Автор: Русских Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ им. П.И.Рикорда"
Населённый пункт: с.Головнино, Сахалинская область
Наименование материала: Выступление на научно-педагогической конференции "Современная школа"
Тема: Формирование вычислительных навыков умножения и деления у младших школьников.
Раздел: начальное образование
Формирование вычислительных навыков умножения и деления
у младших школьников.
При изучении математики, ученики начальной школы получают определённые
обобщённые знания и способы действий. УУД обеспечивается за счет усвоения знаний по
предметам, интеллектуального развития учащихся, формирования способностей к
усвоению новой информации и самостоятельному поиску новых знаний и способов
действий. Это составляет основу умения учиться.
Приобретенные в курсе математики начальной школы знания и способы действий
необходимы для успешного изучения аналитического предмета математики, для решения
практических задач в жизни.
Одна из основных задач математики в 1-4 классах является формирование системы
начальных математических способностей и знаний: у ребятишек должны быть
сформированы прочные вычислительные умения и навыки. Формирование их в условиях
современной школы является сложной задачей. Необходимо соблюдать методику
организации уроков, приемы и формы работы. Итак, психофизиологический процесс
вычислительного навыка заключается в образовании системы условно- рефлекторных
связей. У людей навыки образуются под контролем и участии второй сигнальной
системы. Через нее идет подкрепление при образовании условно - рефлекторных связей:
указания педагога на ошибочность или правильность действий, на словесное порицание
или одобрение, на контроль действий. Динамический стереотип является -
физиологической основой навыков. Он утрачивается при систематической связи со
второй сигнальной системой, являющейся основой сознания. Различают моторные
(двигательные) и навыки в области умственной работы (интеллектуальные). В
формирования интеллектуального навыка необходимы определенные знания и умения.
Разработана теория поэтапного формирования знаний, умений и умственных действий
(Гальпериным П.Я.). Она объясняет построение учебной деятельности так: за короткий
срок на основе внешних предметных действий по определенным правилам происходит
формирование.
Такой процесс усвоения знаний и формирование действий проходит несколько этапов:
* мотивация (привлечение внимания, пробуждение интереса и желания ученика получить
определенные знания);
* выполнение действий в плане громкой речи;
* осмысление ориентира основы действий (ООД);
* выполнение действий в материальной форме;
* выполнение действий про себя;
* выполнение действий при помощи внутренней речи.
Из опыта работы учителя следуют трудности. Так во 2 классе учащиеся и учителя
апробируют при формировании навыков табличного и вне табличного умножения и
деления чисел в пределах 100. А процесс формирования вычислительных навыков
проходит следующие этапы:
1 этап:
формирования вычислительных навыков начинается в 1 классе с продолжается во 2 классе
(выполняются упражнения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и др).
2 этап:
сумма одинаковых слагаемых заменяется умножением. Обратное действие умножению –
деление (зрительный контроль переходит в двигательный контроль).
3 этап:
все известные случаи умножения в пределах 100 объединяются в таблицу (ученики
выполняют деление, основываясь на знании таблицы умножения).
4-5 этапы:
упражнения в решении примеров и задач на умножение и деление в пределах 100
(выполнение действий громкой речью или про себя).
6 этап:
увеличение скорости вычислительных навыков, закрепление индивидуального усвоения
знаний таблиц умножения и деления, корректировка (при сформированности навыка
происходит свертывание объяснения; ученики вычисляют в уме и навык становится
автоматизированным. При сложных и трудных вычислениях пользуются алгоритмом
вычисления).
При определённых навыках и знаниях свойств умножения и деления с 1, 10, 0, приемов
умножения \деления суммы на число формируются навыки вне табличного умножения и
деления.
Успешное формирование вычислительных навыков зависит от психологических
факторов:
произвольность познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения,
памяти, мышления и речи);
наличие у обучаемого необходимых волевых и других качеств личности
(целеустремленности, сознательности, ответственности и др.)
восприятие
У учеников начальной школы анализ проводится беспорядочно,
отсутствуют плановость, системность, слабые попытки отделить
существенное от несущественного.
Необходимо учить детей выполнять или рассматривать действия в
определенной последовательности: выбирать главное от
второстепенного.
внимание
При формировании вычислительных навыков необходимо устойчивое
внимание при выполнении вида деятельности, объем и хорошая
переключаемость с одного вида работы на другой.
память
Проявляется в запоминании, сохранении и последующем
припоминании того, что было воспринято. Несколько отстает в своем
развитии логическая память. На развитие логической памяти и
мышления должны быть направлены системы упражнений.
Необходимо развивать у детей долговременную память, которая
характеризуется длительностью и прочностью сохранения
воспринятой информации.
Часто проблему изучения таблицы умножения и соответствующих
случаев деления сводят к механическому запоминанию, тратя много
сил и времени. Психологами доказано, что такое запоминание – не
лучший способ усвоения материала. Больший эффект достигается, во-
первых, если понятно зачем нужны эти знания, и, во-вторых, если
используется осознанное запоминание и различные приемы
активизации мышления.
У детей быстро происходит забывание воспринятой информации, если
она не подкрепляется специальными упражнениями.
мышление
Работа по формированию вычислительных навыков создает широкое
поле деятельности для совершенствования мыслительных операций:
умений наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать,
обобщать, а также развивать математическую речь и память.
Навыки формируются непосредственно путем упражнений:
многократным повторением действий для их сознательного
совершенствования. Выполнение большого количества упражнений,
конечно, способствует усвоению алгоритма вычислительного приема,
но имеет и отрицательный эффект. У детей быстро развивается
усталость при работе с числом. Если при выполнении устных
вычислений быстро получается результат, то при письменных
вычислениях нужно затратить больше сил и времени для получения
ответа. Внимание детей рассеивается, пропадает интерес и как
следствие – вырастает количество ошибок.
Формирование вычислительных умений и навыков - сложный длительный процесс, его
эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки
и организации вычислительной деятельности.
Вычислительные навыки следует успешно формировать при определенных условиях:
достаточной сформированности у детей познавательных процессов восприятия,
внимания, памяти, мышления и свойств личности;
оптимальном уровне трудности и доступности учебного материала, соблюдении
оптимального темпа (особенно на этапе первичного закрепления);
наличии продуманной системы стимулирования успехов, поддержке интереса к
изучаемому, активизации познавательной деятельности;
последовательном, целенаправленном использовании разнообразных форм и
приемов работы.
В современной начальной школе необходимо выбирать способы организации
вычислительной деятельности младших школьников, при которых способствует
формирование прочных вычислительных умений и навыков; идет побуждение к
самостоятельному поиску новых способов действий и рассмотрение нескольких способов
решения заданий и оценивание их с точки зрения рациональности.