Напоминание

Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе с детьми в школе.


Автор: Еськова Олеся Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №15"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе с детьми в школе.
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ

Введение

Современная система образования, ориентированная на комплексное

развитие личности ребенка, ставит перед специалистами, в том числе

логопедами, задачи по поиску и внедрению наиболее эффективных

коррекционно-развивающих технологий. Одной из таких

перспективных областей является применение кинезиологических

упражнений в логопедической работе с детьми школьного возраста.

Кинезиология, наука о движениях, предлагает инструментарий,

способный оказать существенное влияние на развитие речи,

когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Данная статья посвящена анализу теоретических основ и

практических аспектов применения кинезиологических упражнений в

работе школьного логопеда. Мы рассмотрим, каким образом

взаимосвязь между двигательной активностью и развитием высших

психических функций, включая речевую, может быть использована

для повышения результативности коррекционно-развивающей

деятельности. Будут представлены конкретные примеры упражнений,

их систематизация по дидактическим задачам и возрастным

особенностям, а также обоснована их интеграция в структуру

логопедического занятия.

1. Теоретические основы взаимосвязи движения и речи

Понимание эффективности кинезиологических упражнений в

логопедии начинается с изучения фундаментальных связей между

двигательной активностью и развитием высших психических функций

(ВПФ), включая речь. Эти связи обусловлены нейрофизиологическими

механизмами.

1.1. Нейрофизиологические предпосылки:

Наш мозг представляет собой единую, целостную систему, где

различные зоны и функции тесно взаимосвязаны. Особое значение в

контексте кинезиологии и логопедии имеют:

Кора больших полушарий: Отвечает за высшие психические

функции, включая речь. Различные участки коры

специализируются на обработке сенсорной информации,

планировании и выполнении движений, а также на языковых

процессах (понимание и порождение речи).

Мозжечок: Традиционно ассоциируется с координацией

движений, поддержанием равновесия и мышечным тонусом.

Однако современные исследования показывают его значимую

роль в регуляции когнитивных функций, включая внимание,

память и языковые процессы. Мозжечок помогает

автоматизировать моторные программы, что актуально и для

артикуляционного аппарата.

Лимбическая система: Отвечает за эмоциональные реакции,

мотивацию и обучение. Положительные эмоции, связанные с

двигательной активностью, способствуют более эффективному

усвоению материала.

Ретикулярная формация: Играет ключевую роль в регуляции

уровня бодрствования, внимания и общего тонуса нервной

системы. Кинезиологические упражнения, особенно динамичные,

активизируют ретикулярную формацию, повышая готовность

ребенка к обучению.

Мозолистое тело (corpus callosum): Соединяет правое и левое

полушария головного мозга, обеспечивая их взаимодействие.

Упражнения, требующие одновременной работы обеих рук или

частей тела, способствуют развитию межполушарного

взаимодействия, что критически важно для синхронизации

работы различных зон мозга, отвечающих за речь и моторику.

1.2. Развитие моторики и речевой функции:

Связь между мелкой моторикой рук и развитием речи не случайна.

Она обусловлена эволюционными и нейрофизиологическими

факторами:

Зона Брока и зона Вернике: Эти области коры головного мозга,

критически важные для речевой функции, расположены вблизи

зон, отвечающих за движения рук. Считается, что в процессе

эволюции развитие способности к тонким манипуляциям руками

коррелировало с развитием речевых способностей.

Общие нервные пути: Различные области мозга, управляющие

движениями пальцев рук и артикуляционного аппарата, имеют

общие нервные пути и зоны возбудимости. Стимуляция одной

области может рефлекторно активировать другую.

Развитие проприоцепции: Проприоцепция – это ощущение

положения тела и его частей в пространстве, а также мышечного

усилия. Развитие проприоцепции через кинезиологические

упражнения способствует лучшему контролю над движениями, в

том числе и артикуляционными. Это позволяет ребенку более

точно ощущать положение языка, губ, нижней челюсти при

произнесении звуков.

Формирование двигательных программ: Совершенствование

мелкой моторики и общей моторики формирует сложные

двигательные программы. Эти программы затем могут быть

“перенесены” на артикуляционную моторику, способствуя более

легкому и правильному произношению звуков.

1.3. Влияние кинезиологических упражнений на когнитивные

функции:

Кинезиологические упражнения не ограничиваются только влиянием

на моторику и речь. Они оказывают комплексное воздействие на ряд

когнитивных функций, что также важно для успешной адаптации

ребенка в школе:

Внимание: Упражнения, требующие концентрации, координации

и выполнения инструкций, способствуют развитию устойчивости

и переключаемости внимания.

Память: Запоминание последовательности движений,

инструкций, а также физические ощущения, связанные с

упражнениями, активизируют различные виды памяти

(двигательную, зрительную, слуховую).

Пространственные представления: Упражнения, связанные с

ориентированием в пространстве, определением направлений,

положения тела, развивают пространственное мышление.

Мышление: Анализ собственных движений, поиск способов

выполнения заданий, решение двигательных задач стимулируют

аналитическое и проблемно-ориентированное мышление.

2. Кинезиологические упражнения в логопедической работе: Цели

и задачи

Интеграция кинезиологических упражнений в логопедическую практику

школы преследует ряд специфических целей и задач, направленных

на комплексное решение речевых и связанных с ними нарушений.

2.1. Основные цели:

Активизация и гармонизация работы головного

мозга: Стимулирование межполушарного взаимодействия,

улучшение координации между различными мозговыми

структурами.

Развитие высших психических функций: Повышение уровня

внимания, памяти, пространственных представлений,

мышления, что является фундаментом для успешного обучения.

Совершенствование артикуляционной моторики: Улучшение

координации, точности, силы и быстроты движений органов

артикуляции (язык, губы, нижняя челюсть).

Развитие общей и мелкой моторики: Улучшение координации

движений всего тела, развитие ловкости, точности и

согласованности движений кистей и пальцев рук.

Формирование правильного речевого дыхания: Развитие

диафрагмального дыхания, формирование умения регулировать

вдох и выдох.

Эмоциональная регуляция и снижение

психоэмоционального напряжения: Создание благоприятного

эмоционального фона, снятие тревожности, повышение

уверенности в себе.

Повышение мотивации к коррекционно-логопедическим

занятиям: Игровой и двигательный характер упражнений делает

процесс обучения более привлекательным и интересным для

детей.

2.2. Задачи:

Диагностические: Определение уровня развития моторики,

речевых функций и когнитивных способностей ребенка для

последующей разработки индивидуальной коррекционной

программы.

Коррекционные:

o

Коррекция нарушений звукопроизношения (дислалия,

дизартрия).

o

Коррекция нарушений темпа и ритма речи (заикание).

o

Коррекция нарушений связной речи.

o

Коррекция нарушений письменной речи (дислексия,

дисграфия) за счет улучшения межполушарного

взаимодействия и развития когнитивных функций.

Развивающие:

o

Развитие фонематического слуха и восприятия.

o

Развитие лексико-грамматического строя речи.

o

Развитие когнитивных процессов (внимание, память,

мышление).

o

Развитие двигательных навыков.

Профилактические: Предотвращение возможных речевых и

когнитивных нарушений путем стимуляции раннего развития

мозга через движение.

3. Методы и приемы использования кинезиологических

упражнений

Эффективность применения кинезиологических упражнений в

логопедической работе определяется не только их выбором, но и

правильным методическим подходом к их проведению.

3.1. Принципы проведения:

Систематичность: Регулярное включение упражнений в

структуру занятия.

Поэтапность: Начинать с простых упражнений, постепенно

увеличивая их сложность и объем.

Индивидуализация: Подбор упражнений с учетом возраста,

уровня развития, особенностей речевого нарушения каждого

ребенка.

Сознательность и активность: Объяснение цели упражнения,

создание ситуации успеха, поощрение самостоятельности.

Доступность: Использование понятных инструкций,

демонстрации.

Положительный эмоциональный фон: Создание атмосферы

игры, радости, сотрудничества.

Сочетание с другими методами: Интеграция

кинезиологических упражнений в общую систему коррекционно-

логопедической работы.

3.2. Классификация упражнений:

Для удобства применения кинезиологические упражнения можно

классифицировать по их основным задачам:

Упражнения для развития межполушарного

взаимодействия:

o

Симметричные движения: одновременное выполнение

одинаковых движений обеими руками или ногами

(например, одновременное сгибание и разгибание пальцев

обеих рук).

o

Асимметричные движения: выполнение разных движений

разными руками или ногами (например, одна рука сжимает

кулак, другая разжимает; одна рука совершает круговые

движения, другая – маховые).

o

Диагональные движения: движения, при которых правая

рука и левая нога (или наоборот) выполняют

согласованные действия.

Упражнения для развития общей моторики и координации:

o

Динамические упражнения, включающие движения всего

тела (прыжки, бег, ходьба с определенной координацией).

o

Упражнения на равновесие.

o

Упражнения, имитирующие движения животных или людей.

Упражнения для развития мелкой моторики:

o

Пальчиковые игры с одновременным проговариванием

стихов или скороговорок.

o

Упражнения с различными мелкими предметами

(перебирание круп, складывание мелких деталей, работа с

пластилином, тестом).

o

Упражнения, направленные на развитие

дифференцированных движений пальцев.

Упражнения для стимуляции речевого аппарата:

o

Артектикуляционная гимнастика, сочетающаяся с

движениями рук (например, поднимание одной руки при

подъеме языка вверх).

o

Упражнения на развитие дыхания, сопровождающиеся

определенными движениями.

3.3. Интеграция в структуру логопедического занятия:

Кинезиологические упражнения могут быть включены в различные

этапы логопедического занятия:

В подготовительную часть (разминка): Динамические

упражнения, направленные на активизацию, разогрев,

улучшение кровообращения и повышение внимания. Это может

быть короткая пальчиковая гимнастика или небольшая

двигательная активность.

В основную часть (между этапами):

o

Перед артикуляционной гимнастикой: упражнения на

развитие мелкой моторики и межполушарного

взаимодействия для подготовки речевого аппарата.

o

Между отработкой звуков: упражнения на развитие

общего дыхания и координации, чтобы снизить

утомляемость и поддержать интерес.

o

При работе над связной речью: упражнения, развивающие

внимание, память и пространственные представления,

которые являются основой для построения предложений и

рассказов.

В заключительную часть (завершение): Успокаивающие,

расслабляющие упражнения, направленные на снятие

напряжения и закрепление положительного опыта.

4. Примеры кинезиологических упражнений и их применение

Практическое применение кинезиологических упражнений требует

конкретных примеров, адаптированных для школьного возраста и

различных речевых нарушений.

4.1. Для развития межполушарного взаимодействия:

“Зеркальное рисование”: Ребенку предлагается одновременно

рисовать двумя руками симметричные фигуры (круги, квадраты,

волны) в воздухе или на листе бумаги. Это упражнение помогает

синхронизировать работу правого и левого полушарий.

o

Применение: При нарушениях дисграфии, дислексии, для

улучшения общего уровня когнитивного развития.

“Кулак-ребро-ладонь”: Ребенок последовательно меняет

положение руки: сначала сжимает кулак, затем кладет ладонь на

стол, затем ставит руку ребром. Упражнение выполняется

сначала одной рукой, затем другой, затем обеими руками

одновременно, меняя положение в разном темпе.

o

Применение: Для развития переключаемости, внимания,

мелкой моторики, что косвенно влияет на артикуляционную

точность.

“Перекрестные шаги”: Ребенок шагает на месте, при этом

правая рука касается левого колена, а левая рука – правого

колена. Затем можно усложнить, меняя ритм или добавляя

хлопками.

o

Применение: Стимулирует межполушарное

взаимодействие, улучшает координацию, что важно для

общего развития речи и профилактики заикания.

4.2. Для развития общей моторики и координации:

“Ладушки-молоточки”: Ребенок хлопает в ладоши, затем

сжимает кулачки. Упражнение может сопровождаться стишком.

o

Применение: Базовое упражнение для развития

координации, ритмичности, что полезно при работе над

темпом и ритмом речи.

“Веселые человечки”: Имитация движений по команде:

“солнышко” (руки вверх), “грибок” (присесть), “солнце

спряталось” (закрыть глаза).

o

Применение: Развитие слухового внимания, памяти,

способности выполнять инструкции, что важно для

понимания обращенной речи.

“Паук”: Ребенок стоит, руки вытянуты в стороны. По команде он

выполняет различные движения руками, имитируя паутину

(например, перекрещивая руки перед собой, описывая круги).

o

Применение: Развитие пространственных представлений,

координации, что помогает в освоении сложных

артикуляционных движений.

4.3. Для развития мелкой моторики:

“Коза-рогатка”: Показывание пальцами рогов козы

(указательный и мизинец), затем превращение в “рогатку”

(указательный и средний пальцы). Упражнение выполняется

последовательно одной рукой, другой, затем обеими.

o

Применение: Развитие ловкости пальцев, точности

движений, переключаемости, что напрямую связано с

тонкой артикуляционной моторикой.

“Сортировка”: Ребенку предлагается рассортировать мелкие

предметы (пуговицы, бусины, фасоль) по цвету, размеру или

форме.

o

Применение: Развитие мелкой моторики, внимания,

классификации, что полезно при работе с лексико-

грамматическим строем речи.

Пальчиковый театр: Использование перчаточных кукол или

пальчиковых фигурок для разыгрывания мини-сценок.

o

Применение: Сочетание развития мелкой моторики,

слухового восприятия, памяти, воображения и речевой

активности.

4.4. Для стимуляции речевого аппарата и дыхания:

“Гусеница”: Ребенок ползет на животе, при этом одновременно

выполняет движения руками, как при плавании кролем.

o

Применение: Комплексное упражнение, которое тренирует

дыхание, координацию, общую моторику и может быть

адаптировано для детей с дизартрией.

“Дыхательная змейка”: Ребенок выдыхает воздух на

специально изготовленную бумажную змейку, заставляя ее

двигаться.

o

Применение: Тренировка силы и длительности выдоха, что

необходимо для правильного речевого дыхания при

звукопроизношении и заикании.

“Зеркало артикуляции”: Ребенок выполняет артикуляционные

упражнения перед зеркалом, одновременно с этим выполняя

определенное движение рукой (например, подъем руки при

подъеме языка к верхним зубам).

o

Применение: Улучшение контроля за артикуляционными

движениями, повышение осознанности, что особенно

важно при коррекции сложных нарушений

звукопроизношения.

5. Организационные аспекты и методические рекомендации

Эффективное внедрение кинезиологических упражнений в

логопедическую практику требует системного подхода к организации.

5.1. Диагностический этап:

Перед началом использования кинезиологических упражнений

необходимо провести диагностику:

Оценка уровня развития общей и мелкой моторики: С

помощью специальных тестов и наблюдений.

Оценка состояния артикуляционной моторики: Выявление

нарушений, подвижности, координации движений.

Оценка когнитивных функций: Уровень развития внимания,

памяти, мышления.

Оценка речевых функций: Характер и степень выраженности

речевого нарушения.

На основе полученных данных формируется индивидуальная

программа, включающая специфические кинезиологические

упражнения, соответствующие потребностям ребенка.

5.2. Структурирование занятий:

Разминка: Включение 5-10 минут кинезиологических упражнений

в начале занятия для активизации, настройки на работу.

Основная часть: Интеграция упражнений между

коррекционными блоками. Длительность и интенсивность

зависят от конкретного упражнения и задач.

Завершение: Спокойные, релаксационные упражнения для

снятия напряжения.

5.3. Взаимодействие с педагогами и родителями:

Просветительская работа: Объяснение родителям и учителям

значимости кинезиологических упражнений для развития

ребенка.

Обучение: Проведение мастер-классов или демонстрационных

занятий для родителей и педагогов, чтобы они могли включать

упражнения в домашние занятия или в режим дня в классе.

Совместная работа: Разработка рекомендаций по выполнению

упражнений дома, создание системы поощрения за

регулярность.

5.4. Проблемы и пути их решения:

Недостаток времени: В условиях ограниченного времени

логопедического занятия, важно выбирать наиболее

эффективные упражнения и интегрировать их в уже

существующую структуру.

Сопротивление детей: Игровой подход, поощрение, создание

ситуации успеха помогают преодолеть нежелание выполнять

упражнения.

Необходимость специальной подготовки: Логопеду важно

постоянно повышать свою квалификацию, изучать новые

кинезиологические методики.

Заключение

Использование кинезиологических упражнений в логопедической

работе с детьми в школе является не просто дополнением, а

системным подходом, способным значительно повысить

эффективность коррекционно-развивающей деятельности. Тесная

взаимосвязь между двигательной активностью, развитием мозга и

речевой функцией позволяет через целенаправленные движения

стимулировать развитие когнитивных процессов, улучшать

артикуляционную моторику, нормализовать речевое дыхание и

формировать правильный темп и ритм речи.

Практическая применимость кинезиологических упражнений

обусловлена их универсальностью, возможностью адаптации для

различных возрастных групп и специфических речевых нарушений.

Систематическое и грамотное включение данных упражнений в

структуру логопедического занятия, в сочетании с просветительской

работой с родителями и педагогами, способствует созданию

благоприятной среды для комплексного развития ребенка, его

успешной адаптации в школе и повышения качества жизни.

Дальнейшее исследование и систематизация практического опыта в

данной области позволят расширить арсенал логопеда и повысить

результативность его работы.



В раздел образования