Автор: Урванцева Ольга Витальевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детского сада "Теремок"
Населённый пункт: пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Статья «Особенности воспитания толерантности у детей старшего
дошкольного возраста»
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так
называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью
является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая
личность.
Толерантность
нужно
воспитывать,
путем
развития
хороших
привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире
непохожих людей.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и
обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно
формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в
процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и
взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и
привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного
учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с
определённым
багажом
знаний,
умений
и
навыков,
но
и
люди
самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей
жизненной позиции.
Толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства,
отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры,
норм, верований. Толерантность-это готовность принять других такими, какие
они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь
она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных
сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции
зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если
потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к
позициям и ценностям других людей.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее
базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление
базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к
общим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться
ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты
времени,
приобщается
к
универсальным (всеобщим) средствам
жизнедеятельности людей.
Методических
разработок
по
воспитанию
у
детей
таких
нравственных
ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих
развитию
взаимопонимания,
терпимости,
открытости
и
дружелюбия,
в
настоящее время недостаточно.
Остановимся на кратком рассмотрении особенностей дошкольного возраста.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного
маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте
происходит
формирование
у
детей
навыков
уважительного
и
доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями
разных
культур,
умение
воспринимать
окружающее
как
результат
сотрудничества
людей
разных
национальностей,
разного
этнического
происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его,
возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые
семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет
как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не
умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную,
активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики
ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
Одним из основных направлений психического развития в дошкольном
возрасте
является
формирование
основ
личности.
Ребенок
начинает
осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя
оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои
непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в
определенных
пределах
управлять
своим
поведением
и
деятельностью,
предвидеть
ее
результат
и
контролировать
выполнение.
Усложняется
эмоциональная
жизнь
дошкольника:
обогащается
содержание
эмоций,
формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять
эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С
развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более
рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок
усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию
эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение
с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания
других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их
внешнему
проявлению,
через
мимику
и
пантомимику.
Ребенок
может
сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в
сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Новыми объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей,
являются животные, птицы.
Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что
создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в
последствии
обеспечит
эффективность
их
применения.
Развитие
эмоционально-чувственного мира ребенка-дошкольника, когда он ощущает
себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего
усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном
учреждении. Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный
образ будущего события, например, воспитатель в детском саду может
попросить привести в порядок помещение после игры или рассказать детям,
как им будет приятно увидеть свою комнату чистой.
Много новых чувств возникает у дошкольников в связи с новыми условиями
жизни. Это прежде всего жизнь в группе детского сада, где между детьми
складываются
начальные
формы
коллективистических
отношений.
Потребность общения именно со сверстниками, потребность в совместных
играх дети обычно начинают осознавать после 4 лет.
Потребность
в
совместной
деятельности,
правильно
используемая
воспитателем, может стать началом формирования высших человеческих
чувств.
Исследования А.И. Аржановой, В.А. Горбачевой, И.Р. Ключаревой, А.В.
Булатовой,
Т.А.
Репиной,
М.И.
Тимошенко,
Н.И.
Лысенко,
в
противоположность
утверждениям
некоторых
зарубежных
психологов (Э.
Болдуин, Э. Клапаред, Дж. Сёлли), показывают, что ребенок до 7 лет отнюдь не
проявляет себя как эгоцентрик, который якобы слеп и глух к жизни и
переживаниям других детей. Дети 3-4 лет проявляют трогательную заботу о
матери.
Однако, бурно радуясь приезду бабушки, дети иногда поражают взрослых
своим бездушием, черствостью, не реагируя на тяжелое горе, которое
переживает вся семья.
Такая
противоречивость
типична
для
нестойких
и
еще
недостаточно
обоснованных чувств детей. Дошкольники не могут еще различать степень
значимости событий.
В дошкольном возрасте при условии хорошо организованного детского
коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских
чувств. По данным М.И. Тимошенко и А.В. Булатовой, между многими детьми
старшей группы устанавливаются отношения дружбы. Ребенок скучает без
друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за
друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в
помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь,
формирует у шести-, семилетних детей чуткость и заботливость как черту
характера. Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в
дошкольном
возрасте,
особое
значение
имеет
воспитание
чувства
патриотизма. Знакомство детей-дошкольников с жизнью родной страны, с ее
героями, изобретателями, полководцами, писателями формирует у ребенка
чувство гордости и любви к своей стране. Дети не сразу разбираются в том,
какое понятие шире – страна или город, но у них формируется бережное и
зоркое отношение ко всему родному, которое всегда и самое лучшее, и самое
благородное. Но шести-, семилетнему ребенку очень трудно разобраться в
многообразных явлениях жизни.
К концу дошкольного возраста для детей становятся значимыми моральные
критерии. Шести-, семилетний ребенок объясняет, что нельзя драться, потому
что стыдно обижать товарища.
Таким образом, в основе моральных чувств детей лежат знания. Однако до тех
пор,
пока
оценочное
отношение
к
различным
фактам
и
явлениям
действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о
хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько-нибудь воспитанных
чувствах. В том и состоит специфика чувств, что в них особенно убедительно
проявляется единство отражения и отношения человека к действительности.
Это единство у детей дошкольного возраста только начинает формироваться.
Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые
читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое
оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей,
самое
существенное
в
формировании
нравственных
чувств
–
это
непосредственное проявление их в реальных практических поступках и
действиях детей. А таких дел, доступных пяти-, семилетним детям, полезных
обществу и радостных для самих ребят, воспитатель находит немало. Это и
помощь взрослым в уборке территории детского сада, и уход за цветами,
клумбами, деревьями и животными в живом уголке, и украшение помещения
к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому.
В
воспитании
нравственных
чувств
необходима
органическая
связь
знаний (правильных
представлений
и
понятий),
оценочных
отношений (хорошо, плохо, благородно) и практических действий, на основе
которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое
отношение к людям, аккуратное обращение с вещами, организованность
поведения. В практике повседневной деятельности и разнообразного общения
ребенка со сверстниками и взрослыми не только накапливаются его знания и
формируются оценки. Дети обогащают свой практический опыт общения с
людьми, опыт нравственного поведения.
Воспитание толерантности необходимо начинать в дошкольном возрасте,
именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития
многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами
толерантной
культуры
ребенка
дошкольного
возраста
понимают
общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения
детей
в
обществе,
общения
и
взаимодействия
с
людьми
разных
национальностей и культурных групп.
Ведущей
целью
общеобразовательной
программы «От
рождения
до
школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы и др) является создание благоприятных
условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических
и
физических
качеств
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями,
подготовка
к
жизни
в
современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
В программе задачи приобщения детей дошкольного возраста к моральным
нормам
реализуются
с
2
лет
через
игровую
деятельность,
в
которой
проявляется первый интерес к игровым действиям сверстникам. Через
приобщение
к
элементарным
общепринятым
нормам
и
правилам
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми способствовать накоплению
опыта доброжелательных отношений со сверстниками. Вводятся темы «Я в
мире
человек», «Мой
дом», «Народная
игрушка».
Перспективное
планирование в решении задач социально – личностного развития детей
проявляется через усложнение тем в соответствии с возрастом детей. Так для
детей 3-х летнего возраста рекомендуются темы «Я и моя семья», «Мой
дом,
мой
город», «Знакомство
с
народной
культурой
и
традициями».
В программе интегративный подход в решении образовательных задач
является
основным
и
представлен
по
каждому
возрастному
периоду
дошкольного
детства.
Задачи
образовательной
области «Социально-
коммуникативное развитие» решаются во всех других областях. Но само
понятие толерантности и межнациональной толерантности не введено в
программу.
В
общеобразовательной
программе «От
рождения
до
школы» (под
редакцией
Н.Е.
Вераксы
и
др.) разработано
примерное
комплексно
–
тематическое планирование на все возрастные группы. Вопросы, связанные с
формированием межнациональной толерантности, начинаю рассматриваться
со знакомства с народами, населяющими нашу планету, предлагается в
подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) через тему «Мой город, моя
страна, моя планета». Расширять представления об искусстве, традициях
и обычаях народов России, запланировано в теме «Народная культура и
традиции».
Тема «Знакомство
с
народной
культурой
и
традициями» представлена во всех возрастных группах, но понятие других
народов предлагается ввести авторами программы только в подготовительной
к школе группе.
В основу программы положена примерная основная общеобразовательная
программа «Детство» Т.А. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, раздел «В игре
ребенок развивается, познает мир, общается», «Ребенок входит в
мир социальных отношений», но изменённая с учётом особенностей
образовательного
учреждения,
возраста
и
уровня
подготовки
детей,
нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Отличительной
особенностью
программы
является
сконструированная
система
формирования
толерантности,
в
которой
определены
организационно-педагогические
условия,
пути
и
способы
реализации
комплексной образовательно-воспитательной деятельности, состоящей из
целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности),
содержательного (основные
и
специфические
факторы
формирования
толерантности), операционально-действенного (формы, методы, средства,
развивающая предметно – пространственная среда воспитания), оценочно
–
регулятивного (уровни
и
критерии
сформированности
толерантности) компонентов.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Модель толерантного воспитания
разработана
педагогическим
коллективом,
содержание
воспитательно-
образовательного процесса опирается на использование инновационных
педагогических технологий.
В основу модифицированной программы обучающей направленности «Я и
мир вокруг» положена программа В.И. Логиновой «Детство», раздел
"Старший дошкольник входит в мир социальных отношений», но изменённая
с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня
подготовки
детей,
режима
и
временных
параметров
осуществления
деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и
воспитания.
Представляет один из вариантов проектирования содержания дошкольного
уровня формирования толерантности с учётом государственного стандарта.
Программа обеспечивается примерным планом-содержанием с приложением,
включающем в себя примерные конспекты занятий по познавательному
развитию, сборник подвижных игр народов мира, сборник коммуникативных
игр, сказок народов мира, примерный конспект проведения родительского
собрания и др.
Специальный подбор литературы поможет воспитателю углубить знания
проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного
возраста.
Формирование
толерантности
целесообразно
начинать
со
старшего
дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для
воспитания
нравственности
и
толерантности,
именно
в
этом
возрасте
закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у
ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях
общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях, при этом своеобразие
национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Обычно
дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других
национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения:
осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их основе лежат следующие
факторы:
– детская непосредственность;
– ограниченный жизненный опыт;
– детская бестактность;
– отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре,
общение с ними и т.д.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на
игровые
методы
воспитания,
так
как
игра
является
основным
видом
деятельности детей дошкольного возраста.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на
занятиях,
во
время
досуга,
в
самостоятельной
игровой
деятельности,
всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея
экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа
педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у
дошкольников
является
взаимодействие
педагогов
и
родителей
детей.
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка
трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями
детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое
другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой
проблемы. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы
взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и
терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по
формированию
толерантности
у
детей
должна
проводиться
с
учетом
особенностей семейных взаимоотношений.
Проблема
воспитания
подрастающего
поколения
в
духе
толерантности
актуальна
в
настоящее
время
как
никогда,
так
как
она
обусловлена
изменениями
последних
десятилетий
в
экономической,
политической,
культурной жизни страны.
В
старшем
дошкольном
возрасте
следует
формировать
знания
о
государственной
символике (флаг,
герб,
гимн),
знакомить
с
понятием «Родина» (место,
где
родился
человек,
где
живут
его
родные), «столица» (главный
город
государства,
место
пребывания
правительства), «государство» (территория;
граница,
которая
показывает, где кончается государство; народ, его язык; армия для защиты
от врагов во время войны; культура; деньги); происхождением названия
нашей страны.
У детей формируется представление о том, что все люди на Земле – одна
семья, а сама Земля – наш общий дом.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была
плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и
разных видов деятельности дошкольников:
1.
проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства
детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе
которых сказки народов мира;
2.
сюжетно-ролевые
игры
дошкольников,
основной
целью
которых
является
освоение
и
практическое
применение
детьми
способов
толерантного взаимодействия;
3.
русские
народные
подвижные
игры,
такие
как «Гори,
гори
ясно», «Бояре» и другие;
4.
проведение
праздников,
на
примере
таких
как «Масленица», «Рождество» в
соответствии
с
народным
календарем;
5.
изучение
народных
праздников
ближайших
стран-соседей,
скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и
мусульманских стран;
6.
знакомство детей с традициями народов разных стран;
7)знакомство с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в
разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью
решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Если взять все программы вместе, то можно выделить основные критерии
оценки толерантности, куда вошли следующие параметры:
наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;
наличие
знаний
о
русских
и
зарубежных
писателях,
поэтах,
композиторах; знание сказок разных народов;
наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых
особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных
занятиях;
уровень
знаний
об
истории
города,
в
котором
живёт,
достопримечательностях, главных улицах;
уровень знаний о происхождении человека на Земле, о странах, людях,
их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;
умеет анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей
с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявляет уважение к
старшим, чуткость, вежливость, сострадание;
уровень умения управлять своими чувствами, настроением;
умеет
оказывать
помощь
другому
человеку;
договариваться,
устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не
обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они
есть;
понимает и принимает другую культуру; проявляет интерес к событиям
жизни детей разных народов;
уровень речевой активности в процессе выражения мыслей о своих
мечтах, планах на будущее, как готовиться к школе; рассказов о своих
достижениях, сравнивания результаты; анализе своих поступков и
поступков других людей.
Чтобы
определить
уровень
развития
толерантности,
можно
провести,
например игровую диагностическую методику М.И. Лисиной; использовать
наблюдения, тестовые упражнения «Сказка» (К. Тейлора), «Секрет» (Я. Л.
Коломинского); изучать детские творческие работы и т.д., в начале года, в
конце
года,
и
по
каждому
критерию
определить
в
процентном
отношении (высокий, средний, низкий).
Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и
начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста,
поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, а
именно:
способность сопереживать
нравственные нормы
моральные критерии
начальные формы товарищеских и дружеских чувств.
Итак, воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста будет
осуществляться
наиболее
успешно,
если
в
образовательном
процессе
дошкольной
образовательной
организации
реализуются
следующие
педагогические условия:
использование разнообразных форм и методов обучения с элементами
коммуникативных технологий
построение предметно-пространственной среды группы, позволяющей
применять имеющиеся представления о способах общения и поведения
в различных жизненных ситуациях
сотрудничество
педагогов
и
родителей
с
учетом
воспитывающего
потенциала семьи.