Напоминание

Некоторые аспекты специфики работы с детьми с ОВЗ в детской школе искусств в классе фортепиано


Автор: Елобогоева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан -Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан -Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые аспекты специфики работы с детьми с ОВЗ в детской школе искусств в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель фортепиано

МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан-Удэ

Елобогоева Наталья

Владимировна

Некоторые аспекты специфики работы с детьми с ОВЗ в детской

школе искусств в классе фортепиано.

Современная система дополнительного образования, в том числе и детские школы

искусств, переживает процесс трансформации, направленный на обеспечение равных

возможностей для всех детей. Инклюзивное образование становится необходимостью и

отражением гуманистических принципов общества.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе фортепиано –

это сложная, но невероятно благодарная задача, требующая от педагога не только

высокого профессионального мастерства, но и глубоких знаний в области специальной

педагогики и психологии, гибкости, терпения и искренней веры в потенциал каждого

ребенка. Специфика этой работы заключается в необходимости создания адаптированной

образовательной среды, где музыка становится не только целью обучения, но и мощным

инструментом реабилитации, социализации и личностного роста.

Психолого-педагогические основы и принципы работы:

Первым и фундаментальным шагом в работе с особым ребенком является

установление доверительного контакта и проведение тщательной диагностики. Важно

понимать, что термин «ОВЗ» объединяет крайне разнородную группу детей с различными

нарушениями: интеллектуальными, сенсорными (слух, зрение), опорно-двигательного

аппарата, расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими. Следовательно, не

существует универсальной методики – необходим сугубо индивидуальный подход.

Ключевые принципы работы педагога:

1.

Индивидуализация. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный

образовательный маршрут (ИОМ), который учитывает его психофизические

особенности, интересы и темп освоения материала.

2.

Доступность. Задачи, поставленные перед учеником, должны находиться в

«зоне его ближайшего развития». Это означает, что они должны быть

достаточно сложными, чтобы стимулировать рост, но при этом достижимыми с

помощью педагога. Успех, даже самый маленький, является мощнейшим

мотиватором.

3.

Комфортная психологическая среда. На уроке необходимо создать атмосферу

безопасности, принятия и поддержки. Страх ошибки или осуждения парализует

волю

и

желание

заниматься.

Педагог

должен

быть

эмоциональным

регулятором, умеющим снять тревожность и направить энергию ребенка в

конструктивное русло.

4.

Системность и постоянство. Занятия должны быть регулярными, а требования

– последовательными. Для многих детей с ОВЗ (особенно с РАС или

интеллектуальными нарушениями) очень важны ритуалы и предсказуемость

структуры урока.

Адаптация методик обучения игре на фортепиано для различных нозологий:

Адаптация затрагивает все компоненты обучения: репертуар, технику, работу с

нотным текстом и сам процесс коммуникации на уроке. Рассмотрим этот момент с точки

зрения особенностей заболевания.

1.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Основная сложность– ограниченная или нарушенная моторика рук, координация,

мышечная слабость или гипертонус. На что важно обратить внимание:

- Адаптация инструмента: Возможно использование специальных подставок для ног и

сидений, обеспечивающих правильную и устойчивую позу.

- Адаптация репертуара: Подбор пьес с узким расположением звуков, без больших

скачков. Акцент делается на мелодиях, исполняемых нон легато, или, наоборот, на

стаккато, если это помогает снять гипертонус. Широко используется упрощение фактуры

– например, игра мелодии одним пальцем, а аккомпанемента – кластером (всей ладонью)

или упрощенной последовательностью аккордов.

- Развитие техники: Упражнения направлены не на силу и беглость, а на точность,

координацию и независимость движений. Полезны занятия на развитие мелкой моторики

вне инструмента.

2. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Главные проблемы – трудности с коммуникацией, склонность к стереотипам,

сенсорная гипер или гипочувствительность. Придерживаемся следующих моментов:

- Структурирование урока: Четкий, повторяющийся из урока в урок план: «приветствие –

гаммы – разучивание пьесы – игра по нотам – творческое задание – прощание». Это

снижает тревожность.

- Использование специальных интересов: Если ребенок увлечен, например, поездами,

можно подбирать пьесы с «поездной» тематикой («Паровоз» Г. Портнова) или сочинять

мелодии вместе с ним на эту тему.

- Альтернативная коммуникация: Часто эффективнее словесных инструкций («возьми ми-

бемоль») оказываются зрительные подсказки – цветные стикеры на клавишах, карточки с

изображением действий.

- Учет сенсорных особенностей: Ребенок с гипочувствительностью может сильно бить по

клавишам, а с гиперчувствительностью – бояться громкого звука. Педагог должен

регулировать динамику, что легче сделать на электронном инструменте.

2.

Дети с интеллектуальными нарушениями

Процесс обучения строится на максимальной наглядности, повторении и связи с

практикой, где мы используем следующие методы работы:

- Упрощение материала: Сложные теоретические понятия исключаются. Обучение

строится по принципу «от простого к сложному» через подражание педагогу.

- Игровые технологии: Обучение нотам в форме сказки, где каждый звук – это персонаж.

Ритмические упражнения проходят в форме подвижных игр с хлопками и притопами.

- Короткие задания и частая смена деятельности: Концентрация внимания у таких детей

часто снижена, поэтому урок дробится на небольшие блоки по 5-7 минут: послушали,

поиграли, порисовали ноты, похлопали ритм.

Роль концертной деятельности и оценка успехов

Для ребенка с ОВЗ выход на сцену – это не просто демонстрация навыков, а

важнейший акт социальной интеграции и самоутверждения. Однако подготовка к

публичному выступлению должна быть особенно тщательной.

- Адаптация концертной практики: Выступление может проходить в малом зале, перед

самыми близкими людьми. Формат может быть нестандартным: совместное исполнение с

педагогом (на четыре руки), исполнение одной короткой, но идеально выученной пьесы,

участие в инклюзивных ансамблях (например, с орф-инструментами).

- Альтернатива традиционным экзаменам: Вместо строгой оценки по пятибалльной шкале

эффективнее использовать систему «портфолио», где фиксируются все достижения

ученика (выученные пьесы, участие в концертах, творческие работы), или проводить

творческие показы в неформальной обстановке.

- Акцент на процессе, а не результате: Главным достижением считается не техническая

беглость, а личный прогресс ребенка: улучшилась ли координация, стал ли он более

общительным, появился ли у него интерес к музыке.

Работа с детьми с ОВЗ в классе фортепиано в ДШИ – это педагогическое искусство

высочайшего уровня. Она требует от педагога отказа от шаблонов, постоянного

творческого поиска и профессионального роста. Преодолевая трудности вместе со своим

учеником, педагог открывает для него дверь в мир музыки, который дает уникальные

возможности для самовыражения, преодоления барьеров и обретения веры в себя.



В раздел образования