Автор: Черноярова Юлия Геннадьевна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ №1 им. Л.Л.Линховоина
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Детская опера Б.Б.Ямпилова "Чудесный клад"
Раздел: дополнительное образование
Детская опера Б.Б. Ямпилова «Чудесный клад»
Черноярова Юлия Геннадьевна
МАУ ДО «Детская школа искусств №1 им.Л.Л.Линховоина» г.Улан-Удэ
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
В творчестве бурятских авторов музыка для детей занимает важное место, хотя в
бурятском музыкознании она пока не получила достаточного освещения. В данной
статье ставится задача раскрытия особенностей жанра и драматургии оперы Б.Б.
Ямпилова «Чудесный клад». Это четвёртая опера в творческом пути бурятского
композитора и первый опыт его работы в жанре детской оперы. Опера имела большой
успех и в постановках Центрального детского музыкального театра, руководимого Н.И.
Сац (для московского театра, как известно, Ямпилов написал вторую редакцию), и
Монгольского театра оперы и балета. Чем же обусловлен необычайный успех этой
оперы и её жизнеспособность?
Опера, синтетический по своей природе жанр, объединяет в себе разнообразные
элементы: сюжетные, сценические, музыкальные и т.д. Исследователи обычно главное
внимание уделяют особенностям музыкального развития. Между тем, сочинению
музыки предшествует написание либретто, обдумывание драматургической канвы
произведения. Бесспорно, что никакая самая вдохновенная музыка не может спасти
оперу, если её либретто драматургически несостоятельно. Особое значение она
приобретает для композиторов, сочиняющих для детского музыкального театра. В
решении проблем драматургии оперного либретто «Чудесный клад» Ямпилова
предстаёт в весьма выигрышном свете, поскольку в полной мере отвечает критериям,
указанным великим мастером оперного жанра.
Либретто, написанное по пьесе П. Маляревского, принадлежит московскому
драматургу Ю. Хазанову. Сюжетной основой его послужила известная бурятская
народная сказка. Бурятским композиторам свойственно обращение к фольклорным
источникам – мифам, легендам, сказкам. В опере «Чудесный клад» события
концентрируются вокруг горшка, обладающего волшебными свойствами.
Композитор строит музыкально-сценическое действие, учитывая психологию
маленького зрителя. Занимателен сюжет. Он несёт в себе интересную интригу,
насыщен эпизодами волшебных превращений, в которых герои предстают в разных
«обличьях» (надевают и снимают «маски»): Странник превращается в волшебника,
богач Галсан совершенно преображается, надевая рваные одежды. Главный герой,
пастух Баир, наделяется предметом, способным одолеть преграды на пути к счастью –
волшебным горшком, способным удваивать и обновлять брошенные в него предметы.
Действие изобилует комическими ситуациями. Следует вспомнить, например, сцену
суда, где Судья использует священные шары в качестве своеобразного детектора лжи, и
особенно сцену с появлением двойников-клонов в финальной картине.
Опера задумана композитором как музыкальная сказка. Основанная на
вымышленных событиях, она, между тем, несёт в себе глубокий смысл, помогает детям
разобраться в важных жизненных вопросах: учит любить доброту, справедливость и
ненавидеть хитрость, жадность, скупость, коварство.
Опера «Чудесный клад», как и любая сказка, содержит в себе свою мораль
(«сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок») – приучает детей к мысли о
необходимости трудиться, ведь волшебный горшок не может стать источником
счастливой жизни. В тексте либретто эта мысль находит выражение в бурятской
пословице «Хороша только та юрта, которую сделал своими руками». Таким образом,
Ямпилов
раскрывает
важные
для
детской
аудитории
проблемы,
выполняя
воспитательные задачи, предъявляемые к детскому оперному жанру. Обращаясь к
детской аудитории, он умеет языком сказки говорить просто о серьёзных вещах.
Жанр оперы-сказки широко представлен в русском музыкальном искусстве XIX
века творчеством М. Глинки и Н. Римского-Корсакова. Ямпилов наследует их традиции
и по-своему модифицирует этот жанр. Драматургия оперы, как и в произведениях
русских классиков, основана на контрастном сопоставлении двух миров, каждый из
которых имеет свой круг музыкально-выразительных средств. При этом группу
положительных персонажей характеризует единая интонационная сфера: песня
Странника и тема Посоха тематически близки темам Баира. В музыке этих номеров
преобладает
песенность,
подчеркивается
национальный
колорит.
Средства
же,
рисующие
мир
зла,
заимствованы
из
общеевропейской
практики:
тематизм
инструментального типа, остро диссонирующие гармонии, целотонные последования
аккордов, резко звучащие тембры Ottoni. Необычен лейткомплекс клада. Он состоит из
трёх элементов (мрачных октавных фигур басов, трёхзвучного мотива тромбонов и
триольного ритма меди) и обнаруживает явное сходство с оркестровой темой Галсана.
Близость музыкально-выразительных средств в характеристиках клада и Галсана
драматургически оправдана: горшок не может принести людям радости, и герои в
финале оперы навсегда избавляются от источника несчастья и зла («Мы не хотим
сидеть жирея вокруг волшебного горшка. Где нет работы – там одна тоска»).
Важной особенностью оперы является принцип повторности. Песня Баира,
звучащая в прологе и повторяющаяся в той же тональности в эпилоге, образует
эпическое обрамление, придающее опере черты симметрии: Аналогичный приём
встречается в эпических операх русских композиторов. Сам Пролог с обращением
главного героя к слушателям так же решён в русле традиций русских опер-сказок и
напоминает Пролог из «Золотого петушка» Н. Римского-Корсакова.
Ещё одной закономерностью сказочной оперы, которая находит воплощение в
«Чудесном кладе», является повторность ситуаций: в опере есть три эпизода борьбы,
два судебных разбирательства, трижды события переносятся в юрту Галсана. Через всё
произведение проходит тема песни главного героя. Она служит своего рода
интонационным стержнем оперы, придаёт цельность её композиции. Яркая, рельефная
мелодия её хорошо запоминается и надолго остается в памяти слушателей.
Музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. Композитор,
строя произведение по законам «взрослой» оперы, всё же стремится облегчить его
восприятие маленьким зрителем. Пытаясь сделать доступным понимание сюжетных
перипетий, он выносит в диалоги наиболее важные в смысловом отношении моменты
оперного действия.
«Чудесный клад» - это одно из лучших произведений Б. Ямпилова, в котором
композитор средствами оперы-сказки раскрывает важные моральные и социальные
проблемы, помогает маленьким слушателям проникнуть в мир музыки. Анализ оперы
даёт возможность осознать специфические особенности жанра детской оперы и по-
новому оценить её достоинства.
Список литературы
1. Куницын О.И. Бурятская музыкальная литература. 1989;
2. Куницын О.И Музыка советской Бурятии. 1990;
3. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л: 1961;