Автор: Русских Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ им. П.И.Рикорда"
Населённый пункт: с.Головнино, Сахалинская область
Наименование материала: выступлене на педагогической конференции
Тема: Формы и методы работы оп формированию гражданско- патриотических представлений у младших школьников
Раздел: начальное образование
Выступление на научно-педагогической конференции
Т ема: «Формы и методы работы оп формированию гражданско- патриотических
представлений у младших школьников»
«Патриотизм и гражданственность — это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о
национальном достоинстве. И даже о национальном суверенитете»
В.В.Путин. Президент РФ.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,
решение которой в начальной школе только начинается. Планомерная, систематическая
работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогического
коллектива и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать
положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому
воспитанию.
Привитие любви, чувства гордости и патриотизма, ценностное отношение к
Родине, своему народу, его культуре, к языку, традициям, природе необходимый и обязательный
элемент воспитания обучающихся.
Формирование гражданско-патриотических представлений современных младших
школьников стало возможным через решение определенных задач:
1.Повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
2.Развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания с использованием новых
информационных технологий;
3.Формирование у обучающихся ответственности, гражданской активности, стремление к
самореализации;
4.Формирование чувства гражданского долга;
5.Воспитание толерантности, терпимости друг к другу;
6.Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам
общественной жизни.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к
своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, своей школе, классу... Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные
годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город, село хорошеющим и
расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в
детях в школьные годы.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью
внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и
необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности
для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то
новое положительное, что появилось в психике школьников, начальная школа формирует
чувство патриотизма.
В воспитании гражданственности и патриотизма используем различные методы и приёмы,
основанные на принципах педагогики взаимодействия и активного обучения:
словесный, наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Формы учебно-воспитательной работы:
- классный час;
- коллективное творческое дело;
- интегрированный и нетрадиционные уроки;
- проекты;
- краеведческая работа
Формы работы через внеурочную и внеклассную деятельность с учетом возрастных
особенностей младших школьников:
- выставки поделок, рисунков;
- акции;
- конкурсы, праздники, посвященные памятным датам;
- экскурсии
Хотелось бы уделить немного времени классному часу.
Это одна из главных форм воспитательной работы, ведущая форма деятельности,
способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и
просвещает, и ориентирует, и направляет.
Игровые формы обучения.
Способствуют не только усвоению материала, но и формированию позитивного
отношения к обучению и социальной активности.
Проектная деятельность.
Позволяет детям переносить теоретические знания в практику, развивая при этом
творческое мышление и способствуя взаимодействию в коллективе.
Диалог и обсуждение.
Способствуют развитию коммуникативных навыков и формированию у детей
понимания социальных норм и ценностей.
Интерактивные методы обучения.
Содействуют усвоению материала, формируют навыки общения, взаимодействия в
группе, а также способствуют развитию эмоционального интеллекта.
Интегрированный подход.
Обеспечивает глубокое понимание предметов и их взаимосвязей, что способствует
формированию системного мышления и умения применять полученные знания в различных
контекстах.
Эти формы и методы работы помогают ребятишкам осмыслить свою роль и место в
жизни общества в плане проявления личной ответственности за результаты труда,
сформировать любовь к Отчизне, заботу об окружающей среде.
Мы, учителя, обеспечиваем:
- непрерывность гражданского воспитания, а также совместную работу класса, школы и
семьи;
- помогаем школьникам осознать свое место в истории своего народа, включаем
ребятишек в социально активную деятельность, в которой они растут как граждане и
патриоты.
В работе по формированию гражданственности и патриотизма у младших
школьников нам помогает Программа «Орлята России». В конце сентября 2024 года ребята
нашей начальной школы были посвящены в Орлята! Через движение Орлят идет вовлечение
детей в активное изучение своей страны, её традиций и обычаев, что позволяет ребятишкам
осознать свою принадлежность к великой истории и культуре России.
Треки (направления) программы помогают воспитывать патриотические чувства у
детей:
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти».
Воспитание любви и уважения к своей семье, малой родине, традициям и истории страны.
«Орлёнок – Мастер».
Формирование любви к искусству и труду, развитие творческих способностей и эстетического
вкуса.
«Орлёнок – Лидер».
Раскрытие лидерских качеств и умения работать в команде.
«Орлёнок – Спортсмен».
Привитие интереса к спорту и формирование навыков здорового образа жизни.
«Орлёнок - Доброволец».
Раскрытие в детях волонтёрского потенциала, например, в таких делах, как «Письмо солдату»,
участие в сборе гуманитарной помощи, Ярмарки для СВО
«Орлёнок – Эколог».
Формирование представлений об экологической культуре.
По итогам программы «Орлята России» младший школьник понимает важность
социально-значимых ценностей проекта, становится сопричастным к истории родной
области, своего района, острова, своей Родины — России, государства.
Некоторые мероприятия, которые входят в программу (являются и
основополагающими в плане воспитательной работы класса): экскурсии по историческим
местам села Головнино и по экологической тропе на Серебряное озеро, посещение школьного
музея, участие в конкурсах, посвящённых значимым событиям и личностям в истории России,
турслеты и тд.
Обучающиеся младшего школьного возраста мыслят образами, конкретными
категориями, эмоционально воспринимают ярко окрашенные события и факты. Поэтому
ознакомление детей с жизнью своей страны строится на доступных, конкретных фактах,
явлениях, событиях. Это ближе и понятнее обучающимся.
Например, знакомя детей с историей страны, просим их составить с помощью
родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких
им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку
окрашивается их переживаниями.
Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу
необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму,
опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе и школе, - наглядные,
конкретные- оставили глубокий след в душе. Дети с удовольствием выполняют поручения,
трудятся на пользу общества. Работа общественно значимая и общественно оцениваемая,
очень нравится ребятам.
Если, в результате педагогической работы, ученик будет располагать знаниями о
названии своей Родины, ее географии, природе, символике, если ему известны имена
прославивших Россию граждан, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям,
читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача по гражданско-патриотическому
воспитанию выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту.