Напоминание

Роль дидактических игр и упражнений в развитие памяти у дошкольников с ЗПР


Автор: Щербакова Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №301 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Роль дидактических игр и упражнений в развитие памяти у дошкольников с ЗПР
Тема: Роль дидактических игр и упражнений в развитие памяти у дошкольников с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дидактических игр и упражнений в развитие памяти у дошкольников с

ЗПР

Игровая

деятельность

является

ведущим

видом

деятельности

дошкольника и самым эффективным способом в развитии, обучении и

воспитании детей. Игра является отражением социальной жизни, оказывает

существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Именно

поэтому её гораздо легче использовать в развитии памяти, поскольку в игре

ребенок непроизвольно запоминает ту информацию, которую предлагает

педагог.

Для

развития

детей

дошкольного

возраста

целесообразно

использовать разнообразные дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально

создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого

на ребёнка, представляющая собой многоплановое, сложное педагогическое

явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного

возраста,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью,

и

средством

всестороннего воспитания личности

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической

игры :

дидактическая

задача

определяется

целью

обучающего

и

воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его

обучающую деятельность;

игровая задача – осуществляется детьми. Дидактическая задача в

дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет

игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное

дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед

детьми в виде игрового замысла;

игровое действие – основа игры. Чем разнообразнее игровое

действие, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются

познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей надо учить.

Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится

содержательной. Игровые действия – это не только практические внешние

действия, но и сложные умственные действия, выраженные в процессах

целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее

усвоенного – умственные действия, выраженные в процессах мышления;

правила игры. Их содержание и направленность обусловлены

общими

задачами

формирования

личности

ребёнка,

познавательным

содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической

игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет

игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила

влияют и на решение дидактической задачи, незаметно ограничивают

действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи

учебного предмета;

результат (подведение итогов) – проводится сразу по окончании

игры. Это может быть подсчёт очков, выявление детей, которые лучше

выполнили задание, определение команды-победительницы. Необходимо при

этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих

детей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида :

игры с предметами (игрушками, природным материалом);

настольные печатные;

словесные игры.

В играх с предметами используются различные предметы. В таких

играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению

последовательности в решении задач, определении предмета по какому-либо

одному качеству (цвету, форме, качеству, назначению), складыванию из

частей

целого,

выкладывании

узора,

запоминанию

количества

и

расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета, что очень

важно для развития отвлеченного, логического мышления. По мере

овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх

усложняются.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки,

различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные

развивающие задачи. Задание на подбор картинок по общему признаку

требует обобщения, установление связи между предметами. Составление

разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных

частей составлять целый предмет. Описание, рассказ по картинке с показом

действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у

дошкольников.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких

играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,

углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать

приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети

самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают

предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;

находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным

свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Аванесова В.Н. предложила следующие виды дидактических игр :

игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с

игрушками

и

предметами

(подбирать,

складывать

и

раскладывать,

нанизывать, вставлять). Игровое действие здесь элементарно, по своему

характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами;

игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к

неожиданному появлению и исчезновению предметов;

игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей

неизвестностью;

сюжетно-ролевые

дидактические

игры,

игровое

действие

которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в

выполнении ролей взрослого;

игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь

игрового результата, выиграть;

игры в фанты или игры в запретный (штрафной) предмет

(картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными

игровыми моментами – избавиться от ненужного, не сказать запретного

слова.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-

путешествия, игры поручения, игры предположения, игры-загадки, игры-

беседы .

Игры-путешествия

игры,

имеющие

сходство

со

сказкой,

её

развитием, чудесами. Цель игры-путешествия – усилить впечатление,

придать познавательному содержанию сказочную необычность. Игры-

путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых

задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-

путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче.

Игровая задача и игровые действия основаны на предложении что-то сделать.

Игры-предположения - «Что было бы...?», «Что бы я сделал...?».

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми

ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего

действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами,

установления причинных связей.

Игры-загадки рассматриваются как вид обучающей игры. Основным

признаком

загадки

является

замысловатое

описание,

которое

нужно

расшифровать.

Содержанием

загадок

является

окружающая

действительность: социальные и природные явления, предметы быта,

растительный и животный мир, школьные и спортивные принадлежности.

Разгадывание

загадок

развивает

способность

к

анализу,

обобщению,

формирует умение рассуждать, дела выводы, умозаключения.

Игры-беседы. Основным средством игры - беседы является слово,

словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Ценность игры - беседы

заключается в том, что она предъявляет требования к активизации

эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действия, мысли и

воображения детей.

Игровые упражнения – систематизированные наборы заданий игрового

характера, направленные на реализацию задач развития у детей тех или иных

значимых социально-культурных способностей и коррекции их недостатков .

Игровые упражнения – это не только игра, доставляющая детям много

радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития.

Игровые

занимательные

упражнения

уменьшают

степень

нервно-

психического напряжения, содействуют созданию положительных эмоций у

детей

и

помогают

результативному

овладению

знаниями.

Игровые

упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности

детей, формирования внутреннего плана действий, активизации психических

процессов. Они облегчают процесс усвоения знаний, помогают сделать

любой учебный материал увлекательным.

Игровые упражнения отличаются от дидактических игр по структуре,

назначению, уровню самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не

включают

в

себя

все

структурные

элементы

дидактической

игры

(дидактическая задача, правила, действия игры). Назначение их - упражнять

воспитанников с целью выработки умений, навыков. Упражнение проводит

педагог (дает задание, контролирует ответ) ребёнок при этом менее

самостоятельный, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в

упражнении отсутствуют. Система игр-упражнений используется с учетом

следующих принципов: игровая мотивация действий; доступность заданий;

постепенное усложнение практических задач; повторяемость, возможность

самостоятельного поиска решения задачи каждым ребенком .

Игровые упражнения подбираются в зависимости от возраста детей и

накопленных у них знаний. Для детей старшего дошкольного возраста игра

должна проходить по более сложным правилам, а в само игровое действие

должно входить выполнение ребенком, какой-либо определенной роли в

определенной ситуации. Подбор игровых упражнений, в зависимости от

возраста детей, происходит воспитателем, и отражают его обучающую

деятельность. Очень важно в данных играх показать их взаимосвязь с

обучением. Не стоит забывать и о правилах, которые призывают детей

действовать согласно сценарию. Запрещающие правила устанавливают

определенные рамки, за которые ребенок не может выйти в данном игровом

процессе. Это помогает приучить детей к дисциплине и сдержанности.

Правила помогают воспитателю управлять и контролировать игровой

процесс. Важно помнить то, что игровые упражнения должны быть

кратковременны, чтобы дети не переутомились, и у них не падал интерес к

поставленной задаче. Таким образом, немаловажным является то, что детей

во время проведения игр и игровых упражнений надо ставить в такие

условия, которые будут им приносить радость в процессе выполнения задач

и одновременно способствовать развитию памяти.

Игровые упражнения обладают одной важной особенностью: их можно

использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные

моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др.

Рассмотрим виды игровых упражнений, направленных на развитие

интеллектуальных способностей старших дошкольников.

1. Загадки – своеобразные логические задачи на выявление предмета по

некоторым его признакам.

2. Задачи-шутки, занимательные игровые задачи. Решение, таких задач

способствуют развитию внимания, сообразительности детей. Побуждают

ребенка рассуждать, мыслить, находить ответ, приводить различные доводы.

Использовать ранее полученные знания.

3. Простые ребусы. При разгадывании ребусов развиваются все

операции

мышления,

фантазия,

воображение,

тренируются

смекалка,

сообразительность, логика, интуиция, зрительная память, восприятие.

По

целевым

ориентациям

выделяют

следующие

виды

игровых

упражнений.

1. Дидактические: расширение кругозора, применение знаний, умений

и навыков на практике.

2. Воспитывающие:

воспитание

самостоятельности

и

воли,

формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности.

3. Развивающие:

развитие

внимания,

памяти,

речи,

мышления,

воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии,

умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества,

контроль стресса и саморегуляция, обучение общению.

Сущность и особенность игровых упражнений заключается в том, что

они позволяют не только усваивать знания и умения в соответствии с

программными требованиями, но и способствуют развитию разных типов

интеллекта

воспитанников.

Так

разные

игры

развивают

разные

интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости

и

закономерности,

классифицировать,

систематизировать

материал;

способность к комбинированию; умение находить ошибки и недостатки;

пространственное представление и воображение, способность предвидеть

результаты своих действий .

Руководство, осуществляемое педагогом в процессе организации

игровых

упражнений,

должно

отвечать

ряду

требований:

выбирая

упражнение, педагог ориентируется на потребности детей; предлагаемое

упражнение создаёт игровую проблему, для решения которой выдвигаются

определенные задачи; затем следует четкое объяснение правил; особое

внимание следует уделить игровому оборудованию, ориентируясь на

требования ФГОС ДО к предметно-пространственной среде, так же

необходимо заранее продумать организационную форму, что бы каждый

ребенок мог проявить себя по ходу игры; по окончанию необходимо

подвести итоги, провести рефлексию.

Организация игровых упражнений начинается с планирования. При

планировании нужно учитывать возрастные особенности детей, содержание,

степень сложности и новизны для детей. Намечая

проведение

игровых

упражнений, воспитателю надо продумать коллектив играющих. Игры по

развитии памяти могут проводиться индивидуально или небольшой группой,

объединяющей 2-4 детей.

В.Н. Аванесова писала, что руководство играми дошкольников

осуществляется в трёх направлениях: подготовка, проведение и анализ .

В подготовку входит:

- отбор игрового упражнения в соответствии с задачами воспитания и

обучения;

-

установление

соответствия

отобранного

игрового

упражнения

программным требованиям воспитания и обучения детей определенной

возрастной группы;

- определение удобного времени проведения игрового упражнения (в

процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий

и других режимных процессов время);

- выбор оптимального места;

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранного

игрового упражнения (игрушек, предметов, иллюстраций и т.д.).

Проведение игрового упражнения включает:

- ознакомление детей с правилами, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей

правильно выполнять действия;

- подведение итогов игры – решение об эффективности, о достижении

планируемых результатов

Именно в игровых упражнениях воспитатель найдет эффективное

средство, которое интеллектуально будет развивать и воспитывать детей

старшего дошкольного возраста. Она определяет особенности игровых

упражнений.

1. В игровом упражнении должны быть чётко поставлены цели

(обучающая,

развивающая

и

воспитательная).

Они

преподносятся

дошкольнику как игровая задача. Реализовать данную задачу нужно при

условии соблюдения правил, которые установлены в данной задаче.

2.

Игровые,

дидактические,

развивающие,

воспитательные,

социализирующие

смыслы

включают

средства,

предполагающие

использование учебного материала.

3.

Воспитателю

необходимо

в

игровой

ситуации

определить

проблемную ситуацию.

4. Одной из главных особенностей является анализ и рефлексия

игрового упражнения и его результативности на этапе завершения. При этом

выявление педагогических условий, которые необходимо соблюдать, дает

возможность интеллектуально воспитывать старшего дошкольника.

При проведении игровых упражнений воспитатель основывается на

общих дидактических принципах:

принцип

системности

предполагает

последовательно

развивающуюся и усложняющуюся систему игровых упражнений по их

содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам;

принцип повторности – определяется тем, что не все дети

одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание

игры, игрового действия и правила.

наглядность – прежде всего, представлена в предметах, картинках.

При объяснении воспитатель наглядно, на примере показывает детям, как

надо выполнять то или иное действие.

Игровые упражнения способствуют развитию произвольной памяти

ребёнка старшего дошкольного возраста, так как игра позволяет создать

действенную игровую мотивацию. Она подчиняет запоминание близкой и

понятной ребёнку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения

деятельности.

Игровые упражнения, направленные на развитие памяти, должны

отвечать следующим требованиям :

1.

Процесс

запоминания

должен

начинаться

со

специально

организованного

восприятия,

направленного

на

выделение

таких

разнообразных

признаков

объекта,

как

цвет,

форма,

величина,

пространственное расположение объекта и объектов, относительно друг

друга, их количество и т.д.

2. Процесс запоминания должен опираться на мысленные операции:

анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объекта.

3. Необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства

педагога и самостоятельной деятельности детей.

4. Необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в

проверке результатов запоминания и анализе ошибок.

5. Должно быть предусмотрено усложнение игровых упражнений,

заключающееся

в

изменении

количественных

(уменьшение

времени

экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (увеличение

деталей

у

запоминаемых

объектов,

усложнение

содержания

игры)

показателей материала игры и её правил.

Содержание коррекционной работы по развитию памяти дошкольников

с ЗПР включается в адаптированную образовательную программу. Данный

раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с

ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации

программы

для

указанных

детей,

использование

специальных

образовательных программ и методов, специальных методических пособий и

дидактических

материалов,

проведение

групповых

и

индивидуальных

коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции

нарушений их развития. Деятельность по развитию памяти дошкольников с

ЗПР

проводится

в

условиях

целенаправленной

деятельности

под

руководством

педагога-психолога

и

закрепляется

в

образовательно-

воспитательном процессе группы компенсирующей направленности. В связи

с этим, в группе компенсирующей направленности для ЗПР необходимо

создавать условия для реализации игровой деятельности, способствующие

развитию памяти. Нами были сформулированы эти условия в гипотезе

исследования. Реализация педагогической деятельности по развитию памяти

в соответствии с данными условиями будет рассмотрена в следующей главе.

Таким образом, игровые упражнения – это разновидность игры,

особенность которых заключается в том, что они представляют собой

систематизированные наборы заданий. Для того, чтобы использование

игровых упражнений для развития памяти старших дошкольников было

эффективным, необходимо продумывать цель, содержание упражнения и

варианты его усложнения с учётом адаптированной образовательной

программы.



В раздел образования