Автор: Макарова Анна Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Д/С № 12 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
Населённый пункт: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ, АРСЕНЬЕВ
Наименование материала: Проект совместной работы с родителями
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Золотой ключик»
Арсеньевского городского округа
Проект совместной работы с родителями
«Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста»
Автор:
Макарова А.В,
старший воспитатель
Арсеньев, 2025
Пояснительная записка.
Перед детскими дошкольными образовательными учреждениями
ставится задача не только воспитания ответственного за свое поведение
гражданина,
но
и
человека,
способного
с
нравственных
позиций
самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи
связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности
ребенка.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание
на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о
совершенствовании государственной политики в области патриотического
воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих
детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и
традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за
свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во
многом зависит морально-нравственный климат в обществе и целом»
Дошкольная образовательная организация - первая организация, с которой
вступает в контакт семья, с целью воспитания и обучения
детей.
Воспитатели имеют прекрасную возможность в организации совместной
деятельности всех участников образовательных отношений-детей, родителей
и педагогов детского сада. Любой родитель является воспитателем и
нуждается в педагогической помощи в вопросах воспитания. Для родителей
не существует второстепенных вопросов, касающихся воспитания их детей,
они хотят знать любые мелочи о своих детях. Зачастую воспитатели видят
больше и узнают о чем-то раньше родителей, в силу того что проводят
больше времени с детьми и спешат поделиться этим с родителями, похвалить
или дать совет. И здесь возникает необходимость прямого взаимодействия
педагогов и родителей, где ребенок является главным связующим звеном.
Для реализации своего проекта я решила привлечь родителей (законных
представителей),
чтобы
повысить
педагогическую
компетентность
в
воспитании будущих патриотов и достойных граждан своей страны, путем
введения их в культурную традицию своей семьи, своего народа, своей
национальности, своей Родины:
- родители становятся непосредственными участниками педагогического
процесса, что вызывает у них более живой интерес к познанию самих себя
и детей и как следствие:
- в процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к
осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, формируется
мотивация к их изменению, если это необходимо, поиску новых способов
детско-родительских отношений;
- педагоги имеют возможность напрямую и систематически поддерживать
родителей в развитии гражданско-патриотических понятий
в области
воспитания;
- проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить
психологический контакт с семьей ребенка и узнать
особенности его
развития и воспитания.
Актуальность:
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ, является
гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Разрабатывая проект,
я решила взять тему гражданско-патриотического воспитания, потому что
она относится к числу проблем, поставленных ходом развития человечества.
Для успешной реализации проекта нужно создать педагогические условия
для гражданско-патриотического воспитания дошкольников в процессе их
общения с детской художественной литературой, с историей нашей Родины,
с традициями русского народа, с традициями национальностей живущих в
нашем городе, не только в образовательном учреждении, но и дома.
Педагогам и родителям (законным представителям) требуется не только
знание
истории,
традиций,
обрядов
и
праздников,
но
и
методика
преподнесения знаний детям, особенностей формирования представлений
ребенка о своей семье, детском саде, родном городе.
Так возникла необходимость разъяснить родителям (законным
представителям), что основой воспитания маленького патриота, является
нравственное, познавательное, трудовое, умственное воспитание. В процессе
такого разностороннего воспитания и будет зарождаться фундамент развития
личности ребенка, как будущего патриота своей страны.
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, открытый.
Сроки реализации: с 1 октября 2021г. по 30 апреля 2022г.
Участники
проекта:
воспитанники
группы
общеразвивающей
направленности для детей дошкольного возраста с 6 до 8 лет, их родители
(законные представители), педагоги ДОУ.
Цель проекта: оптимизация детско-родительских отношений, создание
предпосылок гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного
возраста посредством сказок, былин, истории русского народа.
Задачи проекта:
- вовлекать родителей совместно с педагогами в деятельность, направленную
на развитие у детей гражданско-патриотических ценностей;
- воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через
творческую, познавательно - исследовательскую деятельность;
- воспитывать у детей уважительное отношение к наследию и традициям
других народов;
- воспитывать у детей основы патриотизма, уважение к культурному
наследию и прошлому России, своей малой родины.
- воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства через изучение
государственной символики;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки
людей, учить давать оценку своим поступкам и поступкам других;
- помочь детям осознавать себя и чувствовать частью большого этноса,
выражать свою собственную субкультуру;
- помочь родителям понять ценность истории своего народа, ее особую роль
в воспитании будущего гражданина.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения
к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
-умение
анализировать
различные
социальные
явления
и
события,
сопоставлять их, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры,
игры народов Севера.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный; срок реализации: сентябрь 2021г.
Цель: определение целей и задач между педагогами и родителями
(законными представителями) по созданию проекта;
II этап - основной; сроки реализации: октябрь 2021 г. - февраль 2022г.
Цель:
реализация
поставленных
задач
взаимодействия
между
всеми
участниками образовательного процесса;
III этап - заключительный; срок реализации: апрель 2022г.
Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении
поставленных задач по гражданско-патриотическому воспитанию детей;
Критерии эффективности:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога
и всего коллектива дошкольного учреждения в решении определенных
педагогических задач, а внутри группы - единство действий всех детей.
Во-вторых,
использование
приемов,
способствующих
гражданско-
патриотическому воспитанию старших дошкольников.
В-третьих, под системой гражданского воспитания понимается также
взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных
качеств у детей.
В-четвертых,
систему
гражданско-патриотического
воспитания
следует
усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности
по мере роста и умственного созревания детей.
Чтение
Вечер загадок
Просмотр
Беседы
фильмов
презентаций
Методы воздействия
на формировании
гражданско-патриотических Решение
понятий дошкольников педагогических
Примеры
ситуаций
Этнические
Диспуты
знакомства
Условия реализации данного проекта
- Заинтересованность родителей ,регулярность и систематичность работы.
- Непрерывная связь с детьми посредством коллективной, индивидуальной,
наглядной форм работы;
- компетентность педагогов и родителей по теме реализации гражданско-
патриотического воспитания дошкольников
Подготовительный этап
Работа педагога:
-изучение
научно-методической
литературы
по
теме
гражданско-
патриотического воспитания;
-разработка и подборка картотеки игр, заданий, художественной литературы
и консультаций для родителей по теме.
Работа с родителями
- анкетирование родителей группы с целью выявления заинтересованности
родителей
данной
темой;
насколько
родители
считают
важной
и
необходимой тему гражданско патриотического
воспитания в ДОУ;
насколько они сами компетентны в данном вопросе.
-включение вопроса о гражданско-патриотическом воспитании детей в
повестку родительского собрания в начале года;
-ознакомление
с
планом
работы
по
патриотическому
воспитанию
посредством художественной литературы, просмотра исторических фильмов,
презентаций приуроченных к различным историческим датам, с реализацией
главных задач на учебный год:
1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье,
родным людям.
2. Знакомить детей с русскими народными сказками, сказками народов
ханты и манси, традициями, обычаями, историческими датами.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым
делам для семьи, родного дома, детского сада, родного города, своей страны.
4.Формировать у детей чувство сострадания, проявление заботы и внимания
к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать в детях , бережное отношение к природе края, к братьям
наших меньшим, ко всему живому.
Перспективный план взаимодействия с участниками проекта:
Октябрь
Работа с
детьми
1. Беседа с детьми об истории своего города, своей семьи.
2.Педагогическая диагностика знаний детей о гражданско-
патриотическом воспитании.
3. Занятие по теме «Путешествие по России».
4. Беседа «День основания ВМФ»
5. Сюжетно ролевая игра « Мы будущие моряки»
6. Выставка фотографий «Я и мои родные»
Работа с
родителями
1.Анкетирование
родителей
«Гражданско-патриотическое
воспитание в семье и в дошкольном учреждении»
2.Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях
дошкольного возраста патриотизм»
3. Консультация «Досуг семьи и роль ребёнка в нём».
4. Привлечение родителей к сбору природного материала.
5.Выставка «Осенняя фантазия».
Ноябрь
Работа с
детьми
1.Занятие по теме ««Мы вместе - значит, мы едины» ко дню
народного единства.
2. Беседа «Любовь к Родине начинается с любви к, близким»
3.Сюжетно ролевая игра «Путешествие в прошлое»
4.Праздник «День матери»
Работа с
родителями
1.Привлечение родителей к установлению в семье правил,
норм поведения, обычаев, традиций (формирование
нравственных ценностей).
2.Консультация «Растим патриота»
3.Памятка
«Отношение
детей
к
старшему
поколению
(бабушки и дедушки)»
4.Выставка работ: «Семейные традиции»
Цель: Привлечение
родителей к непосредственной творческой деятельности с
детьми, и привлечения к активной воспитательной практике
по возрождению семейных традиций.
Декабрь
Работа с
1. НОД «День неизвестного солдата».
детьми
2.
Беседа
«Кремлевская
стена,
памятник
неизвестному
солдату»
3.Тематическая беседа «День рождения ХМАО»
4.Просмотр
презентаций
о
нашем
родном
округе,
его
достопримечательностях, памятниках неизвестному солдату в
городах России.
5. Беседа «Скоро, скоро Новый год»
Работа с
родителями
1. Папка-передвижка «Мой край родной - моя Югра».
2.День открытых дверей. «Расскажи детям о своих любимых
местах города, когда и почему вы их полюбили»
3.Совместная работа с детьми: Изготовление мемориала из
любого материала, на выбор.
4.
Проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как
играли наши бабушки и дедушки».
5.Югра встречает Новый год. Изготовление новогодней
игрушки.
Январь
Работа с
детьми
1.Беседа «Рождество»
2.Чтение и разучивание стихотворения «Святки» В. Берестов.
3.Просмотр презентаций
«День снятия блокады Ленинграда»,
«Международный день жертв Холокоста»
4.Выставка рисунков «Блокадный хлеб»
Работа с
родителями
1.Тематические
выставки:
«Дидактические
игры
по
безопасности дорожного движения»
2. Привлечь родителей к знанию не только
веселых
праздников, но и трагических дат, связанные с нашим
народом, с историей нашей страны.
3. Домашнее задание: нарисовать с ребенком и принести
рисунок для выставки «порция хлеба которую давали во время
блокады, ленинградцам» знать и отвечать, на вопрос: что
такое метроном?
Февраль
Работа с
детьми
1. Беседа «Праздники февраля»
2.Занятие по теме «День защитника отечества» изготовление
подарка для папы.
3.
Просмотр презентации «Русские богатыри»
4.Совместное спортивное развлечение «Мой папа самый
сильный»
Работа с
родителями
1.Домашнее задание - ребенок должен знать имя папы и
профессию, знать в каких родах войск он служил. Принести
фотографию для коллажа, если папа служил в армии.
2.Совместный просмотр фильма «Офицеры»
3. Беседа «Есть такая профессия, Родину защищать»
4. Консультация «Папы всякие нужны, папы всякие важны».
Март
Работа с
детьми
1.Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»,
«Первая женщина космонавт»
2.Просмотр презентации « День рождение родного города».
3.Чтение и обсуждение рассказа В.А.Осеева «Сыновья».
3.Занятие по теме «Чтение рассказа В.Ю.Драгунского
«Рыцари» пересказ.
4. Открытое занятие «Что мы знаем о бережливости»
5.Выпуск поздравительной газеты «8 марта»
Работа с
родителями
1. Консультация «Женщины России»
2.Совместная работа пап и детей в изготовлении подарка для
любимой мамочки.
3. Познакомить родителей с различными видами речевых игр;
совместно с родителями познакомить детей с некоторыми
фактами из жизни русских знаменитостей, формировать у
детей знания о разных женских профессиях , воспитывать
уважение к членам своей семьи, к женщинам в целом к их
труду; воспитывать стремление помогать взрослым.
4.
Домашнее задание - сочинить сказку, про свою семью.
Апрель
Работа с
детьми
1. Беседа «1 апреля - день смеха» история праздника.
2. Беседа «Вороний день»
3. Рассказ «Первый полет в космос. Юрий Гагарин»
4. Занятие по теме «Рисуем космос»
5. Просмотр презентации «День космонавтики»
Работа с
родителями
1.Консультации «День воинской славы России» «День
вороны» «День земли» «День пожарной охраны»
2. Подвести родителей к частым беседам со своими детьми на
различные исторические темы не только о России, но не
забывать и о родном крае.
3. Совместная работа с детьми по изготовлению кормушек
«Ко дню, вороны» который отмечают малочисленные народы
Севера, ханты и манси. Праздник пробуждения природы.
4. Экскурсия в городской краеведческий музей имени Т. Д.
Шуваева. Цель: приобщение к культуре и истории русского
быта.
5.Чтение сказок бабушки АННЭ
Май
1. Итоговое родительское собрание. Презентация проекта.
Круглый стол.
Цель: подведение итогов, обсуждение проекта, все ли остались
довольны результатами, что могут предложить сами для
совместной деятельности по вопросу воспитания будущего
поколения.
Консультативные и информационные методы работы.
Методы и формы косвенной
работы с родителями.
Название
Консультации для
родителей
- «Воспитываем маленького патриота»
- «Знаю ли я свою малую родину?»
- «Игры, направленные на развитие
нравственных ценностей дошкольников»
- «Художественная литература для чтения
дома».
- «Учим сами рассказывать и придумывать
истории»
Стенгазета «Исторические
даты в жизни нашей
группы»
Рисунки, поделки, игры и задания к празднику
или мероприятию, позволяющие родителям
прослеживать работу по теме и поддерживать
и закреплять ее дома.
Буклеты и памятки для
родителей
«Литература для родителей и детей по
гражданско-патриотическому воспитанию»
«Пришли мне друга верного»
«Истории в стихах»
«Учим пословицы и стихи о родине, добре и
зле»
«Учимся, играя»
Презентации для родителей
«Игра как средство нравственного воспитания
дошкольников»
«Сказки и традиции народов севера»
Фото отчеты о
мероприятиях.
Фотовыставка «90 лет Югре» Дипломы
победителей викторины «Мой край родной -
моя Югра»
Фотовыставка чтецов «Джалиловские чтения»
Фото коллаж «Семейный праздник - новый
год» «Памятник неизвестному солдату»
Фотовыставка «Человек и космос»
Фотовыставка «Мой папа- богатырь»
Выставка «Лучшая кормушка»
Третий этап работы: подведение итогов.
1.Совместное мероприятие «Родительское собрание. Круглый стол»
Цель: побудить родителей и детей к дальнейшей деятельности, вспомнить
наиболее понравившиеся мероприятия, проанализировать уровень и объем
полученных в ходе работы знаний, как родителей, так и детей.
2. Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности проведенной
работой, необходимости дальнейшей работы по гражданско-
патриотическому воспитанию, или внести свои предложения.
3. Анализ результатов образовательного процесса строится на основе
анкетирования родительской общественности:
Анкета для родителей
«Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном
учреждении»
1.Что вы понимаете под термином «гражданско-патриотическое
воспитание»
- воспитание любви к Родине
- воспитание уважения к старшему поколению
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа
- знание истории своей страны
- все выше перечисленное.
2. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая
проблема патриотического воспитания детей?
-да;
-нет;
-затрудняюсь ответить
3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости
гражданско- патриотического воспитания ребенка именно в дошкольном
возрасте?
- да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей;
- мы все больше в этом убеждаемся;
- с этим утверждением мы не согласны.
4. Какую информацию по теме гражданско-патриотического
воспитания Вы хотели бы получить?
- о православных праздниках;
- о традициях культуры малочисленных народов Севера (ханты и манси);
- о воспитании детей на примере патриотизма и героизма русского народа.
5. Воспитываете ли Вы у своих детей гражданские чувства? Каким
образом?
- подаем пример в семье;
- читаем художественную литературу;
- экскурсии по культурным достопримечательностям;
- смотрим исторические фильмы;
- читаем сказки бабушки Аннэ;
- все выше перечисленное.
6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
- справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим;
- достойным гражданином своей страны;
- патриотом своей Родины, умеющим дать нравственную оценку своим
поступкам.
7. Нуждаетесь ли вы в помощи в вопросах гражданско-патриотического
воспитания дошкольников?
- да;
- нет.
Спасибо за сотрудничество!
Анкета «Удовлетворенность родителей совместной работой в вопросе
гражданско-патриотического воспитания»
1. Считаете ли Вы актуальными вопросы гражданско-патриотического
воспитания дошкольников?
- да;
- нет;
- затрудняюсь.
2. Удовлетворены ли Вы совместной работой, или считаете
необходимым продолжать дальнейшую работу?
- да;
- частично;
- не удовлетворен.
3. Делится ли Ваш ребенок после совместных мероприятий
положительными впечатлениями?
- да, всегда;
- иногда;
- нет.
4. Используете ли Вы в воспитании своего ребенка литературу, о
которой узнали на совместных встречах?
- часто;
- иногда;
- нет.
5. Свободно ли Вы обращаетесь за необходимой помощью к
воспитателям?
- да;
- нет;
- в крайних случаях.
6. Участвуете ли Вы в мероприятиях, проводимых в ДОУ?
- участвую постоянно;
- участвовал 1-2 раза;
- не принимаю участия.
7. Какая форма работы была для Вас наиболее эффективной, интересной
и насыщенной информационно?
- совместные встречи;
- консультация;
- открытые мероприятия;
- памятки и брошюры.
8. Изменилось ли Ваше мнение о необходимости гражданско-
патриотического воспитания у дошкольников с начала года?
- да;
- нет.
Ваши предложения:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анализ реализации педагогического проекта показал:
Заключение
Наш проект - начальная ступень в формировании не только моральных
ценностей, но и патриотических чувств у дошкольников, а для родителей
прекрасная возможность научиться взаимодействовать со своим ребенком,
понимать его взгляды на мир, помогать формироваться важным социально-
нравственным основам личности будущего гражданина.
Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Любовь к своему народу, к
родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли
успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого
раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и
великому народу.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам
надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и
настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может
гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской
душе.
Таким образом, в дальнейшем можно запланировать организацию
совместного с родителями
проекта «Сила - в единстве» по изучению
многонациональности
родного
края,
людях,
профессиях
которые
востребованы в нашем крае, помогающий в доступной для детей форме
рассказать о самобытности и истории Севера. Наша дальнейшая задача -
укреплять тот фундамент, на котором у детей будет, развиваться и расти
чувство любви к своей малой Родине и к Отчизне в целом.
Воспитатель Т.А. Килина
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, Т.С.Комаровой,
М.А.Василевой М. Мозаика-Синтез 2011г.
2.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М.
Мозаика-Синтез 2012г.
3.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
4.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.
5.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.