Напоминание

Формы и методы работы оп формированию гражданско- патриотических представлений у младших школьников


Автор: Русских Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ им. П.И.Рикорда"
Населённый пункт: с.Головнино, Сахалинская область
Наименование материала: выступлене на педагогической конференции
Тема: Формы и методы работы оп формированию гражданско- патриотических представлений у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на научно-педагогической конференции

Т ема: «Формы и методы работы оп формированию гражданско- патриотических

представлений у младших школьников»

«Патриотизм и гражданственность — это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о

национальном достоинстве. И даже о национальном суверенитете»

В.В.Путин. Президент РФ.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,

решение которой в начальной школе только начинается. Планомерная, систематическая

работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогического

коллектива и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать

положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому

воспитанию.

Привитие любви, чувства гордости и патриотизма, ценностное отношение к

Родине, своему народу, его культуре, к языку, традициям, природе необходимый и обязательный

элемент воспитания обучающихся.

Формирование гражданско-патриотических представлений современных младших

школьников стало возможным через решение определенных задач:

1.Повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

2.Развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания с использованием новых

информационных технологий;

3.Формирование у обучающихся ответственности, гражданской активности, стремление к

самореализации;

4.Формирование чувства гражданского долга;

5.Воспитание толерантности, терпимости друг к другу;

6.Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам

общественной жизни.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к

своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, своей школе, классу... Постепенно

расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные

годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город, село хорошеющим и

расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в

детях в школьные годы.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью

внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и

необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности

для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то

новое положительное, что появилось в психике школьников, начальная школа формирует

чувство патриотизма.

В воспитании гражданственности и патриотизма используем различные методы и приёмы,

основанные на принципах педагогики взаимодействия и активного обучения:

словесный, наглядный, практический,

объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы учебно-воспитательной работы:

- классный час;

- коллективное творческое дело;

- интегрированный и нетрадиционные уроки;

- проекты;

- краеведческая работа

Формы работы через внеурочную и внеклассную деятельность с учетом возрастных

особенностей младших школьников:

- выставки поделок, рисунков;

- акции;

- конкурсы, праздники, посвященные памятным датам;

- экскурсии

Хотелось бы уделить немного времени классному часу.

Это одна из главных форм воспитательной работы, ведущая форма деятельности,

способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и

просвещает, и ориентирует, и направляет.

Игровые формы обучения.

Способствуют не только усвоению материала, но и формированию позитивного

отношения к обучению и социальной активности.

Проектная деятельность.

Позволяет детям переносить теоретические знания в практику, развивая при этом

творческое мышление и способствуя взаимодействию в коллективе.

Диалог и обсуждение.

Способствуют развитию коммуникативных навыков и формированию у детей

понимания социальных норм и ценностей.

Интерактивные методы обучения.

Содействуют усвоению материала, формируют навыки общения, взаимодействия в

группе, а также способствуют развитию эмоционального интеллекта.

Интегрированный подход.

Обеспечивает глубокое понимание предметов и их взаимосвязей, что способствует

формированию системного мышления и умения применять полученные знания в различных

контекстах.

Эти формы и методы работы помогают ребятишкам осмыслить свою роль и место в

жизни общества в плане проявления личной ответственности за результаты труда,

сформировать любовь к Отчизне, заботу об окружающей среде.

Мы, учителя, обеспечиваем:

- непрерывность гражданского воспитания, а также совместную работу класса, школы и

семьи;

- помогаем школьникам осознать свое место в истории своего народа, включаем

ребятишек в социально активную деятельность, в которой они растут как граждане и

патриоты.

В работе по формированию гражданственности и патриотизма у младших

школьников нам помогает Программа «Орлята России». В конце сентября 2024 года ребята

нашей начальной школы были посвящены в Орлята! Через движение Орлят идет вовлечение

детей в активное изучение своей страны, её традиций и обычаев, что позволяет ребятишкам

осознать свою принадлежность к великой истории и культуре России.

Треки (направления) программы помогают воспитывать патриотические чувства у

детей:

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти».

Воспитание любви и уважения к своей семье, малой родине, традициям и истории страны.

«Орлёнок – Мастер».

Формирование любви к искусству и труду, развитие творческих способностей и эстетического

вкуса.

«Орлёнок – Лидер».

Раскрытие лидерских качеств и умения работать в команде.

«Орлёнок – Спортсмен».

Привитие интереса к спорту и формирование навыков здорового образа жизни.

«Орлёнок - Доброволец».

Раскрытие в детях волонтёрского потенциала, например, в таких делах, как «Письмо солдату»,

участие в сборе гуманитарной помощи, Ярмарки для СВО

«Орлёнок – Эколог».

Формирование представлений об экологической культуре.

По итогам программы «Орлята России» младший школьник понимает важность

социально-значимых ценностей проекта, становится сопричастным к истории родной

области, своего района, острова, своей Родины — России, государства.

Некоторые мероприятия, которые входят в программу (являются и

основополагающими в плане воспитательной работы класса): экскурсии по историческим

местам села Головнино и по экологической тропе на Серебряное озеро, посещение школьного

музея, участие в конкурсах, посвящённых значимым событиям и личностям в истории России,

турслеты и тд.

Обучающиеся младшего школьного возраста мыслят образами, конкретными

категориями, эмоционально воспринимают ярко окрашенные события и факты. Поэтому

ознакомление детей с жизнью своей страны строится на доступных, конкретных фактах,

явлениях, событиях. Это ближе и понятнее обучающимся.

Например, знакомя детей с историей страны, просим их составить с помощью

родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких

им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку

окрашивается их переживаниями.

Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу

необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму,

опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе и школе, - наглядные,

конкретные- оставили глубокий след в душе. Дети с удовольствием выполняют поручения,

трудятся на пользу общества. Работа общественно значимая и общественно оцениваемая,

очень нравится ребятам.

Если, в результате педагогической работы, ученик будет располагать знаниями о

названии своей Родины, ее географии, природе, символике, если ему известны имена

прославивших Россию граждан, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям,

читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача по гражданско-патриотическому

воспитанию выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту.



В раздел образования