Автор: Мяльчина Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №56 " Ромашка"
Населённый пункт: Алтайский край г. Рубцовск
Наименование материала: Образовательная деятельность
Тема: "Космос - это вселенная"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе «Космос-это вселенная»
Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.
Задачи:
Образовательные:
Формировать понятие “космос”, “космическое пространство”,
“солнечная система”;
Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;
Развивающие:
Развивать логическое мышление;
Развивать творческое воображение детей;
Совершенствовать навыки работы с клеем и кистью;
Развивать мелкую и общую моторику;
Учить четко, отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
Воспитывать чувство гордости за родную страну.
Оборудование:
презентация «Космос – это Вселенная!» , Разрезные картинки с космическим
сюжетом, Ракета.
Музыкальное оформление:
Словарная работа: небо, звездное небо, комета; звезда, планета, созвездия;
Солнце,
Земля,
Луна;
космос,
космический
корабль,
спутник,
телескоп,
космический полет, космонавт, скафандр.
Предварительная
работа: беседа с детьми о предстоящем празднике 12
апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов,
спутников Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, давайте поиграем. У меня есть разрезные картинки. Скажите, как
можно с ними поиграть?
- Чтобы собрать картинку в одно целое, нужно правильно подобрать
фрагменты.
Дети по одному выбирают фрагмент картинки. Собирают фрагмент в одно
целое.
- Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить?
Дети, посмотрите на эти картинки (Слайд №1 изображение космического
пространства, звезд, планет).
Что вы видите? (звезды, планеты)
А когда мы можем видеть звезды? ( Ночью, на ночном небе)
А кроме звезд, что еще вы видели на небе? Днем — Солнце, а ночью Луну.
Солнце, Луна, звезды — все это находится в космическом пространстве.
Слово
«космос»
означает
«все
на
свете».
Вселенная
—
это
все,
что
существует.
А вы узнали вот эту планету? (Слайд №2 показать изображение Земли)
Как вы поняли, что это планета Земля? (она голубая)
А почему наша планета имеет много голубого и синего цвета? (синий цвет —
это океаны и моря)
Наша планета Земля — это часть Вселенной.
Люди с давних времен смотрели на небо и задумывались, а что там дальше за
облаками и мечтали подняться выше облаков. Люди изобрели телескопы, это
специальные приборы, которые позволяют людям видеть то, что расположено
очень далеко от Земли.
Потом
люди
изобрели
космические
корабли.
(Слайд
№
3
Изображение
космических
кораблей).
Космические
корабли
долго
испытывали,
чтобы
полеты на них были безопасны для человека. В космос первыми полетели не
люди,
а
первый
успешный
полет
в
космос
совершили
собачки
Белка
и
Стрелка( Слайд №4показать детям фотографии животных). А после того, как
полет собачек прошел успешно, в космос полетел первый человек. Скажите,
дети, кто знает, как зовут первого космонавта?
( Слайд №5 Юрий Гагарин)- показать фотографию космонавта.
Этот полет произошел 12 апреля 1961г. и с тех пор в этот день празднуется
День Космонавтики.
А вы хотели бы совершить космическое путешествие?
Давайте сделаем космический корабль (дети ставят стульчики друг за другом
парами) и отправимся в путешествие к планетам Солнечной системы.
У Солнца есть своя семья —это 9 планет. Их так и называют- планеты
Солнечной системы.
(Слайд №6 показать детям изображение всех планет Солнечной системы,
описать, как они выглядят, перечислить их).
Воспитатель:
Но наш корабль не простой, чтобы полететь к каждой следующей планете,
нужно отгадать загадку.
Первая планета, к которой мы полетим -это Меркурий- самая близкая к
Солнцу планета. (Слайд №7)
Загадка:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Хвост его — полоска света
А зовут его........ (комета)
Молодцы загадку отгадали, теперь можем лететь дальше.
А загадка такая:
Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет
Цветет зимой и летом.
А семечек все нет (Солнце)
Хорошо, и эту загадку вы отгадали, а значит, наш корабль может лететь
дальше. Сейчас мы летим на Марс. Марс иногда называют красной планетой.
А знаете, почему?
Скалы
на
Марсе
содержат
большое
количество
железа,
а
железо,
когда
ржавеет, становится красно-бурым. (Слайд №8)
Отгадаем загадку, чтобы наш корабль полетел:
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка
Собаки лают, достать не могут(месяц)
А
сейчас
нас
ждет
самая
крупная
в
Солнечной
системе
планета
Юпитер(Слайд №9)
и следующая загадка:
Вся синяя дорожка усыпана горошком (звезды)
Впереди нас ждет планета с кольцами — Сатурн, (Слайд №10)
Загадка:
Ночью на небе только один
Большой серебристый висит апельсин (луна)
Молодцы,
ребята,
вы
все
загадки
отгадали
правильно
и
к
остальным
планетам мы полетим без остановок.
Впереди нас ждут планеты Уран, Нептун и Плутон.(Слайд №11)
Вот и пришло время возвращаться домой, но прежде чем вернуться, давайте
выйдем в открытый космос.
Для этого наденем скафандры — специальная одежда,которая защитит нас.
(Слайд №12)
Когда вы покинете корабль, то будете находиться в состоянии невесомости,
как будто будете летать.
Звучит «космическая музыка» (дети «летают в невесомости»).
Звучит команда воспитателя: возвращаемся на корабль и летим домой.
Пока мы будем лететь, вспомним, на каких планетах мы побывали.
( дети перечисляют планеты с помощью воспитателя).
Подвижная игра «Космонавты)
Воспитатель:
Дети, мы с вами долго путешествовали, пришлось мало двигаться, давайте
поиграем в игру «Космонавты»
Расставляем стульчики в количестве меньшем, чем количество детей.
Воспитатель читает стихотворение:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты
На какую захотим, на такую полетим
Но в игре один секрет–опоздавшим места нет
Дети бегают, а когда воспитатель произносит последнюю фразу, дети должны
занять места на стульчиках. Опоздавшие выбывают.
Воспитатель:
Сколько планет и звёзд открыл человек! А вы хотите зажечь свою звездочку
на память о нашем полёте? Проходите в бюро первооткрывателей. Обмакните
ладошку в краску, разведите шире пальцы и приложите ладонь к
космическому пространству. Теперь у вас есть звёздочка, с которой вы
каждый вечер будете встречаться, глядя на небо.
(Дети обмакивают ладошку в гуашь и оставляют отпечаток на ткани.)
Итоги занятия:
Вам понравилось путешествие?
Дети, что нового мы сегодня узнали?
Как называется наша планета?
А на каких планетах мы с вами побывали сегодня?
Как звали собачек, которые были в космосе?
А как звали первого космонавта?
Как называется космический костюм?
Давайте улыбнёмся дуг другу. Я вижу у вас хорошее настроение, сохраните
улыбку
на
целый
день.
На
память
о
нашем
путешествии
я
дарю
вам
звёздочки.