Методики проведения и структура обычного и интегрированного занятий существенно
отличаются друг от друга.
Требования к структуре интегрированного занятия:
— четкость, компактность, сжатость учебного материала;
— продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
на каждом занятии;
— взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на
каждом занятии;
— большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
— систематичность и доступность изложения материала;
— необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Задачи для педагога на интегрированном занятии:
- Подчинить всё занятие авторскому замыслу (исходя из интересов и возможностей детей)
- Стимулировать детскую активность
Формы проведения интегрированного занятия:
- Занятие - игра
- Занятие - беседа
- Занятие - салон
- Занятие - путешествие
- Занятие - праздник
- Занятие - проект
- Занятие – эксперимент
Примерная структура интегрированного занятия:
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к
поиску ее решения (Например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не
будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного
вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.). Параллельно идет работа
по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая
игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее
усвоенной.
Специфика анализа интегрированного занятия по С. В.Кульневичу:
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково
сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных разделов (парциальных
программ) в процессе интеграции?
3. Направление в объем интегрируемых разделов,в чем он выражается:
— в создании нового раздела (программы);
— цикла (блока) периодически повторяемых занятий;
— единичных интегративных занятий.
4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:
5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на
предмет (объект, явление?
7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному
занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа
или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).
8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов
и воспитанников (разумность сочетания).
9. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление
сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и
содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими
материалах.
10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей
единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура
суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Интегрированная технология образования, это возможность бесконечной творческой
реализации, совершенствования педагога и крайне интересная форма развития и образования
для детей.