Автор: Плиева Эмма Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ д/с№4 "УАДЫНДЗ"
Населённый пункт: село ЭЛЬХОТОВО РСО-АЛАНИЯ
Наименование материала: КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема: "О ЧЕМ РАССКАЖЕТ МУЗЫКА"
Раздел: дошкольное образование
Комплексное занятие
«О чем расскажет музыка»
в средней группе
Звучит музыка из «Детского альбома» П.И.Чайковского
М.р. — Ребята, мы снова встретились в музыкальном зале, где всегда
нас ждет музыка. Она – главная в этом зале, ее все мы любим и всегда ждем с
ней встреч. Кажется, ей подвластно все. А знаете ли вы, что умеет музыка?
(Заставляет радоваться, грустить, Может рассмешить, разозлить,
успокоить, убаюкать, может рассказывать…). Действительно, музыка –
настоящая волшебница, она совершает настоящие чудеса. Вы знаете, музыка
может даже лечить. Но сегодня мы попросим ее рассказать нам сказку. Как
вы думаете, справится? (ответы)
А еще она, как настоящая волшебница, может не только рассказать
сказку, но и превратить нас в любого сказочного героя. Вот сейчас мы
превращаемся…(звучит
музыка
«Марш
деревянных
солдатиков»
П.И.Чайковского) …
Правильно,
в
маленьких
деревянных
солдатиков,
которые шагают, весело отстукивая своими деревянными башмачками.
Снова звучит марш, дети создают пластический образ шагающих
деревянных солдатиков.
—
Молодцы!
Вы
очень
хорошо
исполнили
марш.
А
теперь
познакомьтесь с волшебным котом, который живет в моем царстве. (Дети
рассматривают картинку).
— У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью
кот ученый все ходит по цепи кругом… Мой кот на самом деле ученый. Во
всем, что касается сказок, пения и музыки, ему нет равных.
Вос — ль (коту) — Как Вас зовут? А что, разве он не разговаривает?
Он же волшебный!
М.р. — Почему же? Конечно, разговаривает, но услышать его может
не каждый.
Вос-ль — А мы сумеем услышать волшебного кота?
М.р.
—
Сейчас
посмотрим.
Послушайте
отрывки
знакомых
вам
музыкальных произведений и попробуйте их узнать
Звучит пьеса «Новая кукла» П.И.Чайковского
— Вы узнали эту пьесу. А вот ее музыкальный язык вы поняли? О чем
рассказывает
нам
музыка?
Какая
она,
эта
новая
кукла?
Чем
она
занимается? (Ответы)
— Молодцы, вы правильно поняли язык музыкальных звуков. А пока
вы говорили, ваши ответы превратились в стихи и вот как зазвучали:
Мы народ особый – куклы!
Посмотри, посмотри,
Как танцуем мы по кругу:
раз, два, три, раз, два, три!
Бесконца менять наряды нам не лень.
Принимать гостей мы рады каждый день.
Мы готовы есть печенье каждый день, каждый день!
Отмечать свой день рожденья каждый день, каждый день!
Можем мы в тазу купаться в день сто раз,
Засыпать и просыпаться каждый час.
Можем спрыгнуть мы с дивана прямо в лес, прямо в лес
И подняться, как ни странно, до небес, до небес!
На Луну лететь в ракете и на Марс.
Мы на все готовы, дети, ради вас.
— Вы слышали: куклы очень любят наряжаться. Как вы думаете, в
каком платье она, наша кукла, сейчас танцевала? Какой повязала бантик?
Послушайте, музыка нам напомнит и подскажет (звучит «Новая кукла»).
Игра «Наряди куклу»
(дети
наряжают
куклу
в
платье
красного,
желтого,
оранжевого,
зеленого цвета. Уголки юбочки задорно вздернуты. Бант такого же цвета,
как и юбочка).
— Пока мы трудились, музыка стала рассказывать нам совсем другую
сказку. Слышите, как она изменилась?
Звучит «Болезнь куклы» П.И.Чайковского
— О чем же рассказывает нам музыка? (Ответы)
Да, кукла действительно заболела. Но почему? Что с ней случилось?
Какую сказку только вам на ушко рассказала музыка?
Игра «Расскажи сказку»
— А как изменился наряд куклы? (Уголки юбочки и бантика округлой
формы, свисают вниз. Цвет – серый, синий, фиолетовый)
—
Но
нельзя
же
нам
оставить
куклу
в
таком
настроении.
Как
ее
развеселить? (Ответы детей: сыграть, придумать, спеть веселую песенку,
сплясать. Вид деятельности дети выбирают сами: поют знакомые песни,
попевки, танцуют знакомые танцы)
— Вы были внимательны и услышали, о чем рассказывал Кот. Чем же
мне вас еще удивить? В царстве музыки живут феи, слышите, они летят.
(звучит
фрагмент
(«Вальса
снежных
хлопьев»
из
балета
П.Чайковского «Щелкунчик»)
— Я Фея танца. Люблю танцевать.
Знаете танцы? Прошу их назвать. (Ответы детей)
М.р. — А Фея танца вместе с нотками подарила мне новый вальс.
Звучит «Мотылек» С.Майкапара
Слышите, как он звучит? Музыка уже шепнула вам, кто танцует этот
танец?
Кто
так
легко
и
воздушно
кружится?
(Ответы)
Музыка
так
и
называется «Мотылек». Какого цвета мотыльков вы увидели в своих сказках?
Я предлагаю нарисовать их, но не красками, не карандашами, а тенями,
чтобы мотыльки получились такими же легкими и воздушными, как эта
музыка. (звучит музыка, дети рисуют).
А ваши рисунки мы оставим в этом зале, где царит музыка, где с
портретов
на
нас
смотрят
те,
чья
музыка
привела
нас
в
страну
сказок,
мечтаний.
Это
–
композиторы
П.И.Чайковский,
Н.А.Римский-Корсаков,
М.И.Глинка, М.П.Мусоргский… Запомните их, ведь они создали прекрасную
музыку и волшебные сказки! Я рада, что вам понравилось в царстве музыки.
Пожалуйста,
чаще
приходите
в
волшебный
мир
звуков
и
музыкальных
настроений. А сейчас закройте глаза. Волшебная музыка возвратит вас в
детский сад.
Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского, дети выходят из зала.