Напоминание

Современный учитель технологии. Каким он должен быть?


Автор: Узакбаева Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №1 г. Орска Оренбургской области"
Населённый пункт: город Орск Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современный учитель технологии. Каким он должен быть?
Раздел: полное образование





Назад




Современный учитель технологии: Каким он должен быть?

Сегодня стало совершенно очевидно: поток информации, в первую очередь

колоссальные возможности Интернета, оказывают огромное влияние и на

образовательный

процесс,

и

на

становление,

самоидентификацию

наших

учеников.

В

интернет-сообществе

учащиеся

открыли

для

себя

новую

виртуальную реальность, и часто их самооценка зависит от количества друзей или

подписчиков собственной страницы в социальной сети.

Использование поисковых систем, искусственного интеллекта прочно

вошли не только в практику учителей при подготовке к занятиям, но и в нашу

повседневную жизнь. Интернет пришел едва ли не на каждый урок. С его

помощью пишутся почти все доклады и проекты, выполняются домашние

задания. Нередко даже во время уроков под партой ученики погружаются в

социальные сети. Там они ищут единомышленников, смотрят все подряд,

выкладывают не всегда качественные или даже приличные собственные

видеосюжеты, слушают музыку, смотрят фильмы, общаются и т.д.

Если учитель технологии понимает и принимает это как существующую

реальность, если рассматривает Интернет в качестве одной из современных

технологий, поставленных на службу человеку, – это современный учитель. Грань

в нашем сознании, разделяющая информационные и материальные технологии,

истончается. И учителя, и ученики уже не мыслят создание материальных

объектов без предварительной информационной подготовки, которая позволяет

заранее найти:

o

аналоги – сопоставить и сравнить их;

o

характеристику материалов для работы;

o

технологию изготовления изделий или даже видеодемонстрацию приемов

работы;

o

интернет-магазины, где можно приобрести материалы;

o

конкурсы, где можно будет представить свое изделие.

Мы используем компьютерные программы для систематизации информации

и представления ее ученикам, расчета себестоимости изделий, для создания

1

слайд-шоу, презентаций или учебных фильмов. Современный учитель технологии

широко применяет информационные технологии обучения потому, что именно

так интересно учиться его ученикам. Они становятся любознательными,

формируется мотивация, а значит, возможны и высокие результаты обучения.

Конечно, раньше мы обходились и без этого. Мы прекрасно объясняли учебный

материал, имея учебник, доску и мел, но сама жизнь нас подталкивает к новому

качеству преподавания. Именно поэтому первая черта портрета современного

учителя технологии – высокий уровень информационной компетентности.

Хочешь жить в современном мире – учись общаться. Лидерские качества,

командный стиль деятельности, умение налаживать коммуникацию, выходящую

за рамки класса, школы, города и преодолевая языковой барьер; умение

совместно решать проблемы, способность находить креативные решения, не

только слушать, но и слышать партнера – это те требования, которые предъявляет

рынок

труда

к

востребованным

специалистам.

Коллективная

творческая

деятельность,

групповые

формы

обучения

прочно

вошли

в

практику

современного учителя технологии. Они применяются и на уроках, и в проектной

деятельности, и в ходе внеклассных мероприятий. А как же сам учитель? Он

умеет объединяться в творческие группы с коллегами, совместно организовывать

разнообразные

мероприятия,

быть

толерантным,

ответственным,

целеустремленным, креативным? Умеет ли он презентовать результаты своей

педагогической

деятельности

на

педсоветах,

конкурсах,

профильных

конференциях? Вторая черта современного учителя технологии – развитая

коммуникативная компетентность.

Как стать успешным учителем? Как быть востребованным в школе, когда

наш

предмет

переживает

не

самые

лучшие

времена?

Помогает

многопрофильность педагога, умение работать на результат; отличное владение

приемами

обучения

иными

словами,

высокий

уровень

методической

подготовки; непрерывное самообразование и постоянный поиск новых идей.

Что понимать под многопрофильностью педагога? В настоящее время

образовательный процесс имеет тенденцию к индивидуализации. Постепенно в

2

школах приходят к пониманию того, что ответственность у учащихся эффективно

формируется там, где создано пространство для выбора. Наличие выбора

позволяет и содержание образования приспособить под потребности конкретного

ученика (обеспечивая тем самым вариативность), и формирует мотивацию к

обучению (сам выбрал), и учитывает пожелания родителей (наших заказчиков).

Так или иначе, но постепенно количество школ, где именно запросы детей и

родителей влияют на распределение факультативных и кружковых часов, будет

увеличиваться. Это вполне обоснованно: ведь показатели качества образования,

удовлетворенность организацией обучения в этих школах тоже возрастут.

Для того чтобы учителю технологии конкурировать с другими учителями,

важно многое уметь. Нужно быть способным составить рабочую программу,

провести презентацию своего курса на родительских собраниях, показать

достойные результаты обучения.

Интересы учеников не только от года к году, но и от одного класса в

параллели к другому меняются. Современный учитель технологии умеет

варьировать содержание факультативного курса в зависимости от реальных

потребностей конкретной группы учащихся. К тому же один и тот же учебный

материал может увлечь детей или вызвать полное отторжение из-за применяемых

на уроке методов обучения. Мы легко обнаружим в любой школе учеников,

готовых на уроке и во внеурочной работе выполнять практические задания,

искать в группах решения, дискутировать. И наоборот, все меньше и меньше

ребят, желающих часами слушать, как учитель что-то пересказывает.

Итак, еще две черты портрета современного учителя технологии –

профессиональная мобильность, в основе которой широта взглядов на процесс

образования и свое место в нем, и высокий уровень методической подготовки.

Сегодня особенно важный вопрос – а что должен делать учитель в первую

очередь: учить или воспитывать? В том числе и на уроках технологии? На что

сделать основной акцент: на знаниях или на воспитательном характере обучения?

Как воспитывать наших учеников, чтобы они пополнили ряды достойных,

порядочных членов общества? На первый взгляд базовые ценности человеческого

3

обществ все те же – не укради, не убей, проявляй уважение к старшим, люби, будь

справедливым и пр. Но изменились условия жизни. Наши ученики погрузились в

информационный поток и буквально потерялись в нем. Безграмотная русская речь

в социальных сетях, много откровенно лживой информации, выкладывание в сеть

непроверенных данных, непристойная реклама и пр. Все это говорит о

безответственном отношении и к самой информации, и к людям, о которых

пишут. Понимают ли это наши ученики? Насколько критично они относятся к

тому, что читают и смотрят в Интернете? К сожалению, они практически не

способны

анализировать

это

и

критически

осмысливать.

Следовательно,

современный учитель должен стать образцом культурного человека для своих

учеников. речь идет и о культуре труда, и о критичном, нравственном отношении

к информации, которую педагог выкладывает в процессе обучения в Интернет

(созданные сайты, ролики, презентации и т.д.), и о его имидже как учителя,

умении четко и грамотно выражать свои мысли, хорошем знании русского языка,

а по возможности и иностранного. Процесс воспитания современный учитель

начинает с себя, потому что дети копируют взрослых.

Возможно, одна из главных черт современного учителя технологии –

развитая управленческая компетенция. Человек разумный понимает, что в

жизни нужно много наблюдать, обдумывать увиденное и изменять свое поведение

в зависимости от поставленных задач. Совре6менная жизнь требует от нас

гибкости. Чем управляет учитель технологии на уроке или внеурочном занятии?

Прежде всего, деятельностью учеников, но и своей тоже! С одним учеником

нужно быть строгим, а другой, наоборот, требует применения методики

опережающего одобрения. Учитель также управляет, в зависимости от ситуации,

деятельностью классного коллектива, творческой группы, команды, готовящейся

к конкурсу или выполняющей учебный проект.

Современный учитель технологии сам умеет ставить цели, намечать план

действий, критерии оценки эффективности результата, проводить рефлексию

своей работы. И всему этому он учит школьников. Будучи успешен сам,

современный учитель технологии может помочь добиться успеха своим

4

ученикам. Он сам освоил необходимые для этого универсальные способы

действий и к тому же понимает, что успех учеников – это показатель его

собственной профессиональной эффективности. Такого учителя школьники ценят

и уважают, ведь он демонстрирует им готовность к сотрудничеству.

Также необходимо отметить готовность современного учителя технологии

к непрерывному самообразованию.

Постоянно появляется что-то новое,

актуальное

для

наших

учеников.

Значит,

появляются

новые

ресурсные

возможности для уроков. Если остановиться на мысли «я – опытный педагог»,

перестать

развиваться,

наступит

профессиональное

выгорание

распространенное в школах явление. Новое содержание, актуальные формы

организации деятельности, перспективные темы для проектов, акции, новые

критерии оценки учебных достижений, оборудование, материалы – всего не

перечислишь.

Итак, каков он, современный учитель технологии? Он не говорит: «Дети

пошли другие, они ничего не хотят делать» (если они всего лишь не хотят учиться

шить). Или так: «Дайте мне оборудование, материалы и прочее, тогда уж я…»

(объясняя этим низкое качество своего преподавания). Современный учитель

ищет пути, сам создает возможности. Он способен видеть и анализировать те

изменения, которые реально происходят с нашей молодежью, и находить

эффективные пути взаимодействия со школьниками.

Современный

учитель

технологии

обладает

в

школе

имиджем

прогрессивного

человека.

Он

демонстрирует

информационную

и

коммуникативную

культуру,

управленческий

потенциал,

культуру

труда,

применяет свой жизненный опыт и систему нравственных ценностей для

воспитания и развития своих учеников. Он личность, ему многое интересно, и он

не останавливается на достигнутом результате.

5



В раздел образования