Напоминание

«Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Урванцева Ольга Витальевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детского сада "Теремок"
Населённый пункт: пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Особенности воспитания толерантности у детей старшего

дошкольного возраста»

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так

называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью

является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая

личность.

Толерантность

нужно

воспитывать,

путем

развития

хороших

привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире

непохожих людей.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и

обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно

формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в

процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и

взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и

привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного

учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с

определённым

багажом

знаний,

умений

и

навыков,

но

и

люди

самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей

жизненной позиции.

Толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства,

отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры,

норм, верований. Толерантность-это готовность принять других такими, какие

они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь

она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных

сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции

зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если

потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к

позициям и ценностям других людей.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее

базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление

базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к

общим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться

ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты

времени,

приобщается

к

универсальным (всеобщим) средствам

жизнедеятельности людей.

Методических

разработок

по

воспитанию

у

детей

таких

нравственных

ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих

развитию

взаимопонимания,

терпимости,

открытости

и

дружелюбия,

в

настоящее время недостаточно.

Остановимся на кратком рассмотрении особенностей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного

маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте

происходит

формирование

у

детей

навыков

уважительного

и

доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями

разных

культур,

умение

воспринимать

окружающее

как

результат

сотрудничества

людей

разных

национальностей,

разного

этнического

происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его,

возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые

семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет

как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не

умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную,

активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики

ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном

возрасте

является

формирование

основ

личности.

Ребенок

начинает

осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя

оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои

непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в

определенных

пределах

управлять

своим

поведением

и

деятельностью,

предвидеть

ее

результат

и

контролировать

выполнение.

Усложняется

эмоциональная

жизнь

дошкольника:

обогащается

содержание

эмоций,

формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять

эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С

развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более

рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок

усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию

эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение

с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания

других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их

внешнему

проявлению,

через

мимику

и

пантомимику.

Ребенок

может

сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в

сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Новыми объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей,

являются животные, птицы.

Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что

создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в

последствии

обеспечит

эффективность

их

применения.

Развитие

эмоционально-чувственного мира ребенка-дошкольника, когда он ощущает

себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего

усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном

учреждении. Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный

образ будущего события, например, воспитатель в детском саду может

попросить привести в порядок помещение после игры или рассказать детям,

как им будет приятно увидеть свою комнату чистой.

Много новых чувств возникает у дошкольников в связи с новыми условиями

жизни. Это прежде всего жизнь в группе детского сада, где между детьми

складываются

начальные

формы

коллективистических

отношений.

Потребность общения именно со сверстниками, потребность в совместных

играх дети обычно начинают осознавать после 4 лет.

Потребность

в

совместной

деятельности,

правильно

используемая

воспитателем, может стать началом формирования высших человеческих

чувств.

Исследования А.И. Аржановой, В.А. Горбачевой, И.Р. Ключаревой, А.В.

Булатовой,

Т.А.

Репиной,

М.И.

Тимошенко,

Н.И.

Лысенко,

в

противоположность

утверждениям

некоторых

зарубежных

психологов (Э.

Болдуин, Э. Клапаред, Дж. Сёлли), показывают, что ребенок до 7 лет отнюдь не

проявляет себя как эгоцентрик, который якобы слеп и глух к жизни и

переживаниям других детей. Дети 3-4 лет проявляют трогательную заботу о

матери.

Однако, бурно радуясь приезду бабушки, дети иногда поражают взрослых

своим бездушием, черствостью, не реагируя на тяжелое горе, которое

переживает вся семья.

Такая

противоречивость

типична

для

нестойких

и

еще

недостаточно

обоснованных чувств детей. Дошкольники не могут еще различать степень

значимости событий.

В дошкольном возрасте при условии хорошо организованного детского

коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских

чувств. По данным М.И. Тимошенко и А.В. Булатовой, между многими детьми

старшей группы устанавливаются отношения дружбы. Ребенок скучает без

друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за

друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в

помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь,

формирует у шести-, семилетних детей чуткость и заботливость как черту

характера. Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в

дошкольном

возрасте,

особое

значение

имеет

воспитание

чувства

патриотизма. Знакомство детей-дошкольников с жизнью родной страны, с ее

героями, изобретателями, полководцами, писателями формирует у ребенка

чувство гордости и любви к своей стране. Дети не сразу разбираются в том,

какое понятие шире – страна или город, но у них формируется бережное и

зоркое отношение ко всему родному, которое всегда и самое лучшее, и самое

благородное. Но шести-, семилетнему ребенку очень трудно разобраться в

многообразных явлениях жизни.

К концу дошкольного возраста для детей становятся значимыми моральные

критерии. Шести-, семилетний ребенок объясняет, что нельзя драться, потому

что стыдно обижать товарища.

Таким образом, в основе моральных чувств детей лежат знания. Однако до тех

пор,

пока

оценочное

отношение

к

различным

фактам

и

явлениям

действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о

хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько-нибудь воспитанных

чувствах. В том и состоит специфика чувств, что в них особенно убедительно

проявляется единство отражения и отношения человека к действительности.

Это единство у детей дошкольного возраста только начинает формироваться.

Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые

читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое

оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей,

самое

существенное

в

формировании

нравственных

чувств

это

непосредственное проявление их в реальных практических поступках и

действиях детей. А таких дел, доступных пяти-, семилетним детям, полезных

обществу и радостных для самих ребят, воспитатель находит немало. Это и

помощь взрослым в уборке территории детского сада, и уход за цветами,

клумбами, деревьями и животными в живом уголке, и украшение помещения

к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому.

В

воспитании

нравственных

чувств

необходима

органическая

связь

знаний (правильных

представлений

и

понятий),

оценочных

отношений (хорошо, плохо, благородно) и практических действий, на основе

которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое

отношение к людям, аккуратное обращение с вещами, организованность

поведения. В практике повседневной деятельности и разнообразного общения

ребенка со сверстниками и взрослыми не только накапливаются его знания и

формируются оценки. Дети обогащают свой практический опыт общения с

людьми, опыт нравственного поведения.

Воспитание толерантности необходимо начинать в дошкольном возрасте,

именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития

многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами

толерантной

культуры

ребенка

дошкольного

возраста

понимают

общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения

детей

в

обществе,

общения

и

взаимодействия

с

людьми

разных

национальностей и культурных групп.

Ведущей

целью

общеобразовательной

программы «От

рождения

до

школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы и др) является создание благоприятных

условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,

формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие

психических

и

физических

качеств

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями,

подготовка

к

жизни

в

современном

обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности

дошкольника.

В программе задачи приобщения детей дошкольного возраста к моральным

нормам

реализуются

с

2

лет

через

игровую

деятельность,

в

которой

проявляется первый интерес к игровым действиям сверстникам. Через

приобщение

к

элементарным

общепринятым

нормам

и

правилам

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми способствовать накоплению

опыта доброжелательных отношений со сверстниками. Вводятся темы «Я в

мире

человек», «Мой

дом», «Народная

игрушка».

Перспективное

планирование в решении задач социально – личностного развития детей

проявляется через усложнение тем в соответствии с возрастом детей. Так для

детей 3-х летнего возраста рекомендуются темы «Я и моя семья», «Мой

дом,

мой

город», «Знакомство

с

народной

культурой

и

традициями».

В программе интегративный подход в решении образовательных задач

является

основным

и

представлен

по

каждому

возрастному

периоду

дошкольного

детства.

Задачи

образовательной

области «Социально-

коммуникативное развитие» решаются во всех других областях. Но само

понятие толерантности и межнациональной толерантности не введено в

программу.

В

общеобразовательной

программе «От

рождения

до

школы» (под

редакцией

Н.Е.

Вераксы

и

др.) разработано

примерное

комплексно

тематическое планирование на все возрастные группы. Вопросы, связанные с

формированием межнациональной толерантности, начинаю рассматриваться

со знакомства с народами, населяющими нашу планету, предлагается в

подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) через тему «Мой город, моя

страна, моя планета». Расширять представления об искусстве, традициях

и обычаях народов России, запланировано в теме «Народная культура и

традиции».

Тема «Знакомство

с

народной

культурой

и

традициями» представлена во всех возрастных группах, но понятие других

народов предлагается ввести авторами программы только в подготовительной

к школе группе.

В основу программы положена примерная основная общеобразовательная

программа «Детство» Т.А. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, раздел «В игре

ребенок развивается, познает мир, общается», «Ребенок входит в

мир социальных отношений», но изменённая с учётом особенностей

образовательного

учреждения,

возраста

и

уровня

подготовки

детей,

нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Отличительной

особенностью

программы

является

сконструированная

система

формирования

толерантности,

в

которой

определены

организационно-педагогические

условия,

пути

и

способы

реализации

комплексной образовательно-воспитательной деятельности, состоящей из

целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности),

содержательного (основные

и

специфические

факторы

формирования

толерантности), операционально-действенного (формы, методы, средства,

развивающая предметно – пространственная среда воспитания), оценочно

регулятивного (уровни

и

критерии

сформированности

толерантности) компонентов.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Модель толерантного воспитания

разработана

педагогическим

коллективом,

содержание

воспитательно-

образовательного процесса опирается на использование инновационных

педагогических технологий.

В основу модифицированной программы обучающей направленности «Я и

мир вокруг» положена программа В.И. Логиновой «Детство», раздел

"Старший дошкольник входит в мир социальных отношений», но изменённая

с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня

подготовки

детей,

режима

и

временных

параметров

осуществления

деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и

воспитания.

Представляет один из вариантов проектирования содержания дошкольного

уровня формирования толерантности с учётом государственного стандарта.

Программа обеспечивается примерным планом-содержанием с приложением,

включающем в себя примерные конспекты занятий по познавательному

развитию, сборник подвижных игр народов мира, сборник коммуникативных

игр, сказок народов мира, примерный конспект проведения родительского

собрания и др.

Специальный подбор литературы поможет воспитателю углубить знания

проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного

возраста.

Формирование

толерантности

целесообразно

начинать

со

старшего

дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для

воспитания

нравственности

и

толерантности,

именно

в

этом

возрасте

закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у

ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях

общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях, при этом своеобразие

национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Обычно

дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других

национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения:

осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их основе лежат следующие

факторы:

– детская непосредственность;

– ограниченный жизненный опыт;

– детская бестактность;

– отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре,

общение с ними и т.д.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на

игровые

методы

воспитания,

так

как

игра

является

основным

видом

деятельности детей дошкольного возраста.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на

занятиях,

во

время

досуга,

в

самостоятельной

игровой

деятельности,

всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея

экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа

педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у

дошкольников

является

взаимодействие

педагогов

и

родителей

детей.

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка

трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями

детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое

другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой

проблемы. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы

взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и

терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по

формированию

толерантности

у

детей

должна

проводиться

с

учетом

особенностей семейных взаимоотношений.

Проблема

воспитания

подрастающего

поколения

в

духе

толерантности

актуальна

в

настоящее

время

как

никогда,

так

как

она

обусловлена

изменениями

последних

десятилетий

в

экономической,

политической,

культурной жизни страны.

В

старшем

дошкольном

возрасте

следует

формировать

знания

о

государственной

символике (флаг,

герб,

гимн),

знакомить

с

понятием «Родина» (место,

где

родился

человек,

где

живут

его

родные), «столица» (главный

город

государства,

место

пребывания

правительства), «государство» (территория;

граница,

которая

показывает, где кончается государство; народ, его язык; армия для защиты

от врагов во время войны; культура; деньги); происхождением названия

нашей страны.

У детей формируется представление о том, что все люди на Земле – одна

семья, а сама Земля – наш общий дом.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была

плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и

разных видов деятельности дошкольников:

1.

проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства

детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе

которых сказки народов мира;

2.

сюжетно-ролевые

игры

дошкольников,

основной

целью

которых

является

освоение

и

практическое

применение

детьми

способов

толерантного взаимодействия;

3.

русские

народные

подвижные

игры,

такие

как «Гори,

гори

ясно», «Бояре» и другие;

4.

проведение

праздников,

на

примере

таких

как «Масленица», «Рождество» в

соответствии

с

народным

календарем;

5.

изучение

народных

праздников

ближайших

стран-соседей,

скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и

мусульманских стран;

6.

знакомство детей с традициями народов разных стран;

7)знакомство с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в

разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью

решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Если взять все программы вместе, то можно выделить основные критерии

оценки толерантности, куда вошли следующие параметры:

наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;

наличие

знаний

о

русских

и

зарубежных

писателях,

поэтах,

композиторах; знание сказок разных народов;

наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых

особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных

занятиях;

уровень

знаний

об

истории

города,

в

котором

живёт,

достопримечательностях, главных улицах;

уровень знаний о происхождении человека на Земле, о странах, людях,

их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;

умеет анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей

с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявляет уважение к

старшим, чуткость, вежливость, сострадание;

уровень умения управлять своими чувствами, настроением;

умеет

оказывать

помощь

другому

человеку;

договариваться,

устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не

обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они

есть;

понимает и принимает другую культуру; проявляет интерес к событиям

жизни детей разных народов;

уровень речевой активности в процессе выражения мыслей о своих

мечтах, планах на будущее, как готовиться к школе; рассказов о своих

достижениях, сравнивания результаты; анализе своих поступков и

поступков других людей.

Чтобы

определить

уровень

развития

толерантности,

можно

провести,

например игровую диагностическую методику М.И. Лисиной; использовать

наблюдения, тестовые упражнения «Сказка» (К. Тейлора), «Секрет» (Я. Л.

Коломинского); изучать детские творческие работы и т.д., в начале года, в

конце

года,

и

по

каждому

критерию

определить

в

процентном

отношении (высокий, средний, низкий).

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и

начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста,

поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, а

именно:

способность сопереживать

нравственные нормы

моральные критерии

начальные формы товарищеских и дружеских чувств.

Итак, воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста будет

осуществляться

наиболее

успешно,

если

в

образовательном

процессе

дошкольной

образовательной

организации

реализуются

следующие

педагогические условия:

использование разнообразных форм и методов обучения с элементами

коммуникативных технологий

построение предметно-пространственной среды группы, позволяющей

применять имеющиеся представления о способах общения и поведения

в различных жизненных ситуациях

сотрудничество

педагогов

и

родителей

с

учетом

воспитывающего

потенциала семьи.



В раздел образования