Автор: Гудова Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: р.п.Кольцово, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятий по звукопроизношению детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Тема: Звук и буква А
ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНЫЙ ЗАМОК
Цель: Четкое произнесение и характеристика звука А. Выделение начального
гласного звука А. Развитие внимания и памяти. Знакомство с буквой А.
Материал.
Предметные
картинки
(антенна,
аист,
автомобиль,
автобус),
натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный
кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради,
демонстрационные буквы А, а. Красный замок.
Ход з а н я т и я
1. Оргмомент
Мимические упражнения. Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и
лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться,
что он очень кислый. А сейчас «съешьте» ПО дольке ананаса, апельсина, абрикоса и
покажите ваши ощущения.
Релаксация: сильные — слабые.
Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными.
Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А
сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, и все
тело расслаблено.
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут
интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и
буквах.
Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.
В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна.
Она познакомит нас со звуками и буквами.
3. Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным
признакам
Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя
Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот
звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем
звук а-а-а.
Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на
клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть.
Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной
струи. Звук а называется I гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в
Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком
на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук я.
4.
Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают,
услышав звук а.
5.
Произношение слов со звуком а, определение позиции звука
Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те
предметы, которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется
позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
6. Физминутка
Пантомима «В саду».
Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там —
собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон.
Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На
этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По
вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она
вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повто-
рите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва
начинаются на а, и кончаются на а. Фраза произносится тихо и громко.
Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами,
апельсинами,
антоновкой.)
Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и
таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной
ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок):
—Топни правой ногой,
Топни левой ногой.
Шагните правой ногой,
Шагните левой ногой,
Так и придете домой.
Вот мы и дома.
Вносится глобус. Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путеше-
ственники
посещают
разные
страны
и
континенты.
Вы
хотите
быть
путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются
со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и Северная Америка. А вот — Англия. Из
Англии мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолете
сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Антарктида. А теперь полетим в
Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В Африке.) У берегов Антарктиды мы
можем встретить айсберги. Что это такое?
Объяснение смысла слова айсберг. Повторите, где мы с
вами побывали. Ответы детей.
Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать,
надо знать
буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как
появились буквы».
7. Чтение стихотворения «Как появились буквы»
Палочки,
Но для них покуда
Крючочки,
Нету знаков — букв.
Закорючки,
Эй, крючки
Точки
И точки,
Бегали толпою
Черточки,
И поодиночке.
Кружочки!
Ссорились,
Собирайтесь вместе,
Мирились,
Становитесь в строчки
Прыгали без дела.
И шагайте слаженно
Наконец
По листу бумажному!
Без дела
Черточки послушались,
Жить им надоело.
Прекратили драки,
И сказал им кто-то,
Превратились в нужные
Умный и серьезный:Правильные знаки.
— Взяться за работу Стали всем понятными
Никогда не поздно.
Буквами печатными.
Слышим мы повсюду И тогда вприпрыжку
Много разных звуков,Прибежали в книжку.
Демонстрируются элементы букв, затем буква а.
8.
Знакомство с буквой а
Что вам напоминает буква а? Ответы детей.
Вот два столба наискосок, А между ними —
поясок! Ты букву эту знаешь? А? Перед тобою
буква А.
С. Маршак
Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков.
Нахождение буквы а в буквенных кассах.
Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом, Азбука — хозяйка
в нем. Дружно в доме том живет Славный
буквенный народ. А — начало алфавита, Тем
она и знаменита.
А. Шибаев
Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
9.Закрепление образа буквы
Конструирование объемной буквы А из красного лего конструктора.
10.Итог занятия
С каким звуком мы познакомились? Каким цветом он обозначается? Какой это
звук?