Напоминание

"Взаимосвязь речи и мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития"


Автор: Какоткина Ирина Александровна
Должность: Учитель - дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение "Средняя школа №24" Петропавловск-Камчатского городского округа
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья "Взаимосвязь речи и мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития"
Тема: "Взаимосвязь речи и мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимосвязь речи и мелкой моторики рук у детей с ЗПР.

Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком.

Готовность к школьному обучению включает определённый уровень

речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и

дифференцировать акустические признаки звуков, достаточный для

полноценного общения с окружающими, уровень сформированности словаря

и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывания,

речевую активность.

Речь детей ЗПР обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень

ориентировки в звуковой деятельности речи; недостаточность произношения

свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялость

артикулирования, приводящий к их неотчетливому звучанию.

В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретным, хорошо

им известным значением. В основном они пользуются такими категориями,

как существительное, глагол. Из прилагательных в основном употребляют

качественные, обозначающие признаки.

В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие

дети замедленно включаю в свою речь новые слова, понятия, полученные в

процессе обучения. Дети с трудом усваивают правила выделения границ

предложения. Особенности речевого развития данной категории учащихся

могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-

фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с

дефектами звукоразличения), у других – лексико-грамматические.

У детей ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы:

нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная

координированность и чёткость непроизвольных движений, трудность

переключения и автоматизации.

Наиболее страдает у таких детей мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Отклонение в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают

определённые трудности в учебной деятельности.

Особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма,

рисования, ручного труда.

Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время

ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в её элементарной

форме: дети избегают приближающие к учебным сложные игры

сюжетноролевого характера с правилами, запретами.

Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного

интереса.

Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения,

интеллектуального напряжения, дети ЗПР прибегают в качестве защиты к

отказу от задания.

Литература

1. Н.Н Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. Психологические основы

формирования личности. – М., 1986.

2. Л. Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой

психического развития: Учебное пособие. – М.: Изд – во НЦЭНАС, 2003.

3. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Дети с задержкой

психического развития. – М., 1984.

4. Л.С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983.

5. А.Р. Лурия. Внимание и память. – М., 1990.

6. А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. Формирование мотивации

учения. – М., 1990.

7. С. Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. – М.,

1979.

8. И. В. Страхов. Воспитание внимания. – М., 1970.

9. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н - Новгород,

1994.

10.С. Г. Шевченко. Коррекционно - развивающее обучение: Организационно

- педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов

коррекционно – развивающего обучения. – М.: Гуманит. Изд. Центр

ВЛАЛОС, 1999.

11.С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития.



В раздел образования