Напоминание

«Развиваем память и внимание: играем с пользой дома»


Автор: Тороповская Наталья Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Консультация для родителей дошкольников.
Тема: «Развиваем память и внимание: играем с пользой дома»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей дошкольников.

Тема: «Развиваем память и внимание: играем с пользой дома»

Уважаемые родители! Хочу поделиться с вами эффективными

игровыми приёмами для развития основных свойств внимания

(устойчивость, переключение, объём) и памяти (зрительной,

слуховой, тактильной и двигательной). Эти упражнения не требуют

сложного реквизита и легко встраиваются в повседневную жизнь.

Игры и упражнения

1. Развитие ЗРИТЕЛЬНОГО внимания и памяти

Упражнение «Фотоаппарат»

Развиваем: зрительную память, объём внимания.

Правила игры: покажите ребёнку картинку с 5-7 предметами на 3-5

секунд, затем закройте её. Ребёнок должен назвать то, что запомнил.

Усложнение: спросите: «Какого цвета был мячик?», «Сколько

яблок лежало на столе?». Это научит ребёнка не просто смотреть, а

видеть детали.

Упрощение: начинайте с 2-3 знакомых предметов.

Упражнение «Найди отличия»

Развиваем: концентрацию и устойчивость внимания,

наблюдательность.

Правила игры: используйте две почти идентичные картинки.

Просите ребёнка найти все различия. Начинайте с 3-5 отличий.

2. Развитие СЛУХОВОГО внимания и памяти

Упражнение «Ритмичный диктант»

Развиваем: слуховое внимание, чувство ритма, оперативную

память.

Правила игры: простучите ритм карандашом по столу

(например: ! .. ! .. ! ! !, где ! — громкий удар, .. — тихий). Ребёнок

должен повторить и ритм, и его характер.

Усложнение: ритм можно отхлопывать в ладоши, топать ногой.

Составляйте длинные последовательности.

Упражнение «Слуховой счёт» (развитие вашей идеи)

Развиваем: сосредоточенность, умение отсекать посторонние

шумы.

Правила игры: попросите ребёнка закрыть глаза и сосчитать

количество ударов (по столу, в ладоши). Несколько раз ударите с

разными паузами.

Усложнение: ребёнок должен считать удары, например, только

громкие, а тихие — пропускать.

3. Развитие ТАКТИЛЬНОГО и ДВИГАТЕЛЬНОГО внимания и

памяти

Упражнение «Волшебный мешочек»

Развиваем: тактильную память, тонкое восприятие.

Правила игры: в полотняный мешочек положите 5-7 знакомых

мелких предметов (игрушка из киндера, шишка, ложка, катушка).

Ребёнок на ощупь должен определить и назвать их. Можно просить

найти конкретный предмет, не подглядывая.

Упражнение «Зеркало»

Развиваем: двигательную память, координацию, произвольное

внимание.

Правила игры: встаньте напротив ребёнка. Вы — его отражение в

зеркале. Делайте медленные, простые движения (поднимите одну

руку, наклоните голову, улыбнитесь). Ребёнок должен повторять.

Потом поменяйтесь ролями!

Усложнение: выстраивайте целые последовательности из 3-4

движений («руки вверх — хлопок — присесть»).

Дополнительные эффективные упражнения

«Корректор» (для детей, знающих буквы)

Развиваем: устойчивость и концентрацию внимания.

Правила игры: дайте ребёнку текст из старого журнала. Его задача

— вычёркивать (или подчёркивать) одну заданную букву в каждом

слове. Установите таймер на 2-3 минуты.

«Цепочка слов»

Развиваем: слуховую оперативную память.

Правила игры: назовите первое слово (например, яблоко). Ребёнок

повторяет его и добавляет своё (яблоко, кот). Вы продолжаете

(яблоко, кот, дом). Игра продолжается, пока цепочка не разорвётся.

Важные рекомендации

1. Систематичность, а не длительность. Лучше 2-3 коротких (5-7

минут) игровых сеанса в день, чем одно долгое утомительное

занятие.

2. Положительный настрой. Начинайте и заканчивайте на успехе.

Если не получается — упростите задание, помогите, подбодрите.

Игра должна приносить радость!

3. Учитывайте индивидуальные особенности. Если сегодня ребёнок

устал, не настаивайте. Перенесите игру на другое время.

4. Идите от простого к сложному. Всегда начинайте с лёгких

заданий, чтобы дать ребёнку почувствовать уверенность, и лишь

потом постепенно усложняйте.

5. Используйте жизненные ситуации. Попросите ребёнка помочь

вам накрыть на стол, положив три вилки; запомнить, что нужно

купить в магазине (3 продукта); обратить внимание на птицу за

окном.

Помните, что развитие высших психических функций — это не

спринт, а марафон. Ваше терпение, любовь и регулярные

игровые занятия — это самый главный вклад в успешное

будущее вашего ребёнка.

Удачи вам в этом увлекательном процессе!



В раздел образования