Напоминание

«Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Макарова Анна Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Д/С № 12 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
Населённый пункт: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ, АРСЕНЬЕВ
Наименование материала: Проект совместной работы с родителями
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Золотой ключик»

Арсеньевского городского округа

Проект совместной работы с родителями

«Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста»

Автор:

Макарова А.В,

старший воспитатель

Арсеньев, 2025

Пояснительная записка.

Перед детскими дошкольными образовательными учреждениями

ставится задача не только воспитания ответственного за свое поведение

гражданина,

но

и

человека,

способного

с

нравственных

позиций

самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в

соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи

связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности

ребенка.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание

на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о

совершенствовании государственной политики в области патриотического

воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих

детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и

традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за

свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во

многом зависит морально-нравственный климат в обществе и целом»

Дошкольная образовательная организация - первая организация, с которой

вступает в контакт семья, с целью воспитания и обучения

детей.

Воспитатели имеют прекрасную возможность в организации совместной

деятельности всех участников образовательных отношений-детей, родителей

и педагогов детского сада. Любой родитель является воспитателем и

нуждается в педагогической помощи в вопросах воспитания. Для родителей

не существует второстепенных вопросов, касающихся воспитания их детей,

они хотят знать любые мелочи о своих детях. Зачастую воспитатели видят

больше и узнают о чем-то раньше родителей, в силу того что проводят

больше времени с детьми и спешат поделиться этим с родителями, похвалить

или дать совет. И здесь возникает необходимость прямого взаимодействия

педагогов и родителей, где ребенок является главным связующим звеном.

Для реализации своего проекта я решила привлечь родителей (законных

представителей),

чтобы

повысить

педагогическую

компетентность

в

воспитании будущих патриотов и достойных граждан своей страны, путем

введения их в культурную традицию своей семьи, своего народа, своей

национальности, своей Родины:

- родители становятся непосредственными участниками педагогического

процесса, что вызывает у них более живой интерес к познанию самих себя

и детей и как следствие:

- в процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к

осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, формируется

мотивация к их изменению, если это необходимо, поиску новых способов

детско-родительских отношений;

- педагоги имеют возможность напрямую и систематически поддерживать

родителей в развитии гражданско-патриотических понятий

в области

воспитания;

- проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить

психологический контакт с семьей ребенка и узнать

особенности его

развития и воспитания.

Актуальность:

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ, является

гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Разрабатывая проект,

я решила взять тему гражданско-патриотического воспитания, потому что

она относится к числу проблем, поставленных ходом развития человечества.

Для успешной реализации проекта нужно создать педагогические условия

для гражданско-патриотического воспитания дошкольников в процессе их

общения с детской художественной литературой, с историей нашей Родины,

с традициями русского народа, с традициями национальностей живущих в

нашем городе, не только в образовательном учреждении, но и дома.

Педагогам и родителям (законным представителям) требуется не только

знание

истории,

традиций,

обрядов

и

праздников,

но

и

методика

преподнесения знаний детям, особенностей формирования представлений

ребенка о своей семье, детском саде, родном городе.

Так возникла необходимость разъяснить родителям (законным

представителям), что основой воспитания маленького патриота, является

нравственное, познавательное, трудовое, умственное воспитание. В процессе

такого разностороннего воспитания и будет зарождаться фундамент развития

личности ребенка, как будущего патриота своей страны.

Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, открытый.

Сроки реализации: с 1 октября 2021г. по 30 апреля 2022г.

Участники

проекта:

воспитанники

группы

общеразвивающей

направленности для детей дошкольного возраста с 6 до 8 лет, их родители

(законные представители), педагоги ДОУ.

Цель проекта: оптимизация детско-родительских отношений, создание

предпосылок гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного

возраста посредством сказок, былин, истории русского народа.

Задачи проекта:

- вовлекать родителей совместно с педагогами в деятельность, направленную

на развитие у детей гражданско-патриотических ценностей;

- воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через

творческую, познавательно - исследовательскую деятельность;

- воспитывать у детей уважительное отношение к наследию и традициям

других народов;

- воспитывать у детей основы патриотизма, уважение к культурному

наследию и прошлому России, своей малой родины.

- воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства через изучение

государственной символики;

- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки

людей, учить давать оценку своим поступкам и поступкам других;

- помочь детям осознавать себя и чувствовать частью большого этноса,

выражать свою собственную субкультуру;

- помочь родителям понять ценность истории своего народа, ее особую роль

в воспитании будущего гражданина.

Формировать у детей:

- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения

к родной природе, культуре и традициям;

- представление о России как о родной стране;

-умение

анализировать

различные

социальные

явления

и

события,

сопоставлять их, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры,

игры народов Севера.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный; срок реализации: сентябрь 2021г.

Цель: определение целей и задач между педагогами и родителями

(законными представителями) по созданию проекта;

II этап - основной; сроки реализации: октябрь 2021 г. - февраль 2022г.

Цель:

реализация

поставленных

задач

взаимодействия

между

всеми

участниками образовательного процесса;

III этап - заключительный; срок реализации: апрель 2022г.

Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении

поставленных задач по гражданско-патриотическому воспитанию детей;

Критерии эффективности:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога

и всего коллектива дошкольного учреждения в решении определенных

педагогических задач, а внутри группы - единство действий всех детей.

Во-вторых,

использование

приемов,

способствующих

гражданско-

патриотическому воспитанию старших дошкольников.

В-третьих, под системой гражданского воспитания понимается также

взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных

качеств у детей.

В-четвертых,

систему

гражданско-патриотического

воспитания

следует

усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности

по мере роста и умственного созревания детей.

Чтение

Вечер загадок

Просмотр

Беседы

фильмов

презентаций

Методы воздействия

на формировании

гражданско-патриотических Решение

понятий дошкольников педагогических

Примеры

ситуаций

Этнические

Диспуты

знакомства

Условия реализации данного проекта

- Заинтересованность родителей ,регулярность и систематичность работы.

- Непрерывная связь с детьми посредством коллективной, индивидуальной,

наглядной форм работы;

- компетентность педагогов и родителей по теме реализации гражданско-

патриотического воспитания дошкольников

Подготовительный этап

Работа педагога:

-изучение

научно-методической

литературы

по

теме

гражданско-

патриотического воспитания;

-разработка и подборка картотеки игр, заданий, художественной литературы

и консультаций для родителей по теме.

Работа с родителями

- анкетирование родителей группы с целью выявления заинтересованности

родителей

данной

темой;

насколько

родители

считают

важной

и

необходимой тему гражданско патриотического

воспитания в ДОУ;

насколько они сами компетентны в данном вопросе.

-включение вопроса о гражданско-патриотическом воспитании детей в

повестку родительского собрания в начале года;

-ознакомление

с

планом

работы

по

патриотическому

воспитанию

посредством художественной литературы, просмотра исторических фильмов,

презентаций приуроченных к различным историческим датам, с реализацией

главных задач на учебный год:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье,

родным людям.

2. Знакомить детей с русскими народными сказками, сказками народов

ханты и манси, традициями, обычаями, историческими датами.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым

делам для семьи, родного дома, детского сада, родного города, своей страны.

4.Формировать у детей чувство сострадания, проявление заботы и внимания

к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Воспитывать в детях , бережное отношение к природе края, к братьям

наших меньшим, ко всему живому.

Перспективный план взаимодействия с участниками проекта:

Октябрь

Работа с

детьми

1. Беседа с детьми об истории своего города, своей семьи.

2.Педагогическая диагностика знаний детей о гражданско-

патриотическом воспитании.

3. Занятие по теме «Путешествие по России».

4. Беседа «День основания ВМФ»

5. Сюжетно ролевая игра « Мы будущие моряки»

6. Выставка фотографий «Я и мои родные»

Работа с

родителями

1.Анкетирование

родителей

«Гражданско-патриотическое

воспитание в семье и в дошкольном учреждении»

2.Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях

дошкольного возраста патриотизм»

3. Консультация «Досуг семьи и роль ребёнка в нём».

4. Привлечение родителей к сбору природного материала.

5.Выставка «Осенняя фантазия».

Ноябрь

Работа с

детьми

1.Занятие по теме ««Мы вместе - значит, мы едины» ко дню

народного единства.

2. Беседа «Любовь к Родине начинается с любви к, близким»

3.Сюжетно ролевая игра «Путешествие в прошлое»

4.Праздник «День матери»

Работа с

родителями

1.Привлечение родителей к установлению в семье правил,

норм поведения, обычаев, традиций (формирование

нравственных ценностей).

2.Консультация «Растим патриота»

3.Памятка

«Отношение

детей

к

старшему

поколению

(бабушки и дедушки)»

4.Выставка работ: «Семейные традиции»

Цель: Привлечение

родителей к непосредственной творческой деятельности с

детьми, и привлечения к активной воспитательной практике

по возрождению семейных традиций.

Декабрь

Работа с

1. НОД «День неизвестного солдата».

детьми

2.

Беседа

«Кремлевская

стена,

памятник

неизвестному

солдату»

3.Тематическая беседа «День рождения ХМАО»

4.Просмотр

презентаций

о

нашем

родном

округе,

его

достопримечательностях, памятниках неизвестному солдату в

городах России.

5. Беседа «Скоро, скоро Новый год»

Работа с

родителями

1. Папка-передвижка «Мой край родной - моя Югра».

2.День открытых дверей. «Расскажи детям о своих любимых

местах города, когда и почему вы их полюбили»

3.Совместная работа с детьми: Изготовление мемориала из

любого материала, на выбор.

4.

Проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как

играли наши бабушки и дедушки».

5.Югра встречает Новый год. Изготовление новогодней

игрушки.

Январь

Работа с

детьми

1.Беседа «Рождество»

2.Чтение и разучивание стихотворения «Святки» В. Берестов.

3.Просмотр презентаций

«День снятия блокады Ленинграда»,

«Международный день жертв Холокоста»

4.Выставка рисунков «Блокадный хлеб»

Работа с

родителями

1.Тематические

выставки:

«Дидактические

игры

по

безопасности дорожного движения»

2. Привлечь родителей к знанию не только

веселых

праздников, но и трагических дат, связанные с нашим

народом, с историей нашей страны.

3. Домашнее задание: нарисовать с ребенком и принести

рисунок для выставки «порция хлеба которую давали во время

блокады, ленинградцам» знать и отвечать, на вопрос: что

такое метроном?

Февраль

Работа с

детьми

1. Беседа «Праздники февраля»

2.Занятие по теме «День защитника отечества» изготовление

подарка для папы.

3.

Просмотр презентации «Русские богатыри»

4.Совместное спортивное развлечение «Мой папа самый

сильный»

Работа с

родителями

1.Домашнее задание - ребенок должен знать имя папы и

профессию, знать в каких родах войск он служил. Принести

фотографию для коллажа, если папа служил в армии.

2.Совместный просмотр фильма «Офицеры»

3. Беседа «Есть такая профессия, Родину защищать»

4. Консультация «Папы всякие нужны, папы всякие важны».

Март

Работа с

детьми

1.Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»,

«Первая женщина космонавт»

2.Просмотр презентации « День рождение родного города».

3.Чтение и обсуждение рассказа В.А.Осеева «Сыновья».

3.Занятие по теме «Чтение рассказа В.Ю.Драгунского

«Рыцари» пересказ.

4. Открытое занятие «Что мы знаем о бережливости»

5.Выпуск поздравительной газеты «8 марта»

Работа с

родителями

1. Консультация «Женщины России»

2.Совместная работа пап и детей в изготовлении подарка для

любимой мамочки.

3. Познакомить родителей с различными видами речевых игр;

совместно с родителями познакомить детей с некоторыми

фактами из жизни русских знаменитостей, формировать у

детей знания о разных женских профессиях , воспитывать

уважение к членам своей семьи, к женщинам в целом к их

труду; воспитывать стремление помогать взрослым.

4.

Домашнее задание - сочинить сказку, про свою семью.

Апрель

Работа с

детьми

1. Беседа «1 апреля - день смеха» история праздника.

2. Беседа «Вороний день»

3. Рассказ «Первый полет в космос. Юрий Гагарин»

4. Занятие по теме «Рисуем космос»

5. Просмотр презентации «День космонавтики»

Работа с

родителями

1.Консультации «День воинской славы России» «День

вороны» «День земли» «День пожарной охраны»

2. Подвести родителей к частым беседам со своими детьми на

различные исторические темы не только о России, но не

забывать и о родном крае.

3. Совместная работа с детьми по изготовлению кормушек

«Ко дню, вороны» который отмечают малочисленные народы

Севера, ханты и манси. Праздник пробуждения природы.

4. Экскурсия в городской краеведческий музей имени Т. Д.

Шуваева. Цель: приобщение к культуре и истории русского

быта.

5.Чтение сказок бабушки АННЭ

Май

1. Итоговое родительское собрание. Презентация проекта.

Круглый стол.

Цель: подведение итогов, обсуждение проекта, все ли остались

довольны результатами, что могут предложить сами для

совместной деятельности по вопросу воспитания будущего

поколения.

Консультативные и информационные методы работы.

Методы и формы косвенной

работы с родителями.

Название

Консультации для

родителей

- «Воспитываем маленького патриота»

- «Знаю ли я свою малую родину?»

- «Игры, направленные на развитие

нравственных ценностей дошкольников»

- «Художественная литература для чтения

дома».

- «Учим сами рассказывать и придумывать

истории»

Стенгазета «Исторические

даты в жизни нашей

группы»

Рисунки, поделки, игры и задания к празднику

или мероприятию, позволяющие родителям

прослеживать работу по теме и поддерживать

и закреплять ее дома.

Буклеты и памятки для

родителей

«Литература для родителей и детей по

гражданско-патриотическому воспитанию»

«Пришли мне друга верного»

«Истории в стихах»

«Учим пословицы и стихи о родине, добре и

зле»

«Учимся, играя»

Презентации для родителей

«Игра как средство нравственного воспитания

дошкольников»

«Сказки и традиции народов севера»

Фото отчеты о

мероприятиях.

Фотовыставка «90 лет Югре» Дипломы

победителей викторины «Мой край родной -

моя Югра»

Фотовыставка чтецов «Джалиловские чтения»

Фото коллаж «Семейный праздник - новый

год» «Памятник неизвестному солдату»

Фотовыставка «Человек и космос»

Фотовыставка «Мой папа- богатырь»

Выставка «Лучшая кормушка»

Третий этап работы: подведение итогов.

1.Совместное мероприятие «Родительское собрание. Круглый стол»

Цель: побудить родителей и детей к дальнейшей деятельности, вспомнить

наиболее понравившиеся мероприятия, проанализировать уровень и объем

полученных в ходе работы знаний, как родителей, так и детей.

2. Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности проведенной

работой, необходимости дальнейшей работы по гражданско-

патриотическому воспитанию, или внести свои предложения.

3. Анализ результатов образовательного процесса строится на основе

анкетирования родительской общественности:

Анкета для родителей

«Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном

учреждении»

1.Что вы понимаете под термином «гражданско-патриотическое

воспитание»

- воспитание любви к Родине

- воспитание уважения к старшему поколению

- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа

- знание истории своей страны

- все выше перечисленное.

2. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая

проблема патриотического воспитания детей?

-да;

-нет;

-затрудняюсь ответить

3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости

гражданско- патриотического воспитания ребенка именно в дошкольном

возрасте?

- да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей;

- мы все больше в этом убеждаемся;

- с этим утверждением мы не согласны.

4. Какую информацию по теме гражданско-патриотического

воспитания Вы хотели бы получить?

- о православных праздниках;

- о традициях культуры малочисленных народов Севера (ханты и манси);

- о воспитании детей на примере патриотизма и героизма русского народа.

5. Воспитываете ли Вы у своих детей гражданские чувства? Каким

образом?

- подаем пример в семье;

- читаем художественную литературу;

- экскурсии по культурным достопримечательностям;

- смотрим исторические фильмы;

- читаем сказки бабушки Аннэ;

- все выше перечисленное.

6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

- справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим;

- достойным гражданином своей страны;

- патриотом своей Родины, умеющим дать нравственную оценку своим

поступкам.

7. Нуждаетесь ли вы в помощи в вопросах гражданско-патриотического

воспитания дошкольников?

- да;

- нет.

Спасибо за сотрудничество!

Анкета «Удовлетворенность родителей совместной работой в вопросе

гражданско-патриотического воспитания»

1. Считаете ли Вы актуальными вопросы гражданско-патриотического

воспитания дошкольников?

- да;

- нет;

- затрудняюсь.

2. Удовлетворены ли Вы совместной работой, или считаете

необходимым продолжать дальнейшую работу?

- да;

- частично;

- не удовлетворен.

3. Делится ли Ваш ребенок после совместных мероприятий

положительными впечатлениями?

- да, всегда;

- иногда;

- нет.

4. Используете ли Вы в воспитании своего ребенка литературу, о

которой узнали на совместных встречах?

- часто;

- иногда;

- нет.

5. Свободно ли Вы обращаетесь за необходимой помощью к

воспитателям?

- да;

- нет;

- в крайних случаях.

6. Участвуете ли Вы в мероприятиях, проводимых в ДОУ?

- участвую постоянно;

- участвовал 1-2 раза;

- не принимаю участия.

7. Какая форма работы была для Вас наиболее эффективной, интересной

и насыщенной информационно?

- совместные встречи;

- консультация;

- открытые мероприятия;

- памятки и брошюры.

8. Изменилось ли Ваше мнение о необходимости гражданско-

патриотического воспитания у дошкольников с начала года?

- да;

- нет.

Ваши предложения:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анализ реализации педагогического проекта показал:

Заключение

Наш проект - начальная ступень в формировании не только моральных

ценностей, но и патриотических чувств у дошкольников, а для родителей

прекрасная возможность научиться взаимодействовать со своим ребенком,

понимать его взгляды на мир, помогать формироваться важным социально-

нравственным основам личности будущего гражданина.

Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Любовь к своему народу, к

родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли

успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого

раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и

великому народу.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам

надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и

настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может

гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской

душе.

Таким образом, в дальнейшем можно запланировать организацию

совместного с родителями

проекта «Сила - в единстве» по изучению

многонациональности

родного

края,

людях,

профессиях

которые

востребованы в нашем крае, помогающий в доступной для детей форме

рассказать о самобытности и истории Севера. Наша дальнейшая задача -

укреплять тот фундамент, на котором у детей будет, развиваться и расти

чувство любви к своей малой Родине и к Отчизне в целом.

Воспитатель Т.А. Килина

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, Т.С.Комаровой,

М.А.Василевой М. Мозаика-Синтез 2011г.

2.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М.

Мозаика-Синтез 2012г.

3.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.

4.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.

5.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.

6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.



В раздел образования