Автор: Бушковская Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №15 им. С.Преминина" г. Красавино
Населённый пункт: г.Красавино Вологодской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование коммуникативных УУД в начальных классах
Раздел: начальное образование
Как показывает практика и анализ
опыта других учителей в первом классе
классный руководитель сталкивается с
проблемой сформированности
коммуникативных УУД у
первоклассников. Учащиеся не умеют
взаимодействовать друг с другом,
распределять роли, договариваться,
работать совместно над общим заданием.
Таким образом, необходима
специальная педагогическая
деятельность, направленная на
формирование коммуникативных УУД
младших школьников, которая может
заключаться в организации групповой и
парной работы на уроках.
Недостаточность сформированности
коммуникативных УУД во многом
зависит от некоторых факторов:
смена видов деятельности, игровая
на учебную;
смена коллектива;
недостаточность сплоченности
коллектива;
отсутствие социализации у детей,
которые не посещали дошкольные
учреждения;
преобладание признаков
эгоцентризма;
неразвитость у части детей,
способности к децентрации;
(Децентрация - это восприятие мнения,
отличное от собственного. Пиаже Ж.)
Видами коммуникативных действий
являются:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнеров;
умение с достаточной полнотой и
точность выражать свои мысли
Формировать коммуникативные
умения необходимо начинать с работы
в парах определенными этапами.
1.На первых порах - это статическая
пара, образованная из детей, сидящих за
одной партой. На этом этапе главным
становится выработка умения
договориться, умения общаться.
2.Дети знакомятся с правилами
общения: при разговоре смотри на
собеседника, тихо говори в паре, называй
товарища по имени, дети учатся как
соглашаться, как возражать, как
помогать, просить о помощи,
внимательно слушай ответ, потому что
потом будешь исправлять, дополнять,
оценивать. Постепенно приучаем
учеников, вырабатываем умения и
навыки работы в паре. Работа ведётся
систематически и целенаправленно в
течение четырёх лет обучения в
начальной школе.
3.Важным моментом для отработки
способов взаимодействия и установления
отношений между участниками
совместной деятельности в паре является
организация парного контроля,
который может осуществляться в разной
форме. Поэтому следующий этап:
научить тренироваться в парах (таблица
сложения, устный счёт, взаимодиктанты
с использованием разрезной азбуки,
выполнение заданий по вариантам с
последующей взаимопроверкой)
Технологический процесс
групповой работы складывается из
следующих элементов:
*подготовка к выполнению группового
задания (постановка познавательной
задачи, проблемной ситуации,
инструктаж о последовательности
работы);
*групповая работа (знакомство с
материалом, планирование работы,
распределение обязанностей внутри
группы, индивидуальное выполнение
задания, обсуждение общего задания в
группе, подведение итогов группового
задания);
*заключительная часть (сообщение о
результатах работы в группе, анализ
познавательной задачи, рефлексия,
общий вывод о групповой работе и
достижении поставленной цели)
Работа в группах должна быть
систематической, применяться на
разных занятиях: урочных и внеурочных.
Именно в групповой работе можно
отработать и зафиксировать на уровне
рефлексии наиболее эффективные
приемы учебного сотрудничества,
делового и личного общения.
Увлекательным приемом организации
групповой работы является, введение
правил работы группы:
убедись, что в разговоре участвует
каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
возражая или соглашаясь,
смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
Для того чтобы дети почувствовали
личную ответственность за то, как
группа работает, необходимо
распределить роли. Лучше всего дети
работают вместе, если каждый имеет
определенную роль при выполнении
задания. Мы с ребятами используем
следующие роли:
Организатор – распределяет роли,
следит за действиями всех членов
группы.
чтец читает вслух;
секретарь - записывает что-то от
лица группы;
докладчик - у доски рассказывает,
что решила группа;
хронометрист – следит за
временем
Не стоит при организации групповой
работы: принуждать к общей работе
детей, которые не хотят вместе работать;
разрешить отсесть в другое место учени-
ку, который хочет работать один (а в
каждом классе есть такие);
давать для работы более15–20 минут в
1–2 классах, более 20–30 минут в 3–4
классах;
требовать в классе абсолютной
тишины,
так
как
дети
должны
обменяться
мнениями,
прежде
чем
представить продукт совместного труда
(используется колокольчик);
наказывать детей лишением права
участвовать в совместной работе.
Безусловно, групповая форма органи-
зации работы тоже имеет немало
достоинств.
Повышается уровень учебной и
познавательной мотивации, снижается
уровень тревожности, улучшается
психологический климат в классе.
Овладение обучающимися
коммуникативными УУД способствует
не только формированию и развитию
умения взаимодействовать с другими
людьми, с объектами окружающего мира
и его информационными потоками,
отыскивать, преобразовывать и
передавать информацию, выполнять
различные социальные роли в группе и
коллективе, но и является ресурсом
эффективности и благополучия их
взрослой жизни.
Формирование
коммуникативных
универсальных
учебных действий в
начальной школе