Напоминание

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальных классов


Автор: Джорджевич Любовь Павловна
Должность: Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ Гимназия 79
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческого мышления и творческих способностей

учащихся начальных классов

Сведения об авторе

Джорджевич Любовь Павловна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

МБОУ «Гимназия № 79», г. Ульяновск

Аннотация

В статье раскрывается опыт развития творческого мышления и творческих

способностей учащихся начальных классов в логике требований ФГОС НОО.

Обосновывается

необходимость

перехода

от

преимущественно

репродуктивных заданий к системе открытых, проблемных и вариативных

задач, позволяющих ребёнку выдвигать собственные идеи и искать разные

способы решения. На материале работы со 2–3 классами описана модель,

включающая творческие задания на уроках литературного чтения, русского

языка, математики и окружающего мира, а также внеурочные занятия

«Мастерская идей». Кратко представлены результаты диагностики: рост

показателей беглости, гибкости и оригинальности мышления, повышение

учебной мотивации и уверенности детей при выполнении творческих

заданий. Материал адресован учителям начальных классов и может быть

использован

при

проектировании

уроков

и

внеурочных

программ,

направленных на развитие креативности младших школьников.

Ключевые слова

творческое мышление; творческие способности; младшие школьники;

начальная школа; креативность; ФГОС НОО.

Современное образование ориентировано на выпускника, способного

самостоятельно мыслить, предлагать новые решения, адаптироваться к

изменяющимся условиям. Начальная школа задаёт основу этих качеств.

Однако практика показывает, что урок часто остаётся ориентированным на

единственно «правильный» ответ, что ограничивает возможности развития

творческого мышления.

В своей работе автор исходит из понимания творчества как способности

выдвигать несколько вариантов решения, видеть проблему под разными

углами, комбинировать известные элементы в новые сочетания. Для этого на

уроках

систематически

используются

задания

с

открытым

концом:

придумать несколько заголовков к тексту, предложить альтернативные

концовки рассказа, составить как можно больше вопросов по иллюстрации,

найти разные способы решения одной и той же задачи, придумать

нестандартные способы использования привычного предмета.

Важным элементом модели становится внеурочное занятие «Мастерская

идей». На нём дети создают мини-книги, настольные игры, комиксы по

прочитанным произведениям, простые проекты по окружающему миру.

Допускаются разные формы выражения результата: текст, рисунок, схема,

небольшая инсценировка. Это помогает включить в творческую деятельность

детей с разными типами ведущей модальности и уровнем речевого развития.

Особое внимание уделяется атмосфере психологической безопасности.

На этапе генерации идей не оценивается «правильность» ответа, поощряются

необычные решения, задаётся установка «пробовать можно, ошибаться

можно, дополнять друг друга можно». Учитель регулярно использует

вопросы-стимулы: «Как можно ещё?», «А если по-другому?», «Какие есть

другие варианты?». В классе оформляется «стена идей», где размещаются

самые интересные находки детей.

Диагностика, проведённая в начале и конце учебного года, показала

увеличение количества и разнообразия выдвигаемых идей, снижение доли

стереотипных ответов, рост готовности детей предлагать собственное мнение

вслух. Учащиеся стали активнее включаться в обсуждения, чаще задают

уточняющие и альтернативные вопросы, проявляют инициативу в выборе

способов выполнения заданий.

Опыт подтверждает, что развитие творческого мышления возможно в

рамках обычного урока без радикального изменения учебного плана.

Достаточно целенаправленно включать в структуру занятий творческие

задания, поддерживать атмосферу уважения к любому содержательному

ответу и создавать дополнительные внеурочные площадки для реализации

детских идей.

Литература

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М., 2002.

Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. — СПб., 2003.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286.



В раздел образования