Автор: Узакбаева Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №1 г. Орска Оренбургской области"
Населённый пункт: город Орск Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современный учитель технологии. Каким он должен быть?
Раздел: полное образование
Современный учитель технологии: Каким он должен быть?
Сегодня стало совершенно очевидно: поток информации, в первую очередь
колоссальные возможности Интернета, оказывают огромное влияние и на
образовательный
процесс,
и
на
становление,
самоидентификацию
наших
учеников.
В
интернет-сообществе
учащиеся
открыли
для
себя
новую
виртуальную реальность, и часто их самооценка зависит от количества друзей или
подписчиков собственной страницы в социальной сети.
Использование поисковых систем, искусственного интеллекта прочно
вошли не только в практику учителей при подготовке к занятиям, но и в нашу
повседневную жизнь. Интернет пришел едва ли не на каждый урок. С его
помощью пишутся почти все доклады и проекты, выполняются домашние
задания. Нередко даже во время уроков под партой ученики погружаются в
социальные сети. Там они ищут единомышленников, смотрят все подряд,
выкладывают не всегда качественные или даже приличные собственные
видеосюжеты, слушают музыку, смотрят фильмы, общаются и т.д.
Если учитель технологии понимает и принимает это как существующую
реальность, если рассматривает Интернет в качестве одной из современных
технологий, поставленных на службу человеку, – это современный учитель. Грань
в нашем сознании, разделяющая информационные и материальные технологии,
истончается. И учителя, и ученики уже не мыслят создание материальных
объектов без предварительной информационной подготовки, которая позволяет
заранее найти:
o
аналоги – сопоставить и сравнить их;
o
характеристику материалов для работы;
o
технологию изготовления изделий или даже видеодемонстрацию приемов
работы;
o
интернет-магазины, где можно приобрести материалы;
o
конкурсы, где можно будет представить свое изделие.
Мы используем компьютерные программы для систематизации информации
и представления ее ученикам, расчета себестоимости изделий, для создания
1
слайд-шоу, презентаций или учебных фильмов. Современный учитель технологии
широко применяет информационные технологии обучения потому, что именно
так интересно учиться его ученикам. Они становятся любознательными,
формируется мотивация, а значит, возможны и высокие результаты обучения.
Конечно, раньше мы обходились и без этого. Мы прекрасно объясняли учебный
материал, имея учебник, доску и мел, но сама жизнь нас подталкивает к новому
качеству преподавания. Именно поэтому первая черта портрета современного
учителя технологии – высокий уровень информационной компетентности.
Хочешь жить в современном мире – учись общаться. Лидерские качества,
командный стиль деятельности, умение налаживать коммуникацию, выходящую
за рамки класса, школы, города и преодолевая языковой барьер; умение
совместно решать проблемы, способность находить креативные решения, не
только слушать, но и слышать партнера – это те требования, которые предъявляет
рынок
труда
к
востребованным
специалистам.
Коллективная
творческая
деятельность,
групповые
формы
обучения
прочно
вошли
в
практику
современного учителя технологии. Они применяются и на уроках, и в проектной
деятельности, и в ходе внеклассных мероприятий. А как же сам учитель? Он
умеет объединяться в творческие группы с коллегами, совместно организовывать
разнообразные
мероприятия,
быть
толерантным,
ответственным,
целеустремленным, креативным? Умеет ли он презентовать результаты своей
педагогической
деятельности
на
педсоветах,
конкурсах,
профильных
конференциях? Вторая черта современного учителя технологии – развитая
коммуникативная компетентность.
Как стать успешным учителем? Как быть востребованным в школе, когда
наш
предмет
переживает
не
самые
лучшие
времена?
Помогает
многопрофильность педагога, умение работать на результат; отличное владение
приемами
обучения
–
иными
словами,
высокий
уровень
методической
подготовки; непрерывное самообразование и постоянный поиск новых идей.
Что понимать под многопрофильностью педагога? В настоящее время
образовательный процесс имеет тенденцию к индивидуализации. Постепенно в
2
школах приходят к пониманию того, что ответственность у учащихся эффективно
формируется там, где создано пространство для выбора. Наличие выбора
позволяет и содержание образования приспособить под потребности конкретного
ученика (обеспечивая тем самым вариативность), и формирует мотивацию к
обучению (сам выбрал), и учитывает пожелания родителей (наших заказчиков).
Так или иначе, но постепенно количество школ, где именно запросы детей и
родителей влияют на распределение факультативных и кружковых часов, будет
увеличиваться. Это вполне обоснованно: ведь показатели качества образования,
удовлетворенность организацией обучения в этих школах тоже возрастут.
Для того чтобы учителю технологии конкурировать с другими учителями,
важно многое уметь. Нужно быть способным составить рабочую программу,
провести презентацию своего курса на родительских собраниях, показать
достойные результаты обучения.
Интересы учеников не только от года к году, но и от одного класса в
параллели к другому меняются. Современный учитель технологии умеет
варьировать содержание факультативного курса в зависимости от реальных
потребностей конкретной группы учащихся. К тому же один и тот же учебный
материал может увлечь детей или вызвать полное отторжение из-за применяемых
на уроке методов обучения. Мы легко обнаружим в любой школе учеников,
готовых на уроке и во внеурочной работе выполнять практические задания,
искать в группах решения, дискутировать. И наоборот, все меньше и меньше
ребят, желающих часами слушать, как учитель что-то пересказывает.
Итак, еще две черты портрета современного учителя технологии –
профессиональная мобильность, в основе которой широта взглядов на процесс
образования и свое место в нем, и высокий уровень методической подготовки.
Сегодня особенно важный вопрос – а что должен делать учитель в первую
очередь: учить или воспитывать? В том числе и на уроках технологии? На что
сделать основной акцент: на знаниях или на воспитательном характере обучения?
Как воспитывать наших учеников, чтобы они пополнили ряды достойных,
порядочных членов общества? На первый взгляд базовые ценности человеческого
3
обществ все те же – не укради, не убей, проявляй уважение к старшим, люби, будь
справедливым и пр. Но изменились условия жизни. Наши ученики погрузились в
информационный поток и буквально потерялись в нем. Безграмотная русская речь
в социальных сетях, много откровенно лживой информации, выкладывание в сеть
непроверенных данных, непристойная реклама и пр. Все это говорит о
безответственном отношении и к самой информации, и к людям, о которых
пишут. Понимают ли это наши ученики? Насколько критично они относятся к
тому, что читают и смотрят в Интернете? К сожалению, они практически не
способны
анализировать
это
и
критически
осмысливать.
Следовательно,
современный учитель должен стать образцом культурного человека для своих
учеников. речь идет и о культуре труда, и о критичном, нравственном отношении
к информации, которую педагог выкладывает в процессе обучения в Интернет
(созданные сайты, ролики, презентации и т.д.), и о его имидже как учителя,
умении четко и грамотно выражать свои мысли, хорошем знании русского языка,
а по возможности и иностранного. Процесс воспитания современный учитель
начинает с себя, потому что дети копируют взрослых.
Возможно, одна из главных черт современного учителя технологии –
развитая управленческая компетенция. Человек разумный понимает, что в
жизни нужно много наблюдать, обдумывать увиденное и изменять свое поведение
в зависимости от поставленных задач. Совре6менная жизнь требует от нас
гибкости. Чем управляет учитель технологии на уроке или внеурочном занятии?
Прежде всего, деятельностью учеников, но и своей тоже! С одним учеником
нужно быть строгим, а другой, наоборот, требует применения методики
опережающего одобрения. Учитель также управляет, в зависимости от ситуации,
деятельностью классного коллектива, творческой группы, команды, готовящейся
к конкурсу или выполняющей учебный проект.
Современный учитель технологии сам умеет ставить цели, намечать план
действий, критерии оценки эффективности результата, проводить рефлексию
своей работы. И всему этому он учит школьников. Будучи успешен сам,
современный учитель технологии может помочь добиться успеха своим
4
ученикам. Он сам освоил необходимые для этого универсальные способы
действий и к тому же понимает, что успех учеников – это показатель его
собственной профессиональной эффективности. Такого учителя школьники ценят
и уважают, ведь он демонстрирует им готовность к сотрудничеству.
Также необходимо отметить готовность современного учителя технологии
к непрерывному самообразованию.
Постоянно появляется что-то новое,
актуальное
для
наших
учеников.
Значит,
появляются
новые
ресурсные
возможности для уроков. Если остановиться на мысли «я – опытный педагог»,
перестать
развиваться,
наступит
профессиональное
выгорание
–
распространенное в школах явление. Новое содержание, актуальные формы
организации деятельности, перспективные темы для проектов, акции, новые
критерии оценки учебных достижений, оборудование, материалы – всего не
перечислишь.
Итак, каков он, современный учитель технологии? Он не говорит: «Дети
пошли другие, они ничего не хотят делать» (если они всего лишь не хотят учиться
шить). Или так: «Дайте мне оборудование, материалы и прочее, тогда уж я…»
(объясняя этим низкое качество своего преподавания). Современный учитель
ищет пути, сам создает возможности. Он способен видеть и анализировать те
изменения, которые реально происходят с нашей молодежью, и находить
эффективные пути взаимодействия со школьниками.
Современный
учитель
технологии
обладает
в
школе
имиджем
прогрессивного
человека.
Он
демонстрирует
информационную
и
коммуникативную
культуру,
управленческий
потенциал,
культуру
труда,
применяет свой жизненный опыт и систему нравственных ценностей для
воспитания и развития своих учеников. Он личность, ему многое интересно, и он
не останавливается на достигнутом результате.
5