Напоминание

"Что такое разновозрастная группа"


Автор: Фаррахова Залия Хамитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Куяново "Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: с.Куяново
Наименование материала: статья
Тема: "Что такое разновозрастная группа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что такое разновозрастная группа?

Разновозрастная группа – это группа детей внутри

образовательного учреждения или какого-нибудь досугового центра,

которые отличаются друг от друга возрастом, а также, как правило,

отличаются уровнем предшествующей подготовки и

интеллектуального развития. Если мы углубимся к истории, то

увидим, что первоначально, причина работы педагогов с

разновозрастными группами была одна – экономическая.

В селах и маленьких городах, сложно собрать группу детей одного

возраста, намного проще объединить несколько

одновозрастных мини-групп в одну большую, но разновозрастную.

В таких группах один педагог отдельно работает с каждой мини-

группой, происходит разновозрастное общение, но не

было разновозрастного обучения.

Разновозрастное обучение – система обучения, при которой

разновозрастные дети изучают один и тот же материал, но старшие

дети – более углубленно. Данное обучение также предполагает

делегирование детям болле старшим , некоторые педагогические

задачи: например, они самостоятельно объясняя какие-то вещи

младшим детям, старшие ребята «закрепляют» данный изученный

материал. Таким образом, разновозрастное обучение лежит в основе

современных разновозрастных групп.

Независимые исследования разновозрастных групп.

В 1984 году Доран Френч американский психолог провел

эксперимент, где он попытался понять, отличие социального

восприятия самих себя и окружающих у детей дошкольного и

младшего школьного возраста, которые воспитываются в

одновозрастных и разновозрастных группах. Френч показал

подборку фотографий с детьми двум группам. Некоторые из детей

на фотографиях были старше , некоторые – помладше. Тогда

психологпопросил детей из каждой группы присвоить детям на

фотографиях определенные роли, соотнести с ярлыком, на котором

написаны какие-то качества. После, в разговоре с исследователем

дети комментировали и объясняли свой выбор –что являлось

важным для чистоты эксперимента.

В итоге оказалось, что абсолютно все дети посещавшие

одновозрастные группы, старших детей на фотографиях называли

«лидерами», считали, что эти они сильнее и умнее, это ведущие

дети во всех играх. Детям же помладше доставались ярлыки со

словами «маленький», «слабый».

В разновозрастной группе результаты были схожи, но все-таки с

одним принципиальным отличием. Дети разновозрастной

группы расппределяя роли и при последующем общении с

исследователем называли старших детей «помогающими», а

младших –теми, кто «нуждающимися в помощи».

Данный эксперимент показал, что дети из разновозрастной

группы воспринимали себя как часть социальной ячейки, смотрели

на младших детей с ответственной позиции помощников, и при этом

понимали, что у старших детей можно чему-то поучиться. Это было

одно из многочисленных исследований, автор которого пришел к

выводу, что разновозрастная группа – это оптимальная среда для

воспитания ребенка, если ваша цель – вырастить человека, который

хорошо ориентируется в социуме, умеет действовать «на вклад» и

стремится помогать другим. Цель, согласитесь, достойная.

В разновозрастной группе педагогу, работающему с данными

детьми предстоит столкнуться с определёнными трудностями, но и

преимуществ у этого формата немало. Например:

В разновозрастной группе младшие дети развиваются быстрее, так

как ориентируются на успехи старших участников.

Старшие дети в разновозрастной группе учатся ответственности,

помогая младшим.

Дети в такой группе получают ценный опыт общения с детьми,

которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот

опыт, часто недоступен для детей, у которых, например, нет братьев

и сестер, что очень важно для развития эмпатии и эмоционального

интеллекта.

Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в

котором естественным образом происходит распределение

ролей. Данное пространство может стать очень благоприятным для

развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если,

конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и

работу.

Кроме того, от педагога работа в разновозрастной группе требует

неформального подхода, живого ума, чуткого сердца и быстрой

реакции.



В раздел образования