Напоминание

"Музыкально – эстетическое воспитание детей в современном дошкольном образовательном учреждении."


Авторы: Побежимова Людмила Васильевна, Пашкова Валентина Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад №51"
Населённый пункт: город Бийск,Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкально – эстетическое воспитание детей в современном дошкольном образовательном учреждении."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Побежимова Людмила Васильевна,

музыкальный руководитель,

Пашкова Валентина Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 51», г. Бийск, Алтайский край

Музыкально – эстетическое воспитание детей в современном дошкольном

образовательном учреждении.

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на

человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних

этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для

последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает

влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического

воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает

чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных

способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное

воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных

музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет

сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для

которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь

опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее

интонациям, сопереживать настроения.

Музыкальное развитие оказывает ничем не

заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,

совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

.

Известный фольклорист Г.М.Науменко писал:

«Только развивая эмоции, интересы,

вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной

культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано

музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего

развития человека, его общего духовного становления».

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека,

существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их

оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта,

музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей

эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок

познает эталоны красоты, усваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка

развивает ребенка и умственно. Кроме разнообразных сведений о музыке, имеющих

познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-

образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и

выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает

умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же

влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания

детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных

способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или

развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.

Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития

музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности,

предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются

результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие

динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности

зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности

ребенка. «Не в том дело – пишет ученый – что способности проявляются в

деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало

общепринятым в педагогике и психологии.

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера

всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются

чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений

окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства

музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр,

динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или

торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении)

определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в

отдельных частях и т.д

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что

музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков,

которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства

ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную

протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование

может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее

эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование

мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового

опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах,

музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных

жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп,

фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других

видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе

восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту. Каждый вид

музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития

исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах

исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают

знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание,

дикция и т.д.). В музыкально- ритмической деятельности дошкольники осваивают

различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний:

о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его

зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа,

динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов,

усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных

инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах,

приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно

заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде

музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором

его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды

музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать

положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на

развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном

детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно

им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его

способностей, склонностей, интересов. В противном случае, процесс обучения

сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально -

дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.

Детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Цель

музыкально-нравственного воспитания обосновывается общественными требованиями

развития современного общества и направлена на максимальное удовлетворение

музыкально-нравственных интересов ребёнка. "Принципиальная перестройка жизни

нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических

факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью

обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента

саморазвития их личной художественной культуры". В детском саду закладывается

основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов,

потребностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

2. Алиев Ю Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной

школе. М.: Педагогика, 1998;

3. Философский словарь М.: Наука, 1983;

4. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания. - М., 1984;

5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия»,

2005.

6. Как определить и развить способности ребенка? / Сост. В.М.Воскобойников. – СПб.:

Риспекс, 1996;

7. Радынова О.П. Методика музыкального воспитания в детском саду. -М., 1994;

8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

10. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М,

1982.



В раздел образования