Автор: Какоткина Ирина Александровна
Должность: Учитель - дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение "Средняя школа №24" Петропавловск-Камчатского городского округа
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья "Взаимосвязь речи и мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития"
Тема: "Взаимосвязь речи и мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование
Взаимосвязь речи и мелкой моторики рук у детей с ЗПР.
Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком.
Готовность к школьному обучению включает определённый уровень
речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и
дифференцировать акустические признаки звуков, достаточный для
полноценного общения с окружающими, уровень сформированности словаря
и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывания,
речевую активность.
Речь детей ЗПР обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень
ориентировки в звуковой деятельности речи; недостаточность произношения
свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялость
артикулирования, приводящий к их неотчетливому звучанию.
В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретным, хорошо
им известным значением. В основном они пользуются такими категориями,
как существительное, глагол. Из прилагательных в основном употребляют
качественные, обозначающие признаки.
В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие
дети замедленно включаю в свою речь новые слова, понятия, полученные в
процессе обучения. Дети с трудом усваивают правила выделения границ
предложения. Особенности речевого развития данной категории учащихся
могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-
фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с
дефектами звукоразличения), у других – лексико-грамматические.
У детей ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы:
нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная
координированность и чёткость непроизвольных движений, трудность
переключения и автоматизации.
Наиболее страдает у таких детей мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Отклонение в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают
определённые трудности в учебной деятельности.
Особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма,
рисования, ручного труда.
Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время
ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в её элементарной
форме: дети избегают приближающие к учебным сложные игры
сюжетноролевого характера с правилами, запретами.
Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного
интереса.
Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения,
интеллектуального напряжения, дети ЗПР прибегают в качестве защиты к
отказу от задания.
Литература
1. Н.Н Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. Психологические основы
формирования личности. – М., 1986.
2. Л. Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой
психического развития: Учебное пособие. – М.: Изд – во НЦЭНАС, 2003.
3. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Дети с задержкой
психического развития. – М., 1984.
4. Л.С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983.
5. А.Р. Лурия. Внимание и память. – М., 1990.
6. А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. Формирование мотивации
учения. – М., 1990.
7. С. Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. – М.,
1979.
8. И. В. Страхов. Воспитание внимания. – М., 1970.
9. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н - Новгород,
1994.
10.С. Г. Шевченко. Коррекционно - развивающее обучение: Организационно
- педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов
коррекционно – развивающего обучения. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАЛОС, 1999.
11.С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития.