Автор: Елобогоева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан -Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан -Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые аспекты специфики работы с детьми с ОВЗ в детской школе искусств в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель фортепиано
МБУ ДО ДШИ №8 г. Улан-Удэ
Елобогоева Наталья
Владимировна
Некоторые аспекты специфики работы с детьми с ОВЗ в детской
школе искусств в классе фортепиано.
Современная система дополнительного образования, в том числе и детские школы
искусств, переживает процесс трансформации, направленный на обеспечение равных
возможностей для всех детей. Инклюзивное образование становится необходимостью и
отражением гуманистических принципов общества.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе фортепиано –
это сложная, но невероятно благодарная задача, требующая от педагога не только
высокого профессионального мастерства, но и глубоких знаний в области специальной
педагогики и психологии, гибкости, терпения и искренней веры в потенциал каждого
ребенка. Специфика этой работы заключается в необходимости создания адаптированной
образовательной среды, где музыка становится не только целью обучения, но и мощным
инструментом реабилитации, социализации и личностного роста.
Психолого-педагогические основы и принципы работы:
Первым и фундаментальным шагом в работе с особым ребенком является
установление доверительного контакта и проведение тщательной диагностики. Важно
понимать, что термин «ОВЗ» объединяет крайне разнородную группу детей с различными
нарушениями: интеллектуальными, сенсорными (слух, зрение), опорно-двигательного
аппарата, расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими. Следовательно, не
существует универсальной методики – необходим сугубо индивидуальный подход.
Ключевые принципы работы педагога:
1.
Индивидуализация. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ), который учитывает его психофизические
особенности, интересы и темп освоения материала.
2.
Доступность. Задачи, поставленные перед учеником, должны находиться в
«зоне его ближайшего развития». Это означает, что они должны быть
достаточно сложными, чтобы стимулировать рост, но при этом достижимыми с
помощью педагога. Успех, даже самый маленький, является мощнейшим
мотиватором.
3.
Комфортная психологическая среда. На уроке необходимо создать атмосферу
безопасности, принятия и поддержки. Страх ошибки или осуждения парализует
волю
и
желание
заниматься.
Педагог
должен
быть
эмоциональным
регулятором, умеющим снять тревожность и направить энергию ребенка в
конструктивное русло.
4.
Системность и постоянство. Занятия должны быть регулярными, а требования
– последовательными. Для многих детей с ОВЗ (особенно с РАС или
интеллектуальными нарушениями) очень важны ритуалы и предсказуемость
структуры урока.
Адаптация методик обучения игре на фортепиано для различных нозологий:
Адаптация затрагивает все компоненты обучения: репертуар, технику, работу с
нотным текстом и сам процесс коммуникации на уроке. Рассмотрим этот момент с точки
зрения особенностей заболевания.
1.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Основная сложность– ограниченная или нарушенная моторика рук, координация,
мышечная слабость или гипертонус. На что важно обратить внимание:
- Адаптация инструмента: Возможно использование специальных подставок для ног и
сидений, обеспечивающих правильную и устойчивую позу.
- Адаптация репертуара: Подбор пьес с узким расположением звуков, без больших
скачков. Акцент делается на мелодиях, исполняемых нон легато, или, наоборот, на
стаккато, если это помогает снять гипертонус. Широко используется упрощение фактуры
– например, игра мелодии одним пальцем, а аккомпанемента – кластером (всей ладонью)
или упрощенной последовательностью аккордов.
- Развитие техники: Упражнения направлены не на силу и беглость, а на точность,
координацию и независимость движений. Полезны занятия на развитие мелкой моторики
вне инструмента.
2. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Главные проблемы – трудности с коммуникацией, склонность к стереотипам,
сенсорная гипер или гипочувствительность. Придерживаемся следующих моментов:
- Структурирование урока: Четкий, повторяющийся из урока в урок план: «приветствие –
гаммы – разучивание пьесы – игра по нотам – творческое задание – прощание». Это
снижает тревожность.
- Использование специальных интересов: Если ребенок увлечен, например, поездами,
можно подбирать пьесы с «поездной» тематикой («Паровоз» Г. Портнова) или сочинять
мелодии вместе с ним на эту тему.
- Альтернативная коммуникация: Часто эффективнее словесных инструкций («возьми ми-
бемоль») оказываются зрительные подсказки – цветные стикеры на клавишах, карточки с
изображением действий.
- Учет сенсорных особенностей: Ребенок с гипочувствительностью может сильно бить по
клавишам, а с гиперчувствительностью – бояться громкого звука. Педагог должен
регулировать динамику, что легче сделать на электронном инструменте.
2.
Дети с интеллектуальными нарушениями
Процесс обучения строится на максимальной наглядности, повторении и связи с
практикой, где мы используем следующие методы работы:
- Упрощение материала: Сложные теоретические понятия исключаются. Обучение
строится по принципу «от простого к сложному» через подражание педагогу.
- Игровые технологии: Обучение нотам в форме сказки, где каждый звук – это персонаж.
Ритмические упражнения проходят в форме подвижных игр с хлопками и притопами.
- Короткие задания и частая смена деятельности: Концентрация внимания у таких детей
часто снижена, поэтому урок дробится на небольшие блоки по 5-7 минут: послушали,
поиграли, порисовали ноты, похлопали ритм.
Роль концертной деятельности и оценка успехов
Для ребенка с ОВЗ выход на сцену – это не просто демонстрация навыков, а
важнейший акт социальной интеграции и самоутверждения. Однако подготовка к
публичному выступлению должна быть особенно тщательной.
- Адаптация концертной практики: Выступление может проходить в малом зале, перед
самыми близкими людьми. Формат может быть нестандартным: совместное исполнение с
педагогом (на четыре руки), исполнение одной короткой, но идеально выученной пьесы,
участие в инклюзивных ансамблях (например, с орф-инструментами).
- Альтернатива традиционным экзаменам: Вместо строгой оценки по пятибалльной шкале
эффективнее использовать систему «портфолио», где фиксируются все достижения
ученика (выученные пьесы, участие в концертах, творческие работы), или проводить
творческие показы в неформальной обстановке.
- Акцент на процессе, а не результате: Главным достижением считается не техническая
беглость, а личный прогресс ребенка: улучшилась ли координация, стал ли он более
общительным, появился ли у него интерес к музыке.
Работа с детьми с ОВЗ в классе фортепиано в ДШИ – это педагогическое искусство
высочайшего уровня. Она требует от педагога отказа от шаблонов, постоянного
творческого поиска и профессионального роста. Преодолевая трудности вместе со своим
учеником, педагог открывает для него дверь в мир музыки, который дает уникальные
возможности для самовыражения, преодоления барьеров и обретения веры в себя.