Напоминание

Духовно-нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в семье


Автор: Русских Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ им. П.И.Рикорда"
Населённый пункт: с.Головнино, Сахалинская область
Наименование материала: Рождественские чтения
Тема: Духовно-нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в семье
Раздел: начальное образование





Назад




Рождественские чтения

Тема: «Духовно-нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции

и досуг в семье»

Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное

чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке».

(В.А. Сухомлинский)

Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит

в семье. Поэтому на нас с вами как родителях и учителях лежит основная ответственность

за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Учителя призваны

развивать то, что заложено в семье.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не

чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать

ребёнка, как привить им духовно- нравственные ценности?? Каждый ребёнок уникален,

уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум

усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-

нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость,

толерантность.

«Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в

семье». Как мы сами понимаем нравственное воспитание? Что такое духовное

воспитание? Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и

проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность - правила, определяющие

поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также

выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет

духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,

долговременную и важнейшую роль.

«Духовность - свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных и

интеллектуальных интересов над материальными».

Итак, семья - ребёнок - нравственность — вот цепочка, интересующая нас. Именно

в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к

детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях

между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и

мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать

асоциальные поступки.

Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной

стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой

стороны развитие ребенка — это развитие чувств и воли. Ребенок с детства наблюдает за

отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным

или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны

следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом

не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему, и плохому у родителей. При

попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих

детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми нет контроля, и они

представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их

нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными.

Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия

супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического,

социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных

норм, образцов поведения, традиций.

Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в

отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные

ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на

свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и

какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего

поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье,

осознания ее личностной значимости.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы

сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся

привить детям.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные

понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество.

Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять

родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными,

добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего

общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в

детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной

части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из

институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы

личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован

как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного

фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что

никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не

относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем

никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в

воспитании детей, сколько может сделать семья.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже

понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует

на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь,

спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке

нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная

атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно

формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому

важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это

способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных

оценок». Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении,

его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание

совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными

чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание,

сочувствие, сопереживание, бескорыстие…В современных условиях ситуация

складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи,

связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению, или к счастью, в силу объективных и субъективных

причин взрослеют гораздо раньше. Мы сталкивается с тем фактом, что проблемы,

связанные с взрослением обучающихся, касаются не только старшего школьного возраста,

но и младших подростков.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как

они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями

для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не

терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого,

родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже

только потому, что они его родители.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть

глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем

детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании

будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители,

забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток —

слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих

соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи

и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной

из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является

серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребёнка.

Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для

школы.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания обучающихся,

стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения

этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье.

Задача школы — заложить в ребенке понимание того, что школа — это определенная

социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом.

Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно

продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа

оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного

сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных

суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от

того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он

осуществляет, будет складываться его личность.

В подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том,

что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения,

совершенно изменил свое отношение к семье.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в

семье:

Атмосфера любви.

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину,

делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости,

заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую

психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и

реализации его нравственных потребностей.

Атмосфера искренности.

«Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах

жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с

чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и

подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и

прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем

выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать, и потом быть

изобличённым детской проницательностью.

Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть

содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово

воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо

учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное

воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти

рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им

рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают

нравственные понятия.

*Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка

в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и

физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство

гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха.

*Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет

задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не

должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

*Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств,

тактичности учителя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может

быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании

строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал

не только строгость, но и заботу о себе.

*Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно

предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим

желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно

удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка,

вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний –

тончайшая работа учителя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства

надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям

можно, надо, нельзя.

*Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом, и делом вызывать

переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или

используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с

каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и

отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и

пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

*Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых,

ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как

помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

*Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни

ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

Бдиц-опрос:

1.Какими качествами должна обладать семья, чтобы создать условия для развития

всесторонне развитой духовной личности?

Семья – колыбель духовного рождения человека. Она должна быть полной, материально-

обеспеченной. В семье должна царить атмосфера любви и внимания. Каждый может

иметь свою точку зрения. Доверие и уважение, взаимоподдержка и взаимовыручка,

образованность, общение на равных, уважение к семейным традициям, вера в светлое

будущее.

Всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и духовно-нравственного

формирования личности.

2. В каждой семье этим дорожат и все это ценят: Ценности - Материальные и духовные

Ещё может обозначать это слово: Богатство

Существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»?

Духовно-нравственные ценности — это ценности, лежащие в основе отношения человека

к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы. За

основу можно взять базовые ценности, актуальные для любой семьи. К ним относятся:

любовь, забота о младших и старших, почитание родителей, продолжение рода, культура

быта. Семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии и питается от их

духовного источника. Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем

выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье,

тем больше единства во взглядах на воспитание детей. Радость и горе в духовно здоровой

семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и

углубляют чувство взаимной любви.

3. В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»?

Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то,

что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой. Чем полнее семья

впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, чем глубже

приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее

и стабильнее.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

«Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной

культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются

образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют

существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная

людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и

должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное

формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного

поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций,

последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка

нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных

знаний о добре и зле.

Задачи педагога, учителя – объяснять любящим родителям, что их педагогическая

грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и

трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия

формирования нравственности ребёнка.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться

положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы,

сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы

взаимодействия взрослых и учащихся.

Притча

Нашу встречу хочется закончить притчей.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был

хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали

вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся,

огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая

тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел.

Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом,

который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут?

Слезы очищения: «Ну, вот я и дома».

Раздражение — ну, что им надо, чего им не спится: боязнь — как пройти тихонько, чтобы

обошлось без скандала и воплей?

Очень хочется, чтобы мы, взрослые, задумались, а какие чувства свет в вашем окне

вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени

станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах.

Памятка родителям от ребенка

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто

испытываю вас.

2. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.

Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

3. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.

Это ослабит мою веру в вас.

4. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

5. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

6. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.

Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

7. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно

с глазу на глаз.

8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.

Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко

мне столько внимания.

11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.

Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам

вопросы и буду искать информацию на стороне.

12.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.

Значение имеет то, как мы его проводим. Не забывайте, что я не могу успешно

развиваться без вашего внимания и ободрения.



В раздел образования