Автор: Мастяева Галина Ивановна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, БУДЕННОВСКИЙ РАЙОН, АРХАНГЕЛЬСКОЕ
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ
(Из опыта работы педагога – психолога)
«Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу, видеть в его глазах
сложный духовный мир –
радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй, как твои поступки
могут отразиться
на душевном состоянии другого человека»
В.А.Сухомлинский
Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере,
поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и
понимания,
индивидуального
подхода.
Дети
с
ограниченными
возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании
и любви.
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) в школе является важным элементом образовательного
процесса, направленным на создание условий для успешной социализации,
обучения и личностного развития учащихся с особыми образовательными
потребностями. Педагог-психолог играет ключевую роль в поддержке детей
ОВЗ, обеспечивая индивидуализированный подход, помощь в преодолении
психологических трудностей, связанных с адаптацией в школьной среде, и
содействуя формированию позитивного отношения к себе и окружающему
миру.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разнообразные
особенности, которые могут касаться как физических, так и
психоэмоциональных аспектов их развития. Это могут быть нарушения слуха,
зрения, опорно-двигательного аппарата, а также различные формы
умственной недостаточности, расстройства аутистического спектра и другие
особенности, которые требуют специализированного подхода. Важно
понимать, что каждый ребенок уникален, и работа педагога-психолога
должна строиться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей
учащегося.
В своей практике по формированию навыков социализации у детей с ОВЗ
использую проведение занятий с использованием методов арт-терапии,
сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют развитию
коммуникативных
умений.
Так
было
организовано
проведение
психологических занятий: с элементами арт-терапии «Цветочная поляна
настроения»,
медиативный
восстановительный
круг
«Мы
–
вместе»,
коллективно – творческое дело «Мир фантазии».
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды
являются активными
участниками
различных дистанционных меропрятий.
Конкурсы помогают ребёнку отвлечься от повседневных забот, работы,
наполняет жизнь приятным волнением, ожиданием, разнообразием. Отмечу,
насколько надоедает ребёнку однообразие! Участие в конкурсе вносит в его
жизнь что-то новое: новые эмоции, переживания, что очень благоприятно
сказывается на его развитии. В ребёнке начинает зарождаться дух
соперничества, который живёт в каждом человеке и участие в конкурсе – это
доступный и мирный способ для соревнования с другими. Появляется
мотивация: «Я хочу быть лучше других». Конкурс даёт возможность ребёнку
показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы.
В копилке достижений моих воспитанников грамоты и дипломы за
участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах.
№ п/п
Название мероприятия
Количество
участников
Результат
1
Всероссийская онлайн-
олимпиада «День учителя»
1
Диплом 2 место
2
Всероссийский конкурс
поделок
1
Диплом 1 место
3
Всероссийская викторина ко
Дню пожилых людей «День
добра и уважения!»
3
Диплом 2 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
4
Всероссийский конкурс «Я
могу...» (конкурс талантов для
детей с ОВЗ)
5
Диплом 3 место
Диплом 1 место
Диплом 2 место
Диплом 1 место
Диплом 2 место
5
Всероссийский творческий
конкурс «Осенняя фантазия»
4
Диплом 3 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
6
Всероссийский конкурс
«Талантливые дети России»
2
Диплом 1 место
Диплом 1 место
7
«Азбука этикета: культура
общения в начальной школе»
для школьников 1–3 классов в
соответствии с ФГОС НОО
6
Диплом 2место
Диплом 2 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
8
«Русский язык без преград:
адаптивная грамотность» для
школьников 3–4 классов с ОВЗ
в соответствии с ФГОС НОО
7
Диплом 2 место
Диплом 2 место
Диплом 2 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
9
Всероссийская олимпиада по
окружающему миру «Рыжий
Котенок»
10
Диплом 1 место
Диплом 2 место
Диплом 2 место
Диплом 2 место
Диплом 2 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
Диплом 3 место
10
Всероссийский конкурс
«Талантливые дети России»
Конкурс поделок «Подвигу
дедов посвящаем»
7
Диплом 1 место
Диплом 1 место
Диплом 1место
Диплом 1место
Диплом 1 место
Диплом 1место
Диплом 1 место
11
Всероссийская викторина ко
Дню пожилых людей «День
добра и уважения!»
3
Диплом 2 место
Диплом 3место
Диплом 3 место
12
«Ты один такой - любимый и
родной» (фотоконкурс)
2
Диплом 1место
Диплом 1 место
Успешной социализации и моделированию различных жизненных
ситуаций способствует проведение психологических занятий - тренингов
(«Мы вместе!», «Поляна добра»),
игровых занятий («Приумножь добро»,
«Справляемся с сильными эмоциями»).
Нетрадиционными
методами,
которые
используются
для
формирования социальных навыков детей, считаю посещение музеев. Для
детей с ОВЗ были организованы экскурсии, приуроченные ко дню танкиста
и битве за Кавказ.
Осуществляется активное вовлечение детей с ОВЗ и детей –инвалидов в
систему
дополнительного
образования
школы
с
учетом
медицинских
показаний. Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов разработана
адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Социально-
коммуникативное
развитие»,
которая
реализуется
на
базе
центр
а
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Данная
программа разработана для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и создаёт условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня
интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные
ему от природы.
Созданию в школе развивающей среды, которая имеет значение в
социальном становлении детей на всех этапах обучения, способствует
вовлечение детей с ОВЗ к участию в социально-значимых акциях. В
результате у детей наблюдается наличие таких качеств и умений как
самостоятельность и расширение социальных контактов.
Мои воспитанники принимали участие в ряде социальных акций:
№
Название акции
Форма проведения
1
«Домовенок Кузя»
Благоустройство классной комнаты.
2
Секретарь – лицо школы
Изготовление открытки и поздравление
с днем секретаря.
3
«Золотые
годы:
время
радости и заботы»
Изготовление открыток и поздравление
ко дню пожилого человека.
4
«Сделаем территорию школы
чистой!»
Экологический десант.
5
«Папы на все 100!»
Создание социального видео - ролика
ко дню отца.
6
«Библиотечный
калейдоскоп»
Изготовление открытки и поздравление
с
международным
днем
школьных
библиотек.
Такая деятельность имеет практическую значимость, так как позволяет
обучающимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки
социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим
людям.
Огромное
значение
в
социализации
учащихся
ОВЗ
имеет
взаимодействие
школы
с
социокультурной
средой:
муниципальное
учреждение дополнительного образования «Архангельская детская школа
искусств», МБУК «ДК» с. Архангельского,
библиотека-филиал села
Архангельского, центр образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста».
В нашей школе социально-педагогическая деятельность по развитию
социального потенциала детей с ОВЗ и детей инвалидов, направленная на его
успешную социализацию, включает:
- развитие духовных и физических способностей детей;
- поддержку, повышение и постоянное восстановление душевного равновесия;
- организацию свободного времени, полноценное участие в общественной и
культурной жизни;
-установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
Развитие
социального
потенциала
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
напрямую
зависит
от
целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала
в различных формах жизнедеятельности.
Процесс
воспитания,
направленный
на
формирование
личности
ребёнка, коррекцию недостатков развития, на включение воспитанников в
разные
виды
социальной
деятельности,
создаёт
предпосылки
для
формирования признаков социализированности воспитанников. Только тогда
появится опыт осознанной активной социальной жизни.
Список литературы:
1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф.
Голованова.– СПб, 2004. – 272 с.
2. Венгер, А.Л. Онтогенетический подход к коррекции психического развития
ребенка [Текст] / А.Л. Венгер., Ю.С.Шевченко // Дефектология. 2004.–№1.– С.
8-16.
3. Карпова, Г. А. Педагогическая социометрия ученического коллектива:
метод. реком. [Текст] / Г.А.Карпова – УрГПУ.– Екатеринбург, 2002. – 34 с.
4. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. [Текст] /
И.А. Коробейников – М.:ПЕРСЭ, 2002. – 192 с.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик / под ред. В.А.
Сластенина. – М.,1999. – 184 с.
6. Социокультурная реабилитация инвалидов: методические рекомендации
[Текст] / под общ. ред. В.И. Ломакина и др. – М., 2002. – 144 с.