Автор: Фаррахова Залия Хамитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Куяново "Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: с.Куяново
Наименование материала: статья
Тема: "Что такое разновозрастная группа"
Раздел: дошкольное образование
Что такое разновозрастная группа?
Разновозрастная группа – это группа детей внутри
образовательного учреждения или какого-нибудь досугового центра,
которые отличаются друг от друга возрастом, а также, как правило,
отличаются уровнем предшествующей подготовки и
интеллектуального развития. Если мы углубимся к истории, то
увидим, что первоначально, причина работы педагогов с
разновозрастными группами была одна – экономическая.
В селах и маленьких городах, сложно собрать группу детей одного
возраста, намного проще объединить несколько
одновозрастных мини-групп в одну большую, но разновозрастную.
В таких группах один педагог отдельно работает с каждой мини-
группой, происходит разновозрастное общение, но не
было разновозрастного обучения.
Разновозрастное обучение – система обучения, при которой
разновозрастные дети изучают один и тот же материал, но старшие
дети – более углубленно. Данное обучение также предполагает
делегирование детям болле старшим , некоторые педагогические
задачи: например, они самостоятельно объясняя какие-то вещи
младшим детям, старшие ребята «закрепляют» данный изученный
материал. Таким образом, разновозрастное обучение лежит в основе
современных разновозрастных групп.
Независимые исследования разновозрастных групп.
В 1984 году Доран Френч американский психолог провел
эксперимент, где он попытался понять, отличие социального
восприятия самих себя и окружающих у детей дошкольного и
младшего школьного возраста, которые воспитываются в
одновозрастных и разновозрастных группах. Френч показал
подборку фотографий с детьми двум группам. Некоторые из детей
на фотографиях были старше , некоторые – помладше. Тогда
психологпопросил детей из каждой группы присвоить детям на
фотографиях определенные роли, соотнести с ярлыком, на котором
написаны какие-то качества. После, в разговоре с исследователем
дети комментировали и объясняли свой выбор –что являлось
важным для чистоты эксперимента.
В итоге оказалось, что абсолютно все дети посещавшие
одновозрастные группы, старших детей на фотографиях называли
«лидерами», считали, что эти они сильнее и умнее, это ведущие
дети во всех играх. Детям же помладше доставались ярлыки со
словами «маленький», «слабый».
В разновозрастной группе результаты были схожи, но все-таки с
одним принципиальным отличием. Дети разновозрастной
группы расппределяя роли и при последующем общении с
исследователем называли старших детей «помогающими», а
младших –теми, кто «нуждающимися в помощи».
Данный эксперимент показал, что дети из разновозрастной
группы воспринимали себя как часть социальной ячейки, смотрели
на младших детей с ответственной позиции помощников, и при этом
понимали, что у старших детей можно чему-то поучиться. Это было
одно из многочисленных исследований, автор которого пришел к
выводу, что разновозрастная группа – это оптимальная среда для
воспитания ребенка, если ваша цель – вырастить человека, который
хорошо ориентируется в социуме, умеет действовать «на вклад» и
стремится помогать другим. Цель, согласитесь, достойная.
В разновозрастной группе педагогу, работающему с данными
детьми предстоит столкнуться с определёнными трудностями, но и
преимуществ у этого формата немало. Например:
В разновозрастной группе младшие дети развиваются быстрее, так
как ориентируются на успехи старших участников.
Старшие дети в разновозрастной группе учатся ответственности,
помогая младшим.
Дети в такой группе получают ценный опыт общения с детьми,
которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот
опыт, часто недоступен для детей, у которых, например, нет братьев
и сестер, что очень важно для развития эмпатии и эмоционального
интеллекта.
Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в
котором естественным образом происходит распределение
ролей. Данное пространство может стать очень благоприятным для
развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если,
конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и
работу.
Кроме того, от педагога работа в разновозрастной группе требует
неформального подхода, живого ума, чуткого сердца и быстрой
реакции.