Напоминание

Статья на тему "Патриотическое воспитание в дошкольном образовании в контексте реализации Федеральной Образовательной Программы и Федерального государственного образовательного стандарта"


Автор: Слепцова Вера Аркадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Уолбутская СОШ им.С.Ф. Маркова"
Населённый пункт: с. Кенг-Кюель, Абыйский район, РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Статья на тему "Патриотическое воспитание в дошкольном образовании в контексте реализации Федеральной Образовательной Программы и Федерального государственного образовательного стандарта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Слепцова Вера Аркадьевна, воспитатель

МБОУ «Уолбутская СОШ им. С.Ф. Маркова»,

дошкольное подразделение «Чуораанчык»

с. Кенг- Кюель, Абыйского улуса РС (Якутия)

Статья на тему "Патриотическое воспитание в

дошкольном образовании в контексте

реализации Федеральной Образовательной

Программы и Федерального государственного

образовательного стандарта"

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Введение

Современная парадигма дошкольного образования в Российской Федерации

ориентирована на формирование гармонично развитой личности,

обладающей не только базовыми компетенциями, но и устойчивыми

ценностными ориентирами, среди которых центральное место занимает

патриотизм. Внедрение Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и, в особенности,

Федеральной рабочей программы дошкольного образования (ФОП ДО)

закрепило системный и обязательный характер патриотического воспитания

как одного из приоритетных направлений образовательной деятельности.

Патриотическое воспитание в ДОУ рассматривается не как отдельная

дисциплина, а как интегрированный процесс, пронизывающий все

образовательные области и направленный на создание фундамента

гражданской идентичности ребенка. Анализ роли и механизмов реализации

данной задачи в свете новых нормативных требований позволяет оценить

степень ее практической применимости и методическую разработанность.

1. Теоретико-методологические основы патриотического воспитания в

ДОУ.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс

формирования у дошкольников любви к своей Родине, гордости за нее,

уважения к ее истории, культуре, природе и людям, которые ее населяют. В

рамках педагогической науки, этот процесс рассматривается как

формирование основ гражданственности, которая в дошкольном возрасте

носит первичный, эмоционально-чувственный характер.

1.1. Нормативное закрепление и концептуальное единство.

ФГОС ДО, утвержденный в 2013 году и получивший дальнейшее развитие,

определяет, что одной из целей дошкольного образования является

достижение целевых ориентиров, включая формирование общей о ребенке

как о члене семьи, представителе народа, гражданине России. ФОП ДО,

вводя единый федеральный образовательный контур, детализирует эти

требования, предлагая конкретное содержание и ожидаемые результаты по

формированию представлений о России, ее символах, многонациональном

составе и культурном наследии.

Ключевым моментом является то, что ФОП ДО акцентирует внимание на

уважении к традициям, культуре и истории своего народа и

многообразии культур народов России. Это требует от ДОУ перехода от

формального ознакомления к эмоциональному и деятельностному

погружению ребенка в культурно-исторический контекст.

1.2. Специфика формирования патриотизма в дошкольном возрасте.

Учитывая особенности когнитивного развития дошкольников (преобладание

наглядно-образного мышления), формирование патриотизма должно

опираться на конкретные, эмоционально значимые объекты:

“Малая Родина”: Непосредственное окружение ребенка – дом, семья,

двор, детский сад, улица, город. Патриотизм начинается с любви к тому, что

ребенок видит, трогает и чувствует каждый день.

Эмоциональная вовлеченность: Чувство привязанности формируется

через положительный опыт взаимодействия с культурными артефактами,

участие в праздниках, проявление заботы.

Образность: Абстрактные понятия (государство, нация) должны быть

представлены через конкретные образы (символы, традиции, лица героев).

Таким образом, современная реализация патриотического воспитания не

может сводиться к декларативному заучиванию фактов, но должна быть

построена на принципах эмоционально-ценностного освоения

окружающей действительности.

2. Интегративный подход к реализации задач патриотического

воспитания.

ФГОС ДО и ФОП ДО настаивают на интеграции образовательного

содержания, что особенно важно для воспитательной работы.

Патриотическое воспитание не может быть выделено в отдельный “урок

патриотизма”, но должно пронизывать все пять образовательных областей.

2.1. Социально-коммуникативное развитие:

Эта область является ядром для формирования гражданской идентичности.

Работа строится на освоении социальных ролей и норм.

Формирование представлений о социуме: Изучение структуры семьи

(генеалогическое древо), знакомство с профессиями, их значимостью для

общества. Здесь закладывается уважение к труду, что является краеугольным

камнем уважения к государству и народу, его создавшему.

Взаимодействие со сверстниками: Освоение правил конструктивного

взаимодействия, что является моделью гражданского общества. Уважение к

многообразию культур народов России, представленных в группе, формирует

основы толерантности и межнационального согласия.

2.2. Познавательное развитие:

Здесь происходит непосредственное знакомство с историко-культурным

пространством.

Освоение символики: Знакомство с Государственным флагом, Гербом и

Гимном. Важно не просто показать символы, но и объяснить их значение

(например, цвета флага, элементы герба), связать их с понятиями “Россия”,

“наша страна”.

Краеведение: Изучение родного края. Создание “Карты города/села”,

знакомство с достопримечательностями, природными особенностями,

историческими вехами, связанными с малой родиной. Это формирует

привязанность к конкретному месту, являющемуся частью большой Родины.

Знакомство с историей через быт: Через изучение народных промыслов,

традиционного быта, детской утвари, ребенок опосредованно прикасается к

истории своего народа.

2.3. Речевое развитие:

Речь выступает средством вербализации чувств и знаний о Родине.

Обогащение тематического словаря: Включение лексики, связанной с

Родиной, государственностью, народными традициями (Родина, Отчизна,

Кремль, Кремль, герб, флаг, эпос, ремесло, обряд).

Выразительное воспроизведение: Заучивание и выразительное

рассказывание стихов русских поэтов о природе и Родине, разучивание

народных песен и хороводов.

2.4. Художественно-эстетическое развитие:

Именно эта область наиболее продуктивна для формирования

эмоционального отклика.

Народное искусство: Знакомство с русскими народными промыслами

(Хохлома, Гжель, Жостово, Палех). Дети не просто рассматривают, но и

пытаются воспроизвести мотивы в рисовании, лепке, аппликации.

Музыкальное наследие: Прослушивание и исполнение народных песен,

хороводов, знакомство с русскими народными музыкальными

инструментами.

Театрализация: Разыгрывание русских народных сказок, где герои

воплощают моральные нормы (трудолюбие, смелость, доброта).

2.5. Физическое развитие:

Народные подвижные игры: Игры, такие как “Казаки-разбойники”,

“Ручеек”, “Горелки”, являются не только средством физического развития,

но и способом усвоения норм взаимодействия, присущих народной культуре.

3. Организационно-педагогические условия реализации ФОП в части

патриотического воспитания.

Успех патриотического воспитания зависит от качества предметно-

пространственной развивающей среды (ППРС) и методической

оснащенности педагогов.

3.1. Создание развивающей предметно-пространственной среды (ППРС):

ППРС должна быть насыщенной, трансформируемой и

полифункциональной, отражая ценности патриотизма:

Уголок государственных символов: С обязательным размещением

флага, герба, гимном в аудио- или визуальной форме, с понятными детям

объяснениями их значения.

Центр краеведения: Макеты родного города, фотографии значимых мест,

карта региона, материалы о местных героях и традициях.

Центр народного творчества: Материалы для лепки (глина, пластилин),

рисования (традиционные узоры), лоскуты, материалы для изготовления

народных кукол и игрушек.

Библиотечный уголок: Подборка адаптированных произведений русской

классики и фольклора.

3.2. Методические приемы и технологии:

В контексте ФОП ДО, где подчеркивается системность и целостность,

необходимо использовать следующие подходы:

Проектный метод: Разработка краткосрочных или долгосрочных

проектов, например, “История моей семьи” (создание родословной), “Мой

город/село: прошлое и настоящее”. Проектная деятельность обеспечивает

глубокую интеграцию знаний и деятельностный подход

Технология “Путешествие во времени”: Использование элементов

реконструкции (например, организация уголка в стилистике русской избы) и

ролевых игр для погружения детей в быт предков.

Музейная педагогика: Организация в ДОУ мини-музеев (например,

“Музей русской игрушки”, “Уголок быта”). Дети могут выступать в роли

экскурсоводов, что развивает их познавательный интерес и ответственность.

Трансформация дидактических игр: Использование игровых механик

для изучения сложных понятий. Например, игра “Символы России” должна

быть не просто набором карточек, а включать объяснение, почему именно

этот образ выбран как символ.

3.3. Роль педагога-профессионала:

Реализация требований ФГОС и ФОП невозможно без высокого

профессионализма педагога, который должен выступать в роли не только

транслятора знаний, но и носителя ценностей.

Компетентность в области культурного наследия: Педагог должен

обладать достаточными знаниями о русской истории, фольклоре, народном

искусстве, чтобы транслировать их убедительно и достоверно.

Моделирование поведения: Педагог сам должен демонстрировать

уважение к традициям, аккуратность, трудолюбие – качества, которые он

воспитывает.

Организация партнерства с семьей: Патриотическое воспитание

невозможно без согласованности требований и ценностей, транслируемых в

ДОУ и дома.

4. Преемственность и взаимодействие с семьей.

ФГОС ДО определяет семью как первый и основной институт воспитания.

Успешная реализация патриотической линии требует тесного

сотрудничества.

4.1. Педагогическое просвещение родителей:

Родители часто не владеют методикой приобщения детей к традициям или не

знают, как правильно интерпретировать государственные символы для

дошкольника. Необходимо проводить работу через:

Консультации: О роли эмоциональной привязанности к малой родине.

Родительские собрания: Обсуждение плана работы ДОУ по гражданско-

патриотическому воспитанию в свете ФОП.

Семинары-практикумы: Обучение родителей методам работы с

фольклором, изготовлению народных игрушек.

4.2. Совместная деятельность:

Наиболее эффективны совместные мероприятия, где родители и дети

выступают как единая команда:

Совместное празднование народных праздников: Масленица, Праздник

урожая, где родители помогают в подготовке атрибутов и угощений.

Создание семейных проектов: Например, оформление “Семейного

древа” или “Книги о моем городе/селе”, которое затем презентуется в группе.

Экскурсии выходного дня: Посещение местных музеев, исторических

мест с последующим обсуждением впечатлений в ДОУ.

4.3. Формирование “семейного микроклимата патриотизма”:

Родители должны стать трансляторами ценностей. Если в семье уважают

старших, обсуждают историю своей семьи, с гордостью говорят о родном

крае, ребенок естественным образом усваивает эти установки. Роль ДОУ

состоит в том, чтобы дать родителям инструменты для усиления этого

процесса.

5. Ожидаемые результаты и целевые ориентиры.

К моменту завершения дошкольного образования, в соответствии с ФОП ДО,

ребенок должен демонстрировать следующие ориентиры в сфере

гражданственности и патриотизма:

Эмоционально-ценностная сфера: Проявляет любовь и привязанность к

семье, дому, детскому саду, родному городу/селу. Испытывает

положительные эмоции при восприятии символов России.

Познавательная сфера: Имеет первичные, но целостные представления о

России как о стране, о ее символах, о многообразии народов и культур. Знает,

где он живет.

Поведенческая сфера: Демонстрирует уважение к старшим, бережное

отношение к природе и вещам. Участвует в народных играх, с интересом

относится к народным традициям, проявляет любознательность.

Коммуникативная сфера: Умеет выразить свои впечатления о родном

крае и традициях с помощью речи и творчества.

Заключение.

Реализация задач патриотического воспитания в ДОУ в контексте ФОП и

ФГОС ДО требует перехода от поверхностного ознакомления к глубокому,

системному и интегрированному освоению культурно-исторического

наследия. Центральной осью этого процесса является деятельностный

подход, основанный на эмоциональной вовлеченности ребенка и тесном

партнерстве между дошкольным учреждением и семьей. Педагоги должны

выступать как компетентные проводники в мир русской культуры и истории,

создавая насыщенную, мотивирующую образовательную среду. Уместность

и глубина воспитательного воздействия достигаются тогда, когда понятия

“Родина”, “семья”, “традиция” не являются просто словами из словаря, а

проживаются ребенком через игру, творчество и личный опыт, что и

составляет суть современных требований образовательных стандартов.



В раздел образования