Напоминание

Пилатес как средство формирования осанки и развития координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры


Автор: Федорчук Валерия Игоревна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "НОШ №7 имени В.И. Ефремовой" г. Усинска
Населённый пункт: Республика Коми, город Усинск
Наименование материала: Статья
Тема: Пилатес как средство формирования осанки и развития координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Раздел: начальное образование





Назад




Пилатес как средство формирования осанки и развития

координационных способностей детей младшего школьного возраста на

уроках физической культуры

Сведения об авторе:

Федорчук Валерия Игоревна, учитель физической культуры

Организация: МАОУ «НОШ №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Населенный пункт: Республика Коми, г. Усинск

Актуальность

Проблема формирования правильной осанки у младших школьников занимает одно из

центральных мест в системе физического воспитания и оздоровления детей. По данным научно-

исследовательского института физиологии детей и подростков, у 79,8 % учащихся с первого по

десятый класс обнаружены нарушения осанки, в основном, нестойкого функционального

характера. По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики

заболеваний детей, в структуре патологических поражений школьников ведущее место

занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани: болезни позвоночника,

плоскостопие и др.

Причины этого самые разнообразные. Исследователи объясняют этот феномен многими

факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом

практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и

коррекции нарушений осанки физические упражнения. В связи с этим особую актуальность

приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно - профилактических

программ, направленных на формирование здорового позвоночника и коррекцию нарушений

опорно-двигательного аппарата средствами уроков физической культуры.

Анализ

результатов

диспансеризации

школьников

Российской

Федерации

свидетельствует о необходимости проведения различных мероприятий, направленных на

профилактику и коррекцию нарушений осанки, прежде всего, с детьми младшего школьного

возраста. Возраст с 6-7лет до 10-11 лет является периодом интенсивного роста и развития

ребенка.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие

нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток.

Формируются основные типы замыкательной деятельности коры больших полушарий

головного мозга, лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей

интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей.

Практическая значимость

исследования определяется тем, что в нем разработан

комплекс упражнений на формирование и укрепление осанки и развития координационных

способностей в младшем школьном возрасте в подготовительной части урока и результата

экспериментальной группы.

Учитывая особенности анатомо-физиологического развития детей младшего школьного

возраста, необходимо осуществлять формирование правильной осанки у школьников в двух

направлениях: во-первых, улучшать общее физическое развитие; во-вторых – прививать навыки

правильной осанки. Основными средствами для этого являются физические упражнения,

используемые на занятиях по физической культуре, а также во время самостоятельной

двигательной активности ребенка.

Преобразования,

проходящие

в

Российском

образовании

обусловили

поиск

и

формирование

новых

подходов

к преподаванию

физической

культуры,

использование

различных

методик,

концептуальными

направлениями

которого

являются

интересы государства, нужды и запросы общества в физическом совершенствовании граждан.

Физическое развитие ребенка всегда было важнейшей составляющей воспитания.

Основной формой занятий физической культурой в школе является урок, планирование

которого осуществляется в соответствии с программой по физической культуре.

Анализ школьных программ по физической культуре показал, что учащимся младшего

школьного возраста предлагается к изучению широкий спектр физических упражнений из

различных

видов

спорта.

Программный

материал

соответствует

заявленным

задачам

дисциплины, способствует гармоничному развитию личности детей.

Но вместе с тем в последние годы в России большое распространение получили

различные виды йоги, фитнеса, каланетика, комплексы кардиотренировок, силовых тренировок

и так далее. Каждое из этих направлений имеет свои особенности, целенаправленное

применение либо помимо физических упражнений еще и техники медитации и свою

философию.

Я считаю можно говорить о необходимости внедрения в уроки физической культуры

отдельных комплексов упражнений из различных оздоровительных систем направленных на

формирование

правильной

осанки,

развитие

гибкости,

координации,

способствующих

повышению уровня физической подготовленности у детей школьного возраста. И это уже

давно применяется в отдельно взятых школах имеющих соответствующее материальное

обеспечение (фитнес, танцы, культуризм). В программы по физической культуре предлагается

включать блоки по различным видам подготовки. Такие возможности для творческой работы

учителей уже есть. Это разнообразие стимулирует интерес учащихся к занятиям помогает более

избранно

пользоваться

различными

комплексами

с

детьми,

имеющими

особенности

физического развития. Я предлагаю обратить внимание на использование упражнений из

системе Джозефа Пилатеса.

Пилатес – оздоровительная система, направленная на одновременное укрепление,

растягивание, тонизирование мышц, успешно можно совмещать с силовыми упражнениями для

обеспечения нормального физического развития всех функций и систем организма ребенка.

Пилатес – это система физических упражнений, способствующая развитию силы, а

также формированию способности контролировать активность мышц собственного тела при

максимальном их удлинении. Вся система тренировки Джозефа Пилатеса строится на

следующих

принципах:

концентрация,

контроль,

центрирование,

плавность

движения,

точность, дыхание, интеграция, воображение, интуиция.

Оздоровительное значение системы пилатес заключается в улучшении функций

дыхания, развитии силовых и координационных способностей, гибкости и формирования

мышечного корсета. Пилатес мягко воздействует на мышечный каркас ребенка, укрепляя его,

что положительно влияет на формирование и поддержание осанки.

Регулярные

занятия

пилатесом

позволяют

увеличить

подвижность

в

суставах;

формировать навык правильной осанки; осуществлять профилактику заболеваний опорно-

двигательного аппарата; укрепить мускулатуру внутренних органов и улучшить их работу;

развивать координационные и силовые способности у занимающихся.

Анализ методических основ системы тренировки Джозефа Пилатеса позволил сделать

вывод, что пилатес является открытой системой тренировок. При правильном понимании его,

соблюдении принципов и методических основ, он может эффективно применяться на уроках

физической культуры с учащимися младшего школьного возраста как для формирования

правильной осанки, так и для оздоровления всего организма, развития координационных и

силовых способностей детей, а в старших классах для детей, имеющих слабую физическую

выносливость или лишний вес. Упражнения Пилатеса не требуют большой динамической

силовой нагрузки, изнуряющих многократных повторений, но благодаря статической зодержке

в позах и сочетании этой нагрузки с «правильным» дыханием занятия очень эфективны.

Выделила два варианта применения пилатеса на уроках физической культуры с

младшими школьниками:

1. Комплекс упражнений пилатес в рамках подготовительной части урока при

прохождении любых учебных разделов на занятиях в спортивном зале). За его основу

принимаются базовые упражнения пилатеса, главная цель которых ознакомить тело с основами

движений в положении лежа максимально безопасным и эффективным способом. Выполняя эти

движения, занимающиеся фокусируются на поиске мышц зоны источника энергии: мышц

живота, бедер, ягодиц и поясницы.

2. Пилатес как полноценное занятие, раздел вариативной части образовательной

программы или занятие в рамках учебного раздела «Гимнастика». Цель данного урока –

формирование правильной осанки учащихся младшего школьного возраста посредством

упражнений пилатеса. Это требут предварительного ознакомления детей с упражнениями

Пилатеса

Анализ научно-методической литературы по проблеме формирования правильной

осанки позволил выделить основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при

составлении комплексов упражнений для младших школьников: улучшение их общего

физического развития; укрепление мышц туловища, спины, ягодиц, ног; повышение

подвижности суставов и гибкости.

Комплекс упражнений пилатес для учащихся младшего школьного возраста в рамках

подготовительной части урока

Задачи комплекса упражнений пилатес:

1.Обучить основам движений пилатес в исходном положении лежа.

2. Способствовать развитию силовых способностей и гибкости.

3.Воспитывать организованность, дисциплинированность, сознательность при выполнении

упражнений пилатеса.

Инвентарь: коврики для занятий.

Место проведения: спортивный зал

Частные задачи

Содержание:

ДозировкаОбщие методические указания

(ОМУ)

Настроить

организм к

предстоящей

деятельности.

Стабилизация

«центра».

Дыхательное

упражнение,

которое помогает

подготовить спину

и корпус к

упражнениям,

"продышать" тело,

согревает все

мышцы центра.

Активизация

кровообращения в

области живота.

Тренировка мышц

центра, укрепление

прямой мышцы

живота. Массаж

позвоночника.

1.«Поза релаксации»

И.п. – лежа на спине, ноги

вместе. руки вниз.

2. «Сотня»

И.п. – лежа на спине, руки

вниз, плечи и голова

вверх, ноги вверх.

3. «Скручивания»

И.п. – лежа на спине,

стопы на полу, руки вниз.

1-2-3-4 – сед ноги вместе,

руки вверх

30”

30’’

3 раза

5 раз

Вытягивать шею, голову не

запрокидывать назад.

Руки расслаблены. Дыхание

глубокое, ровное. Избегать

прогибов в пояснице.

На выдохе поднимите верх корпус,

потянитесь ладонями вдоль пола

вперед, выпрямите ноги вверх или

согните на 90 гр. в положении

пилатес. Поясница плотно прижата

к полу и стабилизирована, нижние

края лопаток касаются

коврика.

Живот подтянут.

Движение руками вверх и вниз.

Спина не прогибается. Не опускать

голову и плечи.

Плавное, медленное движение.

Выдох при скручивании, вдох – и.п.

Подбородок прижат к груди, ноги

вместе. Сед – ноги прямые.

Прямые руки в локтевых суставах.

Ноги не отрывать от пола.

Проработка зоны

источника энергии.

Укрепление мышц

таза и бедра,

укрепление

поперечной

мышцы живота,

стабилизация.

Способствовать

развитию

гибкости.

Растягивание

мышц ног.

Массаж

позвоночника,

растягивание

мышц спины,

развитие мышц

пресса, улучшение

баланса и

координации.

Проработать

мышцы брюшного

пресса.

Растягивать

мышцы спины и

ног.

5-6-7-8 – И.п.

4) «Круговые движения

одной ногой»

И.п. – лежа на спине, руки

вниз, правая нога на полу,

левая – вверх.

1-2-3 – круговое движение

левой ногой вправо;

4 – И.п.

5-6-7 – то же влево

8 – И.п.

5) «Перекаты»

И.п. – Сидя на полу,

согните ноги в коленях и

обхватите колени

ладонями. Оторвите стопы

от пола и найдите

равновесие. Локти тяните

в стороны. Плечи

максимально отдалены от

ушей.

1-2 – перекат назад

3-4 – И.п.

6) «Вытягивание мышц

ноги»

И.п. – лежа на спине, ноги

вверх.

1-2-3 – правая нога вверх,

левая к груди. Руки на

левой ноге.

4 – И.п.

5-6-7 – левая нога вверх,

3-4 раза

4 раза

6-8 раз

Спина не прогибается. Туловище

неподвижно. Нога прямая, тянется

вверх. Нога на полу – стопу не

отрывать от пола. Избегать

разворота ноги во время движения.

Повторить упражнение на другую

ногу.

Спина «круглая». Подбородок

касается груди. Начните перекат,

сохраняя корпус в исходном

положении. При движении

старайтесь еще больше округлить

спину. Перекатитесь до края

лопаток и вернитесь обратно в

исходное. Перекат осуществляется

полностью на работе мышц центра,

а не на инерции — не делайте

захлеста ногами.

Туловище неподвижно, ноги

наверху прямые, тянутся вверх.

Голову не запрокидывать назад,

плечи подняты. Не опускать во

время движения. Руки в локтях

разведены в стороны.

Спина не прогибается.

Выдыхая,

потянитесь правой ногой вверх,

придерживая при этом левую,

чтобы бедро не отклонялось в

сторону. На вдохе меняйте ноги.

Проработать зону

источника энергии.

Способствовать

формированию

правильной

осанки. Укреплять

мышцы живота.

Упражнение

укрепляет косые

мышцы живота и

растягивает

заднюю

поверхность бедра.

правая к груди, руки на

правой.

8 – И.п.

7) «Одновременное

вытягивание ног»

И.п. – лежа на спине, руки

вниз, ноги вверх.

1-2-3-4 – угол 45 градусов

5-6-7-8 – И.п.

8) «Пила»

И.п. – Сидя на полу с

прямой спиной, вытяните

ноги вперед и раздвиньте

их на ширину плеч. Носки

тяните на себя.

Вытягивайте позвоночник

вверх, будто хотите

достать макушкой до

потолка. Вытяните руки в

стороны.

6 раз

6-8 раз

Ноги прямые в коленях. Туловище

неподвижно, голову и плечи не

опускать. Спина не прогибается.

Вдох – угол, выдох – И.п.

Выдох – начните скручивание в

сторону, потом на прессе округлите

спину вперед и вниз. Тянитесь

руками в стороны, правой рукой к

левому мизинцу. Выполните два

небольших выдоха, «пиля» стопу

мизинцем. На вдохе выпрямитесь в

и.п., выдыхая, выполните движение

в другую сторону. Прижимайте

ноги и ягодицы к полу, не двигайте

ими во время скруток.

Выдыхайте на скрутке и вдыхайте

Ноги и руки прямые.

Результаты экспериментальной группы

Испытуемые

Наклон вперед из положения стоя на

гимнастической скамье

Поднимание туловища из положения

лежа на спине

До

После

Разница

До

После

Разница

1

+1

+4

3

20

31

11

2

+2

+6

4

22

34

12

3

0

+3

3

23

34

11

4

+4

+6

2

25

38

13

5

+5

+9

4

27

39

12

1

+3

+7

4

12

22

10

2

+2

+6

4

17

26

9

3

+5

+10

5

24

36

12

4

+4

+9

5

23

37

14

5

+6

+10

4

25

40

15

Заключение

Внедрение элементов новых физкультурно-спортивных видов в учебно-воспитательный

процесс по физической культуре с детьми позволяет не только разнообразить уроки, повысить

интерес у занимающихся, создать положительный эмоциональный фон занятий, но и

эффективно решать узко специализированные задачи посредством современных физических

упражнений в зависимости от существующих условий.



В раздел образования