Автор: Федорчук Валерия Игоревна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "НОШ №7 имени В.И. Ефремовой" г. Усинска
Населённый пункт: Республика Коми, город Усинск
Наименование материала: Статья
Тема: Пилатес как средство формирования осанки и развития координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Раздел: начальное образование
Пилатес как средство формирования осанки и развития
координационных способностей детей младшего школьного возраста на
уроках физической культуры
Сведения об авторе:
Федорчук Валерия Игоревна, учитель физической культуры
Организация: МАОУ «НОШ №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска
Населенный пункт: Республика Коми, г. Усинск
Актуальность
Проблема формирования правильной осанки у младших школьников занимает одно из
центральных мест в системе физического воспитания и оздоровления детей. По данным научно-
исследовательского института физиологии детей и подростков, у 79,8 % учащихся с первого по
десятый класс обнаружены нарушения осанки, в основном, нестойкого функционального
характера. По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики
заболеваний детей, в структуре патологических поражений школьников ведущее место
занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани: болезни позвоночника,
плоскостопие и др.
Причины этого самые разнообразные. Исследователи объясняют этот феномен многими
факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом
практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и
коррекции нарушений осанки физические упражнения. В связи с этим особую актуальность
приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно - профилактических
программ, направленных на формирование здорового позвоночника и коррекцию нарушений
опорно-двигательного аппарата средствами уроков физической культуры.
Анализ
результатов
диспансеризации
школьников
Российской
Федерации
свидетельствует о необходимости проведения различных мероприятий, направленных на
профилактику и коррекцию нарушений осанки, прежде всего, с детьми младшего школьного
возраста. Возраст с 6-7лет до 10-11 лет является периодом интенсивного роста и развития
ребенка.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие
нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток.
Формируются основные типы замыкательной деятельности коры больших полушарий
головного мозга, лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей
интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей.
Практическая значимость
исследования определяется тем, что в нем разработан
комплекс упражнений на формирование и укрепление осанки и развития координационных
способностей в младшем школьном возрасте в подготовительной части урока и результата
экспериментальной группы.
Учитывая особенности анатомо-физиологического развития детей младшего школьного
возраста, необходимо осуществлять формирование правильной осанки у школьников в двух
направлениях: во-первых, улучшать общее физическое развитие; во-вторых – прививать навыки
правильной осанки. Основными средствами для этого являются физические упражнения,
используемые на занятиях по физической культуре, а также во время самостоятельной
двигательной активности ребенка.
Преобразования,
проходящие
в
Российском
образовании
обусловили
поиск
и
формирование
новых
подходов
к преподаванию
физической
культуры,
использование
различных
методик,
концептуальными
направлениями
которого
являются
интересы государства, нужды и запросы общества в физическом совершенствовании граждан.
Физическое развитие ребенка всегда было важнейшей составляющей воспитания.
Основной формой занятий физической культурой в школе является урок, планирование
которого осуществляется в соответствии с программой по физической культуре.
Анализ школьных программ по физической культуре показал, что учащимся младшего
школьного возраста предлагается к изучению широкий спектр физических упражнений из
различных
видов
спорта.
Программный
материал
соответствует
заявленным
задачам
дисциплины, способствует гармоничному развитию личности детей.
Но вместе с тем в последние годы в России большое распространение получили
различные виды йоги, фитнеса, каланетика, комплексы кардиотренировок, силовых тренировок
и так далее. Каждое из этих направлений имеет свои особенности, целенаправленное
применение либо помимо физических упражнений еще и техники медитации и свою
философию.
Я считаю можно говорить о необходимости внедрения в уроки физической культуры
отдельных комплексов упражнений из различных оздоровительных систем направленных на
формирование
правильной
осанки,
развитие
гибкости,
координации,
способствующих
повышению уровня физической подготовленности у детей школьного возраста. И это уже
давно применяется в отдельно взятых школах имеющих соответствующее материальное
обеспечение (фитнес, танцы, культуризм). В программы по физической культуре предлагается
включать блоки по различным видам подготовки. Такие возможности для творческой работы
учителей уже есть. Это разнообразие стимулирует интерес учащихся к занятиям помогает более
избранно
пользоваться
различными
комплексами
с
детьми,
имеющими
особенности
физического развития. Я предлагаю обратить внимание на использование упражнений из
системе Джозефа Пилатеса.
Пилатес – оздоровительная система, направленная на одновременное укрепление,
растягивание, тонизирование мышц, успешно можно совмещать с силовыми упражнениями для
обеспечения нормального физического развития всех функций и систем организма ребенка.
Пилатес – это система физических упражнений, способствующая развитию силы, а
также формированию способности контролировать активность мышц собственного тела при
максимальном их удлинении. Вся система тренировки Джозефа Пилатеса строится на
следующих
принципах:
концентрация,
контроль,
центрирование,
плавность
движения,
точность, дыхание, интеграция, воображение, интуиция.
Оздоровительное значение системы пилатес заключается в улучшении функций
дыхания, развитии силовых и координационных способностей, гибкости и формирования
мышечного корсета. Пилатес мягко воздействует на мышечный каркас ребенка, укрепляя его,
что положительно влияет на формирование и поддержание осанки.
Регулярные
занятия
пилатесом
позволяют
увеличить
подвижность
в
суставах;
формировать навык правильной осанки; осуществлять профилактику заболеваний опорно-
двигательного аппарата; укрепить мускулатуру внутренних органов и улучшить их работу;
развивать координационные и силовые способности у занимающихся.
Анализ методических основ системы тренировки Джозефа Пилатеса позволил сделать
вывод, что пилатес является открытой системой тренировок. При правильном понимании его,
соблюдении принципов и методических основ, он может эффективно применяться на уроках
физической культуры с учащимися младшего школьного возраста как для формирования
правильной осанки, так и для оздоровления всего организма, развития координационных и
силовых способностей детей, а в старших классах для детей, имеющих слабую физическую
выносливость или лишний вес. Упражнения Пилатеса не требуют большой динамической
силовой нагрузки, изнуряющих многократных повторений, но благодаря статической зодержке
в позах и сочетании этой нагрузки с «правильным» дыханием занятия очень эфективны.
Выделила два варианта применения пилатеса на уроках физической культуры с
младшими школьниками:
1. Комплекс упражнений пилатес в рамках подготовительной части урока при
прохождении любых учебных разделов на занятиях в спортивном зале). За его основу
принимаются базовые упражнения пилатеса, главная цель которых ознакомить тело с основами
движений в положении лежа максимально безопасным и эффективным способом. Выполняя эти
движения, занимающиеся фокусируются на поиске мышц зоны источника энергии: мышц
живота, бедер, ягодиц и поясницы.
2. Пилатес как полноценное занятие, раздел вариативной части образовательной
программы или занятие в рамках учебного раздела «Гимнастика». Цель данного урока –
формирование правильной осанки учащихся младшего школьного возраста посредством
упражнений пилатеса. Это требут предварительного ознакомления детей с упражнениями
Пилатеса
Анализ научно-методической литературы по проблеме формирования правильной
осанки позволил выделить основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при
составлении комплексов упражнений для младших школьников: улучшение их общего
физического развития; укрепление мышц туловища, спины, ягодиц, ног; повышение
подвижности суставов и гибкости.
Комплекс упражнений пилатес для учащихся младшего школьного возраста в рамках
подготовительной части урока
Задачи комплекса упражнений пилатес:
1.Обучить основам движений пилатес в исходном положении лежа.
2. Способствовать развитию силовых способностей и гибкости.
3.Воспитывать организованность, дисциплинированность, сознательность при выполнении
упражнений пилатеса.
Инвентарь: коврики для занятий.
Место проведения: спортивный зал
Частные задачи
Содержание:
ДозировкаОбщие методические указания
(ОМУ)
Настроить
организм к
предстоящей
деятельности.
Стабилизация
«центра».
Дыхательное
упражнение,
которое помогает
подготовить спину
и корпус к
упражнениям,
"продышать" тело,
согревает все
мышцы центра.
Активизация
кровообращения в
области живота.
Тренировка мышц
центра, укрепление
прямой мышцы
живота. Массаж
позвоночника.
1.«Поза релаксации»
И.п. – лежа на спине, ноги
вместе. руки вниз.
2. «Сотня»
И.п. – лежа на спине, руки
вниз, плечи и голова
вверх, ноги вверх.
3. «Скручивания»
И.п. – лежа на спине,
стопы на полу, руки вниз.
1-2-3-4 – сед ноги вместе,
руки вверх
30”
30’’
3 раза
5 раз
Вытягивать шею, голову не
запрокидывать назад.
Руки расслаблены. Дыхание
глубокое, ровное. Избегать
прогибов в пояснице.
На выдохе поднимите верх корпус,
потянитесь ладонями вдоль пола
вперед, выпрямите ноги вверх или
согните на 90 гр. в положении
пилатес. Поясница плотно прижата
к полу и стабилизирована, нижние
края лопаток касаются
коврика.
Живот подтянут.
Движение руками вверх и вниз.
Спина не прогибается. Не опускать
голову и плечи.
Плавное, медленное движение.
Выдох при скручивании, вдох – и.п.
Подбородок прижат к груди, ноги
вместе. Сед – ноги прямые.
Прямые руки в локтевых суставах.
Ноги не отрывать от пола.
Проработка зоны
источника энергии.
Укрепление мышц
таза и бедра,
укрепление
поперечной
мышцы живота,
стабилизация.
Способствовать
развитию
гибкости.
Растягивание
мышц ног.
Массаж
позвоночника,
растягивание
мышц спины,
развитие мышц
пресса, улучшение
баланса и
координации.
Проработать
мышцы брюшного
пресса.
Растягивать
мышцы спины и
ног.
5-6-7-8 – И.п.
4) «Круговые движения
одной ногой»
И.п. – лежа на спине, руки
вниз, правая нога на полу,
левая – вверх.
1-2-3 – круговое движение
левой ногой вправо;
4 – И.п.
5-6-7 – то же влево
8 – И.п.
5) «Перекаты»
И.п. – Сидя на полу,
согните ноги в коленях и
обхватите колени
ладонями. Оторвите стопы
от пола и найдите
равновесие. Локти тяните
в стороны. Плечи
максимально отдалены от
ушей.
1-2 – перекат назад
3-4 – И.п.
6) «Вытягивание мышц
ноги»
И.п. – лежа на спине, ноги
вверх.
1-2-3 – правая нога вверх,
левая к груди. Руки на
левой ноге.
4 – И.п.
5-6-7 – левая нога вверх,
3-4 раза
4 раза
6-8 раз
Спина не прогибается. Туловище
неподвижно. Нога прямая, тянется
вверх. Нога на полу – стопу не
отрывать от пола. Избегать
разворота ноги во время движения.
Повторить упражнение на другую
ногу.
Спина «круглая». Подбородок
касается груди. Начните перекат,
сохраняя корпус в исходном
положении. При движении
старайтесь еще больше округлить
спину. Перекатитесь до края
лопаток и вернитесь обратно в
исходное. Перекат осуществляется
полностью на работе мышц центра,
а не на инерции — не делайте
захлеста ногами.
Туловище неподвижно, ноги
наверху прямые, тянутся вверх.
Голову не запрокидывать назад,
плечи подняты. Не опускать во
время движения. Руки в локтях
разведены в стороны.
Спина не прогибается.
Выдыхая,
потянитесь правой ногой вверх,
придерживая при этом левую,
чтобы бедро не отклонялось в
сторону. На вдохе меняйте ноги.
Проработать зону
источника энергии.
Способствовать
формированию
правильной
осанки. Укреплять
мышцы живота.
Упражнение
укрепляет косые
мышцы живота и
растягивает
заднюю
поверхность бедра.
правая к груди, руки на
правой.
8 – И.п.
7) «Одновременное
вытягивание ног»
И.п. – лежа на спине, руки
вниз, ноги вверх.
1-2-3-4 – угол 45 градусов
5-6-7-8 – И.п.
8) «Пила»
И.п. – Сидя на полу с
прямой спиной, вытяните
ноги вперед и раздвиньте
их на ширину плеч. Носки
тяните на себя.
Вытягивайте позвоночник
вверх, будто хотите
достать макушкой до
потолка. Вытяните руки в
стороны.
6 раз
6-8 раз
Ноги прямые в коленях. Туловище
неподвижно, голову и плечи не
опускать. Спина не прогибается.
Вдох – угол, выдох – И.п.
Выдох – начните скручивание в
сторону, потом на прессе округлите
спину вперед и вниз. Тянитесь
руками в стороны, правой рукой к
левому мизинцу. Выполните два
небольших выдоха, «пиля» стопу
мизинцем. На вдохе выпрямитесь в
и.п., выдыхая, выполните движение
в другую сторону. Прижимайте
ноги и ягодицы к полу, не двигайте
ими во время скруток.
Выдыхайте на скрутке и вдыхайте
Ноги и руки прямые.
Результаты экспериментальной группы
Испытуемые
Наклон вперед из положения стоя на
гимнастической скамье
Поднимание туловища из положения
лежа на спине
До
После
Разница
До
После
Разница
1
+1
+4
3
20
31
11
2
+2
+6
4
22
34
12
3
0
+3
3
23
34
11
4
+4
+6
2
25
38
13
5
+5
+9
4
27
39
12
1
+3
+7
4
12
22
10
2
+2
+6
4
17
26
9
3
+5
+10
5
24
36
12
4
+4
+9
5
23
37
14
5
+6
+10
4
25
40
15
Заключение
Внедрение элементов новых физкультурно-спортивных видов в учебно-воспитательный
процесс по физической культуре с детьми позволяет не только разнообразить уроки, повысить
интерес у занимающихся, создать положительный эмоциональный фон занятий, но и
эффективно решать узко специализированные задачи посредством современных физических
упражнений в зависимости от существующих условий.