Напоминание

"Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ"


Автор: Мастяева Галина Ивановна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, БУДЕННОВСКИЙ РАЙОН, АРХАНГЕЛЬСКОЕ
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ

(Из опыта работы педагога – психолога)

«Умей чувствовать рядом с собой человека,

умей понимать его душу, видеть в его глазах

сложный духовный мир –

радость, горе, беду, несчастье.

Думай и чувствуй, как твои поступки

могут отразиться

на душевном состоянии другого человека»

В.А.Сухомлинский

Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере,

поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и

понимания,

индивидуального

подхода.

Дети

с

ограниченными

возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании

и любви.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) в школе является важным элементом образовательного

процесса, направленным на создание условий для успешной социализации,

обучения и личностного развития учащихся с особыми образовательными

потребностями. Педагог-психолог играет ключевую роль в поддержке детей

ОВЗ, обеспечивая индивидуализированный подход, помощь в преодолении

психологических трудностей, связанных с адаптацией в школьной среде, и

содействуя формированию позитивного отношения к себе и окружающему

миру.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разнообразные

особенности, которые могут касаться как физических, так и

психоэмоциональных аспектов их развития. Это могут быть нарушения слуха,

зрения, опорно-двигательного аппарата, а также различные формы

умственной недостаточности, расстройства аутистического спектра и другие

особенности, которые требуют специализированного подхода. Важно

понимать, что каждый ребенок уникален, и работа педагога-психолога

должна строиться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей

учащегося.

В своей практике по формированию навыков социализации у детей с ОВЗ

использую проведение занятий с использованием методов арт-терапии,

сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют развитию

коммуникативных

умений.

Так

было

организовано

проведение

психологических занятий: с элементами арт-терапии «Цветочная поляна

настроения»,

медиативный

восстановительный

круг

«Мы

вместе»,

коллективно – творческое дело «Мир фантазии».

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды

являются активными

участниками

различных дистанционных меропрятий.

Конкурсы помогают ребёнку отвлечься от повседневных забот, работы,

наполняет жизнь приятным волнением, ожиданием, разнообразием. Отмечу,

насколько надоедает ребёнку однообразие! Участие в конкурсе вносит в его

жизнь что-то новое: новые эмоции, переживания, что очень благоприятно

сказывается на его развитии. В ребёнке начинает зарождаться дух

соперничества, который живёт в каждом человеке и участие в конкурсе – это

доступный и мирный способ для соревнования с другими. Появляется

мотивация: «Я хочу быть лучше других». Конкурс даёт возможность ребёнку

показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы.

В копилке достижений моих воспитанников грамоты и дипломы за

участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах.

№ п/п

Название мероприятия

Количество

участников

Результат

1

Всероссийская онлайн-

олимпиада «День учителя»

1

Диплом 2 место

2

Всероссийский конкурс

поделок

1

Диплом 1 место

3

Всероссийская викторина ко

Дню пожилых людей «День

добра и уважения!»

3

Диплом 2 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

4

Всероссийский конкурс «Я

могу...» (конкурс талантов для

детей с ОВЗ)

5

Диплом 3 место

Диплом 1 место

Диплом 2 место

Диплом 1 место

Диплом 2 место

5

Всероссийский творческий

конкурс «Осенняя фантазия»

4

Диплом 3 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

6

Всероссийский конкурс

«Талантливые дети России»

2

Диплом 1 место

Диплом 1 место

7

«Азбука этикета: культура

общения в начальной школе»

для школьников 1–3 классов в

соответствии с ФГОС НОО

6

Диплом 2место

Диплом 2 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

8

«Русский язык без преград:

адаптивная грамотность» для

школьников 3–4 классов с ОВЗ

в соответствии с ФГОС НОО

7

Диплом 2 место

Диплом 2 место

Диплом 2 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

9

Всероссийская олимпиада по

окружающему миру «Рыжий

Котенок»

10

Диплом 1 место

Диплом 2 место

Диплом 2 место

Диплом 2 место

Диплом 2 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

Диплом 3 место

10

Всероссийский конкурс

«Талантливые дети России»

Конкурс поделок «Подвигу

дедов посвящаем»

7

Диплом 1 место

Диплом 1 место

Диплом 1место

Диплом 1место

Диплом 1 место

Диплом 1место

Диплом 1 место

11

Всероссийская викторина ко

Дню пожилых людей «День

добра и уважения!»

3

Диплом 2 место

Диплом 3место

Диплом 3 место

12

«Ты один такой - любимый и

родной» (фотоконкурс)

2

Диплом 1место

Диплом 1 место

Успешной социализации и моделированию различных жизненных

ситуаций способствует проведение психологических занятий - тренингов

(«Мы вместе!», «Поляна добра»),

игровых занятий («Приумножь добро»,

«Справляемся с сильными эмоциями»).

Нетрадиционными

методами,

которые

используются

для

формирования социальных навыков детей, считаю посещение музеев. Для

детей с ОВЗ были организованы экскурсии, приуроченные ко дню танкиста

и битве за Кавказ.

Осуществляется активное вовлечение детей с ОВЗ и детей –инвалидов в

систему

дополнительного

образования

школы

с

учетом

медицинских

показаний. Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов разработана

адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Социально-

коммуникативное

развитие»,

которая

реализуется

на

базе

центр

а

образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Данная

программа разработана для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья и создаёт условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня

интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные

ему от природы.

Созданию в школе развивающей среды, которая имеет значение в

социальном становлении детей на всех этапах обучения, способствует

вовлечение детей с ОВЗ к участию в социально-значимых акциях. В

результате у детей наблюдается наличие таких качеств и умений как

самостоятельность и расширение социальных контактов.

Мои воспитанники принимали участие в ряде социальных акций:

Название акции

Форма проведения

1

«Домовенок Кузя»

Благоустройство классной комнаты.

2

Секретарь – лицо школы

Изготовление открытки и поздравление

с днем секретаря.

3

«Золотые

годы:

время

радости и заботы»

Изготовление открыток и поздравление

ко дню пожилого человека.

4

«Сделаем территорию школы

чистой!»

Экологический десант.

5

«Папы на все 100!»

Создание социального видео - ролика

ко дню отца.

6

«Библиотечный

калейдоскоп»

Изготовление открытки и поздравление

с

международным

днем

школьных

библиотек.

Такая деятельность имеет практическую значимость, так как позволяет

обучающимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки

социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим

людям.

Огромное

значение

в

социализации

учащихся

ОВЗ

имеет

взаимодействие

школы

с

социокультурной

средой:

муниципальное

учреждение дополнительного образования «Архангельская детская школа

искусств», МБУК «ДК» с. Архангельского,

библиотека-филиал села

Архангельского, центр образования цифрового и гуманитарного профилей

«Точка роста».

В нашей школе социально-педагогическая деятельность по развитию

социального потенциала детей с ОВЗ и детей инвалидов, направленная на его

успешную социализацию, включает:

- развитие духовных и физических способностей детей;

- поддержку, повышение и постоянное восстановление душевного равновесия;

- организацию свободного времени, полноценное участие в общественной и

культурной жизни;

-установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

Развитие

социального

потенциала

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов

напрямую

зависит

от

целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала

в различных формах жизнедеятельности.

Процесс

воспитания,

направленный

на

формирование

личности

ребёнка, коррекцию недостатков развития, на включение воспитанников в

разные

виды

социальной

деятельности,

создаёт

предпосылки

для

формирования признаков социализированности воспитанников. Только тогда

появится опыт осознанной активной социальной жизни.

Список литературы:

1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф.

Голованова.– СПб, 2004. – 272 с.

2. Венгер, А.Л. Онтогенетический подход к коррекции психического развития

ребенка [Текст] / А.Л. Венгер., Ю.С.Шевченко // Дефектология. 2004.–№1.– С.

8-16.

3. Карпова, Г. А. Педагогическая социометрия ученического коллектива:

метод. реком. [Текст] / Г.А.Карпова – УрГПУ.– Екатеринбург, 2002. – 34 с.

4. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. [Текст] /

И.А. Коробейников – М.:ПЕРСЭ, 2002. – 192 с.

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик / под ред. В.А.

Сластенина. – М.,1999. – 184 с.

6. Социокультурная реабилитация инвалидов: методические рекомендации

[Текст] / под общ. ред. В.И. Ломакина и др. – М., 2002. – 144 с.



В раздел образования